СМИРЕННЫЙ МАКАРИЙ, БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ АРХИЕПИСКОП

Львовско-Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский, Священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры

ВСЕЧЕСТНЕЙШИМ И БОГОЛЮБИВЫМ ПАСТЫРЯМ, БЛАГОЧЕСТИВЫМ ИНОКАМ, ИНОКИНЯМ И ВСЕМ БЛАГОЧЕСТИВЫМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ЗАКАРПАТЬЕ

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших, непрестанно поминающе ваше дело веры и труд любве и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим» (1 Сол. 1, 1—3).

Покорный воле Божией, пришел я к вам, когда Святейший Отец и Патриарх всея Руси кир-Алексий благословил и Священный Синод Православной Церкви нашей поручил мне послужить спасению вашему. Со словом мира и духом любви к благочестивому народу Закарпатья, ко всечестнейшему духовенству его и смиренному иночеству пришел я к вам, чтобы совершить среди вас свое святительское служение, которое святой апостол Павел назвал «служением примирения» (2 Кор. 5, 18). По примеру сего великого апостола, ныне нам надлежит, благодаря Бога о всех вас и поминая всегда возлюбленную Закарпатскую паству в молитвах наших, особенно вспомнить дело веры, труд любви и твердость надежды благочестивого народа нашего.

В течение долгих, долгих столетий иноземного господства у нашего народа на Закарпатье стремились отнять самое дорогое сокровище народной души — веру православную, потому что она неразрывно объединяла наше Закарпатье с родным народом, с великим братским народом державной Руси. У нашего верующего народа и у духовенства его на протяжении веков стремились отнять его сердце, угасить в нем любовь к старой вере православной, к Православной Церкви Восточной, и хотели научить наш народ преклоняться пред чуждым латинством и презирать свое, родное, заповеданное от предков Православие. Веками пытались убить в нашем народе надежду на лучшее будущее, на единство с родным великим Отечеством, стараясь, чтобы народ наш не только отрекся от своей веры, а чтобы он забыл себя самого, презирая страдания и муки своих славных предков.

Когда непосредственное принуждение и угнетение не достигли цели, тогда для этого была использована уния, или принудительное подчинение римскому костелу и папе. Всему миру известно, каким грубым насилием насаждалась уния на Закарпатье и на всех других землях Западной Руси и Украины. Долго наш благочестивый народ и всечестное духовенство на Закарпатье защищали непорочную правду Христовой веры и свою принадлежность к Православной Восточной Церкви. Даже и в то время, когда настала тяжкая неволя, верующий народ наш и лучшие пастыри его даже во время унии как святыню хранили память о «старой вере» народной, православной, возгревали в своих душах любовь к Церкви Восточной Православной, укрепляли себя в страданиях надеждой на будущее единение со всем родным народом в святой вере и великой любимой Отчизне.

Как во всем мире, так и у нас время установления и господства, унии было временем народного бедствия и унижения. Вот почему, как только проходит лихолетье и освобожденный народ получает возможность свободно строить свою жизнь, уния везде, как искусственный и ядовитый нарост на народном организме, отпадает и отмирает. Так было на Украине в конце XVIII столетия, так было в Белоруссии и Литве, на Холмщине. То же самое произошло перед нашими глазами в Галичине, где самая большая из Греко-католических Церквей — Галицкая — в составе всех трех своих епархий на соборе во Львове 8 10 марта 1946 года единодушно отказалась от унии с Римом и воссоединилась с Русской Православной Церковью. Точно так же случилось и в Румынии, где униатское духовенство и верующие в октябре месяце прошлого 1948 года массово возвратились к Православной Церкви.

Да будет же во век благословен Господь Бог, давший нам великую радость быть свидетелем того, как ныне милосердием Господним утверждается дело веры нашего народа, труд его любви и терпения в надежде на Господа нашего Иисуса Христа! Провидение Господне ясно указало нам всем новый путь жизни. Благодаря бессмертным подвигам и жертвам великого русского и украинского народа и всех братских народов нашего Отечества, закарпатский народ наш, после многовекового страдания под властью иноземцев, восстановил свое неразрывное единство со всем родным народом в великом Союзе братских народов любимого Отечества нашего. Пришло время, когда освобожденная совесть нашего народа смогла свободно проявить и утвердить свое неразрывное духовное единство со всем верующим народом родной страны в святой православной вере, в лоне единой Матери — Русской Православной Церкви. Ибо это — исконная, старая вера наша, от Господа данная нашим благочестивым предкам, принявшим свет Евангелия Христова от Церкви Греческой, Восточной, Православной. Святой Православной Церкви Восточной наши предки отдали свое сердце, за нее терпели они тяжкие муки, однако и среди страданий они не теряли надежды на воскресение и возрождение православной веры и Церкви, на Закарпатье.

Ныне пришло это спасительное время. К первым исповедникам Православия, возрождавшим на Закарпатье старую православную веру, созидавшим Церковь Православную в трудные прошедшие времена, теперь из греко-католичества присоединилось всечестное духовенство, присоединился и благочестивый верующий народ. Подавляющее, значительное большинство всечестного греко-католического духовенства, добрые пастыри, преданные Христовой истине и спасению вверенных им от Господа душ, отошли от греко-католичества и воссоединились с Православной Церковью. За ними к Матери — Православной Церкви, под благословение Святейшего Патриарха всея Руси кир-Алексия, массово, обратился благочестивый верующий народ Закарпатья.

Пришло, наконец, то благословенное время, когда на всем пространстве нашей искони православной Руси-Украины не стало унии с Римом!

Нет и не может быть среди нас места для нее, потому что только для того, чтобы унизить, раздробить и обессилить народ наш, чтоб поработить его, — только для этого насаждалась уния в народе нашем. И кто может жалеть о том, что, наконец, в последнем уголке — на Закарпатье — среди нашего народа исчезает уния, это воспоминание о духовной неволе и унижении народа? Кто теперь еще хотел бы сохранить единение духовное и послушную покорность папскому Риму? Разве не он всегда был союзником наших угнетателей? Разве не он и теперь благословляет и простирает руки на помощь тем, кто готовится покрыть разрушениями новой войны и залить кровью и слезами нашу землю?

Да святится воля Божия, возвратившая нам снова спасительное единство в православной вере со всем родным народом! Да благословит Бог мира и Отец щедрот наше единство в Святой Православной Церкви! Как любвеобильная Мать, она привлекает ныне к своему сердцу всех нас, как дорогих детей своих: и тех, которые тяжелое прошлое время терпением исповедничества засвидетельствовали свою верность ей, и тех, которые ныне приносят ей свои чистые надежды, теплое расположение, сохраненное во времена испытаний, и сердце, наболевшее в долгой духовкой разлуке.

Радуется ныне нашему единению во Христе Иисусе вся Святая Православная Церковь, ибо услышал Господь усердную молитву ее «о соединении всех» благочестивых детей нашего народа! Пред лицом вечного Бога радуются с нами и праведные души благочестивых предков наших, ибо призрел Господь на дело веры, на труд любви и терпение надежды их, расцветшей ныне в спасительном единстве нашем в вере православной!

Осеним же себя Животворящим Крестом Господним и принесем словами апостольскими за себя и потомков наших нерушимое обещание, что отныне в Святой Православной Церкви у нас будет во веки «едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4, 4—6). Едина и общая у нас теперь православная вера и Церковь, общая молитва и величественное всенародное пение, общие праздники и торжества церковные. Совершая вечное спасение душ наших в ограде истинной Церкзи Христовой Православной, будем сохранять постоянное благочестие наше, будем согревать в себе неизменную любовь к величественному восточно-православному обряду и богослужению, будем ценить благочестивые обычаи церковные, дошедшие к нам от глубокой православной нашей старины.

Призывая щедрое благословение Господне на всех — пастырей и верующих — как на дорогих детей духовных, дарованных мне волей Божией, обращаюсь ко всем вам словами святого апостола Павла: «Молю убо вас... достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиреномудрением и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа .в союзе мира» (Еф. 4, 1—3). «Прочее же, братие, радуйтеся, совершайтеся, утешайтеся, тожде мудрствуйте, мир имейте, и Бог любве и мира будет с вами... Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13, 11, 13).

Макарий, архиепископ Львовско-Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский, священноархимандрит Почаевской Св.-Успенской Лавры.

Дано в Ужгороде,

15/28 августа 1949 г.

в день Успения Пресвятой Богородицы.

Система Orphus