РЕЧИ, ПРОПОВЕДИ

СОКРОВИЩЕ

Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

Господь наш Иисус Христос не один раз в Своей Божественной проповеди говорил и завещал нам, мои дорогие, о том, чтобы мы не отдавали всего своего сердца земле. По заповеди Христовой мы должны искать прежде всего Царства Божия и правды Его с верой в то, что все остальное, необходимое для земной жизни, приложится нам. Господь нас учил тому, чтобы мы не собирали себе сокровища на земле, но собирали небесное сокровище «неоскудевающее» (Лук. 12, 33), которое с нами уйдет в жизнь будущего века и которого, по слову Спасителя, «ни моль, ни ржа не истребляют», и «воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 20). Это — то вечное духовное сокровище, какое христианин, идущий за Господом, собирает в своем верующем сердце.

В пояснение этой Своей истины Господь Иисус Христос сказал притчу о безумном богаче. У одного богача уродился большой урожай, и он волновался, куда спрятать плоды этого урожая. И решил сам в себе: разберу старые житницы, построю новые, большие, заполню их плодами земли и скажу своей душе: «Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись». Так этот богач, о котором говорит Спаситель, сразу встает на путь погибельный для своей души. И Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Сказав эту притчу, Господь Спаситель заключил ее словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12, 16—21).

В этой притче Спаситель назвал богача безумным. Он, этот богач, безумный потому, что, получив к своему богатству еще новое пополнение в виде неожиданного урожая, не хотел подумать о Том, Кто является Источником, всех благ на земле, откуда он получил этот неожиданный дар природы. А если бы он учился у священных ветхозаветных учителей, он бы знал, как в одной из священных книг сказано: «Бедность и богатство — от Господа. Богатого и бедного создал Господь» (Сир. 11, 14; Притчи 22, 2).

Он безумен потому, что при своем богатстве не вспомнил о тех, с кем должен был бы поделиться этим даром Божиим, кто, может быть, не имеет у себя ни крохи, ни зерна, кто голодает, кто нищ. Священное Писание еще в Ветхом Завете говорило верующим иудеям: «Сиротам будь как отец». «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих» (Сир. 4, 10; Тов. 4, 16). А нас с вами в Новом Завете Господь Спаситель поучает: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42). И святой Апостол Павел завещает своему ученику Апостолу Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами» (I Тим. 6, 17—18).

Богач безумен: он был уверен в том, что его добро, его богатство останется с ним на долгие годы, навсегда. Ему не пришло на. мысль, что в одну минуту, в одно мгновение он может лишиться всего своего богатства: и огонь может его сжечь, и вода затопить, и другими путями Господь, подающий блага земные, мог бы отнять от него Свой же дар. Один ветхозаветный священный писатель учил в далекие от нас годы Ветхого Завета в своей книге: «Во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства — о бедности и нужде» (Сир. 18, 25).

Этот богач отдался только чувству своего самоудовлетворения, самодовольства. Он представлял себе земную жизнь во всем подобной жизни бессловесного животного, ибо только есть, пить, спать — удел животной твари. Он не хотел знать о том, что у человека есть другое предназначение, иной смысл жизни и ее содержание. Человек создан для приготовления себя к жизни будущего века; ему предстоит духовно совершенствоваться и расти, достигая богоподобия, созревать для будущей жизни, как колос в поле созревает перед жатвой. Об этом не было думы в голове богача. Воистину безумный богач!

Он назван Господом безумным, так как забыл о том, что жизнь человеческая в руках Божиих. У Господа исчислены для каждого из нас не только годы, но месяцы и дни и часы, нашей земной жизни. И в руках Божиих — как даровать нам жизнь, так и превратить земную жизнь каждого из нас. Святой Василий Великий, этот великий учитель Церкви в четвертом веке христианства, упрекая богачей в их привязанности к богатству, говорит: «Богачи! Кого из вас богатство спасло когда-нибудь от смерти? Кого золото искупило когда-либо от болезни?».

Богач из притчи Христовой не напомнил себе о том, что его ждет неизбежная для всех смерть. И столько суеты, столько сил своей души вложил он в хлопоты о том, как сберечь богатство! Обращаясь к богачам, св. Василий Великий говорит: «Богачи! Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? А маленький уголок земли, Имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем. (Вам нужен будет только этот маленький клочок земли, саван и досчатый проб».

Не хотел обо всем этом подумать богач, названный Господом безумным. И Господь, обличая его в Своей притче, сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а. не в Бога богатеет».

Придет время жизненного конца для каждого из нас, и человек, привязанный к земле крепкими узами забот и расположений, оставит все, чем заполняет здесь свое сердце. Господь и зовет нас, пока этот конец не пришел, не отдавать всего своего сердца земле, никогда не забывать о том, что мы идем в бесконечную жизнь.

Надо собирать сокровища не для себя, — надо «в Бога богатеть». Это значит — жить для спасении своей бессмертной души, жить по-Божьи, жить так, как велит жить Господь, собирать то сокровище, Каткое с нами уйдет в мир вечности. А это вечное небесное богатство, собирать которое завещает нам Господь Спаситель, составляют: наша молитва, покаяние, причащение Св. Таин, очищение себя от греха, добрые дела, любовь к храму Божию, смирение, взаимное прощение обид, всякое братолюбие. Все это является выполнением воли Важней, заповедей нашего Небесного Отца, заветов нашей общей Матери — Святой Христовой Православной Церкви, которая, ведя нас по пути к вечному спасению, питает на этом пути благодатью Божией, подкрепляет своими молитвами, зовет в своих святых храмах спасать души.

Своей притчей Господь напоминает нам не только о смерти, но и о возможности для каждого из нас смерти внезапной. Такая смерть может застать наше сердце во власти одной житейской суеты, страстей и пороков, с которыми мы так плохо боремся и очищать себя от которых мы так ленимся на своем земном пути. А после смерти человек перейдет в ту страну, где нет места покаянию и исправлению, где мир совсем иной, свободный от земных и плотских мыслей и чувствований.

Есть люди, Которые желали бы себе скоропостижной, внезапной кончины, чтобы избежать предсмертных болезней и страданий. Но истинный христианин (боится внезапной смерти, и просит себе во многих молитвах, обращенных к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, сохранить его от такой смерти.

Мы знаем, есть среди праведников святые, которые умерли внезапно. Преподобный Афанасий Афонский был завален обрушившимся верхом соборного купола, который он осматривал. Праведный Артемий был среди поля убит молнией. И оба·они: Афанасий и Артемий — сияют в сонме угодников Божиих. Но ведь они жили святою жизнью, ведь они, по своей вере, по своим добрым делам, по смирению и чистоте были «всегда готовы умереть. И когда смерть их застигла внезапно, — они своими чистыми душами ушли в вечную жизнь для вечной славы.

А мы, грешные, слабые духом, подверженные греховным искушениям, не·умеющие и ленивые бороться с этими искушениями, непрестанно молим себе у Господа: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати»; мы просим «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной». Мы хотим перед смертью проститься с близкими, примириться с Господом, очистив свою совесть в предсмертном таинстве покаяния, принять Святые Тайны Христовы в свои предсмертные дни, чтобы соединиться с Господом навеки своей душой, очищенной от греха в эти последние дни земной жизни, когда уже страсти и пороки, обычно властвующие в нашем сердце, по нашей немощи телесной уже не могут иметь обладания над нами.

Истинный христианин не боится перед своею смертью и пострадать в тяжелой и долгой болезни, ибо он знает, что, если перенесет эти предсмертные страдания с верой и терпением, Господь примет их в искупительную жертву за великое множество его согрешений.

Господь и напоминает каждому из нас Своей притчей, что мы можем уйти к Нему без того духовного вечного богатства, какое должны в земной жизни накопить своей доброй христианской жизнью. А ведь это богатство драгоценнее всех сокровищ этого мира, взятых вместе, так как все они останутся на земле, а сокровище небесное каждый из нас берет с собой на свою вечную родину.

Что нам нужно для того, чтобы скопить это духовное богатство?

Прежде всего, нужно этого пожелать всем своим сердцем. Не просто размышлять своим умом о том, что мы, как православные христиане, должны собирать его для будущей жизни, но всем своим существом возжелать приобрести его возможно больше.

Вот так блудный сын, о котором вы знаете из притчи Христовой, находясь вдали от родительского дома, не только своим умом напомнил себе о том, что у него есть отец, но пожелал всем своим сердцем вернуться в родной отчий дом и опять наслаждаться радостями, живя под любящим крылом своего отца. Он пожелал, встал, пошел и сделал то, чего пожелал: припал к ногам отца, получил прощение и вместе с ним радость жить под родным кровом.

Надо и нам — всем сердцем возжелать себе приобрести духовное сокровище и всем своим сердцем вострепетать перед мыслью о том, что мы можем погибнуть навсегда, если придем туда без этого небесного богатства. А когда мы пожелаем всем своим сердцем спасти свою душу, благодать Божия приходит к нам на помощь, разжигает эту искорку в целое пламя и, с помощью Божией, мы крепкими ногами становимся на путь спасения своей души.

Для того, чтобы спасать свою душу, надо знать, каким путем, какими средствами мы должны приобретать себе духовное богатство. Об этом нам не может сказать ни наш разум, — он ограничен, ни наша совесть, — она омрачена нашими грехами и страстями. Об этом пути к Царству Небесному, об этих средствах собирать духовное сокровище нам говорит слово Божие, которое, по слову псалмопевца Давида, есть «светильник нотам нашим и свет стезям нашим» (Пс. 118, 105). Слово Божие и, особенно, Евангельское слово Христово указывает нам все те ступени, по каким мы поднимаемся к небу, и все те духовные опасности со стороны греха и греховных искушений, какие лежат на этом пути. И все мы, знающие, читающие слово Божие, внимающие ему, поучаемся в нем тому, как надо православному христианину жить и готовить себя к вечной жизни.

Вы слышите за каждой Божественной Литургией и даже в те дни Великого поста, когда не полагается совершать Литургии, как Святая Церковь повторяет нашему сердцу заповеди Христовы: «Блажени нищии духом, блажени плачущии, блажени кротцыи, блажени милостивии, блажени чистии сердцем». Мы знаем наизусть эти священные слова, но Святая Церковь, руководительница наша к вечной жизни, все же повторяет их каждый день. Она хочет, чтобы мы не только в своей памяти хранили их, но и в сердце, как в доброй почве, которая не только вбирает в себя семя слова Божия, но с помощью благодати Божией растит это семя и приносит «плод сторичный» (Лук. 8,8).

Эти заповеди Христовы мы должны в своей жизни исполнить, через их осуществление собирать в сердце возможно больше небесных сокровищ.

Для того, чтобы скопить в себе возможно больше этого богатства, нужно принуждать себя к добрым делам. Да, принуждать! Наша грешная природа часто протестует внутри нас против добрых движений нашей души. В нашем грешном сердце, наряду с голосом, зовущим к Небу, к Богу, живет и другой голос, который отвлекает нас от жизни в Боте, от наших трудов по собиранию себе духовного сокровища. Вот ты хочешь утром или вечером своего дня встать на молитву; твоя душа привыкла к тому, чтобы ты открывал себя со всеми своими переживаниями и нуждами перед лицом Божиим: утром, прося благословения на день, и вечером, ища благословения себе у Господа на ночь после окончания своего трудового дня. Твое сердце ищет этой молитвы, но леность, усталость, небрежность удерживают тебя от этой молитвы. Раздается в тебе другой голос, который говорит тебе: ты сегодня устал, тебе сегодня нездоровится, — отложи свою молитву на завтра. И по немощи своего духа, по слабости своего внутреннего существа ты подчиняешься этому голосу и лишаешь сам себя вечернего или утреннего благословения Божия, какое посылает Господь каждому, кто стоит перед Ним на искренней, сыновней, с открытым сердцем, молитве.

Хочется сердцу сделать доброе дело, поделиться чем-нибудь с неимущим, — опять в сердце может подняться другой голос, голос скупости, голос жадности, который окажет тебе в эти минуты: не давай, тебе самому пригодится то, что ты хочешь отдать. И ты убираешь уже протянутую твою руку. Готовый отдать что-нибудь неимущему, ты подчиняешься этой греховной немощи своего духа, лишаешь себя радости исполнить заповедь Христову. Пожелав сделать доброе дело, отказываешься от него, не думая о том, что ты всегда должен помнить о заповеди христианской: «Мы созданы на добрые дела» (Еф. 2, 10); «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук. 6, 36). Ты забываешь о словах Священного Писания.·«Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Притч. 19, 17). Ведь Господь не только отдаст все, что мы через нищих и неимущих подаем Ему, но отдаст так, как дает любящий отец, — «мерою доброю, утрясенною и переполненною» (Лук. 6, 38), во много раз больше того, что даем мы сами.

Вот для того, чтобы приучить себя собирать духовное сокровище, и надо принуждать себя к добрым делам., бороться с внутренним греховным голосом против добрых порывов души.

Св. Апостол Павел говорит: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Римл. 7, 18). Вот какова наша падшая природа! Мы и должны в. себе эту греховную природу побеждать. Продолжая свою мысль, св. Апостол Павел сказал, что носит в себе два закона: один — зовущий к исполнению воли Божией, другой — греховный, противоборствующий первому (Римл. 7, 22—23). Как трудились над спасением своей души все святые люди, так и мы должны поборать в себе противодействие греховного начала и голос житейской суеты, отвлекающий нас от Неба и прилепляющий наше сердце к земле.

Мы видим, дорогие мои, пред собой целый сонм святых угодников Божиих. Мы знаем, с каким духовным богатством, с каким- нетленным сокровищем святые люди Божии ушли туда, в царство вечной жизни. С какой сокровищницей любви и дел милосердия взошел на Небо великий светильник Церкви Христовой, святитель Николай Мирликийский чудотворец! С каким- сокровищем смирения идушевной и- телесной чистоты вошел в царство вечной славы преподобный Серафим Саровский! С каким богатством слезного покаяния, соединенного с тягчайшим подвигом поста и изнурения плоти, ушла в вечную жизнь и сияет вечной славой преподобная Мария Египетская, подвиг которой мы с особой любовью и благоговением вспоминаем в дни Великого поста! С каким духовным богатством уходили с грешной земли к Престолу Божию все святые люди и предстают пред лицом Господа все верные рабы Божии, которые, боясь вечной погибели своей бессмертной души, недолгие годы земной жизни потрудились над тем, чтобы возможно больше этого небесного сокровища приобрести для себя!

Ведь жизнь человека, по слову Апостола, — «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4, 14). Так мимолетна, кратковременна по сравнению с вечностью наша земная жизнь! А в эту краткую жизнь, — как говорил св. Василий Великий, — можно и приобрести право на вечное блаженство и потерять это право, сделав свою земную жизнь переходом в страну вечной скорби и. вечного, ничем неутолимого, духовного плача.

Об этих истинах Господь напоминает нам притчей о безумном богаче. Приводя нам на память эту притчу, Святая Церковь хочет, постучавшись в наше сердце, еще раз сказать нам, — хотя и грешным и немощным, но идущим за своим- Господом, — что перед каждым лежит священный жизненный долг на протяжении нашей земной жизни: спасать душу. Мы должны трудиться над собиранием небесного богатства в течение всей жизни, не откладывая на завтра. Неожиданной может быть кончина для любого из нас, и поэтому Святая Церковь завещает нам устами своих златоустых проповедников и учителей, чтобы мы от первых сознательных дней до последнего вздоха перед смертью всеми стремлениями своего духа к небу собирали то сокровище, которое никто и ничто не отнимет у православного христианина: ни огонь не сожжет, ни вор не украдет, ни ржавчина не съест.

Дело·спасения души — это величайшее дело! Велик и высок путь к вечному спасению, указанный нам Господом! Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Мы должны подражать Самому Небесному Отцу. А на этом пути подражания Господу разве достанет целой жизни дли человека? Значит, нужно ни одного года, ни одного дня своей жизни не терять для жизни будущего века и для этого священного дела, поставленного перед каждым из нас, дела, спасения души.

У наших православных крестьян было в обычае при встречах друг с другом среди работы говорить: «Бог в помощь!». Это пожелание Божией помощи возникло не в нашей крестьянской среде. Первые христиане, встречаясь друг с другом, спрашивали не о здоровье, а о другом: как твоя молитва, как твое спасение? и говорили: «Бог тебе в· помощь!». Через целые Бека это пожелание перешло на нашу землю.

И когда я, внимая зову Христову «в Бога богатеть», желаю себе и всем вам, дорогие мои, собирать добрыми, делами и всей своей христианской жизнью небесное сокровище, чтобы предстать перед лицом Божиим, мне хочется эти свои пожелания закончить древнехристианским пожеланием: «Бог вам в помощь!».

Да будет всем нам с вами, дорогие мои братья и сестры, Господь Спаситель нашим помощником на всем земном нашем пути! Будем Его просить на своей молитве, чтобы Он чаще стучался в наши грешные сердца, будил нас от духовного сна, снимал греховную пелену с наших духовных очей и помогал нам яснее представлять себе свою будущую жизнь, искать вечного счастья, своим духом подниматься все выше и выше по пути заповедей Христовых.

Мы хотим соединиться со своим Господом крепкой, тесной связью еще в этой земной своей жизни. Мы хотим быть едины со своим Небесным Отцом в бесконечных веках, чтобы насладиться вечными: радостями там, куда всех нас с вами зовет Спаситель придти по окончании нашего земного пути.

Бог нам в помощь!

Митрополит Николай

Система Orphus