5 апреля 1949 года Совет Московской Духовной Академии единогласно присудил магистру богословия Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю высшую ученую степень доктора богословия за сборник «Слова, речи и послания», изданный Московской Патриархией в 1947 году, и за другие богословские труды.
10 мая утром к началу экзаменов прибыл в Московскую Духовную Академию Высокопреосвященный Митрополит Николай и принял живейшее участие в проведении экзамена по Истории древней церкви в. 3-ем классе Семинарии (экзаменовал доц. Н. И. Муравьев, ассистировал проф. И. Н. Шабатин).
После экзамена в 1 час дня в Актовом зале Академии состоялось торжественное чрезвычайное заседание Совета Академии под председательством Ректора архиепископа Гермогена по поводу утверждения Его Высокопреосвященства, Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая в ученой степени доктора богословия и вручения ему диплома и докторского креста.
Присутствовали все члены академической корпорации, а также Высокопреосвященный Митрополит Николай.
Перед открытием заседания общее собрание профессоров поет «Христос Воскресе».
Собрание открывается, с благословения Святейшего Патриарха Алексия, речью Высокопреосвященного Ректора Академии архиепископа Гермогена:
«Ваше Высокопреосвященство! Искренне приветствуя Вас с присужденной Вам Советом Московской Духовной Академии и утвержденной Его Святейшеством высшей ученой степенью доктора богословия, считаю своим приятным долгом сказать следующее:
Совет Московской Духовной Академии, изучая Ваш труд «Слова, речи и послания», пришел к убеждению, что этот Ваш труд — не кабинетный, не теоретический, лишенный связи с жизнью, а является произведением, обнаруживающим Ваши глубокие богословские познания в действии, в жизни. Современная жизнь, богатая разнообразными церковными и гражданскими историческими событиями, сменяющимися с невиданной быстротой, требует большой богословской эрудиции и Вы в этом бурном житейском море, где один месяц жизни шел за целый год, стояли как богослов, как церковный деятель и патриот на высоте положения. Вот почему мы, Ваши современники и свидетели Вашей церковно-исторической деятельности, видим в Вас богослова нового облика, — не кабинетного ученого, составляющего свои трактаты для книжных полок, а ученого, вкладывающего в жизнь свои знания или посредством печатного труда или своею непосредственною церковно-историческою деятельностью. На том и на другом явно лежит печать Ваших глубоких богословских познаний, претворяющихся в жизнь. Ваша литературная богословская деятельность в целом и церковно-историческая деятельность нераздельны между собой. Вы — богослов нового времени, привносящий в богословскую науку новые методы осуществления великих христианских истин непосредственно в жизни.
Такой характер носила Ваша церковно-историческая деятельность, как заместителя Его Святейшества при совершении порученного Вам исторического дела соединения с Матерью-Церковью отторгнутых от нее заграничных русских приходов и внутри нашей страны приходов обновленческих. Ваши выступления в заграничных представительствах обнаруживали также Ваше высокое богословское образование и твердое древлеправославное направление.
Такая же глубина богословских знаний и вместе с ними блестящее знание приемов ораторского искусства отразились ярко и в Вашем труде «Слова, речи и послания» и до настоящего времени отражаются на текущих постепенно публикуемых церковных проповедях.
Совет Московской Духовной Академии, признавая такой характер речей Вашего «Сборника» и находя в них объединяющую христианскую истину о бессмертии души, послужившую в свое время темой Вашей докторской диссертации, единодушно присуждает Вам за Ваш труд «Слова, речи и послания» совместно с прочими Вашими богословскими печатными трудами, высшее ученое звание доктора богословия и поручает мне, как Ректору Академии, в сегодняшнем историческом собрании профессоров Академии приветствовать Вас и передать Вам знак Вашего ученого звания — докторский крест. «Аксиос»!»
После пения «Аксиос» Секретарь Совета доцент Н. И. Муравьев читает постановление Совета Московской Духовной Академии от 5 апреля 1949 г. о присуждении магистру богословия Высокопреосвященному Митрополиту Николаю высшей ученой степени доктора богословия, утвержденное Его Святейшеством.
Непосредственно после этого исполняющий обязанности Инспектора проф. В. С. Вертоградов преподносит Его Высокопреосвященству докторский диплом и говорит следующее:
«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко!
Вручая Вам докторский диплом от Совета нашей Академии, я должен сказать, что Московская Духовная Академия в Вашем лице имеет того, кто положил основную регламентацию движения ученой богословской мысли в нашей возрожденной Академии. Являясь Председателем высшей квалификационной комиссии, Вы, Высокопреосвященнейший Владыко, своим решающим пером утверждали нас в ученых профессорских званиях, приводя тем самым каждого из нас к сознанию великой ответственности за возложенные на нас обязанности. По Вашему призыву наша корпорация профессоров всегда охотно прилагала усилия и применяла свои богословские знания во всех тех вопросах, которые нам поручались. Таковы наши рецензии на докторские и магистерские работы; таковы наши труды на историческом Совещании Автокефальных Церквей в июле прошлого года, возложенные в основном на Академию и с усердием выполненные членами нашей академической корпорации. В настоящий момент мы испытываем полное удовлетворение в том, что на нашу долю выпал столь приятный и благодарный ученый труд рассмотреть Ваш, Высокопреосвященный Владыко, печатный труд «Слова, речи и послания», который является, не только непревзойденным в современной гомилетической литературе церковного витийства, но по богатству содержания, глубине мыслей (я бы усилил понятие этого слова греческим βαθμ 1 Кор. 2,10), по красоте и изяществу языка — отменно оригинальным и научно-ценным творчеством. Мы отнеслись к этому Вашему «Сборнику», Владыко, с подлинным научно-объективным беспристрастием; мы критически, рассмотрели и обсудили его в широком заседании Совета Академии, постановление коего только что зачитано нашим ученым Секретарем, и признали Ваш «Сборник» совместно с прочими Вашими печатными богословскими трудами бесспорно и по всей справедливости заслуживающими присуждения Вам, Высокопреосвященный Владыко, высшей ученой степени доктора богословия. Зная Ваше искреннее благорасположение к нашей Академии и преклоняясь пред Вашим авторитетом, как церковного деятеля, пользующегося теперь мировою известностью, мы с радостью преподносим Вам этой высокий диплом и просим беречь Академию, давая ей православно-ортодоксальное направление. Примите же, Владыко, докторский диплом Совета Московской Духовной Академии, как реальное удостоверение в присужденной Вам ученой степени. «Акиос»!»
Отвечая па речи Высокопреосвященного Ректора и Инспектора, Его Высокопреосвященство, Митрополит Николай, сказал следующее:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы и братие!
С чувством смущения я читал похвальные отзывы профессоров Академии в рецензиях о моих более, чем скромных трудах, посвященных нашей родной Русской Православной Церкви. С таким же чувством я внимал сейчас словам постановления Совета Академии о присвоении, мне степени доктора богословия и горячим приветственным речам глубокочтимого Владыки Ректора, Инспектора Академии профессора
В. С. Вертоградова и Ученого Секретаря Н. И. Муравьева.
Я чувствую, что в этих суждениях о моих трудах голос строгой научной объективности в значительной мере смягчен нотами личного расположения ко мне со стороны ученых мужей, выносящих приговор моей деятельности и моим печатным работам. И поэтому не без некоторого смущения принимаю я от вас, дорогие труженики богословской науки, знаки высокого ученого достоинства, в которые вы меня облекаете, — докторский крест и диплом.
Но сейчас я должен преодолеть это состояние души. Подобно нарекаемому во Епископа, я должен сказать сейчас вам: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
В этот торжественный час я хочу от всей моей души дать обещание, если Богу угодно будет продлить мою жизнь, послужить, чем смогу, нашей богословской науке и родной для меня, от первых дней ее возрождения, Московской Духовной Академии.
Я горячо желаю, чтобы Московская Духовная Академия, став в полной мере преемницей славной научной традиции прежней Академии, углубляла и расширяла в своих стенах кладези православной богословской науки; чтобы темпы развития этой науки, замедлившиеся в последние десятилетия, беспрерывно, так сказать, распружинивались и наростали; чтобы Московская Академия рождала новых и новых кандидатов, магистров, докторов богословия; чтобы русская православная богословская наука и ее авангард — Московская Духовная Академия — стали ведущими во всем православном мире.
Еще раз прошу принять глубокую благодарность за оказанную мне высокую честь и за теплые слова приветствий».
По окончании речи Его Высокопреосвященство Митрополит Николай под пение «Аксиос» Совета Академии благоговейно возлагает на себя докторский крест и принимает из рук исполняющего обязанности Инспектора Академии профессора В. С. Вертоградова докторский диплом.
Заседание заканчивается речью одного из старейших профессоров профессора-протоиерея Т. Д. Попова.
Этот торжественный акт был отражен в журнале Академии № 20, на котором Святейший Патриарх Алексий начертал следующую резолюцию: «1949 г. Июня 1. Искренно радуюсь, что труды Высокопреосвященного Митрополита Николая, в которые он вкладывает свою прекрасную, боголюбивую душу, — достойно оценены. Со своей стороны с любовью возглашаю ему, виновнику торжества, — «Аксиос» и «исполла эти»!»
Новый доктор богословия Высокопреосвященный Митрополит Николай в первое же воскресенье после вручения ему докторского диплома и креста, именно 15 мая, в неделю о Расслабленном совершил божественную Литургию в академическом Успенском храме бывшего Новодевичьего монастыря совместно с Высокопреосвященным Ректором архиепископом Гермогеном, профессорами-протоиереями Т. Д. Поповым, С. В. Савинским, евященниками-преподавателями Н. С. Никольским и К. И. Корчевским с участием протодиакона А. Е. Зверева и студенческого хора Академии.
После запричастного стиха доцент Академии А. И. Георгиевский произнес слово в связи с воскресным Евангельским благовестием на тему «Царство Божие на земле и его добрый делатель». Между прочим он сказал:
«Церковь Господа Иисуса Христа, — это Царство Божие, это Вифезда, воистину «дом милосердия» небесного и земного, Божеского и человеческого — явилась перед людьми с особенною, с усиленною проповедью о любви ко всем людям, о любви ко всем несчастным и страждущим, о мире во всем мире.
И уже не раз только «на всяко лето», не «по временам» только, как в дни древности, а всегда и беспрерывно ангел милосердия, дух любви, мира и сострадания действует среди истинных сынов Царства Божия.
И сегодня с радостью видим, как Царство Божие празднует свой праздник, и мы, дорогие братья и сестры, участвуем в этом праздничном торжестве и молитвенно приветствуем находящегося здесь, в академическом храме, и совершающего Божественную Литургию Высокопреосвященного Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского, неутомимого инока-труженика, ученого богослова, всецело посвятившего свое делание на благо Церкви Божией, на благо мира во всеммире, на благо нашего вечного спасения. Мы приветствуем Митрополита Николая в связи с присуждением ему Московской Духовной Академией высшей ученой степени доктора богословия.
Высокопреосвященный Митрополит Николай (в мире Борис Дорофеевич Ярушевич) родился 13 января 1892 года в семье протоиерея Ковенского Александро-Невского собора.
Учился он в Петербурге, где окончил столичную гимназию с золотой медалью. По окончании гимназии он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета, а затем в Петербургскую Духовную Академию. В 1914 году он оканчивает Духовную Академию и оставляется профессорским стипендиатом по кафедре церковного права. Осенью того же 1914 года он принимает монашеский постриг.
В 1917 году он защищает магистерскую диссертацию на тему: «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)». За этот труд он был удостоен степени магистра богословия и ему была присуждена Макарьевская премия.
Кроме магистерской диссертации перу Митрополита Николая принадлежат следующие печатные произведения:
1. «О проповеднической импровизации».
2. «Гонение на христиан императора Декия».
3. «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви».
4. «Путь ко спасению по Св. Григорию Нисскому».
5. Статьи, проповеди, речи с 1913 по 1918 г. в журналах «Вера и Разум», «Голос Церкви», «Церковные ведомости» и др.
Митрополит Николай редактировал н издал ряд книг. В настоящее время он возглавляет редакцию Журнала Московской Патриархии.
В 1947 году вышла его новая книга «Слова, речи, послания».
Эта книга получила заслуженное мировое признание и положительную оценку со стороны научно-богословских кругов. Книга переведена на ряд иностранных языков. Из многочисленных отзывов приведем, хотя бы в извлечениях, некоторые.
1. Патриарх Иерусалимский Тимофей пишет: «Ваша книга будет для нас драгоценным подарком, как вечный памятник о Вашем неусыпном труде на пользу православной Христовой веры, ибо рукотворенные памятники со временем разрушаются, а книги живут вечно из рода в род.
Св. Иоанн Златоуст писал свои книги более пятнадцати веков назад, а мы их имеем и читаем, как его живое слово. Так же и Ваши слова, речи и послания, запечатленные в книгах, не исчезнут, а будут жить и читаться вечно.
Ваши слова и речи проникнуты истинно православно-христианским духом, как слова Св. Иоанна Златоуста и русского «Златоуста» св. Димитрия Ростовского».
2.Патриарх Антиохийский Александр: «Издание Ваших слов, речей и пастырских посланий, проникнутых истинным духом христианина и патриота, исполнено артистически.
Читая эти собранные воедино произведения Вашего пера, мы составляем себе яркую картину исполнения Вашим Высокопреосвященством своего долга перед Богом, который повелевает не зарывать в землю своего таланта и долга перед Родиной, призывающей всех верных сынов своих защищать ее словом и делом в трудную годину народных испытаний.
Наставляя, укрепляя и ободряя всех православных верующих в тяжелое время военных невзгод, Вы внесли свою лепту в общую сокровищницу любви к Отечеству и народной гордости, которой издревле славилась Русская Земля».
3. Патриарх Сербский Гавриил: «Мне доставляет особую радость, что я имею возможность приветствовать Ваше издание, страницы которого послужат к вящщей пользе нашего Святого Православия. Вы обрадовали меня Вашим дивным «Сборником».
4. Патриарх Александрийский Христофор: «Мы познакомились с Вашим трудом и приветствуем Вашу ревность, с которой Вы разъясняете слово Божие, и глубокую христианскую образованность, которая чувствуется в выдающемся авторе этого труда.
Просим Всеблагого Бога, чтобы Он удостоил Вас принести Святейшей нашей Матери-Церкви и другие такие же труды».
5. Патриарх Румынский Никодим: «Получив Вашу книгу, мы распорядились о том, чтобы она была рекомендована духовенству Румынской Церкви, а в наших духовных журналах были помещены подробные рецензии относительно этой ценной книги».
6. Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат: «Ваша книга полна цветами и церковного красноречия, и жизненной философии, и глубокой психологии. Как не восторгаться даже такому «юнцу», как нижеподписавшийся, Вашими золотыми словами?
Делать ли мне выписки? — Нет, не на бумаге надо делать выписки из этой книги, а всю ее надо отпечатать на скрижалях сердца, чтобы очерствелому человеку сделаться мягче и чище, чтобы на душе стало светло и радостно и чтобы автору книги соединенным хором верующих петь «Многая лета».
7. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Александр: «Ваша книга — книга творения современного Русского Златоуста — действительно ценна. Таким именовали когда-то св. Кирилла Туровского, потом — Святителя Иннокентия Херсонского, а теперь (это не лесть) это имя принадлежит Вашему Высокопреосвященству».
8. Из «Вестника Восточно-Азиатского Экзархата»: «Слова, речи и послания в новой книге Митрополита Николая, завоевавшего имя современного Российского Златоуста, — это богатство Веры, Мудрости и радости евангельских повествований, радости жизни в Святой Церкви, а послания его дышат непреклонной преданностью и любовью к своей. Родине.
Высокопреосвященный автор как слушателя, так и своего читателя ведет к Вечному, Горнему, Евангельскому миру, ведет к Источнику Жизни — к Христу»
9. Архиепископ Стефан (Харьков): «С умилением прочитал Ваши Боговдохновенные творения. Ваша книга будет незаменимым помощником и советником для церковных проповедников и учащихся в духовноучебных заведениях.
Не нахожу слов выразить полноту своей радости за появление столь нужной учительной книги».
Вышеизложенные извлечения из некоторых отзывов о книге «Слова, речи и послания» Митрополита Николая приведены нами как яркое, свидетельство о необычайной действенности труда Высокопреосвященного автора и о высокой научной значимости этого труда.
26 марта 1949 г. Высокопреосвященный Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Гермоген вошел с ходатайством перед Советом Академии по нижеследующему вопросу:
«Всем хорошо известна учено-богословская деятельность Высокопреосвященного Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского. В данном случае проявляется не только выдающаяся одаренность Митрополита Николая, но глубокая и всесторонняя его эрудиция по различным богословским и церковно-историческим дисциплинам.
Высокопреосвященный Митрополит является нашим современником. И мы отдаем ему дань глубокого уважения за его многогранную и высокополезную деятельность не только для блага Русской Православной Церкви, но и вообще для всей Восточной Православной Церкви.
Само собою разумеется, что в основе этой деятельности вселенского масштаба лежит глубокая и всеобъемлющая образованность Митрополита Николая.
Ввиду всего изложенного, я предлагаю Совету Московской Духовной Академии обсудить вопрос о присуждении Высокопреосвященному Митрополиту Николаю ученой степени доктора богословия».
Постановление Совета Академии (5 апреля с. г.) было таково (привожу в извлечении):
«Высокая и многополезная деятельность Высокопреосвященного Митрополита Николая не ограничивается только пределами Святой Русской Православной Церкви, она относится ко всей Вселенской Православной Церкви и служит миру всего мира. Эта церковно-историческая деятельность имеет своим основанием глубокую христианскую веру его и коренится в тех богословско-философских предпосылках, которые заключаются в его блестящих церковно-ораторских произведениях, произносимых им с церковной кафедры и частью изданных в печати.
Вышеуказанные научные основания, а также широкая известность его печатных трудов в самых разнообразных слоях верующего общества Восточной Православной Церкви, дают Совету Академии полное право принять изданный Московской Патриархией в 1947 г. сборник «Слова, речи, послания», вместе с другими печатными трудами магистра богословия Высокопреосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая в качестве научных богословских работ на присуждение ему ученой степени доктора богословия.
Рассмотрение данного «Сборника» было поручено профессорам Московской Духовной Академии.
Рецензенты, всесторонне изучив книгу «Слова, речи и послания», дали глубокий анализ этой книге в обширнейших отзывах и установили, ЧТО:
а) указанный «Сборник» слов, речей и посланий Высокопреосвященного Митрополита Николая представляет собою богословскую работу, имеющую в своем основании одну объединяющую великую христианскую истину о бессмертии души и православное эсхатологическое учение о вечной индивидуальной жизни;
б) самый метод исследования в «Словах и речах» Православной эсхатологической доктрины и построения самих церковно-ораторских произведений следует признать ценным и высоко-научным;
в) со стороны изложения и способа передачи этих высоких догматических истин в форме блестящих художественных образов; со стороны широты, чистоты и глубины самого понимания смысла земного существования человеческой личности — эта работа не превзойдена в наше время, исключительно оригинальна и создает новые качества в истории самобытного русского церковного витийства. Это — крупный ученый вклад в богословскую науку.
Учитывая высокие достоинства рассмотренной работы — сборника «Слова, речи, послания», а также принимая во внимание прочие богословские труды Митрополита Николая, Совет Академии единогласно присуждает автору ее, магистру богословия Высокопреосвященному Митрополиту Николаю высшую ученую степень доктора богословия и почтительнейше просит Его Святейшество утвердить это постановление».
Патриарх Алексий на журнале Академии наложил следующую резолюцию.
«1949 г. Апр. 11. Митрополит Николай, согласно определению Совета Московской Духовной Академии, утверждается в звании доктора богословия. П. АЛЕКСИЙ».
Свою речь А. И. Георгиевский закончил пожеланиями здоровья и долгоденствия новому доктору богословия.
По окончании молебна Ректор Академии архиепископ Гермоген обратился к Митрополиту Николаю от профессорско-преподавательского состава, студенчества и всех присутствующих молящихся со следующими словами:
«Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимейший Владыко Митрополит Николай!
В этот молитвенный час торжественного богослужения, какое Вы благоизволите совершать в этом академическом и в то же время одном из старинных московских храмов Новодевичьего монастыря, — мне невольно припоминается одно место из письма св. Василия Великого к Римскому епископу Дамасу.
Как известно, св. Василий Великий всю свою жизнь страдал и боролся за чистоту Вселенского Православия. В своем письме к епископу Дамасу св. Василий Великий яркими красками описывает тогдашнее бедственное положение Восточной Церкви. Она подобна кораблю, застигнутому бурей на море и волны ересей и расколов вот-вот готовы потопить ее в пучине разбушевавшейся антиправославной стихии.
Молитвами, великими подвигами ума и волн христианской великие учители Вселенской Церкви Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов уберегли церковный корабль от бурь и непогод и привели его в спасительную гавань Вселенского Православия.
Несомненно в этом проявляется мироустрояющая промыслительная Десница Божия.
В те или иные периоды церковной жизни Господь из недр церковных воздвнзает таких Архипастырей, кои являются достойнейшими вождями для окормления церковного корабля. Нам всем, знающим жизнь Русской Православной Церкви за последние 30 лет, ясно, что печать этого избранничества и посланничества явно опочила на достославых вождях нашей Православной Церкви: на умершем Святейшем Патриархе Сергии, на ныне здравствующем Святейшем Патриархе Алексии и на ах достойном сподвижнике, Митрополите Николае Крутицком и Коломенском.
Вместе с отцом нашим Алексием, Патриархом Московским и всея Руси, Вы, подобно древним отцам Церкви, являетесь теми богоизбранными вождями, которые «Господу поспешествующу» охраняют Русскую Православную Церковь от всякого рода ересей и расколов и напоевают верных чад своих словесным млеком вселенского учения Христова, а тем самым соделывая спасение душ человеческих.
Вас, как одного из богоизбранных церковных вождей современности, Господь одарил блестящим, «Златоустовским» красноречием, ясным умом и глубокой богословской эрудицией.
Мы очень рады тому, что Совет Московской Духовной Академии; оценивая Ваши научно-богословские произведения, просил Вас принять ученую степень доктора богословия. Однако мы еще более рады тому,, что Вы, как представитель Русской Православной Церкви, на Всемирном Конгрессе сторонников мира, в Париже, были избраны членом Постоянного Комитета по организации «мира во всем мире». Это значит, что Вы являетесь сейчас не только выразителем стремлений Русской Православной Церкви к «миру во всем мире», но и выразителем этих возвышенных настроений совести сторонников мирного сотрудничества народов всей нашей планеты. Вся эта деятельность Ваша во всей ее совокупности побуждает нас возблагодарить Пастыреначальннка нашего Господа Иисуса Христа за то, что Он, Многомилостивый, в каждую эпоху церковной жизни посылает соответствующих ей своих достойных делателей к пользе и укреплению Своей Церкви «юже стяжа кровию Своею».
Московская Духовная Академия, Семинария всей семьей профессоров, студентов и семинаристов вместе с великим множеством здесь присутствующих верующих москвичей приветствует Вас и молят Бога о продлении Вашего драгоценного здравия на благо Русской Православной Церкви и нашей дорогой Родины».
На это приветствие Митрополит Николай ответил следующими словами:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогие профессора и преподаватели Московской Духовной Академии!
Во вторник истекшей недели в Свято-Троицкой Лавре, в стенах нашей Духовной Академии, из Ваших рук я воспринял знаки высшей ученой степени и внимал словам ваших горячих поздравлений. Сейчас — устами глубокочтимого Владыки-Ректора — вы продолжаете свои приветствия.
Моя душа, возлюбившая Московскую духовную школу не только со дня ее возрождения, но с момента зарождения самой мысли о ней, преисполнена чувства глубокой благодарности вам за оказанные мне честь, внимание и любовь.
Но не об этом только я хочу сказать сейчас.
Находясь среди наставников и студентов нашей Академии и Семинарии, я хочу сказать, как глубоко радуюсь я тому, что наша духовная школа, нося на себе явную печать благословения Божия, преуспевает и расцветает изо дня в день, руководимая Высокопреосвященным Владыкой-Ректором и имея преподавателями истинных мужей науки. Я счастлив видеть, с каким успехом, с помощью Божией, наша школа растит кадры нашей смены на ниве Божией, вкладывая в умы и сердца, своих питомцев богословские знания. Я горд тем, что сокровищница православной богословской науки беспрерывно обогащается новыми исследованиями и трудами профессоров нашей высшей духовной школы.
В ответ на высказанные мне пожелания, я пламенно желаю высокочтимому Ректору, наставникам и учащимся наших духовных школ дальнейшего преуспевания в их священном труде на благо родной Русской Православной Церкви, здоровья и благополучия, а нашей духовной школе еще большего процветания во славу Православия».
После ответного слова Митрополита Николая была прочитана телеграмма от Ответственного Секретаря Редакции «Журнала Московской Патриархии» протоиерея Александра Павловича Смирнова:
«Как ученик одной с Вами Академии, я с особенной радостью приветствую нового доктора богословия, получившего высокое ученое звание за совокупность богословских трудов и имеющего уже давно общецерковное признание его русским Златоустом за непрерывно творческую диссертацию внутреннего религиозного опыта в академии сердца. Молитвенно желаю Вам крепости, физических и духовных сил для продолжения плодотворных трудов Церкви и Отечеству на пользу».
После оглашения телеграммы к Митрополиту Николаю обратился с приветствием от лица сотрудников Редакции изданий Московской Патриархии И. Н. Хибарии.
Ответным словом Митрополита Николая на это приветствие и закончилось торжество в академическом храме.
Л. Г.