НА ЛАВРСКОМ ПРАЗДНИКЕ 25/IХ—8/х

Троице-Сергиева Лавра неразрывно связана с Москвой. Молитвами и трудами своего Преподобного основателя она и при его жизни и после его блаженной кончины не раз участвовала в великих деяниях нашей Родины. Недаром московские иерархи приняли на себя подвиг настоятельства в Лавре. И теперь, с возобновлением патриаршества, священноархимандритом Лавры является Патриарх Московский и всея Руси. Это обстоятельство сообщает особую торжественность лаврским праздникам, которые, вместе с тем, являются и общемосковскими и даже общерусскими праздниками.

И в этом году, в день памяти Преподобного, 25 сентября (8 октября), с раннего утра к Лавре потянулись нескончаемые потоки людей. Многие пришли накануне, чтобы отстоять праздничную вечерню и всенощное бдение. Многие шли в Лавру под впечатлением молебна о мире всего мира, который совершался в прошедшее воскресенье во всех храмах. Русской Православной Церкви. Горячие молитвы, принесенные в тот день Господу русскими верующими людьми, как бы ручьями стекались сегодня в самое сердце русского Православия, в Дом Святой Живоначальной Троицы, чтобы вновь вознестись оттуда к небесному заступнику Руси, преподобному Сергию.

Уже перед входом в Лавру радостное чувство праздника и святости места охватывает душу. Вот святые ворота, встречающие каждого входящего живописными картинами священных событий. Они сразу же вводят в иной мир подвига и святости, созданный здесь Преподобным игуменом Лавры. Недаром в течение шести веков сюда устремлялась и продолжает устремляться вся верующая Русь. Эти священные пределы, открывающиеся за святыми воротами, были местом многих памятных событий из нашей истории. Некоторые из них на мгновения возникают перед глазами как живые: Димитрий Донской, благославляемый Преподобным на ратный подвиг за освобождение Руси от захватчиков; его внук Василий Темный, ищущий убежища в этих стенах; Грозный Иоанн, здесь крещенный, затем молящийся по пути в Казань и после ее покорения; события Смутного времени, осада Лавры поляками; Петр 1-ый, скрывающийся от стрельцов, и далее — живые образы московских святителей над морем молящегося народа.

И до сего дня это море наполняет высокие берега Лавры. Вот из Успенского собора беспрерывным потоком выходит народ. Только что окончилась ранняя Литургия, совершенная Преосвященным Онисифором, епископом Калужским. По словам лаврского монаха, сегодня за ранней Литургией было столько народа, что приобщали в несколько чаш. Множество людей толпится и у древнего Троицкого собора, ожидая своей очереди, чтобы приложиться к мощам Преподобного. Многие спешат к святому источнику, другие наполняют Трапезную церковь в ожидании поздней Литургии, которую будет совершать Святейший Патриарх Алексий.

В ожидании Первосвятителя Церкви Русской праздничное настроение в храме как бы сгущается, нарастает, и в его благоговейной торжественности оживает священная живопись огромного трапезного зала — особенно картина Страшного Суда. В беспредельности новой жизни, открывающейся за ним, теряется, исчезает вся человеческая история. Она, как мост над потоком времени, остается где-то позади, и уже трудно себе представить, что столетия тому назад вокруг этого самого места шумели непроходимые леса, выли дикие звери, и уныло пели свои холодные песни зимние вьюги вокруг убогой хижины-кельи Преподобного Сергия, склонившегося в молитве за грешных людей...

Но вот наступил час поздней Литургии. Духовенство торжественно встретило Святейшего Патриарха. Затем его облачили посреди храма в святительские одежды, и начались часы... Литургию Святейший Патриарх совершал соборне. Ему сослужили: Преосвященный Алексий, архиепископ Куйбышевский и Сызранский, Преосвященный Никон, епископ Ворошиловоградский и Донецкий, Протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, Наместник Лавры архимандрит Иоанн, ректор Московских духовных школ протоиерей А. П. Смирнов, настоятель Антиохийского подворья в Москве архимандрит Василий и другие.

Два мужских хора — лаврский и семинарско-академический — чередовались в стройном и молитвенном исполнении литургических песнопений. Стоявшие в храме верующие усердно молились со своим Патриархом о преодолении невзгод временной жизни, о мире всего мира, о спасении людей, о добром ответе на Страшном Судище... В конце Литургии Святейший Патриарх Алексий обратился к молящимся со словом. Он рассказал о жизни Преподобного Сергия, о его личном подвиге, о подвиге каждого из людей и о его нравственном значении, которого не понимают подчас окружающие люди. Призывая к пониманию нравственной силы подвига, Святейший Патриарх говорил о необходимости благоговейного уважения тех, кто в своей жизни возвышался и возвышается до подвига, в частности, духовенства, труды которого часто не замечаются за внешними поступками отдельных лиц.

Спокойное и убедительное в своей простоте, ясное и доступное слово Святейшего Патриарха напомнило всем о пути святости и благочестия, на котором не может быть места осуждению ближних.

После молебна Преподобному все духовенство и гости отправились к монастырской трапезе, во время которой со вниманием слушали житие Преподобного Сергия. Трапеза окончилась чином возношения Панагии.

Так прошел лаврский праздник, возбудив в душе не только огонек священных воспоминаний, но и благое намерение подражать тому пути жизни, о котором пели в тропаре Преподобному Сергию и слушали в слове Святейшего Патриарха.

Протоиерей Михаил Зернов

Система Orphus