СТАТЬИ

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Днесь благоволения Божия предоброжение...» (Тропарь праздника).

Попытаемся представить себе ту эпоху истории Иудеи, которая предшествовала появлению Господа Иисуса Христа. Ветхозаветный еврей, хотя и подавлен сугубым формализмом книжников и лицемерным благочестием фарисеев, однако напряженно ожидает появления Мессии. Разрушен храм Соломонов; закончился семидесятилетний горький плен «на реках Вавилонских» — события, весьма потрясшие народное сознание. Плач книжника Ездры над развалинами религии отцов и героическое восстановление великого города и храма заставили многих вспомнить обетования закона.: «Аще забуду тебе, Иерусалиме...».

Созидается второй храм, храм Зоровавелев. Этот храм не так великолепен, как храм Соломонов: нет в нем кивота и процветшаго жезла Ааронова, утрачены скрижали закона. Все те, кто помнили первый храм, не узнавали его в возобновленном: он был для них «якоже не сушь» (Агг. 2, 4). Однако слава второго храма должна воссиять сильнее славы первого, ибо о втором храме сказано: « незапу приидет в Церковь Свою Господь, Егоже вы ищете, и Ангел Завета, Егоже вы хощете» (Малах. 3, 1).

Накапливались пророческие события: отошел властительный жезл от потомства Иуды, подходили к концу седьмины пророка Даниила; праведный Симеон томится в ожидании исполнения пророчества Ангела, обещавшего, что он, Симеон, не вкусит смерти, пока не увидит Христа.

Все дальше и дальше распространялись евреи по всей тогдашней вселенной, все разнообразней и многоязычней становилась толпа правоверных иудеев, стекавшихся на великий праздник со всех концов рассеяния во двор Иерусалимского храма.

«Светись, Иерусалим... над тобой воссияет Господь, и слава Его явится над тобою...

Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут» (Исаии 60, 1—4).

Таким образом, и события и лица указывали на скорое пришествие Мессии.

В это время в скромном галилейском городке Назарете жила престарелая чета — Иоаким и Анна. Оба они достигли глубокой старости, но детей не имели, и Ветхом Завете бесчадие считалось наказанием Божиим за грехи и было весьма позорно в глазах людей. Много поношений в связи с этим пришлось вынести Иоакиму и Анне от окружающих. Они сами ясно чувствовали на себе кару Божию: Иоаким был из рода Давидова, от которого должен произойти Мессия; будучи праведными и чающими «утехи Израиля», супруги не могли не разделять вместе со многими того возбуждения о близком пришествии Мессии, которое охватило значительную часть иудейского общества, В связи» с этим неплодство повергало благочестивую чету в еще большее горе, ибо они лишались великой чести — войти в родословную Мессии.

Предание нам говорит, что праведные старцы горячо молились о разрешении их неплодства. Они верили, что Бог силен и в их глубокой старости дать им дитя. В своих просьбах Иоаким и Анна обещали, что, если их желание будет исполнено, они посвятят своего ребенка Богу.

Усердные молитвы праведной четы «произрастили плод»: у них родилась дочь, которую они назвали Марией.

Только до трех лет воспитывалась отроковица в родительском доме. Предание не сохранило подробностей ее домашнего воспитания, но некоторые факты говорят сами за себя: когда Мария достигла трехлетнего возраста, родители приняли решение исполнить обещание, данное ими Богу относительно своей дочери.

Закон не требовал такого скорого выполнения обета и в столь раннем возрасте ребенка, да и родителям не легко было расставаться со своей дочерью, ставшей великим утешением в их глубокой старости. Однако надо полагать, воспитание в доме родителей заложило в душу юной Марии столько святого горения и любви к Богу, что она сама почувствовала неудержимое желание как можно скорее посвятить себя всецело Господу.

В Ветхом Завете подобный обет считался весьма тяжелым. В Священном Писании по этому поводу мы читаем о дочери Иеффая: Иеффай «совершил над нею (дочерью) обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычаи у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году» (Суд. 11, 39—40).

Девы, посвященные Богу, иногда жили при храме только до достижения совершеннолетия, иногда оставались там до конца жизни и давали обет безбрачия.

Перед престарелой четой возникла тяжелая перспектива: они вновь лишались потомства. Однако Иоаким и Анна не задумывались над своим новым горем. Видя в своей дочери неудержимое рвение ко Господу, праведные старцы побороли в себе голос родительской любви и прочие соображения и решили отдать свою малолетнюю дочь Господу

Торжественно, со светильниками, в сопровождении сверстниц отроковицы, а также своих родственников, отправляются святые старцы в Иерусалим, чтобы принести свой чистый плод молитвы Господу.

Не в скорби сопровождают свою дочь праведные Богоотцы: духовная радость побеждает печаль, ибо они видят, что их дочь, их чистая голубица, стремится в храм Господень, как в свою отчизну.

«Веселится Иоаким говорит св. Герман, Патриарх Константинопольский, торжествует Анна... Воззри, Господи, воззри, возьми Ту, Которую дал, приими данную нам для разрешения неплодства».

Радостно шествовала в храм юная Мария. Обет родителей сделался обетом ее сердца; храм Господень стал для нее вожделенней селений человеческих. Она восходила по ступеням Иерусалимского храма, как в райскую обитель. Никем не поддерживаемая, как взрослая, преодолела трехлетняя отроковица пятнадцать ступеней лестницы, ведущей к храму, и предстала сонму служителей, вышедшему навстречу этому шествию.

Отроковицу встречал первосвященник Захария. Он был изумлен ее духовной «добротой» и священным восторгом этой удивительной процессии. Поэтому, он, по словам блаженного Феофилакта, «вне себя быв», вводит чудную отроковицу во внутренний алтарь, за вторую завесу», куда доступ был разрешен ему одному один раз в год.

При храме Иерусалимском имелись помещения, в которых жили лица, посвятившие -себя на служение Богу. Здесь были девы, вдовицы; жили также и мужчины, дававшие обеты воздержания, они именовались назореями.

Священное Писание упоминает несколько случаев таких посвящений; выше мы приводили в пример дочь Иеффая, упомянем еще Самуила, Анну, дочь Фануилову, которая не отходила от храма «постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лук. 2, 37).

Отроковице Марии, говорит св. Андрей Критский, было определено для жительства и занятий рукоделием место в обители девичьей, для молитвы же «ей не возбранялось входить во Святая Святых... Пришедши в больший возраст и навыкши писанию и рукоделью, она более упражнялась в молитве, нежели в рукоделии: для нее было обычно целые ночи и значительную часть дня проводить в молитве. Поэтому она большее время своего в храме жития провела за второй завесой во внутренней скинии на молитве» (Минейное сказание, от святых Отец и достоверных списателей собранное).

«Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея» (Пс. 44, 11—12), пророчески восклицает о подвиге Приснодевы Ее предок Давид. Дивная дочь Иоакима и Анны приняла на себя великий подвиг ради любви к Господу: от ранней Своей юности, с трехлетнего возраста, она забыла для Него «люди своя»; она всецело погрузилась в молитву, а также слушала чудное учение, которое раскрывалось перед ее духовными очами в Священном Писании, и наблюдала своим Богомудрым разумом дивные дела Промысла Божия в жизни мира. Все свои привязанности: любовь к родным, все близкое сердцу, что было в миру, она оставила за стенами храма. Как Авраам, отроковица Мария «вышла из родства своего и из дома отца своего» и предстала в молитве перед Богом, Ему одному служила. Она — от юности великая подвижница, первая великая инокиня.

...Во дворе Иерусалимского храма попрежнему теснилась многоголосая, экзальтированная толпа иудеев, стекавшаяся сюда, в великий город, со всех концов рассеяния. Отойдя от духа закона и прилепившись к его букве, они превратно смотрели на дело спасения и ожидали Мессию, как освободителя от власти Рима. Обуреваемые политическими чаяниями, они не замечали, как «во внутреннейшем», за второй завесой скинии, возрастала духом скромнейшая и чистейшая Дщерь Адамова, чрез Которую Господь и готовил людям духовное спасение.

Ветхий Завет полон прообразов, предзнаменовавших Богоматерь. Эти прообразы, показывая неземную славу Приснодевы, одновременно открывают и для всех людей великую перспективу духовного совершенствования.

«Преславно прообразовал Тебя, Чистая, ветхий закон, как скинию Божию, где вселился Бог с человеками, — поет Святая Православная Церковь в день праздника Введения — как божественную стамну, которая носит в себе божественную манну, — как чудный кивот, заключающий в себе божественные скрижали, на которых перстом Отца Небесного начертано Божие Слово, — как завесу, открывающую нам, грешным, вход в небесный чертог, — как жезл Ааронов, усеченный и чудесно произрастивший нам цвет и плод жизни вечной» (Канон, песнь 9).

Так богословствует о Богоматери Св. Православная Церковь устами своих «песнословцев». Есть в Ветхом Завете еще один величественный прообраз, вспоминая который Св. Церковь восклицает Приснодеве: «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде» (Акафист Богородице Приснодеве Марии).

Все перечисленные прообразы: скиния, стамна, кивот, завеса, жезл Ааронов, лестница праотца Иакова, хотя кратки по содержанию, но весьма выразительны по тому смыслу, который в них вложен. Самое их существо, их единообразный язык, подчеркивают человеческую природу Той, Которую они предзнаменовали. Об этом свидетельствует и утвержденная на земле лестница в видении Иакова, об этом говорят и все предметы, взятые для построения прообразов Приснодевы. Все они вещественные, земные, хотя сделаны из ценных материалов: скиния — сооружена из дерева ситтим, драгоценного металла и тяжелых тканей, стамна — из золота; кивот — деревянный, обложенный изнутри и снаружи чистым золотом; жезл Ааронов — из омертвевшей трости. Материальная часть символики прообразов выбрана так, чтобы подчеркнуть земное происхождение вещества, которое подлежит чудесному одухотворению. Кроме того, материал прообразов означает не просто плоть, которая может быть безгрешна, но плоть, подверженную греху и смерти, — ибо разверзаются неплодные утробы, расцветает небесным цветом увядшая трость, ящик из дерева ситтим становится «Кивотом, позлащенным Духом».

Чудная лестница утверждена на земле, но верх ее касается неба, и Сам Господь стоит на ней. Перстное становится небесным вот по поводу чего ликует Церковь, вспоминая в прообразах Приснодеву и Ее пречудное вхождение. Причастное плоти расцветает небесным цветом и делается сокрозищницей благодати — в этом залог и нашего пути спасения.


После свершения «велия благочестия тайны» — воплощения Сына Божия и Его Крестной Жертвы — сняты покровы с ветхозаветных прообразов. Новый Завет открыл нам, что в знаменательный день, который празднуется Св. Церковью 21 ноября, в Иерусалимский храм вошла «Святая Святых большая», Та Пренепорочная Дщерь человеческая, Которая за Свою чистоту удостоится великой благодати: Она вместит в Себя Бога, сделавшись, по наитию Св. Духа, Его Матерью по плоти.

«Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества; ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям; посему достойно слышишь: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою» (Канон на Благовещение, песнь 9, тропарь).

Так воспевает преп. Иоанн Дамаскин эту дивную Матерь и одушевленный Кивот Божий.

Наступает время свершения древних прообразов. Отходит ветхозаветная скиния. В храм вступает Приснодева, «соестественная нам Дщерь Адама» [1], Она становится новою скинией. Херувимы славы, которые распростирали крылья свои над очистилищем, где Господь открывался Моисею, теперь осенили Ее, как престол Божий, как Матерь Господа Вышняго. В этом, прежде всего, и заключается великое торжество настоящего праздника.

Вхождение Приснодевы во Святое Святых прообразовало для всех людей еще один радостный и глубоко обязывающий их факт, который сделался реальностью с принесением Крестной Жертвы Сыном Божиим — это разрушение средостения между Богом и людьми и открытие для последних необозримого пути подвига и святости.

«Приведутся Царю девы в след Ея, искренние Ея приведутся Тебе, введутся в храм Царев» (Пс. 44, 15—16).

Искренние Ея, т. е. подруги Ея, — это те, которые по образу жизни и настроению близки Ей. «Девы — приглашает Св. Церковь — свещи носяще, предыдите, Приснодевы чтуще честное происхождение (вхождение). Матери, печаль свою отложиьше, радостно споследуйте Матери Бога бывающей...» [2].

Девы и матери, как более чуткие к чистоте и святости, особенно приглашаются в этот день Св. Церковью к духовной бодрости. Они первые должны «поправить светильники свои», чтобы следовать за Богоотроковицей. Все верные, как девы псалмопевца, призываются следовать стезей Богоматери во внутреннейший свой храм, пред Лице Бога, ибо Св. Православная Церковь верует, что, благодаря домостроительству Божию, каждый человек может сделаться обителью Бога.

«Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16).

Так открывается для человека бесконечный путь Богоуподобления, и образ этого пути обозначен в выдающемся событии в жизни Богоматери. Скажем словами нашего замечательного отечественного богослова, митрополита Филарета:

«Приведение Пресвятой Девы есть начало торжественного шествия, в котором все чистые, целомудренные души за Нею последуют;... желающие участвовать в настоящем торжестве должны присоединиться к оному торжественному шествию, облекшись в качества, сообразные образу великия Ликоначальницы онаго» [3].


Отмечая ежегодно великий день Введения во храм Пресвятой Богородицы, Св. Православная Церковь приглашает всех нас, верующих, быть не праздными зрителями этого духовного торжества, но активными его участниками. Мы должны быть внимательны к этому зову Церкви, остерегаясь, чтобы не оказаться в положении иудейской толпы, некогда теснившейся в притворах Иерусалимского храма в ожидании Мессии и совершенно не замечавшей Ту, Которая в это время пребывала «за второй завесой» храма и в подвиге и молитве готовилась стать «Честнейшей Херувим».

Святая Православная Церковь богослужением этого дня, а также устами своих церковных витий и новозаветных псалмопевцев раскрывает перед нами духовный смысл праздника. Одновременно она указывает нам путь подвига и святости, как логический вывод из этого торжества.

Каждый раз, когда мы в этот великий день благоговейно взираем на шествие по ступеням Иерусалимского храма величайшей Дщери Адамовой, мы должны радостно видеть в Ней Матерь нашего спасения, обязаны сами стремиться следовать Ее путем и с благодарностью воспевать Ей: «Свыше Тя пророцы предвозвестиша, Отроковице».

И. Попов

[1] Димитрий, архиел. Херсонский, Слова, речи и поучения, т. II, стр. 68.

[2] Стихира на стиховне великой вечерни.

[3] «Слово в день Введения во храм», т. I, стр. 206.

Система Orphus