СОВЕСТЬ

Слово, сказанное в церкви Ваганьковского кладбища г. Москвы

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2, 29).

Все вы знаете, мои дорогие, эти святые слова. И чье сердце не волнуют они? Еедь они напоминают нам о вечере нашей жизни — о смерти. А только легкомысленный человек может думать о смерти, не переживая внутреннего трепета в своем сердце.

Слова праведного Симеона, приведенные нами, как я сказал, напоминают нам о смерти. Но о какой смерти? Какая ясность и спокойствие духа слышатся в этих словах! Какое благословенное разлучение души с телом и миром! Кто из нас не пожелает себе такой кончины: мирной, безболезненной, непостыдной, о какой мы молимся за каждым нашим богослужением, по нескольку раз произнося слова такой молитвы.

Было бы безрассудным нам при нынешнем состоянии нашего тела, подверженного увяданию, болезням и старости, желать никогда не умирать. С тех пор, как, по слову апостола, грех, а через него, и смерть вошли во всех людей (Римл. 5, 12), каждому человеку «положено умереть» (Евр. 9, 27). И какое было бы для нас утешение, если бы мы, старые, слабые, изможденные от болезней, среди земных бедствии и скорбей, неизбежных для каждого из нас, жили бы нескончаемые веки? Не этого нам надо желать, а желать того, чтобы наша кончина была кончиной мирной и блаженной.

А когда она бывает такой, от чего зависит такая кончина? Она зависит не от внешних обстоятельств, а от нашего внутреннего мира и покоя совести. Вот умирает преклонный старец, для которого смерть должна служить концом его старческих болезней и немощей, но он умирает тяжелою смертью, если на совести его, обличающей его перед смертью, лежит тяжесть греховная. Но умирает юноша или девица, только что расцветающие для жизни, и умирают спокойно и мирно, если в короткой своей земной жизни они жили со Христом в сердце. И тот, кто свою жизнь прожил в страданиях и нищете, лишениях и невзгодах, может умирать мучительной смертью, если его жизнь прошла в удалении от Бога и без небесных благословений. И в мире своего духа встретит свою кончину тот, кто в течение своей земной жизни уже наперед себя посылал в страну вечной жизни свои добрые дела, свои покаянные слезы и свои горячие молитвы.

Можно и в объятиях самых близких и любимых людей умирать тяжело, а можно радостно и спокойно умирать и среди самых тяжелых опасностей и в руках врагов.

Ирод умер на царском троне, но мучительною смертью, а Иоанн Предтеча окончил свою земную жизнь в темнице под ударом палача, но блаженной смертью.

Значит, мирная кончина зависит не от бедности или богатства, не от земного внешнего покоя или бедствий, несчастий, не от молодости или от старости того, кто умирает, а исключительно от мирной и покойной совести.

Кто же с такою совестью встречает смерть? Этот мир и душевный покой перед смертью — дар Святаго Духа. Господь дает это благо тому, кто своею жизнью его заслужил. Вера наша, привлекающая на нас благословение Божие, дает человеку это счастье.

Медицинская наука придумывает все новые и новые способы лечения телесных болезней, но наука никогда не сможет придумать средств для лечения болезней человеческого духа. Скажите, что может исцелить раны сердца, пронзенного страхом перед будущими вечными мучениями? Ничто, кроме утешающего и благодатного евангельского слова. Что может утешить сердце человека, наполненное тревогой перед мыслью о смерти и о Суде Божием по смерти? Только вера, утешающая каждого кающегося грешника милосердием и всепрощением Божиим. Вера, покаяние, молитва, добрые дела — вот этот путь, который ведет каждого из нас к мирной и блаженной кончине и утешает нас в предсмертные минуты надеждой на отеческую любовь к нам нашего Небесного Отца.

Что такое смерть? Смерть — это конец жизни. Конец не может противоречить самому течению жизни. Какова жизнь, таков и конец ее. И, если жизнь была жизнью со Христом и во Христе, то и смерть будет смертью во Христе; если жизнь была жизнью нераскаянного греха, то и смерть будет той, о которой говорит слово Божие: «Смерть грешника люта» (Пс. 33, 22). И с другой стороны, что такое смерть? Это начало новой жизни, это рождение в вечную жизнь. Если начало новой жизни будет со Христом и во Христе, то и продолжение ее в бесконечных веках будет жизнью радостного общения с Богом.

Почему праведный Симеон радостно и мирно встретил свою смерть? Потому что, как говорит евангелист, он был «праведен и благочестив», и эта его праведная жизнь сделала его храмом живущего в нем Святаго Духа. И христианин, который проживет свою земную жизнь в трудах ради спасения своей души, в любви к Богу и к ближнему своему, в слезах покаяния о своих грехах, — сможет сказать перед своею смертью: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко! Ты освобождаешь меня от уз моей греховной плоти, с которой я воевал всю свою жизнь, и вводишь меня в Свое Небесное Царство, где никакие греховные искушения уже не будут беспокоить моего бессмертного духа. Ты изводишь меня из юдоли слез, скорбей и страданий в ту страну, где ты Сам отрешь слезы с очей человеческих, и где не будет не только скорбей и слез, но и самой памяти о них в лучах Твоей любви. Ты берешь меня из мира, в грехе и во зле лежащего, чтобы ввести меня в царство вечного покоя и блаженства.

И грешник, который умеет омывать свою грязную душу слезами покаяния, кто искупит свои беззакония добрыми делами и искренней слезной молитвой, будет иметь дерзновение сказать в минуту смерти: Ты восхищаешь мою душу, Господи, из бездны соблазнов греховных, которые погубили бы меня для вечной жизни, если бы не спасло меня Твое милосердие. Ты меня берешь к Себе из рова страстей, в который толкал меня на всех путях моей земной жизни враг спасения рода человеческого, и влечешь меня к Себе для того, чтобы у ног Своих дать мне вечный покой.

К такому состоянию духа, в ожидании неизбежной для каждого из нас смерти, должен стремиться каждый из нас.

Жизнь — это величайшее благо, дар Божий. Уже внешняя сторона жизни является для нас таким благом. Ощущение бодрости и здоровья, расцвет жизненных и творческих сил в юности и годы мужества, мудрая смена покоя и труда, наслаждения, какие дает нам природа, — все это является для нас источником радости и счастья.

А что сказать о внутренней, духовной жизни? Жизни ума, жизни сердца, жизни веры? Какое бездонное, не охватываемое никакою мыслью человеческой, счастье дает нам вера: знать о Боге, слушать Его голос, идти за Ним и ощущать Его невидимое присутствие не только около себя, но и в своем верующем сердце. Какое это драгоценное благо!

Благодарные Господу за радость жизни, мы должны нашу земную жизнь сделать ступенью к жизни вечной, сделать приготовлением к смерти и к той бесконечности, которая раскроется перед каждым из нас в минуту смерти.

Св. апостол Павел называет христиан воинами. Мы — воины, потому что мы всю свою земную жизнь боремся со своими грехами и страстями и с неизбежными страданиями, стремясь их всех преодолеть. Возьмем пример с воина, который стоит на своем сторожевом посту. Представим себе, что он стоит во время зимней вьюги: метель вьется вокруг него, слепит ему глаза, холодит ему руки, ветер забирается под одежду, но воин стоит на своем посту и не имеет права с него сойти.

Таким воином должен быть каждый из нас, христиан. Мы должны оставаться твердыми и непоколебимыми среди самых тяжелых греховных искушений и самых, казалось бы, безысходных страданий. Наша вера должна быть источником, согревающим нас в такую жизненную вьюгу и укрепляющим наш дух во время жизненных бурь и ветров.

Живая, горячая вера и связанная с нею жизнь для Бога и для ближнего своего низведут в нашу душу и тот великий дар Святаго Духа, мир и покой совести, с каким умирал праведный Симеон и с каким дай Бог встретить смерть и каждому из нас.

Будем верными Господу своему до смерти, и Он, согласно Его обещанию, даст нам «венец жизни» (Откр. 2, 10).

Митрополит Николай

Система Orphus