НЕРУКОТВОРНЫЙ ХРАМ
Слово,сказанное в церкви Калитниковского кладбища г. Москвы
Мы молились сейчас, дорогие мои братья и сестры, в одном из благолепных храмов нашей Москвы.
Здесь все сияет позолотой, красками, чистотой. На всем видна заботливая рука тех хозяев, которым вверено охранение этого святого храма. Мы собрались сюда на самые священные часы в нашей земной жизни — на часы нашей молитвы Небесному Отцу, той молитвы, за какой приносится Бескровная Жертва на Престоле Божием за грехи всех людей. За нашей божественной службой не только каждый из нас молится за себя, но совершающий Богослужение архиерей или священник, преклоняя свои колена пред Престолом Божиим, возносит молитвы ко Господу от лица всех приходящих в Божий храм и открывающих свои сердца перед любовью и милосердием нашего Небесного Отца.
И мне хочется, дорогие мои, ваши мысли сейчас перенести от этого святого храма рукотворенного к тысячам нерукотворных Божиих храмов.
Этот храм, как и всякий храм на земле, построен руками людей. Он может стоять века, но он будет разрушаться от времени, как и все сотворенное на земле людьми. А есть храмы Божии нерукотворные, созданные не людьми. Эти храмы вечные, бессмертные и никогда не будут подлежать разрушению.
Какие это нерукотворные храмы Божии? Святой Апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (I Кор. 3, 16). Храмы нерукотворные — это бессмертные души православных христиан, в которых живет Дух Божий.
Св. Апостол Павел говорит о высочайшем достоинстве христианской души: она не только предназначена быть жилищем Бога, но она, бессмертная душа, является местом обитания в нас Духа Божия. Таких живых храмов бессчисленные тысячи. Их столько, сколько православных христиан жило, живет и будет жить на нашей грешной земле, — православных христиан, верных своему Господу, оберегающих этот внутренний свой храм от всякого осквернения.
Сразу ли мы стали, как только родились, этими живыми храмами, в которых обитает Дух Божий? Нет. И этот храм Божий, рукотворенный, не сразу стал святым храмом. Были построены его стены, стены были украшены священной живописью, но еще не было храма Божия. Было только здание, предназначенное быть храмом. Но пришел день освящения этого здания. Его стены помазаны святым миром и окроплены святой водой. На Престоле положена в святом Антиминсе частица мощен мучеников Христовых. И это здание стало храмом Божиим.
Так и человек не рождается храмом Божиим, но только предназначенным быть живым нерукотворным храмом, и становится им тогда, когда Дух Святый освящает душу крещаемого в святой купели, когда Он посещает нас Своими дарами в святом таинстве миропомазания, значит, не принявший крещения остается только предназначенным быть храмом, а всякий православный христианин, через купель крещения вошедший в ограду Святой Церкви, становится этим живым нерукотворным храмом.
В Ветхом Завете Дух Святый через пророков Божиих говорил: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом». «И буду вам Отцом и вы будете Моими сынами и дщерями» (Лев. 26, 12; Иерем. 3 19; 2 Кор. 6, 16—18).
Дух Святый пророчествовал о том времени, когда Бог вселится в бессмертную человеческую душу, когда Бог будет Отцом этой души, а она будет чадом своего Небесного Отца. Мы часто бываем не верными в своих обещаниях, но Господь Бог никогда не может не исполнить Своего обещания. «У Бога не останется бессильным никакое слово», — говорит нам Священное Писание (Лук. 1, 37).
И Господь Иисус Христос, Сын Божий, понесший Свой земной подвиг, пострадавший за нас на кресте, основал Святую Церковь и повелел ей совершать крещение людей «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», чтобы бессмертные человеческие души соделывать живыми храмами Духа Божия. И пока мы верны своему Господу, пока своими грехами мы не отгоняем благодати Святаго Духа, мы, хотя каждый из нас немощен и слаб своей душой, являемся жилищем Святаго Духа.
Какая честь, какая слава предназначена Господом каждому Его верному рабу! Ангелы чистые и безгрешные не имеют этой чести. Не о них сказано, что они являются храмом Духа Святаго, а сказано о человеческой душе — о душе православного христианина.
И какое это, дорогие мои, счастье: в своем сердце, в своей бессмертной душе иметь Духа Божия, всегда живущего в нас! Ведь кого бы мы ни любили на земле: отца, брата, мать, своих детей, жену, мужа, какою бы любовью ни любили друг друга, — все же никогда взаимно любящие друг друга не могут быть вместе в каждое мгновение своей жизни. А мы, имеющие в себе Духа Божия, дети своего Небесного Отца, всегда с Ним: и в далекой поездке, и днем, и ночью, и в минуты отдыха, и на работе, и в минуты молитвы — всегда со своим Сладчайшим Господом в сердце.
Какое это утешение для каждого верующего сердца! Мы знаем, что мы можем просить Господа обо всем, в чем нуждается наше сердце или наше тело. Он всегда готов помочь, потому что Он всегда с нами, и никто и ничто, кроме греха, не может разлучить верного православного христианина с его Небесным Отцом.
Значит, как мы должны, дорогие мои, беречь и хранить наше сердце, самый вход в нашу бессмертную душу, чтобы воры духовные не вторглись в сердце, не осквернили его, не украли у нас этого сокровища благодати Божией, этой радости носить в себе всегда, своего Господа.
Для того чтобы не был обокраден рукотворенный храм Божий, он закрывается на замок, около него бодрствует ночной сторож, охраняя его от злых людей. И мы должны оберегать свой внутренний храм, не от злых людей, а от тех духовных врагов, какими являются наши страсти, наши пороки. Если они вторгаются в сердце и там остаются хозяевами, они обкрадывают нас, они похищают у нас вечное блаженство, право на вечную жизнь в Царстве Небесном, ибо ничто, грязное и нечистое туда не войдет, как говорит слово Божие (Откр. 21, 27). Мы должны чаще — в каждый пост призывает к этому Святая Церковь — свой духовный взор опускать в глубину сердца. Может быть, там, в этом сердце, в этом нашем нерукотворном храме, мы дали место зависти, злобе, сребролюбию, жестокости, ненависти, лжи. Может быть, сердце заполнено смрадом плотской нечистоты.
И что же делать, если наша внутренняя храмина оскверняется грехами?
А делать нужно то же, что делают люди, когда восстанавливают разрушенный, покинутый Божий храм. Для того, чтобы его опять сделать храмом, его приводят в порядок руками любящих Господа людей; его прежде всего очищают от мусора и грязи, на куполе воздвигают крест, чтобы бывшее жилище Божие становилось опять домом Божиим.
И если наш внутренний храм оскверняется грехами, мы также должны воссоздавать его: нашим слезным покаянием омывается и очищается от грехов и страстей наш внутренний нерукотворный храм.
Спаситель дал Своей Святой Церкви власть вязать и решить, оставил в ней судилище духовное. Оно создано Господом не для осуждения грешников, а для их опасения, ибо Господь хочет, чтобы не погибла ни одна бессмертная душа, чтобы все мы спаслись, чтобы все мы единой семьей Божиих детей вечно славили имя Божие, наследуя Небесное Царство, как сейчас все мы, собравшись в этом святом храме, прославляем Господа одной братской семьей. Цель бытия на земле этого духовного судилища в том, чтобы при его посредстве благодатью покаяния, при наших слезных воздыханиях и плаче о грехах, оно снимало со стен внутреннего нерукотворного нашего храма грязь греховную, уничтожало смрад пороков и страстей. Господь говорил еще в дни Ветхого Завета: «Придите и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Исаии 1, 18).
Разрушенный храм Божий приготовляют к новому освящению. В нем восстанавливают священные изображения; заполняют его святыми иконами, которые составляют святыню и украшение каждого православного храма, и церковною утварью; перед иконами помещают подсвечники и лампады.
И наш внутренний храм, дорогие, должен быть украшен. Он украшается духовно — благоговейными размышлениями о земной жизни Господа Иисуса Христа, Его подвиге, Его любви к нам, воспоминаниями о подвигах веры, терпении и добродетелях святых угодников Божиих и нашим подражанием им. В нем должна быть зажженной лампада любви ко Господу Спасителю, Его Преблагословенной Матери, святым угодникам. Эта лампада с огнем веры и любви неугасимо должна гореть в наших сердцах.
Православный храм мы наполняем кадильным фимиамом. И наша внутренняя храмина должна быть заполнена благоуханием слова Божия и молитвы. Сердце истинного христианина всегда живет и дышит словом Божиим, свет которого возгорается в сердце через зрение, когда мы слово Божие читаем; через слух, когда ему внимаем; через память, когда напоминаем себе истины Божественного слова. Мы храним в себе глаголы Божии, как источник света и тепла в нашей жизни. В внутреннем храме всегда раздается голос Божии, утешающий сокрушенных духом, укрепляющий слабого и немощного, воскрешающий духовно мертвых, дающий нам силы жить, нести свои крест до конца и потерпеть все, что Господу, от воли Которого зависит каждый шаг жизни человека, угодно возложить на каждого из нас.
Наше сердце — это престол Божий, на котором всегда должно совершаться тайнодействие нашей молитвы ко Господу. Православное сердце всегда обращено к Богу; из него поднимаются наши воздыхания, когда мы просим себе у Господа помощи на жизненном пути, спасения своей грешной душе и изливаем перед Ним чувства своей сыновней любви к Нему за все, что Он нам подает. Молитва у истинного христианина становится дыханием нашей души; мысли и чувства православного христианина возносятся на молитве, как фимиам, от земли к небу, от временного к вечному.
Надо освящать внутренний храм нашей души Святыми Тайнами Божественного Тела и Крови Господней. Сказано Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ио. 6, 56).
Когда мы, православные люди, входим в святой храм, мы в каждом храме видим образ Божией Матери. Нам хочется уже в самом начале своей молитвы взглянуть на благодатный Лик Божией Матери и попросить себе Ее Материнского благословения. И пусть в нашем сердце, в нашем внутреннем храме, всегда живет благоговейная любовь к Божией Матери. Ведь Она — наша Мать и, как Мать,— неиссякаемый источник любви и прощения. Для скорбящих Она является Радостью, для грешников — Споручницей и Заступницей перед лицом Своего Сына, для погибающих в грехах — Взысканием. И пусть в нашем сердце всегда пламенеет наша детская, сыновняя молитва к Матери Божией и нашей.
Придет час для каждого из нас, хотя, может быть, мы отгоняем самую мысль об этом, когда с этим внутренним храмом предстанем мы перед лицом нашего Небесного Судии.
Будем же, пока живем, охранять, беречь этот свой храм от всего суетного, а тем более, от всего порочного и нечистого!
Для этого, дорогие мои, будем приучаться смотреть на все земное глазами вечной жизни, очами нашей веры. Тогда многое из того, что здесь представляется великим, драгоценным, будет казаться не имеющим цены и развеется перед нами в своем очаровании по мере того, как мы душой приближаемся к Господу. Во многих приманках жизни мы увидим одну суету, один призрак, который рано или поздно исчезнет из глаз наших.
Возлюбим всем сердцем ожидающее верных чад Христовых вечное блаженство. Будем свой взор подымать туда — к нашему небесному Жилищу, где пребывает над звездной красотой наш Господь Спаситель, и куда должен по Его зову войти каждый из нас.
Чтобы ограждать свое сердце от греховной грязи, надо всегда жить пред лицом Всевидящего Господа. Никогда нельзя забывать, что ни одно движение души, ни одно самое сокровенное наше желание, а тем более деяние, не останется не замеченным нашим Небесным Отцом. Вся наша жизнь раскрыта перед Ним. Пусть это напоминание о вездеприсутствии и всеведении Божием помогает нам удерживать себя от греха и соблазна!
Если будем всегда помнить о своей неизбежной смерти и о том, что мы все оставим на земле, кроме своей бессмертной души, этого внутреннего своего храма, — сладость греховная перестанет прельщать того, кто этого не забывает.
Крепче всего мы оградим свой внутренний храм от искушений нашей любовью к Богу. Кто любит Господа своего, тот будет бояться умереть грешником, будет бояться носить в себе из года в год многолетние страсти и пороки, будет бояться потерять для бессмертной своей души вечную жизнь и вечное блаженство.
Любите же, дорогие мои, Господа Бога всей свой душой в ответ на ту неиссякаемую любовь, какую нам дает Он!
Он дал нам жизнь, дает нам здоровье, посылает нам и скорби для нашего спасения. Он благословляет нас благополучием и подает все, что нужно, для вечного спасения.
И благодарные Ему, мы будем носить в своем сердце сыновнюю к Нему любовь, ограждая ею наше сердце от всяких греховных страстей.
Да будут неусыпными наши заботы о бессмертной душе! Да не погибнет она для вечности! Да не угасает в ней огонь веры в Господа Спасителя и любви к Нему, укрепляющий нас на всех шагах нашей земной жизни надеждой на то, что Спаситель и нас, слабых и немощных, примет в Свое Небесное Царство.
И в бесконечных веках, в Царстве вечного счастья, да удостоимся мы своей бессмертной душой приносить наши неумирающие, неусыпающие молитвы хвалы и славы нашему Небесному Отцу.
Митрополит Николай