«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» — возглашаем протодиакон. Благоговейно внимают молящиеся дивным словам, которые произнесла Пресвятая Дева Мария, приняв со смирением благую весть Архангела. «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...» Невозможно воспринимать без волнения прекрасный припев, сопровождающий каждое речение Пренепорочной. Льется трогательное и задушевное пение: «...без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!» Звучание отдельных голосов словно пропадает и, сливаясь с другими, образует нежный и стройный ансамбль. «Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди...» Хочется, чтобы нескончаемо долго витали в воздухе, услаждая слух, эти пленительные звуки. И становится немного грустно, когда они исчезают где-то в вышине, под сводами храма: вот такая же легкая грусть на мгновение коснется души, когда умолкнет праздничный трезвон или затихнут заключительные аккорды проникновенной сонаты, созданной великим композитором...
Сколько молитв обращено к Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа, сколько хвалений сложено в Ее честь! Наше православное богослужение немыслимо без почитания Державной Покровительницы мира христианского. Нет такого последования или чина, которые не содержали бы в себе молений Приснодеве. Молебное пение о здравствующих или усопших, вечерня и утреня, часы и междочасия, таинства и литургии — все неисчислимое богатство церковных служб пронизано величанием Богородительницы. Можно утверждать, что никакому, даже самому неутомимому и кропотливому, исследователю — богослову не удалось бы собрать воедино и систематизировать необъятные сокровища богородичных молитв. Многие вдохновенные песнопевцы в разные века и в различных странах потрудились над прославлением Владычицы нашей и составили редкие по красоте и выразительности молитвословия. В любом из них — будь это пространный тропарь чудотворной иконе Божией Матери «Владимирской» или предельно краткое прошение: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» — таится такое богатое содержание, что оно могло бы наполнить страницы не одной вдохновенной книги.
Иначе и не должно быть. Можно ли, как это позволяют себе некоторые, называющиеся христианскими, исповедания не славословить Присноблаженную Матерь Того, Кто направил человечество на путь добра и спасения? Ведь даже в земной нашей жизни существует культ великих людей. Мы не только бережно охраняем здания, в которых они жили и творили на благо Отчизне, не только собираем тщательно их портреты, рукописи и личные вещи. Преклоняясь перед гением великого поэта, мы неизменно платим дань восхищения и матери замечательного человека, вскормившей его и положившей немало трудов на его воспитание. Не явствует ли из этого что тем более убежденным, проникновенным и многообразным должно быть у христиан почитание Возвеличенной паче всех матерей — Матери Бога, воплотившегося для того, чтобы принять на Себя грехи мира и. повести земнородных к Свету и Правде?!
Какими совершенствами суждено было обладать Той, Чье Приснодевственное Лоно Вседержитель возжелал соделать вместилищем Невместимого — Единородного Сына Своего? И хотя Церковь располагает сравнительно немногими сведениями о Деве, Которую мы умиленно именуем «Христу плоть взаимодавшей», они воссоздают перед нами образ, покоряющий сердца любвеобилием, кротостью, святостью — ярчайшее созвездие добродетелей.
Жизнь Пресвятой Девы Марии поражает нас своей кристальной чистотой, вдохновляет исключительной ясностью и направленностью. С трех лет Великая Отроковица живет и воспитывается при храме Божием, изумляя его служителей умом и устремленностью к Всевышнему. Она преуспевает в Законе Господнем и изучает мудрые сказания пророков о Спасителе мира — Христе, долженствующем родиться от Девы и просветить вселенную истинами прекраснейшего учения. Кто будет эта Избраннейшая из избранных, от Которой Существующий прежде всех веков восхощет принять «рабий зрак» — облечься немощной человеческой плотью? Она не ведает еще, Чистейшая из дев, что именно Ей предназначено стать Одушевленным Кивотом для Христа Бога нашего — и Она хотела бы в святом смирении Своем быть последней, служанкой Матери Господа.
...Месяц за месяцем пребывает Богоблагодатная в жилище благочестивого старца Иосифа. Праведнику из рода Давидова обручили Дивное Сокровище, дабы он соделался хранителем Той, Которой предопределено непорочно послужить вочеловечению Единого от Троицы. Попрежнему проводит Преславная Богоневеста дни свои в чтении священных книг и восхищает окружающих благостью и трудолюбием.
И вот наступает дивный час. Посланник Зиждителя возвещает Неискусобрачной несказанную радость, что Она будет родительницей Господа — лествицей, досягающей небес, Еюже снидет на землю Бог. С трепетом и смущением восприняла Непорочнейшая, не знавшая мужа, слова Архангела, но веруя непреложно, что «не изнеможет у Бога всяк глагол», ответствовала покорно: «Се Раба Господня: да будет Мне по глаголу твоему!» (Лк. 1, 38) и вознесла хвалебную песнь Творцу, благоизволившему через Нее ввести в мир бессмертие. «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его!»
О, Звездо, явившая миру Солнце! Это Ее, «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», созерцали во многих видениях просветленные Духом Святым очи пророков. Одному из богомудрых представала Она — еще не бывшая, но неизбежно должная явиться — во образе неопалимой купины; другой удостоился лицезреть Ее Высочайшей Горой, приосененной благодатью, — третий прорекал Ее как Сокровенные Врата, обращенные к востоку «...и никто же пройдет ими, токмо Господь Бог Израилев прейдет има!»
Тридцать три года земной жизни Спасителя были для Безневестной Девы, ставшей пророческих глаголов исполнением, как и для всякой любящей и нежной матери, годами забот и страданий. Едва лишь родилось Божественное Дитя, как свирепый Ирод предпринимает тщательные поиски, чтобы убить Его. Святое Семейство бежит из Иудеи в Египет и проводит там несколько лет, полных тревоги. Сколько волнений испытывает Всеблагая и по возвращении в родные края! Вот двенадцатилетний Отрок отстал от Благосердой Матери и старца-хранителя, пришедших во Иерусалим на празднество, и томится в неведении Ее преисполненное любви сердце, пока не обретают юного Иисуса в обществе книжников, дивящихся Его изумительной премудрости...
...Христос шествует из одной веси в другую, проповедуя толпам народа Свое лучезарное учение. Вместе с простодушными галилейскими рыбарями плавает Он в рыбачьей лодке, вкушает с ними от скромных яств, возлежит за трапезой в домах мытарей и грешников, исцеляет недужных и ласкает детей. Казалось бы, что в эти прекрасные дни, когда Богочеловек открывает перед людьми светлые горизонты доброй и полезной жизни, не может быть места для печали в душе Богородительницы. Но хотя сокрыто от Нее, как надлежит пострадать за род людской Искупителю падшего Адама, не оставляет Всемилостивую и в это блаженное время тоска ужасного предчувствия. Разве не навсегда запомнились Ей вещие слова праведного Симеона, принявшего на свои слабеющие длани сорокадневного Младенца-Христа: «И Тебе же Самой душу пройдет оружие» (Лк. 2, 35) ?!
...Сбылось это удивительное пророчество. Богоматерь стоит у Креста, на котором распят Единосущный Отцу, «Имже вся быша». Христос умирает в страшных мучениях. Какие невыразимые страдания должна переживать Пресвятая Дева, зрящая предсмертные муки Сына, Которого Она Своими Руками пеленала некогда в убогом вифлеемском вертепе. Но Господь не оставляет сирой и беззащитной Свою Пречистую Матерь. Вручая Ее попечению юного Иоанна Богослова, Христос возлагает на Благословеннейшую среди жен величайшую миссию — быть Предстательницей у Престола Всевышнего за род человеческий. «Жено! — произносит слабеющий голос нас ради Сошедшего с небес — се сын Твой!» (Ио. 19, 26).
Наступают самые тяжелые часы для Богоматери и апостолов. Тот, Кто возвращал зрение слепым и чудодейственной силой поднимал расслабленных с одра болезни, Кто изо дня в день творил добро людям, обвивается пеленами и предается погребению, как обыкновеннейший из смертных. Неужели Всемогущий допустил Себя принять такую ужасную кончину, и Его чистые сердцем ученики, бросившие все и последовавшие за Ним, должны теперь рассеяться, как овцы, лишившиеся пастыря? Уныние и скорбь овладевают ими: не хочется принимать пищу, трудно говорить о чем-нибудь — эти чувства всегда испытывают люди, потерявшие любимого и близкого. И потому так безысходно их горе, что не поняли они сокровенного смысла так недавно сказанных Сладчайшим Иисусом слов: «Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня!» (Ио. 14, 19).
Христос воскресает из мертвых, и теперь беспредельной становятся радость, которую переживают ближние Его, созерцая являющегося и беседующего с ними Победителя смерти. Сорок дней еще пребывает Спаситель на земле, назидая Своих учеников и приуготавливая их к апостольским трудам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари!» (Марка 16, 15).
По вознесении Господнем Богоматерь остается в обществе апостолов. Снова делается безмерной их радость, когда обещанный Спасителем Дух Святый сходит на вернейших из последователей Христа и вдохновляет их на подвиг благовествования.
Наконец, приходит час успения Той, Которую Св. Церковь достодолжно величает Высотой добродетелей и Глубиной смиренномудрия. Сам Господь, окруженный сонмом ангелов, снисходит с неба, чтобы Своими Руками вознести туда душу Владычицы всех творений. Предвечный Сын Ее не оставляет на земле и Живоначальное Тело Благодатной Матери, ибо и немыслимо представить себе тлеющими останки Той, Кто явила миру Благословенный Плод Чрева Своего.
Церковные историки оставили для потомства предание о необычайно благолепном облике Матери Господа Иисуса Христа. Таковой Она и запечатлена на всех иконах, которыми изобилуют наши православные храмы и которые мы столь усердно чтим. Но гораздо больше, чем особая, непередаваемая словами, красота Богоизбранной, изумляют нас, верующих, совершенства Ее души, преисполненной благодати Божией. Ум Преславной Приснодевы устремлен только к Богу, все желания направлены к Нему — Единому, достойному желания и любви. Чистая сердцем, Она вся — перед очами Создателя, вся — чертог Духа и олицетворение доброты.
Любовь к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота, непреклонная вера в обетования Всевышнего, преданность воле Божией, непоколебимое мужество среди величайших скорбей и испытаний, материнская заботливость, сердечная теплота к окружающим и, главное, смирение — вот те нравственные достоинства, которые неизменно проявлялись в Ней от младенчества до последнего дня богомудрой жизни на земле.
Духовное могущество Богоматери является для нас — немощных и склонных к греху существ — недостижимым идеалом. Разве способны мы, подобно Ей, оградить наши помыслы от всего излишнего и душепагубного, разве в состоянии наши уста так ревностно славить Господа, разве можем мы быть столь смиренны сердцем, благоразумны, любомудры и незлобивы?! — Конечно, нет. Мы отдаем себя во власть унынию, гневу, тщеславию, стяжательству и зачастую своими суетными мыслями и деяниями непомерно отдаляемся от истинного благочестия. Принеся раскаяние в одних прегрешениях, мы вскоре же впадаем в другие, еще более непростительные и тяжкие.
Но отсюда вовсе не следует, что, сознавая отчетливо свое недостоинство, мы должны самоуспокоиться и итти попрежнему торной дорогой греха. Не тому учит нас Святая Церковь Христова. Неустанно, претворяя в жизнь великие заветы Своего Божественного Основателя, Она призывает нас к исправлению и совершенствованию. Разве не тщанием о нашем спасении руководствуется Она во всей своей деятельности?
Чтобы быть достойным сыном своей матери, человек обязан воспринять от нее все то светлое и лучшее, что являют собой ее жизнь, поведение, желания, речи. Таковы установившиеся с начала мира законы людского общежития. И мы — православные — не смеем ни на минуту оставаться равнодушными к тому величественному примеру, который преподает нам Церковь в лице Преблагой Матери Господа. Для того, терзаясь на Голгофе в невероятных муках, и усыновил Ей Начальник жизни нашей весь род людской, чтобы мы, воспевая Честнейшую херувимов, по мере сил уподоблялись Присноблаженной в любви к Богу и ближним. Пусть же наши горячие молитвы к Ней послужат залогом того, что, руководимые Ее лучезарным образом, мы решительно устремимся на светлый путь добра и правды, которым только и надлежит шествовать христианину, чающему войти в радость Господа своего. Да поддержит нас в этом Помощница Всеизрядная, никогда не оставляющая безутешными тех, кто с упованием припадает к Ней, как к Нерушимой Стене и Всемогущей Предстательнице за всех верных.
А. П. Вишняковский