(Ко дню его прославления)
28 августа 1949 г. исполнилось 290 лет со дня прославления преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского, ревностного защитника и неутомимого борца за Святое Православие на западе Русской земли, обуреваемой в то время воинствующим католицизмом и униатством.
Родился преподобный Иов в Галиции, в крае, называемом Покутье. Родители его были благочестивые и христолюбивые дворяне Иоанн и Агафия, по фамилии Железо. При крещении мальчик получил имя Иоанна в честь св. пророка и Предтечи Господня Иоанна. Эго было в 1551 году. Дух отеческого благочестия, ревности и любви к Богу и Святому Православию с детства впитал в себя маленький Иоанн, а потому неудивительно, что душа его рвалась работать Господу в иноческом звании. На 10-м году жизни своей отрок оставил родительский дом, пришел в ближайший Угорницкий монастырь и просил игумена принять его послушником к старцам. Прозорливый игумен, провидя в отроке избранника Божия, радостно принял его и поставил его на послушание церковное. Отрок Иоанн ревностно отдался своему новому служению, на котором проявил добрые нравы, кротость и смирение, так что на 12-м году жизни был принят в число братии и воспринял ангельский образ с именем Иова. Когда Иов, проводя равноангельское житие и преуспевая в добродетелях, достиг совершенного возраста, настоятель предложил ему принять сан священника. По своему глубокому смирению инок долго отказывался от этой высокой чести, однако, по настоянию игумена, должен был за святое послушание принять пресвитерский сан, а затем, немного спустя, принял и пострижение в схиму с возвращением ему прежнего имени Иоанн. Это, как полагают, случилось на 30-м году его жизни.
Сияя светом веры и благочестия, он скоро стал известен и в Галиции и на Волыни. Известно стало о святом подвижнике и князю Константину Острожскому, ревнителю и защитнику православной вены на Западе. Князю нужны были помощники в деле укрепления Православия и для борьбы с униатством, а потому его взор с радостью и надеждой остановился на молодом священноиноке Иове. Он стал просить игумена Угорницкого монастыря отпустить Иова в Дубенский монастырь, находившийся в его владениях, чтобы Иов своим примером повлиял на нравы монашествующих. Хотя и со скорбью в сердце, но игумен выполнил просьбу князя Острожского — отпустил Иова. Вскоре по прибытии в Дубенский монастырь Иов был выбран братией игуменом обители. Это случилось в 1582—1583 гг. В течение 20 лет преподобный был игуменом и руководителем духовной жизни братии в Дубенской обители. Тяжелое то было время для Православия. Тогда была заключена между католиками и частью православного духовенства так называемая уния, имевшая целью постепенное совращение православных в католичество. Эта уния принесла много бед и скорбей православным, так как проводилась путем насилия, а несогласные ее принять преследовались во всех областях Галиции, Волыни, Литвы и Украины, подведомственных тогда Польской Речи Посполитой.
В числе защитников Православия оказался тогда и преп. Иов. В своей обители и окрестностях он прежде всего своим словом и примером поддерживал дух преданности истинному Православию, а потому его обитель явилась в то время одной из твердынь западно-русского края. Преподобный понимал, что первым средством для отражения римско-католической пропаганды должно было служить распространение церковного просвещения в духе Православия, а потому он приложил все усилия к переписке и распространению духовно-религиозных книг. Для этой цели он собрал вокруг себя целое братство, которое, по его указанию, занималось изучением и переводом на славянский язык, нужных книг и перепиской их для распространения в возможно большем количестве экземпляров. Преподобный и сам, по сказанию его жития, «писанием книг церковных упражняшеся». Первый списатель «Жития блаженного отца нашего Иова Железо», ученик его, иеромонах Досифей пишет, что эти книги «до сего дне в том же монастыре обретаются» (изд. в Почаеве, 1791 г., стр. 5). И действительно, в Почаевской Лавре до 1932 года хранилась, как памятник литературных трудов преподобного, «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его писанная» (Катал. № 127), заключающая в себе до 80 бесед, поучений и проповедей преподобного. Но, к глубокому сожалению, она, вместе с другими архивными документами, была во время польской оккупации (в 1932 году) взята в Варшаву. Зато, к нашему счастью, эта книга, написанная на славянском языке, переведена на русский язык и издана под редакцией проф. Киевской Духовной Академии И. П. Петрова в 1884 году, под названием «Пчела Почаевская».
Рассматривая эту книгу, мы видим, что она содержит в себе собственные поучения преп. Иова, а также выписки из святоотеческих творений, аскетической литературы, и извлечения из творений других лиц, направленные против иноверцев, еретиков и сектантов, волновавших современное преподобному Иову православное русское общество. В XVI веке в Юго-Западную Русь проникли протестантские секты (социнианские), проповедовавшие монотеизм в иудейской форме и ставящие Моисеевы книги выше Евангелия. Эти еретики отрицали догмат Св. Троицы, Божество Иисуса Христа, воплощение и искупление, а также Приснодевство Божией Матери и таинства. Эта ересь проникла и на Волынь, где проживал ересиарх Игнатий Косой, и имела ряд общин со своими школами, учителями и проповедниками. Естественно, что преподобный не мог быть безучастным свидетелем деятельности сектантов. И вот в книге преподобного мы видим апологетическое учение о важнейших догматах св. веры — о Св. Троице, о Божестве Иисуса Христа, об истинном Божестве и Человечестве Иисуса Христа, о Пресвятой Богородице, о крещении и др. предметах веры, отрицаемых еретиками.
Но, борясь с протестантскими сектами, преподобный не выпускал из поля своего зрения главных врагов Православия — воинствующих католиков. В его книге, в слове на Великий Четверток, мы видим его резкое выступление против католиков, совершающих таинство Евхаристии на опресноках, и защиту употребления квасного хлеба.
Будучи апологетом Православия, преподобный Иов старался выполнять, по мере сил своих, и обязанности настоятеля монастыря, заботясь о его внешнем и внутреннем благоустроении, и своим словом и житием привлекал к себе народные массы. «Чесо ради, — говорит Досифей, — начата вся окрестные страны собиравшеся честию и похвалами стужати ему». Положение его, как настоятеля, заставляло его вступать в соприкосновение и с мирскими расчетами. Все это ему было не по душе, ибо не того он искал, идя в монашество, а потому у него возникло желание оставить Дубенский монастырь и искать себе другого места для подвигов.
И вот около 1600-го года он тайно покидает Дубенский монастырь и поселяется на горе Почаевской в пустынной обители, где иноки спасались затворническою жизнью в отдельных пещерах, сходясь в храм только для молитвы. Но как раз в это самое время Почаевская обитель сделалась общежительной, и преподобному снова пришлось быть на виду у людей. Когда принявшие общежительный устав почаевские иноки стали выбирать себе игумена, то выбор их пал на преп. Иова, как мужа несомненных и высоких дарований. Подвижник, искавший себе уединения, снова сделался пастырем душ человеческих. На этот раз ему пришлось принять на себя еще больше трудов и забот, чем в прежние годы в Дубно. Заботы эти вызывались той же борьбой с латинством и протестантством. Враги Православия все усиливались, я ряды его защитников все редели. Умерли главные столпы Православия — князь Константин Острожский и Гедеон Балабан, епископ Львовский, а сын Острожского изменил Православию, приняв унию, и увлек за собой не мало православных дворян. Скончался в 1672 году и волынский епископ Михаил Копыстинский, и западно-русские православные люди лишились последнего епископа. Давление униатов было столь сильно, что в некоторых местах православные могли собираться на молитву лишь тайно, по ночам, под угрозой разгона со стороны униатских властей. Деятельность преп. Иова в это тяжелое время должна была приобрести особое значение. Благодаря духовной высоте своей личности, он расположил к себе сердца многих православных христиан и сосредоточил в руках своих руководство их религиозной жизнью.
Дворяне волынские, оставшиеся верными Православию, щедро жертвовали на обитель, управляемую преподобным, и она скоро получила в свое распоряжение немалые материальные средства, необходимые для практической борьбы с католичеством и для внутреннего благоустройства. Чудотворная икона Богоматери, переданная главной благотворительницей Анной Гойской, привлекала множество богомольцев, количество братии умножалось и потому явилась нужда в устроении нового обширного храма, который и был сооружен преподобным на щедрые пожертвования православных людей и освящен во имя Живоначальной Троицы. Сюда была перенесена и чудотворная икона, которая, «сияя чудесы», укрепляла православных в вере а многих неверных обращала в Православие. Благоустроение обители досталось преподобному путем тяжелой борьбы с врагами Православия, которые, в лице Андрея Фирлея, внука благотворительницы Анны Гойской. изменника Православию, вредили ему. Но преподобный, с помощью Божией, все преодолел.
Заботясь о благоустроении своей обители, он продолжал свое дело, начатое им в Дубенском монастыре, — издание и распространение церковных православных книг. Имея теперь материальные средства, он основал при обители типографию, которая приобрела особо важное значение, потому что оставалась единственной православной типографией в этом крае, так как остальные типографии, под давлением католиков, должны были прекратить свое существование. Преподобный издавал книги, обличавшие заблуждения западных христиан, католиков и униатов, а также разные молитвы, послания, — вообще все, что могло служить к удовлетворению духовных запросов православных. Особенно важное значение имело издание книги Кирилла Транквиллиона, впоследствии архимандрита Черниговского, — «Зерцало Богословия», направленной против католичества. Эта книга служила для православного духовенства прекрасным руководством для утверждения православных, в своей вере и для обличения неправд латинских. Также большое значение имело издание в 1612 году книжки «Диоптра Мирозрительная», которая переведена с греческого языка иеромонахом Дубенского монастыря Виталием. О ее ценности для современников преподобного говорит то, что она издавалась несколько раз. Описатели жития преподобного полагают, что «сам преподобный Иов, при известных случаях, выступал с словом назидания, выработавши способность говорить экспромтом» (М. И. Петров. «Пчела Почаевская», стр. 74), вследствие чего многие его апологетические выступления против католиков оказались незаписанными.
Апологетическая деятельность преподобного не ограничивалась территорией Волыни и соседних с ней областей Галиции, но имела значение и общецерковное. Особенную услугу оказал преп. Иов Православной Церкви на Киевском соборе 1628 года, где мы его видим как представителя западных православных. Этот собор, созванный Киевским Митрополитом Иовом Борецким по делу об отпавшем в унию Полоцком епископе Мелетии Смотрицком, заставил последнего отречься от своих заблуждений. В соборном объявлении все, бывшие на этом соборе, заявили, что они «твердо стоят в православной вере, не мыслят об отступлении в унию и под клятвою обещаются не отступать, и к тому увещевают весь православный народ» (Там же). Это объявление подписал и преподобный своим схимническим именем: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».
Будучи истинным православным христианином и ревностным защитником его, преподобный был и верным сыном своей Родины и народа русского. Когда гетман Украины Богдан Хмельницкий вел войну с Польшей за свободу Украины, то преподобный Иов открыл у себя в обители убежище для всех, кого война лишила крова и средств к жизни, и оказывал всем им духовную и материальную помощь. Многие из них не забыли этой любви преподобного и по окончании военных действий отплатили обители преподобного своими приношениями.
Итак, вся жизнь преподобного Иова прошла в подвигах благочестия, в заботах о благоустроении Дубенской и Почаевской обителей, но, главным образом, в трудах по защите Православия от католиков, униатов и сектантов, стремившихся оторвать украинский народ от их прародительской веры православной и родственного народа русского.
28 октября 1651 года столетний старец-праведник мирно отошел ко Господу. Через 8 лет Господь прославил угодника Своего дарами чудо-творений и нетлением мошей, которые 28 августа 1659 года были торжественно открыты Киевским Митрополитом Дионисием Болобаном и перенесены в храм Живоначальной Троицы, а ныне почивают в пещерной церкви, рядом с той пещерой, где протекали его молитвенные подвиги.
Через 70 лет после кончины преподобного обитель Почаевская была захвачена униатами, которые решили совсем закрыть св. мощи угодника Божия, чтобы никто не мог поклоняться им. Но преподобный, ревностно подвизавшийся против унии всю свою долгую жизнь, и по смерти своей не переставал являть силу свою врагам Православия. В летописях Почаевской Лавры записано несколько чудес, совершенных преподобным во время униатского обладания Лаврой, которые заставили униатов признать святость угодника Божия, так что ими было возбуждено ходатайство пред папою Климентом XII о канонизации преподобного Иова. При этом они были так уверены в согласии папы, что составили преподобному акафист и изготовили медную доску для печатания его изображений. Но папа, узнав о великой ревности преподобного к Православию и о деятельности его против католичества и униатства, отказал в ходатайстве.
Через два года исполняется 300 лет со дня кончины преподобного, игумена Почаевской обители. За этот период времени обитель его, ныне Лавра, пережила много горя и скорбен от насилия католиков и униатов. Так, с 1720 по 1830 г. она была захвачена униатами, а в годы, польской власти (1918—1939) католики имели намерение отнять ее у православных. Однако этого не случилось; так как наша славная Советская Армия, освободившая Волынь и родовые русские земли — Галицию и Буковину от рук оккупантов, спасла и Почаевскую Лавру, а галичанам дала возможность свободно возвратиться в лоно св. Православной Церкви, от которой они насильно были отторгнуты в унию.
Ныне Лавра Почаевская цветет и свято хранит традиции и заветы своего игумена, преподобного Иова. Стерлись границы, отделявшие Лавру от родной преподобному Галиции, и галичане, ныне трудами нашего святителя Высокопреосвященного Макария, архиепископа Львовско-Тернопольского и Закарпатской Руси, возвращенные в лоно Матери-Церкви Православной, идут в Почаев молиться родному для них угоднику. Слыша здесь прекрасное православное богослужение, дивное воодушевленное пение иноков, проповедь слова Божия и видя несравнимую ни с чем красоту наших храмов, они еще больше утверждаются в вере своих отцов и сознают убогость униатских храмов, их службы и обрядов.
Иеромонах Иннокентий (Леоферов)