ИЗ ЖИЗНИ ЗАГРАНИЧНЫХ ЕПАРХИЙ

ПРИЗНАНИЕ ПРАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В воскресенье, 22 января с. г., в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка состоялось торжественное богослужение с благодарственным молебном в связи с окончательной передачей этого собора Экзарху Московской Патриархии в Америке архиепископу Макарию.

До этого момента собор был предметом судебной тяжбы, затеянной раскольническим митрополитом Феофилом против Патриаршей Церкви с целью присвоить ее законное достояние своему самочинному сборищу. Но присвоить чужое все же не удалось, хотя усилий к этому было приложено не мало. Суд дважды отказывал Феофилу в его притязаниях, и есть слух, что он ищет повода для новой апелляции.

Но можно быть уверенным, что его происки успехом не увенчаются, о чем ясно свидетельствует история собора, построенного в 1904 г. на деньги, присланные из России Святейшим Синодом. В это время Северо-Американской и Алеутской епархией управлял архиепископ Тихон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Как при нем, так и после него собор, составляя собственность Русской Церкви, находился в распоряжении архиереев, управлявших Северо-Американской епархией от лица Святейшего Синода.

Так продолжалось до 1925 г., когда Свято-Николаевским собором завладели обновленцы. Но в 1945 г. настоятель собора Иоанн Кедров принес покаяние и был принят в юрисдикцию Московской Патриархии. В связи с этим он передал собор в распоряжение Митрополита Вениамина — тогдашнего Экзарха Московской Патриархии в Америке.

Тогда митрополит Феофил, мечтающий об автокефалии, возбудил против Иоанна Кедрова, т. е. фактически против Московской Патриархии, судебный иск, рассчитывая не только присвоить собор своему самочинному сборищу, но и подвинуть к цели замысел о распространении своей власти на все русские приходы в Америке.

Однако, при разборе этого иска, тянувшемся до 15 октября 1947 г., американский суд счел себя связанным тем бесспорным положением, что в вопросах церковной дисциплины компетентна только высшая церковная власть, а потому решил возвратить собор Патриаршей Церкви, признав тем самым феофиловцев раскольниками, а их претензию незаконной, поскольку собор являлся собственностью Русской Православной Церкви до их отделения от нее.

Согласно решению суда, феофиловцы собор освободили, но решение суда опротестовали, надеясь, очевидно, какими-то иными доводами вынудить судебные власти к признанию их «прав» на церковное имущество Русской Церкви. Но правовое ее положение в глазах суда не могло измениться, ибо Всероссийский Собор 1917—1918 гг. учредил, взамен Святейшего Синода, Патриаршество и Всероссийские Патриархи, став во главе Русской Церкви на место прежнего Синода, наследовали и все права последнего, в частности, и каноническое право распоряжения церковным имуществом как в СССР, так и за границей (в пределах, указуемых местными гражданскими законами).

Правда, решения суда по апелляции феофиловцев пришлось ожидать два года, но и на этот раз оно оказалось для Московской Патриархии благоприятным в смысле вторичного и, надеемся, окончательного признания ее прав на церковное имущество в Америке.

Из этой поучительной истории следует, что, как бы митрополит Феофил ни мечтал о признании себя единственным церковным главой в Америке, он по отношению к Русской Матери-Церкви все же останется раскольником, которого, по указу Святейшего Патриарха Алексия, должен судить церковный суд. А русским православным людям в Америке надо знать, что дело их душевного спасения может совершаться только в лоне Матери-Церкви, а не в сообществе ее блудных сынов, возглавляемых отступником Феофилом.

Так и думает теперь в·Америке та часть русского населения, которая объединяется под духовным руководством архиепископа Макария, Экзарха Московской Патриархии. Верные Матери-Церкви, они радуются признанию ее законных прав на собор со стороны американского суда и ревностно собирают средства на ремонт собора, весьма запущенного в свое время обновленцами, а затем феофиловцами.

Инициатива сбора денег, одобренная архиепископом Макарием, принадлежит русским православным женщинам, объединенным при соборе в Сестричество. Оно же проводит и самый сбор средств. Уже значительная сумма положена на текущий счет, а когда соберется достаточная сумма, будет избран комитет по ремонту, который и займется обновлением собора. Сестричество намеревается устроить при соборе даже архиерейские покои.

Словом, радостное возбуждение, охватившее православную паству в Америке в связи с признанием прав Патриаршей Церкви, реализуется сейчас в многочисленных жертвах на восстановление собора, и можно надеяться, что после неизбежных трудностей и хлопот с ремонтом оно перейдет затем в постоянную заботу о благоустроении приходской жизни.

А. Крашенинников

Система Orphus