ПО ПОВОДУ ДЕКРЕТА ВАТИКАНА ОТ 13 ИЮЛЯ 1949 г.

Кто из христиан не знает слов Спасителя: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. VII, 12).

Как раз в полную противоположность этим словам Спасителя папа Пий XII 13 июля 1949 г. издал декрет, имеющий целью возбудить раздор среди народов и внести в высокую моральную атмосферу всеобщей борьбы народных масс за мир среди народов расхолаживающий и отравляющий фактор. В данном случае мы имеем в виду запрещение Ватикана католикам, под угрозой отлучения от Церкви, выражать тем или другим способом свое сочувствие коммунистам или быть членами коммунистических партий, идущих, как известно, везде в авангарде борьбы за мир. Как это ни дико, но целые массы католиков на основе этого ватиканского декрета подлежат отлучению от Церкви за их не вероисповедные, а политические взгляды и симпатии.

Ватикан, на соблазн честно мыслящим католикам и другим христианам, смехотворно выступил против христиан с широкой чрезвычайной церковной мерой в области, где христианин, по слову Божию, свободен и не связан никакими внешними условиями и формами жизни, кроме нравственных условий, требующихся от него лично.

Однако бесспорным фактом жизни и истории является то, что широкие массы христиан, независимо от конфессиональных особенностей, сочувствуют новым социально-политическим преобразованиям и поддерживают их. Почему сочувствуют? Во-первых, потому, что в данном случае они проявляют свое сочувствие в области отнюдь не вероисповедной, а в области, где их христианская свобода ничем внешним не связана и не может быть связана, так как не связали ее здесь Христос и Апостолы никакими внешними формами социально-политического бытия, а указали только общее моральное правило — строить земную жизнь на непременной основе заповеди о всепроникающей любви и осуществлять в жизни правду Царства Божия, правду, равно одинаковую для всех людей, правду живую и действенную, организующую жизнь людей в направлении морального прогресса.

Во-вторых, за рядом непосредственных жизненно практических своих причин, сочувствуют и потому, что программа нового социального переустройства вызывает у христиан дорогой образ первохристианской Иерусалимской общины, в которой «у уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее», и «не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. IV, 32, 34, 35).

Христианский разум не может не останавливаться на образе первохристианской общины и на том характерном явлении, что первые шаги своей новой христианской общественной жизни она делает в определенном направлении некоторых форм и начал в общественных отношениях, делает их как вывод из своего христианского сознания, которое, само собою очевидно, не было враждебно этим, имевшим тогда кратковременную тенденцию развиться, формам и началам и не исключало их, а склонялось к ним. Христианский разум, в частности, католика, воспитанного в особом уважении к св. Апостолу Петру, не может пройти мимо того обстоятельства, что св. Апостол Петр в первохристианской Иерусалимской общине стоял в непосредственной близости к делу обобществления имущества членов общины и даже покарал смертью Анания и Сапфиру, позволивших себе покривить душею при осуществлении этого дела (Деян. V, 1—10). И св. Апостол Павел высказался в согласии с духом устремлений первохристианской Иерусалимской общины, когда он, давая совет Коринфянам изобиловать вещественной милостыней в служении святым, т. е. нуждающимся христианам, написал: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (Исх. XVI, 18)» (2 Кор. VIII, 13—15).

Христианин, чуждый предвзятого, мирского, греховного предубеждения, не может не видеть органического единства между идеями Евангелий и апостольских посланий и моральными основами начинавшей складываться общественной жизни первохристианской общины.

Все это известно Ватикану, но он издавна старается вытравить это из сознания верующих христиан. А это равносильно отравлению христианского сознания с целью, чуждой христианству. Отравление это нужно Ватикану потому, что он боится невольно возникающего в сознании современных христианских масс сопоставления моральных идей христианства с духом коллективизма и равенства нового общественного строя. Но народные христианские массы все больше прозревают, что Ватикан и папа Пий XII действуют под влиянием той чисто материальной причины, которая привязывает их к несродному массам социально-политическому лагерю и которая после второй мировой войны так заметно обнаружила себя в постыдно поспешном переходе Ватикана на сторону американского империализма.

И нетрудно разгадать чрезвычайный ватиканский маневр. В момент чрезвычайно возросшей агрессивности американского империализма и усиленной подготовки им войны руками христианских народов Ватикан, в свою и американского империализма греховно-эгоистическую пользу, старается подавить свободу и поставить сознание христианских масс на нехристианский путь ложным и религиозно-незаконным применением своего церковного авторитета. Ватикан явно желает отдать Божие — совесть христиан — не Богу и не морально высокому идеалу, а сделать ее служанкой и опорой царства темных, греховных человеческих страстей, царства золотого тельца. Но христиане знают, что это царство словом Божиим морально осуждено. Тем не менее Ватикан и папа Пий XII, во имя этого царства, усиливают пресловутую холодную войну прибавлением к ней своей церковной акции. Они спешат, вопреки миру Божию, неправедно поднять церковный меч и этим способствовать успеху предполагаемой бесчеловечной атомной войны и гибели бесчисленных масс христиан. Поистине, не христианское дело и не христианский путь!

Необходимо к этому прибавить и следующее. Папство спокойно числит в лоне католической Церкви миллионы совершенно индифферентных к самой католической вере и морали людей и не грозит им отлучением от Церкви, хотя очевидным для всех является то, что данный индифферентизм последовательно возрастает и подтачивает католическую Церковь в Европе. А в зоне распространения других религий, например, в Китае, Японии и в других странах, папы позволяют своим миссионерам, и особенно иезуитам, осуществлять такое приспособление и подделку католицизма под местные религиозные понятия, обычаи и привычки, что в сознании новообращаемых создается фактически узаконенное теперь папами странное смешение христианского и языческого вероучения.

Например, по инструкции папы Пия XI от 1936 г., одобренной в 1939 г. Пием XII, католикам-китайцам разрешается почитать Конфуция, содержать конфуцианский культ предков и присутствовать католическим церковным властям на религиозных церемониях этого культа, «даже если эти церемонии могут по внешнему виду показаться суевериями». (См. «Оссерваторе Романо» за декабрь 1939 г.). Папа Пий XI 28 мая 1935 г. разрешил католикам Манчжурии, а 26 мая 1936 г. католикам Японии принимать участие в религиозных церемониях шинтоистского культа почитания императора, предков и павших в бою. Этим в действительности декларировалась для японских католиков возможность удержания языческих религиозных понятий, хотя папа Пий XI и присовокупил для приличия казуистическую лазейку, что он рассматривает шинтоистские языческие церемонии как гражданские и патриотические.

Папы Пий XI и Пий XII сочли подходящим пойти по другому пути, чем папа Бенедикт XIV, который в булле 1742 г. осудил и запретил иезуитам в Китае включать культ императора и культ предков в католическую практику (См. Шейнман М. М. «Ватикан между двумя мировыми войнами», 1948, 128—129). Вообще папы проявляют иногда в вероисповедной области своеобразный либерализм, руководствуясь иезуитским принципом: цель оправдывает средства.

Указанные знаменательные факты заставляют считать, что издание Ватиканом декрета от 13 июля 1949 г. вызвано в корне своем не религиозной ревностью, не религиозной заботой, а другой, греховной заботой о земных привилегиях и стяжаниях, в которой руководство католической Церкви издревле показывает свое слабое в деле религии упование на Бога и великое упование на богатство, на земные силы и дезинформацию масс.

Из этого же нехристианского источника проистекает и тот знаменательный факт, что Ватикан вступает в контакт с растленной югославской кликой Тито, несмотря на то, что эта клика лезет вон из кожи, объявляя себя якобы действительным звеном в социалистическом и коммунистическом движении. Поддерживающим Тито католикам, значит, Ватикан не будет угрожать отлучением. Здесь Ватикан явно выдает свой секрет, что декрет от 13 июля 1949 г. издан им не для обороны религиозной истины, а для обороны своих неправедных земных интересов путем лукавого расчета на темноту религиозных католических масс и на их доверчивость к религиозному авторитету папства.

Давно прошли времена средневековья, когда земные обстоятельства помогли папству внедрить в значительную часть католических масс взгляд на папу, как на некоего, обладающего божественными свойствами, живого идола. Определение это принадлежит католическим историкам (Ланфрэ и друг.), близко изучившим папство. Теперь папы очень хотят возродить средневековые взгляды, хотят стать на место единого истинного Бога, как некие живые идолы, вещая свое сугубо земное и человеческое, как якобы Божие.

Но христиане знают, что, по слову Апостольскому, «идол в мире — ничто» (1 Коринф. VIII, 4). Христиане находят и будут находить подлинное слово единого истинного Бога и, Его же Он послал, Господа нашего Иисуса Христа. Мыслящие христиане будут сливаться с совестью истинной Вселенской Православной Церкви Христовой, которая отвергает такие фальшивые деяния пап, как недавний ватиканский декрет, не по-христиански вторгающийся в неподлежащую область и, кроме того, явно имеющий целью вызвать у христиан вспышку религиозной нетерпимости и подтолкнуть их в лагерь поджигателей войны.

Православная Русская Церковь всегда была искренней сторонницей мира между народами, великими и малыми. История же папства и высшего руководства католической Церкви множеством фактов неопровержимо свидетельствует, что это руководство отступает от духа Христова учения из-за чисто земных, кастово-своекорыстных целей и издавна становится на сторону захватнических войн, особенно против миролюбивых и малых народов. Не впервые также и в наши времена Ватикан и папа объявляют крестовый поход против людей, убежденных в необходимости твердого поддержания длительного мира между народами.

Угроза миру, ясно вытекающая из ватиканского декрета, вызывает уже и будет все больше вызывать осуждение со стороны христиан, которых Господь призвал к миру (1 Кор. VII, 15). Св. Ап. Петр навсегда оставил христианам пожелание, чтобы у них умножался мир (1 Петр. 1, 2). Св. Ап. Иаков изъяснил, что плод правды сеется у тех, которые хранят мир (Иак. III, 18). Св. Ап. Павел говорит, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе», и заповедует христианам «искать того, что служит к миру» (Римл. XIV, 17, 19).

По убеждению русского православного человека совесть христианских масс будет на стороне той части человечества, которая устремлена к сохранению мира между народами.

Д. Прокофьев

[1] По-славянски: «яко да будет равенство».

Система Orphus