ПЯТЬ ЛЕТ ПАТРИАРШЕСТВА

(4/II 1945 г. — 4/II 1950 г.)

Церковная Москва отмечала ныне пятую годовщину со дня интронизации Святейшего Патриарха Алексия не в календарный день, а, по желанию Его Святейшества, 5 февраля, в воскресенье, чтобы освятить воспоминание о начале патриаршего служения торжеством воскресной службы, не нарушая при этом обычного течения церковной жизни.

В этот день Святейший Патриарх, как и обычно, совершал Божественную литургию в Патриаршем Богоявленском соборе, но особенность дня была отмечена сослужением Преосвященного Виталия, архиепископа Дмитровского, Преосвященного Макария, епископа Можайского, и нескольких протоиереев, которых возглавлял настоятель собора протопресвитер Н. Ф. Колчицкий.

Благодаря воскресному дню, за литургией присутствовали приехавшие из Троице-Сергиевой Лавры питомцы Московской Духовной Академии и Духовной Семинарии, во главе с ректором и наставниками. Семинарско-академический хор, перекликаясь с двумя соборными хорами, своим стройным пением внес в общее благолепие воскресного богослужения настроение строгой торжественности и простоты.

Перед молебном, к началу которого прибыли и настоятели московских храмов, благочинный о. Петр Филонов прочитал Его Святейшеству от лица всего московского духовенства следующий приветственный адрес:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыко!

Сегодня мы празднуем пятилетие Вашего Святительства. От того светлого исторического дня, когда Промыслом Божиим Поместный собор Русской Православной Церкви и Предстоятели всех прочих Православных Церквей увенчали Вашу Святыню великим чином Святителя Земли нашей, Ваш путь преисполнен великими трудами на благо Церкви Христовой и на пользу славного Отечества нашего.

Утверждение внутреннего мира в Церкви, Ваше тщание о соединении воедино всех верных сынов Христовой Церкви, везде и во всем Ваше отеческое мудрое руководство Церковию, направляющее ее в правильное русло спасительного течения, внесли Ваше имя на страницы истории и золотыми словами начертали его в летописях святительских деяний как последовательного продолжателя великих трудов первосвятителей и прочих святителей Земли нашей.

Примите, Святейший Владыко и Отец наш, из глубины души исходящее сыновнее приветствие духовенства церквей г. Москвы и горячее пожелание Вам всех радостей Христовых и здоровья всецелого.

В память сего светлого, большого дня и во свидетельство правдивой сыновней преданности нашей Вашему Святейшеству, примите сей светлый образ Божественного Лика Господа и Спасителя нашего.

Его Божественные Очи несколько веков призирают с сего святого образа на молитвы верных.

Да помянет и ныне Господь Бог Святительство Ваше! Да дарует Вам Свою благость и силу! Да просветит свет Ваш пред человеки, да видят добрые дела Ваши и прославят Отца Небесного! Аминь».

В ответном слове Святейший Патриарх, прежде всего, выразил московскому духовенству благодарность за икону Спасителя, которой оно почтило его при поздравлении, и затем сказал о. том, чем отличается церковное служение от деятельности мирских людей. Указав на доблесть, умение, мудрость и другие качества, необходимые в деятельности светской, он назвал служителей Церкви лишь смиренными исполнителями воли Божией, не имеющими ничего своего и только обязанными являть своим пасомым пример в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. В этом, — сказал он, — сила и преимущество служителей Церкви перед мирскими людьми.

Затем Святейший Патриарх призвал всех возблагодарить Бога за то, что Он, храня нашу Церковь, удостаивает нас счастья получать в храмах духовное назидание и утешение и дает возможность распространять веру Христову в дальних странах, где верующие видят в Русской Церкви пример апостольской чистоты и верности Священным Преданиям. При этом он напомнил, что сегодня в братской Чехословакии Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, посвящает нового епископа.

В заключительных словах, исполненных глубокой молитвенной заботы, Святейший Патриарх призвал всех просить Бога о том, чтобы Он благословил нас хранить апостольскую чистоту Церкви, ее верность канонам и чтобы не оскудевали в нашей Церкви честное епископство, ревностное пастырство и мужи знания духовного — верные и бескорыстные руководители духовного юношества.

После этого многозначительного слова все особенно горячо молились, вкладывая в молебные прошения великую заботу своего Первосвятителя о благостоянии Русской Православной Церкви, вверенной его руководству Промыслом Божиим. В общей молитве как бы ожили события прошедших пяти лет, и вновь раскрылся в своем глубоком значении пройденный путь строительства церковной жизни.


Начало прожитого пятилетия окружено событиями Великой Отечественной войны. С нею связаны и ближайшие предпосылки нового ответственного служения: борьба с обновленческим расколом за единство Церкви, затем героическое стояние за Русскую землю в осажденном фашистами Ленинграде и далее сотрудничество Патриарху Сергию в церковно-патриотической работе на благо и грядущее процветание Родины. Когда в мае 1944 г. умирает Патриарх Сергий, все обстоятельства, включая и волю покойного, указывают на Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, как на достойного преемника и продолжателя его церковной политики. С этого момента и начинается первосвятительское служение Митрополита Алексия в звании Местоблюстителя Патриаршего Престола.

В период местоблюстительства, совпадающего с последним этапом Великой войны, Церковь продолжает самоотверженную патриотическую работу. В посланиях Патриаршего Местоблюстителя звучат ободряющие призывы к пастве о молитвенной и материальной помощи фронту, в проповедях духовенства разоблачается антихристианская сущность фашизма. Начинается и церковная работа по укреплению духовной связи нашего Отечества с освобожденными от фашизма православными народами Юго-Западной Европы.

Вместе с тем нужно было заботиться и о внутреннем устроении Церкви, нуждавшейся в первую очередь в законченной канонической администрации во главе с Патриархом. Для этого требовалось упорядочить административный аппарат Церкви, т. е. заместить все архиерейские кафедры, в особенности в освобожденных от врага районах, довершить ликвидацию обновленческого раскола, организовать подготовку священнослужителей в духовных школах и довести до конца начатую Патриархом Сергием работу по дальнейшей нормализации отношений с Государством.

В этом направлении было сделано все необходимое, чтобы взаимопонимание Церкви и Государства достигло той ясности, которой определялась и внутренняя независимость Церкви и ее правовое положение в Государстве. Открылась широкая область церковной жизнедеятельности, и прояснились перспективы дальнейшего строительства церковной жизни. Эти успехи взаимного понимания Церкви и Государства были закреплены на Поместном соборе 1945 г., который утвердил «Положение об управлении Русской Православной Церкви» и избрал Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси.

Благоприятные возможности нового положения Церкви, определившиеся в самом начале первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия, стали в дальнейшем источником новых успехов Церкви, прежде всего, в области внутренней жизни. Закончил свое существование обновленческий раскол, и восстановилось внутреннее церковное единение всех православноверующих. Возродились духовные семинарии и духовные академии, в которых воспитывается теперь духовное юношество для служения Церкви Христовой. Вновь затеплилась монашеская жизнь в Троице-Сергиевой Лавре и других монастырях.

В связи с вхождением церковной жизни в собственное русло, прояснилось и церковное веросознание. Освободившись от многих примесей и пережитков прошлого, оно весьма обогатилось опытом практического сочетания требований Церкви с гражданскими правами и обязанностями. Верующим людям теперь ясна область церковной жизнедеятельности, границы которой достаточно широки, чтобы вместить заботу Церкви о спасении людей для вечной жизни. Это есть область нравственного воспитания верующих людей, сознающих себя членами семьи Отца Небесного и в силу этого сознания обязанных осуществлять свое богосыновство в нравственной школе земной жизни.

Поэтому наше православное веросознание возводит в норму религиозной жизни не только молитву, участие в богослужениях и таинствах, но и честное выполнение верующими своего гражданского долга в их личной, семейной, общественной и государственной жизни. И это выполнение является столь же необходимым проявлением и свидетельством истинной веры и столь же необходимым условием спасения души, как и вообще церковно-религиозное делание.

Таким образом, земная и небесная жизнь представляется церковному сознанию единым жизненным процессом, в котором различаются лишь степени, или, быть может, разновидности состояний человека, с одной стороны, в условиях земного существования и, с другой, — в условиях бытия небесного. Поэтому каждый верующий человек обязан находить свой жизненный подвиг или путь святости именно в современных условиях жизни и быть не только верным чадом Церкви, но и достойным членом общества и примерным гражданином своего Государства.

Таковы основные устои внутренней церковной жизни, определившиеся за истекшее пятилетие первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия. Они свидетельствуют о полнокровной жизни церковного организма, как и о внутренней свободе и независимости Церкви, которая может быть полезной народу лишь в своей благодатной полноте.


Не менее существенные достижения обозначились за эти пять лет и в других направлениях церковной жизни и, прежде всего, в деятельности Церкви по собиранию «расточенных чад». В связи с этим вспоминается целый ряд мероприятий Святейшего Патриарха, направленных к воссоединению с Материю-Церковью многих заграничных православных приходов: во Франции, Германии, Финляндии, Китае, Америке, Болгарии, Чехословакии и других странах. В результате успешных поездок многих патриарших делегаций в эти страны там возникли обширные объединения православных приходов — экзархаты, находящиеся теперь в юрисдикции Московской Патриархии.

Но еще большие успехи достигнуты за это время в деле воссоединения униатов. В 1946 г. была ликвидирована Брестская уния и возвращено в лоно Матери-Церкви население Западной Украины и Галиции, а в 1949 г. воссоединены с Православной Церковию греко-католики Закарпатья. Эти события включили в сферу Русской Православной Церкви огромные и важные области, которые являются теперь естественной защитой и опорой Православия против католической агрессии.

Помимо собирательной работы, строительство церковной жизни распространилось за минувшие пять лет и на установление связей нашей Церкви с Православными автокефальными Церквами других стран. Ярким выражением церковного единения православных народов явились многочисленные визиты церковных делегаций в Москву и ответные поездки Святейшего Патриарха Алексия, его ближайших сподвижников и ряда патриарших делегаций. Еще более тесное общение Православных Церквей установилось на Поместном соборе 1945 г. и на Церковном Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, состоявшемся в 1948 г. в Москве во время юбилейных торжеств Русской Церкви.

Это единение православного мира вокруг Московского Патриарха приобретает в настоящее время особый смысл, который раскрывается, во-первых, в общеправославном сознании догматического единства, верности преданию и общности канонических установлений и, во-вторых, в противостоянии Православия, вместе со всем прогрессивным человечеством, мрачным силам войны и разрушения.

О том, какие усилия употребляет Русская Православная Церковь в борьбе за мир, свидетельствуют нарочитые послания Святейшего Патриарха и благословляемая им деятельность Митрополита Николая.

Таковы важнейшие цели, в направлении которых развивалось строительство церковной жизни под водительством Святейшего Патриарха Алексия в первом пятилетии его первосвятительского служения, явно отмеченного благоволением Божиим.

А. Ведерников

Система Orphus