ВЕЛИКИЙ СВЯТИТЕЛЬ

(15/V—1944 г.—15/V—1949 г.)

15 мая 1944 г. мирно отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Прошло всего пять лет. А как много памятных и выдающихся исторических событий произошло за это время! Собор Русской Православной Церкви с участием Представителей почти от всех Православных Церквей Востока; величайшая победа над фашистской Германией и ее союзниками; поездки наших церковных делегаций в различные страны; воссоединение униатов Западной Украины; объединение почти всех православных русских, где бы они не находились под верховным главенством Патриарха Московского и всея Руси Алексия; празднование 800-летия Москвы и многое другое.

Незабываемые даты и события! Как много они говорят о славе нашей Церкви! И человеком, предвидевшим будущее величие Русской Церкзи, боровшимся за объединение вокруг нее всех «отторгшихся», призывавшим к защите Отечества и всегда верившим в конечную победу нашего народа — был Патриарх Сергий. Его строгая церковность, его преданность родной стране и Правительству, его настойчивость в проведении своих принципов дали «плод мног».

В журнальной статье трудно осветить всю многогранную и исторически великую деятельность почившего Патриарха Сергия [1].Но можно наметить то основное, что было причиной его мудрых и плодотворных деяний.

Это — прежде всего целеустремленность, ясность плана, твердость в его проведении и уменье ориентироваться в создающейся обстановке, не отступая от намеченной линии поведения. Поистине он действовал «по нужде каждого дня».

Дальше, он один из немногих архипастырей Русской Церкви, занимавших руководящее положение в ней, понял всю своеобразность политического положения нашей страны; понял, что Советская Власть безоговорочно признается и поддерживается подавляющим большинством трудящихся нашей Родины; понял, что какая-либо ставка на реставрацию у нас капитализма не может быть терпима Церковью; видел, что верующий народ, в большинстве работники фабрик и полей, покинет церковников, занимающихся политиканством, а не своим прямым делом церковного служения и религиозного окормления.

Своей исторической декларацией 1927 г. он показал свое предвидение будущих судеб Церкви. Церковь может нормально развиваться тогда, когда она отдает «кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Мф. 22, 21), когда не поступаясь своим догматическим учением и каноническим укладом она поддерживает начинания Советского Правительства, как Правительства всенародного, гражданином которого является и всякий верующий православный христианин независимо от его иерархического положения. Сказать в декларации: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи» [2] мог только истинный патриот своей Родины, «человек, с большим историческим и политическим кругозором, свободный от узкого консерватизма, горячо любящий Родину и свой народ» [3] и свою Церковь.

Но сказать — это еще не все. Надо было последовательно и твердо, не взирая на ропот религиозных схоластов и обновленцев, вести по намеченному пути и корабль Церкви Христовой. И здесь Патриарх Сергий оказался искуснейшим кормчим. Ни бурная погода, ни обманчивое затишье, ни скрытые мели и пенящиеся бураны — ничто не смогло заставить его отказаться от намеченного курса: Церковь и Родина.

Он знал, что народ, давший миру великих иерархов — Алексия, Гермогена, Никона, Филарета, давший величайших людей в области культуры, науки и искусства — этот народ, если он сам возьмет в свои руки политическую и экономическую власть, еще больше удивит мир и даст непревзойденные образцы во всех сферах своей жизни. В жизни Православной Церкви таким образом был сам Патриарх Сергий и его ученики и последователи — ныне здравствующий Патриарх Алексий, Митрополиты Николай, Иоанн, Григорий и др. Последнее, между прочим, доказывает, что он умел выбирать себе сотрудников — качество, каким обладают немногие.

Его вера в народ, в религиозность народа, в мудрость Правительства блестяще была доказана войной 1941—1945 гг. и последовавшим в результате ее полнейшим разгромом немецко-японского фашизма. С первого же часа войны он не только благословил всех на ратные и трудовые подвиги, но и ясно видел поднимающиеся силы народные и конечную победу над врагом. До самой победы ему Бог не судил дожить, но в каждом его слове, в каждом его послании эта окончательная, победа категорически предсказывалась и утверждалась.

Он был подлинным светильником Матери-Церкви и привлек в ее объятия многих колеблющихся и отпавших; показал всему миру строгую каноничность и моральную силу нашей Церкви. Им были завязаны связи с заграничными церквами, так счастливо развивающиеся сейчас под мудрым руководством Патриарха Алексия. Он был «верным и дорогим слугой... своего народа... всего человечества и всей семьи Христа» [4].

Патриарх Сергий объединил вокруг себя вое самое лучшее, здоровое, жизнеспособное в Церкви и дал мудрый в своей простоте принцип, по которому должно итти будущее всех нас: строгая церковность и преданность Родине и ее Правительству (ср. послание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Алексия от 28/V—1944 г.). Этой своей объединяющей деятельностью Патриарх Сергий стал «в ряды продолжателей дела печальников Русской земли — Патриарха Гермогена и Преподобного Сергия» [5].

Личная жизнь его, полная умственного, молитвенного и административного подвига, была проста, незлобива, смиренномудренна, любвеобильна и христиански чиста. Слова у него не расходились с делом.

А это возможно для людей, убежденных в своей правоте и морально незапятнанных.

Отсюда нет ничего удивительного, если авторитетнейшими людьми он был назван «выдающимся церковным деятелем» [6], «великим Святителем Церкви Христовой» [7], «душой Русской Церкви — ее сердцем, ее мозгом... источником ее силы, виновником ее славы» [8], «любящим отцом, мудрым руководителем, ревностным архипастырем»[9], «широким в своих взглядах, безграничным в доброте своего сердца, глубоким и проникновенным в своем уме»[10]. Он «сохранил преемственность иерархии, чистоту веры, неприкосновенность священных канонов» [11] и был «великий патриот, не только сам горевший пламенной любовью к Родине, но и в других возжигавший таковую» [12].

Поэтому то мы не только верим, но и знаем, что «образ Святейшего Патриарха Сергия... будет с благодарностью вспоминаться нашими потомками... а история отведет ему почетное место наряду с другими великими патриотами земли русской» [13].

И сейчас, когда опять поднимаются мутные волны грозной военной пропаганды против нашего Отечества, мы можем повторить слова покойного Патриарха: «Да бежит далеко от вас искусительная надежда купить себе благополучие путем измены Церкви и Родине или хотя бы путем малодушного прислуживания перед врагом к унижению Родины и самих себя. К тому же купленное такой ценой благополучие никогда не будет прочно» [14]. Это значит: мы не космополиты, мы дети своей Матери Церкви и своей великой, могучей Родины.

П. Н.

[1] Подробнее о почившем ем. в прекрасной книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство», изд. Московской Патриархии, М. 1947 г.

[2] «Патриарх Сергий и его духовное наследство», изд. Московской Патриархии, М 1947, стр. 275.

[3] Архиепископ Лука Тамбовский. См. «Ж. М. П.» 1944 г., № 8, стр. 18.

[4] Архиепископ Йоркский Кирилл. См. «Ж. М. П.» 1944 г., № 6, стр. 13.

[5] Митрополит Алексий. См. «Ж. М. П.» 1944 г., № 6, стр. 32.

[8] Митрополит Николай, ibidem, стр. 26.

[9] Архиепископ Григорий, ibidem, стр. 28.

[10] Прот. Н. Колчицкий, ibidem, стр. 34.

[11] Митрополит Алексий, ibidem, стр. 31.

[12] Митрополит Киевский, Иоанн, ibidem, стр. 35.

[13] Прот. А. Смирнов, ibidem, стр. 25.

[14] «Сборник церковных документов», изд. Московской Патриархии, М., 1943, стр. 12.

Система Orphus