ЦЕРКОВЬ И МИР

В борьбе прогрессивного человечества за международный мир достигнута огромная победа: многомиллионный китайский народ сбросил ярмо продажной реакционной власти, взял свою судьбу в собственные руки и включился в общий фронт мира, возглавляемый Советским Союзом. Сразу же мощь этого фронта возросла настолько, что треть всего человечества свободно и организованно, в полном сознании своей правоты и силы противостоит теперь лагерю поджигателей войны и всеми своими действиями заявляет о твердой решимости защитить и обеспечить мир для всего человечества.

Но в действительности фронт сторонников мира еще шире и сильнее, ибо к нему тяготеют и с каждым днем присоединяются трудящиеся решительно всех стран, как и все люди доброй воли, без различия религиозных и политических убеждений. Об этом свидетельствуют ежедневные газетные сообщения об успехах движения сторонников мира во всех частях света и особенно там, где империалисты открыто ведут подготовку к войне.

Принимая все более и более широкие размеры, стремление современного человечества к миру представляет факт огромного значения, уясняемого по мере развития событий. Чем сильнее обостряется борьба за мир, тем становится очевиднее, что уставшее от войны и раздоров человечество возжаждало, наконец, единой жизненной правды и устремилось к тому спасительному источнику, где «правда живет» (2 Петр. III, 13).

Пусть это будет только первый этап на пути к настоящей цели, но он обещает связать преобразование настоящего несовершенного мира с духовным возрождением человечества. Уже одним стремлением уничтожить зло войны и достичь мира положено в какой-то степени начало осознанию ценности жизни — и не в смысле биологического существования, а в смысле непреходящего блага. Как будто бы сквозь томительную смену рождений и смертей человечеству показалось видение иной жизни, чуждой страдательного и смертного начала, и все вдруг поняли, что борьба за существование не есть жизнь, что это — испорченная, искаженная жизнь, которую нужно восстановить в свойственном ей высоком смысле и неувядаемой красоте.

И вот, отталкиваясь от ужасов только что минувшей войны, человечество, чем дальше, тем полнее начинает постигать ее ближайшие причины. Оно справедливо видит их в несовершенстве и несправедливости старого капиталистического строя жизни, основанного на праве сильного, и устремляется к новым общественным отношениям, построенным на основе свободы от рабства, равенства в правах и солидарности в отношениях между людьми и народами. Возможность новой лучшей жизни является тем более притягательной, что она уже реально осуществляется в Советском Союзе и странах народной демократии.

Следовательно, в своем происхождении и существе беспрерывно расширяющийся лагерь сторонников мира является не каким-нибудь партийно-политическим мероприятием, искусственно возбуждаемым в народных массах, не пропагандистской акцией против известного политического блока государств, а таким мировым событием, которое вырастает из нравственной потребности человеческого рода.

Воплощаясь в конкретные формы борьбы за мир, это нравственное по природе движение, конечно, не может и не должно проходить мимо социальных болезней своего времени и неизбежно должно влиться в то политическое русло, которое предоставляет наибольший простор его стремительности и наилучшее направление к желанной цели. Таким руслом в настоящее время является широкая перспектива общественного переустройства, устраняющего трагические общественные противоречия, а вместе с ними и международные, благодаря чему делается возможным желанный всеми народами мир.

Поэтому движение сторонников мира, подобно потоку весенних вод, стихийно устремляется в берега именно новой общественности, чтобы вызвать на них жизнь, исполненную мирного и свободного труда, с которым перед человечеством откроются новые перспективы развития.

Осмысливая реальные факты, нужно признать, что новые берега общественного развития достаточно широки, чтобы вместить все миролюбивое человечество со всем разнообразием его политических и религиозных убеждений, лишь бы им руководила одна добрая воля к взаимопониманию и миру, которая, разумеется, сумеет наладить должным образом и мирную жизнь народов.

В силу той же доброй воли, движение противников войны не исключает, а на известном этапе прямо предполагает возможность мирного сосуществования различных социально-экономических систем в предвидении мирной смены отживших форм общественной жизни. Этим мирным предложением силы мира как бы взывают к благоразумию тех, у кого, кажется, не осталось уже никакого благоразумия, чтобы понять ход истории и повиноваться ее законам. Отсюда с необходимостью возникает та решительности и настойчивость, с какими все убежденные противники войны должны действовать в пользу мира.


Прежде чем говорить о том, каким оружием располагает и как им действует фронт друзей мира, необходимо ответить на вопрос: против кого же этот фронт направляет свои огромные силы?

Фронт поборников мира противостоит фронту мировой реакции. Ядро последнего составляют те сотни семейств, которые владеют мировыми богатствами, и их окружение в виде ближайших служителей и прислужников капитала. Сюда входят те правительства и классы, которые ведут колониальные войны, эксплоатируют трудящихся в интересах наживы и всеми путями стремятся к мировому господству. С этой именно целью они готовят новую опустошительную войну против Советского Союза и стран народной демократии. Развивая гонку вооружений, они изощряются в изобретении бактериологического оружия, атомных и водородных бомб и других средств массового уничтожения людей.

Нетрудно видеть, что все эти действия исходят от людей, утративших не только понимание истории, но и самую совесть, не говоря уже о других моральных устоях. Правда, в их идеологическом арсенале можно найти и некоторые гуманистические и даже христианские идеи, но они применяются лишь для прикрытия звериной психологии. Она нередко обнажается в попытках идеологов капитализма оправдать его политику и найти путь к спасению отжившего строя.

Указывая такой путь, некто Вильям Фогт в своей книге, изданной в 1948 г., пишет буквально следующее: «Уменьшение численности населения Европы было бы самым крупным вкладом в дело всеобщего мира». Или дальше: «С точки зрения всего человечества голод в Китае, пожалуй, не только желателен, но и необходим». И наконец: «величайшим преимуществом, каким обладает Чили, является высокая смертность населения».

Лучшей иллюстрацией к этой циничной философии может служить реальная политика правительства США, которое, вслед за агрессивным северо-атлантическим блоком государств, стремится теперь создать новое кольцо стран-сателлитов от Японии до Бирмы и вооружить их пушками с явной целью снизить численность населения в Азии. О том же говорит американская политика оказания «помощи» слабо развитым азиатским районам. Между тем американские благодетели не желают продать Индии миллиона тонн пшеницы по умеренным ценам, добиваясь, очевидно, довести до голода население Индии, вместо Китая, где эта затея окончательно провалилась.

Словом, каждый день приносит все новые и новые факты и доказательства человеконенавистнической политики фронта реакции, которому мужественно противостоит прогрессивный фронт борцов за мир.

Каким же оружием располагает и действует фронт друзей мира, в отличие от Поджигателей войны, и какими путями движется он к поставленной великой цели?

Освещая эти вопросы с религиозной точки зрения, нужно сказать, что какова цель, таков и путь к ее достижению. Например, цель развязывания новой войны, прикрываемая снаружи лицемерной заботой о мире, выдает себя методами запугивания и устрашения народов новыми орудиями уничтожения, а также непрошенным вмешательством империалистов во внутренние дела отдельных стран. Она же видна в политике наступления на жизненный уровень и гражданские права трудящихся, а также в расовой дискриминации, в гонке вооружений, в «холодной войне» против Советского Союза, в пропаганде вражды и ненависти к странам народной демократии. К той же цели ведут пути тайных сговоров против СССР, Китая и других независимых стран. Не менее показательны в этом отношении примеры подрывной работы в тех же странах, как и преследования сторонников мира в сфере империалистического влияния.

С другой стороны, высокая цель защиты мира достигается его сторонниками совсем иными средствами. К ним относятся, прежде всего, многочисленные конгрессы и конференции мира, протесты и демонстрации трудящихся против агрессивной политики реакционных правительств, осуждение колониальных войн и гонки вооружений, призывы к тому, чтобы покончить «холодную войну» с Советским Союзом и странами народной демократии, сборы подписей в пользу мира и многие другие способы организации общественного мнения против приготовлений империалистических держав к новой войне.

Вот, например, манифест борцов за мир, действующих во Франции: «Во имя человечества и права на жизнь: мы хотим, чтобы наш парламент высказался за объявление атомной бомбы вне закона; мы хотим, чтобы Объединенные нации немедленно приняли решение об уничтожении запасов атомных бомб; мы требуем, чтобы каждый, кто угрожает миру атомной войной, рассматривался как военный преступник; мы призываем все правительственные учреждения оказать воздействие на свои правительства во имя торжества разума».

Взывая в одном случае к благоразумию своих правительств, борцы за мир в другом месте отказываются перевозить оружие и войска, в третьем — бастуют, отказываясь производить вооружение, в четвертом месте протестуют против присоединения к агрессивному североатлантическому блоку, в пятом — подают петицию в Организацию Объединенных наций с требованием о созыве конференции четырех держав. И всюду силы мира действуют искренно и открыто, применяя вполне демократические, нравственно законные способы борьбы, исходящие из разумной воли и взывающие также к благоразумию.

Если обобщить все разнообразные формы современной борьбы за мир, то окажется, что оружием этой борьбы является, главным образом, солидарность и организованность миролюбивых людей в сопротивлении агрессивной политике поджигателей войны. И самая прочность и длительность международного мира мыслится как результат этой солидарности, закрепленной всеобщим разоружением и силой международного права. При этом не подлежит сомнению, что в будущем все международные противоречия должны разрешаться только мирным путем, а не уничтожением миллионов человеческих жизней.

Таким образом, прогрессивное человечество в своей благородной и мужественной борьбе за мир применяет чисто человеческие и нравственно законные средства, и при любом исходе этой великой борьбы за нею останется непреходящая заслуга доброго почина и значение единственно разумного в данных условиях разрешения мирового кризиса.


Таковы человеческие пути и средства к достижению мира и солидарности народов в интересах созидательной жизни, могущей быть таковою лишь при условии освобождения от страха войны. Таковы человеческие намерения, подтверждаемые мужеством и решительностью действий защитников мира, защитников подлинно человеческой нормы жизни, которую постоянно проповедует и христианство. Поэтому движению его сторонников сопутствует и Церковь Христова, которая объединяет многие миллионы людей, исповедующих Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, во плоти пришедшим в мир, дабы искупительной жертвой Своей любви освободить человека от греха, проклятия и смерти, восстановить его в утраченном достоинстве и вернуть ему тот мир, который должен увенчать славу сынов Божиих, т. е. мир с Богом и со всеми ближними в Боге, Мир вечный и блаженный, или Царство Божие.

Предначаток этого Царства — Церковь Христова, которую составляет великая семья поместных Православных Церквей, постоянно и неуклонно насаждает дух любви и мира в сердцах своих членов и неизменно стоит на страже международного мира. Ещё в феврале 1945 г. Поместный собор Русской Православной Церкви, на котором присутствовали Предстоятели и Представители других автокефальных Православных Церквей, обратился к христианам всего мира, призывая их вести «неустанную борьбу за торжество во всем мире свободы, истины и добра». Тогда же, в обращении к народам всего мира, Главы и Представители Православных Церквей заявили, что «христианская религия должна только благословлять усилия всего прогрессивного свободолюбивого и миролюбивого человечества, направляемые сейчас к устроению такого порядка на земле, при котором мир никогда не будет больше знать фашизма и кровавых кошмарных агрессий, подобных гитлеровской».

В 1948 г. Совещание Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, состоявшееся в Москве, вновь обратилось к христианам всего мира с призывом «стать броней против всех покушений и

любви и правды, дабы мы могли озарить и осветить мир светом этих христианских истин во славу Единого, Вечного, Нетленного Бога и на общее благоденствие Его любимого творения — человека».

В следующем 1949 г. Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий в своем призыве в защиту мира горячо поддержал предложение Международного комитета деятелей культуры о созыве Всемирного конгресса сторонников мира и от лица Русской Церкви призвал все братские автокефальные Православные Церкви присоединить свой голос к огласившему весь мир благородному призыву в защиту мира.

Затем призыв Русской Православной Церкви прозвучал из уст Митрополита Николая с трибуны Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, повторившись во всех уголках мира эхом сочувствия трудящихся. Тот же голос с трибуны Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве предостерег от измены христианскому долгу «многие тысячи честных католических и протестантских священников и пасторов и многие миллионы простой верующей массы, составляющей их паству», и обратился к ним с призывом «противостоять соблазнам каинова братоубийства и употребить все усилия на укрепление богоугодного дела мира».

В Международный день мира, 2 октября минувшего года, русские православные люди во всех храмах страны молились о мире всего мира и слушали новое послание своего Патриарха с призывом помогать трудом и молитвой достижению мира. А опубликованные в № 1 «Журнала Московской Патриархии» за 1950 г. рождественские поздравительные послания Глав автокефальных Православных Церквей и некоторых представителей инославия ясно свидетельствуют об их единодушном стремлении сохранить мир между народами во имя Родившегося в Вифлееме Спасителя мира.

И, наконец, в начале марта этого года раздался новый призыв Святейшего Патриарха Алексия к Предстоятелям всех автокефальных Православных Церквей соединиться с Русской Православной Церковью в содружестве и сотрудничестве по утверждению мира во всем мире.

«Пора всем нам вместе, — говорится в Обращении, — пастырям Христова стада — сказать открыто и во всеуслышание, что международные вопросы никогда больше не следует решать уничтожением миллионов жизней. Мы должны добиться признания права на жизнь, на распоряжение своей жизнью за каждым отдельным человеком и за каждым народом. Борьба за это право и есть борьба за мир между народами, борьба за искоренение мировой преступности, борьба, обязательная для нас, свойственная духу пастырства».

Этот призыв Главы Русской Православной Церкви дает надежду на совместное выступление всех поместных Православных Церквей — в полноте Вселенского единства — с широкой и действенной программой мероприятий в защиту мира, что уже само по себе будет нестерпимо для его врагов.


К единому фронту Православных Церквей, защищающих человечество от новой войны, несомненно тяготеют и верующие массы католиков и протестантов, которые сознают единство христианского идеала и явное уклонение от него своих «духовных» вождей. В Париже, например, уже более года существует и развивает свою деятельность Союз христиан-прогрессистов. Они пишут, что «пришло время, когда христианам необходимо

идти рука об руку с коммунистами так, как они это делали во время борьбы с немецкими оккупантами». Касаясь призыва в пользу мира Московского Церковного Совещания 1948 г., журнал этого Союза, выходящий под названием «Христианская позиция», пишет: «Что касается призыва Совещания в пользу мира, мы ему рады и выражаем искренние пожелания, чтобы этот призыв Московского Патриаршего Престола был услышан» [1].

Так думают и пишут вполне искренние и верные римскому престолу католики, вопреки ожесточенным нападкам реакционных католических кругов, величающих христиан-прогрессистов «красными» и «крайними революционерами». Но они, конечно, не «красные» и не «крайние революционеры», а верующие люди, которые не хотят, чтобы христианская религия любви и мира превращалась некоторыми кругами в опору антихристианской политики капиталистических правительств.

Хорошо известна деятельность в защиту мира французского аббата Булье, который подвергся за это преследованию со стороны римской курии. В конце февраля текущего года он возглавил делегацию Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира в Бельгию и в Рим, чтобы вручить парламентам этих стран протесты против подготовки к войне и обсудить предложения Комитета в защиту мира.

В том же направлении ведет энергичную работу настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон, представляющий мнение широких англиканских кругов. Тот факт, что Англиканская Церковь предпочитает христианский идеал мира агрессивной политике своего «лейбористского» правительства, подтверждается недавним заявлением большой группы англиканского духовенства, содержащим протест против пропаганды войны.

Осуждая атомную бомбу, резолюция Всемирного совета церквей призывает правительства «открыть новые переговоры и сделать все возможное для того, чтобы выйти из нынешнего тупика» [2].

Все эти факты говорят о пробуждении совести христианской Европы и о том, что взаимопонимание христиан всего мира в общем деле борьбы с поджигателями новой войны продолжает расширяться и укрепляться. Той же цели должна послужить мировая конвенция религий, имеющая быть 18—24 августа 1950 г. в Лондоне.

Но плоды христианского миролюбия созревают и в укрепляющемся единстве автокефальных Православных Церквей. Из их обширной и согласной семьи не могут быть отвлечены даже те немногие Церкви, которые находятся в сфере враждебной миру политики, ибо они связаны с остальными частями Единой Вселенской Церкви более крепкими узами любви и верности Христу, чем узы земной власти.

Так в борьбе за мир и за лучшее будущее народов постепенно выявляется единство христианского мира, вне которого остаются лишь те, кто, в своем стремлении господствовать над наследием Божиим, связал себя с интересами золотого мешка и грубой силы, мечтающей поработить человечество. А подлинно христианское сознание не может найти в учении Христа оснований к тому, чтобы препятствовать установлению мира на земле и тем более разумному переустройству общества, особенно такому, которое направляется ко благу всех людей. Было бы странно отрицать законность свободных человеческих усилий, направленных к усвоению божественного содержания жизни, как и то, что эти усилия служат великой цели богочеловеческого идеала.

Вот почему Церковь Христова благословляет деятельность сторонников мира, признавая тем самым необходимость и действительность тех; человеческих средств, которыми защищается мир от опасности новой войны.


Но сама Церковь действует иным оружием, свойственным ее божественной природе. Это оружие — любовь к Богу и ближнему, приводящая к свободе от греха, или к вечному миру в Царстве Божием. Объединяя людей усыновлением Богу, Церковь Христова делает их братьями друг другу, а в состоянии братства, невозможного без любви, в христианах истребляется эгоизм и все его губительные для человека и общества разновидности: шовинизм, расизм, жажда господства над другими. Истребляется эгоизм и усиливается любовь со всеми связанными с ней нравственными качествами, действие которых переносится таким образом на семью, общество, народ.

Осуществляя борьбу с личным злом в душе человека, Церковь не отрицает необходимости искоренения зла и в обществе и даже в мире физическом. Только общественная и физическая сфера жизни относятся по преимуществу к Государству, которому Церковь лишь содействует.

Такова концепция мира, насаждаемого Христовой Церковью. Она, конечно, не навязывает этой концепции мира современному человечеству, склонному в созидании мира исходить из преобразования внешних условий жизни, но сама непрерывно соединяет все земное и небесное в приискреннем общении с Богом и тем самым помогает человечеству строить свой, человеческий мир. Если он ставится в зависимость от внешний условий, то Церковь стремится укрепить его безусловным началом мира Христова. И, чувствуя нравственную силу Церкви, как и бескорыстное ее стремление помочь достижению мира, современное прогрессивное человечество не питает вражды к Церкви и приветствует ее духовную помощь.

А Церковь Христова, оставаясь для всего человечества Отчим Домом, всегда открытым для приходящих из страны далекой, молится о том, чтобы Господь милосердным действием Своей всеврачующей благодати совокупил во единое стадо всех покорных и непокорных детей Своих, дабы все пришли в единство веры и преобразились в свободу славы детей Божиих. При этом Церковь знает, что «соединение всех» — «да вси едино будут» — осуществляется постепенно, в поступательном развитии человеческой истории, которая, будучи Божиим Домостроительством спасения человечества, включает в себя как желание людей спастись, так и их свободную самодеятельность, осуществляемую даже вне Церкви. Поэтому Церковь Христова не только борется со злом в душах людей, но откликается и на все нравственно-положительные движения в человеческом обществе, видя в них стремление к истине.

Так откликается Церковь и на стремление современности устранить внешние причины вражды и добиться прочного и длительного мира между народами. Подтверждая силу своих благодатных средств, всегда действующих в пользу мира на земле, она не остается равнодушной к человеческим усилиям и присоединяет к ним свое нравственное влияние.

Признавая значение человеческой организованности, Церковь, в лице своих представителей, входит в организацию сторонником мира, хотя сама осуществляет нечто большее: вводит верующих в живой организм Тела Христова и соделывает их Его членами.

Благословляя идейную солидарность людей в достижении международного мира, Церковь не только сама солидаризируется с его защитниками,

но одновременно созидает и более мощную форму связи людей: единство духа в союзе мира, или связь братства во Христе.

Уважая силу права и законности, Церковь и закон соблюдает и проповедует более совершенную основу жизни — любовь.

Сорадуясь человеческой свободе от рабства и эксплоатации, Церковь указывает человеку путь к свободе от греха.

Приветствуя более справедливые формы человеческого общежития. Церковь побуждает верующих выполнять свои гражданские обязанности в духе любви и милосердия.

Таким образом, Церковь Христова, восполняя закон благодатью, не считает тщетными человеческие усилия, направляемые к нравственно высоким целям, среди которых международный мир является столь же возвышенной, как и жизненно необходимой задачей нашего времени. Успешное разрешение этой задачи Церковь и возводит в свой прямой долг, который она осуществляет, прежде всего, борьбой с личным злом в душе человека, содействием нравственному обновлению человечества и переустройству общественных отношений на основе братства и справедливости.

А. Крашенинников

[1] Статья «Рим или Москва» в журнале «Христианская позиция», сентябрь 1948 г.

[2] Газета «Известия», 3 марта 1950 г.

Система Orphus