День 28 августа 1949 года, день церковного праздника Успения Пресвятыя Богородицы, на Закарпатской земле — се воистину «день, его же сотвори Господь». То, что было смутной мечтой многих поколений Закарпатской Руси, то, что было их неясным видением, то претворилось и воплотилось в живую действительность, став величественным историческим событием, став незабываемым историческим фактом.
Этот праздник был, вместе с тем, итогом шестимесячных упорных трудов и подвигов Высокопреосвященного Владыки Макария, заставшего во время своего первого посещения Закарпатья в 1948 году всего лишь одного воссоединенного униатского священника, когда, как казалось некоторым, дело воссоединения представлялось почти безнадежным. Но, наперекор сомнениям и сомневающимся, Высокопреосвященный архиепископ Макарий, ободренный благословением Святейшего Патриарха Алексия, поддержанный духовной помощью Высокопреосвященного Экзарха Иоанна и окрыленный собственной глубокой верой в правоту и своевременность великого начинания, с несколькими преданными спасительному делу миссионерами смело вступил на землю борца и первомученика за Святое Православие на Закарпатской земле св. Моисея Угрина.
Не легок был этот подвиг. Сколько было истинно-евангельской любви, умеющей прощать обиды и неразумения, какая нужна была широта и глубина архипастырского проникновения в сердца и души блудных сынов, возвращающихся из ватиканского плена к единому безгрешному Пастыреначальнику Христу! И только эта любовь, это великодушие и проникновение помогли бывшим священнослужителям Греко-католической Церкви, которые часто приходили к Владыке ночью просить духовных наставлений, — найти правильный путь к истинному спасению.
Еще накануне, 27 августа, начали стекаться сотнями богомольцы со всех сторон Закарпатья на традиционный «отпуст» в Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь, что на Чернечей Горе, чтобы в день Успения Пресвятыя Богородицы воздать молитвенную похвалу Той, Которая единая «Ходатаица ко Творцу непреложная».
Но настоящей волной хлынули богомольцы на другой день — вдень самого праздника. Торжественное богослужение совершал Высокопреосвященный Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский в сослужении Преосвященных Антония Станиславского и Михаила Дрогобычского, о.о. архимандритов закарпатских монастырей, Пантелеймона и Матфея.
Литургия совершалась в часовне, расположенной в нескольких стах метров от монастыря, на опушке леса, окаймленного живописными плантациями монастырских виноградников. Подле часовни были установлены мегафоны (громкоговорители), благодаря которым вся многотысячная масса богомольцев имела возможность слушать молитвенные песнопения Литургии и речи проповедников. Проповедывали все три Владыки и несколько священников. Применительно к местным условиям, отдельно была отслужена Литургия священниками-венграми, воссоединенными с Православной Церковью, для венгерского населения на венгерском языке. Среди них следует отметить особенно ревностных, много потрудившихся для блага и утверждения Православия среди верующих венгров, о.о. протоиереев Паппа и Бецу.
Но самый волнующий момент наступил перед окончанием богослужения, когда настоятель православного Ужгородского кафедрального собора, протоиерей Ириней Контратович, известный как церковный историк Закарпатья, провозгласил всему собравшемуся на Чернечей Горе благочестивому народу в день 28 августа 1949 года, что с этим днем закончила свое существование на Закарпатской Украине церковная уния закарпатского духовенства с Римом — уния, как антинародный исторический акт, как исторический документ иноземного насилия над волей и совестью русско-украинского закарпатского народа. «Отныне и во веки мы — православные чада, святой Матери нашей Русской Православной Церкви», торжественно провозгласил о. Контратович. «Аминь», — повторили за ним предстоящие, воссоединенные с Православной Церковью, участники сего великого торжества.
Затем, протоиерей В. Л. Шулькевич, представлявший на торжестве Святого Православия в Мукачеве Высокопреосвященного Экзарха всея Украины Митрополита Иоанна и в его лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прочитал с церковного амвона верующим — участникам богослужения — Послание Высокопреосвященного архиепископа Макария, посвященное великому историческому моменту, ниспосланному Господом Богом «людям Своим», после чего провозгласил многолетие Святейшему Патриарху Алексию и Высо-копреосвященнейшему Экзарху Иоанну.
Многолетием Высокопреосвященному архиепископу Макарию, много потрудившемуся во славу Божию и Святого Православия на сей многострадальной земле, православному духовенству и мирянам, боголюбивой стране нашей и воинству ее закончилось это великое торжество, которое запишется неизгладимыми буквами на страницах истории родной Православной Церкви.
Итак, не напрасно была пролита кровь о. Сандовича и о. протопресвитера Костельника, не напрасными были муки и страдания Михаила Андрелла-Росвиговского и жертв Марморош-Сигетского процесса. Пришло время — и исполнились лучшие мечты и надежды Духновича и Добрянского: пришла на искони свои исторические земли святая Русь и озарила их светом Святого Православия.
Уже давно окончилось торжество, но собравшиеся со всех концов Закарпатья богомольцы продолжали оставаться на местах и, точно застыв в молитвенном экстазе, возносили к небу сердечные песнопения, исходившие из глубины души:
«Мария Мати
Своего Сына просила,
Абы ся православна
Вiра утвердила...»
Священник Н. Павлосюк