РЕЧЬ РЕКТОРА МОСКОВСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ ПРОТОИЕРЕЯ А. П. СМИРНОВА,

произнесенная 15 сентября с. г. в Троицком соборе у гробницы Преподобного Сергия перед учащими и учащимися за молебном перед началом учения

Христианская педагогика утверждает, что христианство — не теория, а жизнь и что между изучением богословия и строем жизни должна быть теснейшая связь. Qui proficit in litteris sed deficit in moribus, plus deficit, quam proficit, т. e. кто преуспевает в науке, но не успевает в нравах, тот больше не успевает, чем преуспевает.

Наиболее совершенное познание Христа — Божией силы и Божьей премудрости (1 Кор. 1, 24) — достигается, главным образом, через внутренний религиозный благодатный опыт в новой духовной христианской жизни, принесенной на землю Христом, через приобщение к этой жизни, через личное усвоение Его спасения верою в Него по благодати Божией... Без наличия этого внутреннего благодатного религиозного опыта ничто в мире христианского знания как следует не будет доступно живому разумению. Для познания Премудрости Божией, помимо чтения и изучения богословских книг, необходимы страх Божий, благочестие, молитва и нравственная чистота. Из глубокой древности церковной, из II века, доносится такое поучительное для нас рассуждение Феофила Антиохийского (к Автолику 1, 2).

Если ты скажешь: «покажи мне твоего Бога», то" я отвечу тебе: покажи мне твоего человека, я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат. Ибо как телесные глаза у зрячих людей видят предметы этой жизни и усматривают различие, например, между светом и тьмой, между белым и черным, между безобразным и красивым... или как уши различают звуки, подлежащие слуху — резкие, тяжелые или приятные, — так точно есть уши сердца и очи души, чтобы видеть Бога. И Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света. И хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя, и на свои глаза. Так и у тебя, друг мой, очи твоей души могут быть помрачены грехами и злыми делами твоими. Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видно в зеркале лицо человеческое; так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога. Итак, покажи ты себя самого, не прелюбодей ли ты, не блудник ли ты, не злоречив ли ты, не гневлив ли, не завистлив ли,

не надменен ли, не горд ли, не буен ли, Ибо Бог не открывается тем, кто это делает, если наперед не очистит себя от всякой скверны. Посходи к Богу посредством дел, чтобы через очищение приобретать чистое. Хочешь ли быть богословом и достойным Божества? Соблюдай заповеди и не выступай из повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию Бога.

Господь Иисус Христос призывает нас и во святом Евангелии и через своих Апостолов быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими, непорочными среди грешного мира (Филип. 11, 15), чтобы светить ему светом Христовым, светом добра, любви, честности, верности и т. д. Честность, верность христиан и исполнительность в делах общественных должностей так были известны в свое время язычникам, что сам жесточайший гонитель христиан император Диоклетиан находил их людьми наиболее преданными и верными ему и вполне доверял им, как телохранителям, свою жизнь. Следующее чудесное событие поразило гонителя христиан императора Марка Аврелия и заставило его прекратить гонение В 174 г. Марк Аврелий вел войну с маркоманами и кзадами — германскими племенами. Окруженные со всех сторон неприятелями в Богемских горах римские войска томились жаром и жаждою, и положение их было безнадежно. Один легион — Х-й (фульминат-громоносный) образованный еще при Нерве и Трояне, исключительно состоял из христиан. Эти христиане пали на колени и молили Бога помочь им. Внезапно небо покрылось тучами, и обильный дождь освежил римских воинов между тем как страшная гроза с молнией и громом разразилась над неприятелем, который искал спасения в бегстве. Все единодушно признали это событие сверхъестественным. Некоторые из язычников конечно, приписали это чудо богам своим, но сам Марк Аврелии признал, что войска его обязаны своим спасением молитве христиан.

В молитве пред началом учения мы просим Бога, чтобы Он помог нам воспитаться в школе родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Дорогие питомцы нашей духовной школы! Мы стоим у гробницы великого святого земли русской, Преподобного Сергия Радонежского Он — и добродетелей подвижник, светло украшенный действием Сзятого Духа и в то же время великий патриот своей Родины — солнце для своего Отечества. «Яко же солнце отечеству твоему возсиял еси».

На все дин пребывания в Лавре, на каждый лень своей учебы, по возможности, будем приходить к его святой гробнице, к ее теплящимся лампадам... Будем молиться ему, чтобы он помог нам постигнуть Премудрость Божню и воспитаться в стенах нашей школы в честных и верных деятелей добра, правды и любви на пользу нашей Православной Церкви и нашей Великой Родины.

Система Orphus