ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ ПРИ ВРУЧЕНИИ ЖЕЗЛА НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ЕПИСКОПУ КИРОВОГРАДСКОМУ ЕВСТРАТИЮ ВО ВЛАДИМИРСКОМ СОБОРЕ г. КИЕВА

20 ноября 1949 г.

Преосвященный Епископ Евстратий, возлюбленный о Господе брат и сопричастник тайнодейственной благодати!

Неисповедимые пути Промысла Божия привели тебя к высокому служению в Церкви Божией, к служению епископскому. Ты принял великий Дар и сам дал великие обеты. Ты обещал Господу пред лицем Церкви Его со страхом Божиим нести вверенное тебе служение и всю жизнь свою положить на то, чтобы по образу Пастыреначальника Христа пасти вверенное тебе стадо церковное и быть на деле достойным преемником духоносных Отцов и Святителей, коих быть преемником по благодати судил тебе Господь.

Обычай церковный, освященный древностью, повелевает нам, старейшим твоим собратьям, не иначе отпустить тебя на новое для тебя поприще служения, как словом напутствия и назидания. Приими же от нас то же слово поучения, каким св. Апостол Павел напутствовал рукоположенного им для Ефесской Церкви ученика своего Тимофея: «Воспоминаю тебе, — писал св. Апостол Тимофею, — возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» (2 Тим., 1, 6).

Каким образом можем мы, можешь и ты исполнить сию заповедь апостольскую? Не ревностью ли и верностью в порученном жребии? Не терпением ли в трудностях служения и упованием на помощь Божию? Не молитвою ли и постоянным поучением в Слове Божием? Не неуклонным ли зрением на образ Христа, Доброго Пастыря, душу Свою положившего за овцы, за род человеческий, ради его спасения? Не решительным ли желанием до конца идти тесным и часто скорбным путем подвига, несмотря ни на какие соблазны мира сего?

Дар Божий возложением рук!

Это есть тот самый Дар Святого Духа, который Господь наш Иисус Христос преподал Апостолам Божественным дуновением и державным словом: «Приимите Дух Свят»..., тот Дар, который Дух Святый низвел на Апостолов в дыхании бурном и в огненных языках и который нисходил на преемников апостольских и доселе нисходит на архипастырей Церкви Христовой преемством священнотаинственного рукоположения.

Помысли же, возлюбленный брат, как велик сей Дар и какую силу преподает он нам, смиренным служителям Таин Божиих, врачуя немощь нашу, восполняя скудость нашу.

Если же этот Дар Божий, отныне живущий в тебе, есть тот же, какой Апостолами преподан Богоносным Отцам нашим; если и до тебя ныне дошедший жребий есть тот же, который вышел из рук апостольских; если и тебе предлежащий ныне путь есть продолжение того же пути, который проложили первые посланники Христовы, — то с каким же благоговением и страхом Божиим надлежит тебе не только хранить, но и возгревать постоянно этот Дар, чтобы не тща была в тебе сила Христова.

Без этой силы, без этого Дара нам не выдержать и не победить трудностей, с которыми сопряжено на земле всецело принадлежащее небу служение наше.

Тебе предстоит быть пастырем пастырей стада Христова; ты для них должен быть примером и по жизни, и по трудам служения, ибо только тогда поучительное слово твое будет твердо и убедительно, когда оно будет подкрепляемо твоим собственным примерным образом жизни. Ты для пастырей и для паствы должен быть образом «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою», как учит нас св. Апостол Павел (I Тим. 4, 12). Не излишним почитаю напомнить тебе еще одну заповедь Апостола: «Руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом» (1 Тим. 5, 22). Исполнение этой заповеди особенно потребно ныне, когда «оскуде», по слову пророка, «преподобный» (Пс. 11, 1), когда ищущие служения Церкви Божией часто не проникнуты разумением святости этого служения и не заботятся о святости, ища лишь внешних благ.

Охраняя святость служения церковного и вспоминая ревность Господа Христа о Доме Божием, дерзай очищать вверенную тебе паству от тех, кто под личиною овчею скрывает лицо волчье, и от тех, кто с корыстными целями приметаются к алтарю Христову.

Над всем же сим восприими дух пастыря доброго, полагающего душу свою за овцы по образу Христа, пришедшего не «да послужат Ему, но послужити» (Матф. 20, 28). Старайся и ты как можно более служить людям ради любви и как можно менее допускать, чтобы служили тебе — особенно ласкательством и всяким угождением.

Приими сей жезл как знамение силы, ниспосылаемой тебе от Господа, и как опору в твоем новом служении. И благослови предстоящих людей Божиих, ожидающих принять от тебя твое первое архипастырское благословение.

Система Orphus