СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХАМ
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ — АФИНАГОРУ
АЛЕКСАНДРИЙСКОМУ — ХРИСТОФОРУ
АНТИОХИЙСКОМУ — АЛЕКСАНДРУ
ИЕРУСАЛИМСКОМУ— ТИМОФЕЮ
ГРУЗИНСКОМУ - КАЛЛИСТРАТУ
СЕРБСКОМУ — ГАВРИИЛУ
РУМЫНСКОМУ — ЮСТИНИАНУ
ГЛАВЕ КИПРСКОЙ ЦЕРКВИ АРХИЕПИСКОПУ МАКАРИЮ
ГЛАВЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ АРХИЕПИСКОПУ СПИРИДОНУ
НАМЕСТНИКУ-ПРЕДСЕДАТЕЛЮ БОЛГАРСКОГО СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА МИТРОПОЛИТУ ПАИСИЮ
ГЛАВЕ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ АРХИЕПИСКОПУ ПАИСИЮ
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ГЛАВЫ ПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ АРХИЕПИСКОПУ ТИМОФЕЮ
Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства, возлюбленные о Господе Архипастыри Православной Кафолической Церкви!
«Блажени миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. V, 9).
Всякий день, с каждым восходом солнца, этот Божественный призыв будит дремлющие очи нашего сердца. Ежедневно совершаемая бескровная Жертва напоминает нам об единожды совершенном очищении и искуплении всего мира Животворящей Кровию Христовою. Драгоценный залог мира между земным и небесным вручен таинственному священству словесного Христова стада. Во всех «дворах овчих», особенно в рождественские дни, отверзаются хвалебные уста и возносится пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы с пастырьми славословят Господа. Они благовествуют мир на земле. Они воспевают надежду на достижение человечеством благой воли, ведущей к утверждению этого мира.
Так все благое Божие домостроительство о нашем спасении направлено к установлению мира во всем мире, мира, некогда нарушенного в раю. Родился Христос — и всякая тварь, небеса и земля, веселится и радуется избавлению от клятвы.
Вошел Христос единожды во «святилище... со Своею Кровию... и приобрел вечное искупление» (Евр. IX, 12) вины прародителей за нарушенный ими мир.
И нам, преемникам апостольским, надлежит быть подражателями Сыну Божию, причастниками Его Сыновства Богу и Отцу, сонаследниками Его блаженства, делателями и творцами мира.
Это по преимуществу наше — пастырское — дело: творить мир на земле. Надеяться на самопримирение между делателями неправды среди народов и отказаться от работы в пользу мира — это значит для нас отказаться от сыновней доли блаженного наследства в Царстве Божием. Это значит — отказаться от долга пастырского, стать наемниками, перестать радеть и заботиться об овцах и, в конце концов, убежать от стада, предоставив волкам свободу расхитить их (Иоан. X, 12 и далее).
Итак, что же мы изберем?
Не мы ли, всечестные отцы и сопастыри, получали вместе с Божественной благодатью в руки свои «Залог Христов» и завет хранить его «целым» и «невредимым»? И не нам ли предстоит держать ответ за сохранение и приумножение его?
Пастырство нашей Русской Православной Церкви уже решило этот вопрос. Оно встало на защиту и укрепление мира. Оно вошло в ряды мировых борцов за мир. Голос наш, обращенный в защиту жизни и мира народов против безумства держащих в своей руке меч и изобличающий злобу их ко всему роду человеческому, не только был слышен во всем мире, но и понят был каждым человеческим существом, дорожащим жизнью, как даром Божиим.
Пора и всем нам вместе — пастырям Христова стада сказать открыто и во всеуслышание, что международные вопросы никогда больше не следует решать уничтожением миллионов жизней.
Мы должны добиться признания права на жизнь, на распоряжение своей жизнью за каждым отдельным человеком и за каждым народом. Борьба за это право и есть борьба за мир между народами, борьба за искоренение мировой преступности, борьба, обязательная для нас, свойственная духу пастырства.
В силу этого пастырского долга и как архипастырь Русской православной Церкви, мы считаем себя обязанным обратиться с призывом к совместным усилиям по восстановлению мира на земле ко всем православным сопастырям и собратьям.
Никакие международные договоры сами по себе не могут уничтожить очага зла. Необходима длительная и упорная перестройка самого общества путем индивидуального перевоспитания его членов. В этом деле Православие может и должно осуществить свое призвание.
Царство Божие, к которому мы стремимся, есть, по учению Апостола «не пища и питие, но праведность и мир» (Рим. XIV, 17). Словами «Мир вам» Господь наш Иисус Христос приветствовал и учеников и народ. И пред Своими страданиями, прощаясь с учениками. Он им завещал одно: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. XIV, 27). Все учение Христа есть проповедь о мире между людьми. И надо верить, что оружием христианской проповеди, делами любви, жертвенными намерениями мы, православные христиане, в силах разоружить глашатаев войны, каким бы оружием они ни бряцали.
Одно уже согласие наших Церквей на совместную борьбу с врагами мира за спасение жизни наших паств будет нестерпимо врагам мира. В этой борьбе человечества за мир состоит все домостроительство Божие, в котором мы, пастыри, поставлены делателями.
Кто из нас, Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, может уклониться от этого главного христианского делания? Пусть действительно «миром» будет Царство Божие для каждого из нас. И если Христос заповедал искать «прежде (всего) Царства Божия», обещая, что «все (остальное) приложится вам» (Мф. VI, 33), то мы, архипастыри, должны искать для своей словесной паствы, прежде всего, мирного пастбища, чтобы в сохранности довести ее до Царства Божия.
Мы призываем Вас, дорогие о Господе собратия и сопастыри, Главы и Предстоятели Автокефальных Православных Церквей, соединиться с нами, с нашей Русской Православной Церковью, в содружества и сотрудничестве в деле мира во всем мире.
Под этим мы разумеем Ваше согласие на совместные выступления в защиту мира, на организацию совещании представителей поместных Церквей по выработке программы совместных действий для защиты мира. В этом выразилась бы защита словом Божиим вверенных нам паств от безумных человеконенавистнических теорий, проповедывающих, что «уменьшение численности населения Европы было бы самым крупным вкладом в дело всеобщего мира и процветания»; что, «с точки зрения всего человечества, голод в Китае, пожалуй, не только желателен, но и необходим» и что «величайшим преимуществом, каким обладает Чили, является высокая смертность населения»... (Вильям Фогт. «Путь ко спасению», 1948 г., Америка). Это ли не призыв к холодному, расчетливому уничтожению человечества? Если мы, православные архипастыри и пастыри, теперь же не встанем все вместе и дружно на охранение жизни наших словесных овец, это будет означать, что мы сами потеряли веру в истинность слова Божия и в действенность силы этого слова.
Со всею нашею братскою любовью о Христе мы просим Вас, сопастыри Христовы, дать нам отклик на этот наш братский призыв и на наше христианское предложение.
Да укрепит нас свыше Господь наш Иисус Христос силою Святаго Своего Духа в насаждении истинно христианского делания, какими являются на земле мир и в человецех благоволение Божие.
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ
3 марта 1950 г.