РЕЧИ, ПРОПОВЕДИ

ВЕРА

СЛОВО, сказанное в церкви Преображенского кладбища г. Москвы

Вот уже почти тысяча лет прошло, с тех пор, как святая вера Христова засияла своим благодатным светом на нашей русской земле.

Сколько драгоценных плодов принесла святая вера за эти века нашему отечеству и нашему народу! Она насадила по всему лицу русской земли святые обители, и в этих монастырях впервые началась наша письменность. Здесь были открыты первые школы. Здесь трудились летописцы, записавшие историю нашего отечества. Наша вера наложила свою яркую печать на древне-русские гражданские законы, смягчив языческие нравы. Она создала и укрепила в нашем народе семью, которой не было в язычестве с его многоженством.

А главное — святая православная вера взлелеяла, вскормила своим духовным молоком, возвела на небо и прославила тысячи Божиих угодников, которые стали нашими молитвенниками, нашими заступниками пред Престолом Божиим. Их многие тысячи: и прославленных всею Церковью, и почитаемых на местах, в отдельных областях, и ведомых только одному Всеведущему Господу.

И какие образцы веры мы видим в этих святых Божиих людях! Мы не перестаем изумляться, видя, какой пламенеющей, никогда не ослабевающей в своем горении, несокрушимой верой обладали эти праведники! Какими добродетелями они прославили себя! Нет ни одной заповеди Христовой, нет ни одной добродетели христианской, каких не воплотили бы в себе, в своей жизни во всей небесной красоте святые угодники русские.

И опять хочется сказать: как их много! Неусыпающие молитвенники Антоний и Феодосий Печерские; любвеобильнейший преподобный Сергий Радонежский; кротчайший и смиреннейший среди иноков преподобный Серафим Саровский; крепкий волей, мужественный, терпеливый во всех испытаниях Зосима Соловецкий; сохранивший чистоту тела и души среди мира и мирской суеты праведный Симеон Верхотурский; великие святители нашей Церкви, отдавшие себя на служение делу вечного спасения людей, наши светильники: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген; возлюбивший святых угодников, посвятивший всю свою жизнь изучению их житий и оставивший нам их жития в назидание святитель Димитрий Ростовский; милосердные к людям и горячие патриоты своей родины Александр Невский и его сын Даниил Московский.

И разве можно исчислить и назвать имена всех праведников русской земли, возращенных Русской Православной Церковью? А в последний век наша Русская Церковь дала Небу еще не прославленных, но почитаемых верующим православным сердцем: мудрого и благочестивого святителя Филарета Московского, затворника Феофана, Оптинских старцев, отца Иоанна Кронштадтского и многих других истинных рабов Божиих, которые с верою и любовью ко Господу совершали свой земной путь и память о которых не гаснет и не угаснет в верующих русских сердцах.

Воистину, дорогие мои, есть чем нам духовно гордиться, есть чем любоваться нам, грешным сынам той же родной и для нас, и для них, угодников Божиих, Русской Православной Церкви. Есть чему научиться нам у этих Божиих людей на пути к вечному Небесному Царству. А главное, — увидеть на их примерах, как надо веровать, как надо терпеть, как надо любить, как надо беречь для Царства Небесного свою бессмертную душу от вечной погибели.

Вы знаете, мои дорогие, слова Спасителя о том, что кому много дано, с того много и взыщется (Лук. 12, 48). Нам с вами много дано нашим Господом. Он дает огромное «облако свидетелей», свидетелей нашей веры, как называет святых людей Апостол Павел (Евр. 12, 1), дает их нам для того, чтобы они были не только нашими молитвенниками и заступниками, но и учителями и руководителями на пути к вечной жизни. Мы имеем множество образцов святой веры в лице не только вселенских святых, но именно наших русских святых, наших родных братьев по крови и плоти.

Много нам дано и много взыщется. Святая вера, какую мы храним от дней своего младенчества, — это семя, которое должно давать плод в душе каждого из нас. Святая вера, какую передали нам в драгоценное наследство предки, — это талант, данный Богом каждому из нас, который надо возрастить, чтобы вернуть его Небесному Хозяину удвоенным, утроенным, умноженным.

Вот когда мы вспоминаем о наших угодниках Божиих, мы как бы ставим свою совесть и сердце пред их лицом. И на живом, плодоносном дереве могут быть бесплодные сухие ветки, и на живом организме могут быть омертвевшие и безжизненные члены. Так, может быть, мы с вами являемся бесплодными ветвями на величественном дереве Христовой Церкви? Может быть, мы с вами — мертвые, безжизненные члены на великом теле, какое составляет собой Церковь Христова и глава которого — Господь Иисус Христос?

Как узнать, мертвые мы или живые во Христе?

Святой Апостол Павел дает нам заповедь: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).

Мы, значит, можем испытать свою веру. Как мы это сделаем? Господь Спаситель дает нам ответ на этот вопрос. Он сказал: «Всякое дерево познается по плоду своему» (Лук. 6, 44). «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7, 17).

Если мы приносим добрые плоды в своей жизни, мы являемся деревом добрым, мы не мертвые, а живые члены тела Церкви Христовой. Святой Апостол Павел учит, и часто Святая Церковь напоминает нам эти слова: «Плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22—23).

Святой Апостол Павел называет девять главных основных плодов истинной жизни со Христом. Это плоды, которых от нас терпеливо ожидает Господь Иисус Христос и отчета в которых потребует от каждого из нас на Своем Страшном Суде.

Пусть каждый, заглядывая в свою совесть и углубляя в нее свой духовный взор, ответит себе на вопрос: возрастает ли в нем любовь ко Господу, такая любовь, когда верный сын Небесного Отца любит Господа своего больше всего на свете, больше всего желает исполнить волю Божию, больше всего боится волю Божию нарушить и погубить свою бессмертную душу? Истинная любовь к Богу проявляет себя в том, что христианин стремится, жаждет своей верующей душой теснее и ближе соединиться со Спасителем через молитву, через таинство причащения и, ища этого общения с Господом, радуется тем минутам, в какие посещает его сердце Господь, отзываясь на его зови поселяясь в его сердце.

Есть ли в нашем сердце такая любовь друг к другу, завещанная нам Господом, какая не желает никому того, чего не желает себе?

Живет ли в нашем сердце радость — светлая, святая радость о том, что у нас есть бессмертная душа, что все мы спасены бесценною Кровью Господа Спасителя, рождены Им для вечной жизни? Носим ли мы в себе радость о том, что наш Небесный Отец еще терпит каждого из нас на земле, дает еще дни жизни, чтобы в эти остающиеся годы, а для некоторых и дни нашей земной жизни мы потрудились для жизни будущего века, чтобы свою душу сделать достойной участницей вечной жизни? Живем ли мы радостью о том, что Господь приготовил для каждого из нас обитель в Своем Небесном Царстве?

Обитает ли в сердце мир о Господе, мир в совести, когда человек может взирать на Господа чистыми духовными очами, когда с такой же чистой душой мы можем смотреть в глаза друг другу, простив затаенные обиды, не тая лжи и злобы друг против друга, удерживая язык от осуждения?

Научились ли мы быть долготерпеливыми? Это плод жизни со Христом, если всякую скорбь и лишение мы принимаем как бы от руки Божией и если никакая скорбь не раздражает нас и не вызывает озлобления.

Дышит ли наше сердце благостью, когда человек не различает между своими собратьями друзей и недругов?

Сияет ли наше сердце милосердием, когда человек не только от избытка, но от своего недостатка готов поделиться с неимущим, может быть, последним куском хлеба или последней монетой?

Украшает ли нас вера в Бога, не знающая сомнений и колебаний, твердая как скала, вера в силу слова Божия, как слова Истинного Всемогущего Господа Бога?

Являемся ли мы носителями кротости, которая не знает ненависти, бывает снисходительной, мирит нас с личными врагами, побуждает человека думать только о своих грехах и не осуждать другого, хотя бы и явного грешника, думать только о том, как он предстанет сам перед Господом?

Приучаем ли мы свою душу к воздержанию, к борьбе с похотями, с пороками, к посту не только телесному, но и духовному, к воздержанию от грехов?

Вот это добродетели истинного христианина — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание.

Отчета о земной жизни каждого, из нас Господь потребует по этим плодам. И свою веру мы можем и должны проверять по этим плодам. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20), — говорит Спаситель.

Если мы в своем сердце носим эти плоды, хотя и не в такой совершенной мере, как святые угодники Божии, и до высоты которой нам трудно дойти своей немощной душой, но носим хотя бы в мере, доступной нашим силам, — значит, мы не мертвые, не безжизненные члены Тела Христова и не бесплодные и обломанные ветви дерева Церкви Христовой, значит, мы живые во Христе.

Мы живые, дорогие, если наше сердце горит верой в Господа, если мы всем своим существом хотим Ему подражать в Его любви, чистоте, милосердии, преданности воле Небесного Отца. Мы живые, если наша совесть стоит на страже сердца и, когда грех и порок проникают в это сердце и омрачают нашу чистоту, эта совесть зовет к покаянию. Мы живые, если мы боимся вечной погибели нашей бессмертной души и под бременем греховным ищем у Господа на молитве и в благодати покаяния Божественной помощи и прощения, если нас страшит опасность, чтобы невидимый враг нашего спасения еще и еще раз не возобладал нашим сердцем. Мы живые, если наше сердце стремится к небесному отечеству, и хотя колеблющимися и слабыми ногами, но мы идем своим духом туда, где святые угодники ожидают нас в свою семью, чтобы вечной радости около ног Сладчайшего Небесного Отца не было конца.

Блажен кто так живет, — он идет верным путем к своему Господу.

А если в нас царствует равнодушие к горю и слезам наших ближних, если в нас мало заботы о спасении своей души и дум о неизбежной смерти, и мы сердцем своим живем только в гуще земных забот и развлечений, — что это означает? Неужели сила веры Христовой с течением времени истощилась до того, что не имеет власти над нами? Или оскудела в Церкви Христовой сила благодати?

Нет и нет! Свет веры Христовой попрежнему сияет по всему лицу православной земли; не умаляется и не может умалиться на земле сила проповеди о Боге; до конца мира Святая Церковь не перестанет учить людей путям к Царству Небесному; не оскудеет и никогда не сможет оскудеть сила благодати Святаго Духа, какую Церковь преподает людям.

Если мы, питаясь словом Божиим и благодатью Божией, все же остаемся плохими христианами, недостойными детьми своего Небесного Отца, то это потому, что в нас самих ослабела вера, а слабая вера не может иметь и тех плодов, каких ожидает от нас Господь.

Что же нам делать с нашей слабой, немощной верой? Надо прежде всего молиться о ее умножении, ее укреплении, как святые Апостолы просили своего Божественного Учителя: «Умножь в нас веру» (Лук. 17, 5). Надо укреплять в себе огонь веры молитвой, вниманием к слову Божию, усердием к храму и нашему святому Богослужению и размышлениями о путях Промысла Божия в жизни каждого из нас. Надо вдохновляться примерами святых людей, украшенных верой и всеми теми плодами, какие вырастают в сердце, хранящем в себе горячую веру.

Хочется от всего сердца молитвенно пожелать вам, дорогие мои, чтобы в каждом нашем грешном сердце было больше и больше плодов святой веры, наследованной нами от предков, чтобы не постыдились нас наши святые предки, когда мы придем в их семью в Небесное Царство, но узнали в нас своих братьев и приняли там нас пред лицом Небесного Отца под свой благодатный небесный покров.

Растите, умножайте в своих сердцах любовь, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание! Во всем этом — наше вечное небесное богатство, наша вечная духовная красота, в этом — и свидетельство нашей веры.

Митрополит Николай

Система Orphus