СЛОВО, Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата на Святую Пасху, сказанное в Сионском соборе в Тбилиси

24 апреля 1949 г.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Первым словом Воскресшего из мертвых Христа Спасителя верующим всех времен и всех стран, в лице св. апостолов, было: «Мир вам» (Иоанн. 20, 19). Однако мира в мире нет: мы недавно пережили две мировые войны, а теперь нас подготовляют еще к третьей участники так называемого Северо-атлантического пакта. И примечательно, — участники и авторы сего договора христиане и из тех, которые мнят себя путеводителями слепых, светом для находящихся во тьме и наставниками невежд (Рим. 2, 19); так высоко мнение их о себе. Но откуда оно берется, почему так пренебрежительно относятся они к другим, и особенно к братьям по вере? Разрешение этого вопроса дает нам история. Поучимся у нее.

Господь наш Иисус Христос в прощальной беседе со Своими учениками, перед страданиями, сказал: Мир даю вам: не так, как мир дает вам, Я даю вам (Иоанн. 14, 27). Значит, во дни земной жизни Спасителя мир давался и миром. Это тот мир, который давал тогдашний владыка мира Рим, и заключался в тех жизненных удобствах, которыми пользовались римские граждане и которые создавали внешний уют, — неприкосновенность личности (Деян. Апост. 10, 37 — 39; 22, 25), свобода передвижения из одного конца огромной империи в другой, занятие ремеслами, торговлей, промышленностью, возможность приобщаться к знаниям, к наукам, искусствам и который охранялся мечами и копьями римских когорт.

Христов же мир, никакой посторонней силою не охраняемый, относится к внутреннему человеку (Римл. 14, 17), его душе, обладающей истиною (Иоанн. 18, 37) непреложным ведением о Боге, о творении Его — неразумной природе и разумном человеке, о назначении сего последнего, о бессмертии его, имеющем твердое основание на факте победы над самым страшным врагом человека — смертью, упраздненной Воскресением Христа из мертвых (1 Кор. 15, 26). Этот мир Христов, не отвергая мира от мира, рождает в человеке твердую уверенность в торжестве истины, спокойствие, мужество, бесстрашие, радость и возводит его на высочайшую ступень совершенства, к любви (Кол. 3, 14), жертвующей душу свою за други своя (Иоанн. 15, 13).

Исполненные этим миром галилейские рыбари пронесли учение Христово до Индии на Востоке и Испании на Западе, старейший же из них

Петр вместе с апостолом языков Павлом заложили фундамент христианству в гордом своим языческим величием Риме, которому и оставили свои останки залогом для нового христианского его величия. Святые мощи первоверховных апостолов придали Риму новое обаяние: Рим стал средоточием христианской жизни для Западной Европы и Северной Африки.

Такое положение дало повод римским епископам считать себя не «смирением высокими», а преемниками апостола Петра, якобы главы апостолов, и наместниками на земле Самого Христа Бога, и потому очень рано обнаружилось в них стремление подчинить своему влиянию епископов и Восточной половины империи, как это выразилось, например, в возникшем при папе Викторе I († 2Р 202) споре о дне празднования Св. Пасхи, когда он стал настаивать, чтобы этот великий день праздновался по римской практике, иначе угрожал епископам Востока отлучением. А когда римские епископы, получив земельный участок, сделались подобными светским государям, то властолюбие их дошло до того, что стали требовать на суд восточных Патриархов и ставить себя выше восточных Поместных Соборов.

Западные народы, окормляемые римскими епископами и пропитанные их же духом по отношению к восточным христианам, также свысока относились, в большинстве случаев, к христианским народам Востока и потому нет ничего удивительного в том, что молнии и громы участников Северо-атлантического пакта направлены главным образом против нашего Союза, в надежде на свое численное превосходство и свою технику. Но они упускают из виду, что Бог гордым противится, а смиренным дает б л а го д а т ь (Иак. 4, 6): так Давид строитель († 1125) и Димитрий Донской († 1389) на Дидгорском и Куликовском полях были во многократ слабее своих противников, но вернулись домой полными победителями; Петр Великий († 1725) и Ираклий Второй († 1798) немощными силами низложили дерзость вражию под Полтавой и под Аспиндзей; германские фашисты дошли до Сталинграда и мнили перейти на левый берег Волги, но по велению Провидения, бравые солдаты Егоров и Кантария водрузили Советское Знамя над Берлинским Рейхстагом.

Возлюбленные! Все это так, но оно Стоило жизни миллионов людей и моря человеческой крови, слез и горя, к чему Мать наша — Святая Православная Церковь не могла и не может относиться безразлично. Чтобы предупредить ужасы новой войны, она, в лице своих Предстоятелей и Представителей, в июле прошлого года направила из Москвы «горячее обращение ко всем христианам мира, ко всем людям, жаждущим правды и мира, услышать ее голос, зовущий к братолюбию, человечности, справедливости», в полной уверенности, «что все здравомыслящие под небом объединятся в духе мира, любви и правды, дабы могли озарить мир светом этих христианских истин во славу единого, вечного, нетленного Бога и на общее благоденствие Его любимого творения — человека».

Ныне Мать наша — Православная Церковь радуется, что ее призыв не остался гласом вопиющего в пустыни и что лучшие представители всех народов мира, в том числе и тех, из среды которых вышли подписавшие Северо-атлантическое соглашение, заседают в Париже и Праге в Конгрессе сторонников мира и употребляют всяческие усилия к предупреждению возникновения третьего мирового побоища.

Победитель смерти и ада, Воскресший из мертвых Христот Бог, да поможет им!

Буди, Господи, буди! Христос Воскресе!

Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат

Система Orphus