На протяжении своей тысячелетней истории Русская Православная Церковь испытывала наибольшую опасность и вражду, главным образом, со стороны римских епископов (пап), неоднократно подвергаясь, с их стороны разнообразным и коварным интригам. Об этом же свидетельствует и история последних десятилетий. Но, к сожалению, среди верующих русских людей (из духовенства и мирян) не раз — за последнее полстолетие — высказывалась благодушная теория о якобы дружественном и даже соболезнующем отношении Ватикана к Русской Церкви. Это печальное и вредное заблуждение разделяли, конечно, очень немногие из православных, однако, о его вредности и сейчас полезно напомнить тем, кто еще продолжает питать на этот счет какие-либо иллюзии. Вред подобных настроений состоит в том, что они размагничивают волю к защите чистоты Вселенского Православия. Русские православные люди должны знать, что в Риме существует «недреманное око», состоящее из высшей иерархии Римо-католической Церкви во главе с папой, так наз. Римская курия. Подчинить своему влиянию Русскую Православную Церковь является ее заветным стремлением.
С этой целью Римская курия пристально следит за сложными изгибами международной обстановки. И всякий раз, когда она благоприятствует нажиму на Восток, Ватикан начинает предпринимать разного рода попытки проникнуть в сферу Русского Православия с целью его подчинения Римскому престолу. Неотразимым доказательством таких, попыток и намерений является восточная политика Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII. О некоторых фактах этой политики мы и расскажем в настоящей заметке.
В 1914 году, 3 сентября, после чрезвычайно короткого конклава, был избран новый папа, Джакомо делла Кьеза, принявший имя Бенедикта XV. Ему было тогда 60 лет. Будучи дипломатом, он еще в молодые годы состоял аудитором нунциатуры монсиньора Рамполлы при испанском дворе.
Ставши кардиналом и государственным секретарем Льва XIII, Рамполла сделал его своим заместителем. Их сотрудничество не прекращалось и после смерти Льва XIII, так как папа Пий X, сделавший преемником Рамполлы монсиньора Мерри дель Валь, сохранял еще в течение 4 лет делла Кьеза в его должности и естественно, что последний не раз прибегал к помощи своего старого патрона. Когда же в 1907 году заместительство было упразднено, делла Кьеза было предложено кардинальское место в Болонье, где он зарекомендовал себя хорошим администратором. Смерть Пия X открыла ему дорогу к Римскому престолу.
Лев XIII и Рамполла требовали от своих ближайших сотрудников огромной работы и полного послушания. Проявление этой дисциплины мы и видим в Бенедикте XV: каждый вопрос он изучал методически и разрабатывал его тщательно. Но он слишком долго был руководим ясными и повелительными идеями своих начальников, чтобы легко усвоить привычку повелевать и творить самому. Так как устремление на Восток занимало значительное место в деятельности Льва XIII то неудивительно, что и Бенедикт XV, один из сотрудников Льва XIII, явился верным продолжателем его восточной политики.
Администрация «Объединенных церквей восточного ритуала» была всегда соединена со своей областью. В 1862 году Пий IX учредил Конгрегацию «Пропаганды для дел восточного ритуала». Но это была только секция великой «Пропаганды»: тот же префект во главе обеих организаций, те же кардиналы — члены; только советники были разные. А Бенедикт XV — для усиления натиска на Восток установил полное и окончательное разделение, уничтожив орган, созданный Пием IX, и учредил Конгрегацию специально для Восточной Церкви. Префектом этой Конгрегации был сам, папа. К новой организации шли все дела, касавшиеся личностей, дисциплины и ритуалов восточных церквей, соединенных с апостольским престолом.
В настоящее время из многих заграничных книг, газет и журналов известно, что в период Октябрьской революции Ватикан испытывал живейшее удовлетворение. Ему казалось, что с ослаблением церковной власти в России открывались новые возможности к овладению Русской Православной Церковью. В этом же смысле был понят Ватиканом и декрет об отделении Церкви от Государства. Там думали в то время, что отныне католицизм в Советской России будет иметь равные права с Православием. 31 мая 1918 года, в «Новой свободной прессе» писалось, что католическая церковь Запада может надеяться на значительный рост в России. Не теряя времени, папа Бенедикт XV пытался войти в официальные отношения с Советским Правительством.
Помимо того, осенью 1920 года в Берлине происходили тайные собрания католиков под председательством монсиньора Роппа. В этих собраниях принимали участие и русские эмигранты-православные и перешедшие в католичество — и некоторые немецкие священники. Все они работали над тем, чтобы обосновать идею объединения православной России с католической церковью и изыскать к тому практические способы. «Римский наблюдатель» сообщает, что все были согласны, что настоящий момент является очень подходящим для сближения, всилу ослабления власти Святейшего Синода, оберегавшего религиозную жизнь русских от католического влияния.
Вслед за этой конференцией монсиньор Ропп пытался, по распоряжению Ватикана, получить разрешение Советского Правительства на возвращение из Варшавы в тогдашний Петроград. Ясно, конечно, что его дальнейшей целью было перенесение своей резиденции из Петрограда в Москву. Но все усилия Римской Церкви, направленные к проникновению в Советскую Россию и к утверждению там своих позиции, до сих пор не привели ни к чему. Рим не учел главной силы Православия: его патриотический и национальный характер.
Попытка Бенедикта XV проникнуть в Россию являлась только одним эпизодом большого предприятия, имевшего целью положить конец восточному расколу и реализовать объединение Церквей. Архив пропаганды разоблачает тот особый интерес, который папы проявляли к этой серьезной проблеме. Конгрегация «De Propaganda Fide» имеет постоянную и доминирующую мысль: любыми средствами привести восточных христиан в Римскую Церковь.
Лев XIII был первым папой, который требовал уважения не только обрядов, но и дисциплины, т. е. внутренней организации Восточной Церкви. «Истинным единством христиан является такое, которое
Творец Церкви, Иисус Христос, установил и которого Он желал: оно состоит в единстве веры и управления. Ни мы, ни наши преемники никогда не уничтожат ни вашего права, ни привилегий ваших патриархов, ни обрядов каждой церкви. В поведении Св. Престола также, как и в его мыслях, всегда было и будет существовать желание быть щедрым на всякие уступки в отношении принципов и нравов каждой церкви». Эти слова, обращенные Львом XIII к Восточной Церкви, наилучшим образом определяют ту политику, которой он был инициатором и которую старались продолжать его преемники, в том числе и Бенедикт XV, предписывавший своим миссионерам большое уважение к Литургии и обрядам Восточной Церкви.
Нужны были большие усилия, чтобы разрушить тот предрассудок вследствие которого униаты считались христианами второго ранга, и заставить духовенство и миссионеров Запада отказаться от обычая принуждать к латинскому ритуалу христиан восточных церквей. Но начало отныне положено: в целях покровительства развитию католицизма на Востоке, Рим решительно запрещает латинизировать его. Обращенные в католичество восточные христиане остаются теперь христианами Востока, сохраняя все свои традиции, обряды и дисциплину. Они принимают лишь догмат главенства папы.
Верный мысли Льва XIII Бенедикт XV уделил много внимания организации той деятельности, которая должна была развернуться в Европе на всем протяжении восточной границы католического мира. От Балтики до Черного моря строились церкви, отличавшиеся от римских церквей ритуалом, дисциплиной, местными традициями, но объединенные с католической церковью догматом подчинения папе. Эти униатские общины образовали как бы авангардные посты католицизма. Бенедикт XV хотел также иметь самые точные сведения об условиях для осуществления своих целей в Белоруссии и на Украине. По его указанию, митрополит Львовский и Галицкий Андрей Шептицкий посылал ему по этому поводу подробные доклады. В июне 1917 года папа, только что основавший Конгрегацию Восточной Церкви (1 мая), приглашал к себе униатского митрополита. Но последний, заподозренный Антантой в получении от Вены политической миссии, не мог переехать Швейцарию. Из Львова, куда он снова вернулся, Шептицкий продолжал информировать Ватикан.
Когда атаман Петлюра организовал в Киеве независимое Украинское правительство, то Бенедикт XV поспешил его признать. Посылая в Варшаву монсиньора Ратти, папа назначает о. Геноччи на Украину. Любой ценой Рим хочет помешать католической украинской группе обратиться на Восток, к Православию. Эта римская политика встретила решительное сопротивление со стороны поляков-католиков. Но Бенедикта XV это препятствие не остановило, и свою цель он стал осуществлять через учрежденный им Восточный Институт. Бенедикт XV умер, не дождавшись благоприятных результатов от своей восточной политики, которую продолжал уже Пий XI.
Через несколько месяцев после избрания папой Пия XI началась Женевская Конференция, и папа постарался использовать ее, чтобы говорить с русскими. Он не ограничился своими инструкциями Женевскому архиепископу монсиньору Синьори и послал на конференцию со своей доверенностью дипломата монсиньора Синсеро. Архиепископ вел себя чрезвычайно услужливо по отношению к русским делегатам: приглашал их к себе, отдавал им визиты; на завтраке, устроенном итальянским королем, обменивался карточками с Чичериным. Такое поведение Синьори сделало весьма затруднительным положение Синсеро. Тогда Ватикан отозвал в Рим своего посланника и призвал монсиньора
Синьори к более скромному поведению. А через несколько дней Пий XI двинулся к своей цели по другому пути.
В письме, адресованном кардиналу Гаспери, он выразил глубокое сожаление по поводу судьбы России и адресовал этой стране свидетельство своей симпатии и ободрения; затем он восхвалял союз между Россией и Западом, между победителями и побежденными, и утверждал, что только-де такой союз мог принести всему свету мир и процветание. Этот документ произвел большое впечатление в Женеве. Лойд-Джордж комментировал его перед журналистами, немецкие делегаты публично восхваляли этот демарш Пия XI, а итальянцы поздравляли себя с таким выступлением папы (апрель 1922 г.).
В первые дни мая в Женеву прибыл посланник Ватикана, монсиньор Пиццардо, заместитель по особым делам в государственном секретариате. Частные разговоры монсиньора Пиццардо с Чичериным в Женеве, и с Воровским в Риме, — привели к следующим результатам. Советское Правительство гарантировало свободу въезда и свободу передвижения на территории Союза определенному числу миссионеров, получивших от Ватикана задание на месте изучить средства оказания населению помощи продуктами, одеждой, медикаментами и т. д. И вот, 24 июля 1922 года из Рима отправились 11 миссионеров: три итальянца — в Москву, три иезуита — в Ростов, три голландца и два испанских отца — в Екатеринодар (Краснодар). Они должны были воздерживаться от всякой религиозной пропаганды и оказывать помощь всем нуждающимся, без различия религий. Жизненные припасы были уже заготовлены в Москве американским миссионером Волш, хорошо знавшим русские условия. Миссионеры привезли с собой миллион пакетов с надписями: «Русским детям от римского папы».
В день отъезда миссионеров папа Пий XI обратился ко всем епископам католического мира со следующим призывом. Он напоминал о благотворительной инициативе Бенедикта XV, говорил о своих собственных демаршах на Женевской Конференции и призывал епископов собрать необходимые суммы для организации помощи России, объявив, что сам лично он жертвует два с половиной миллиона лир. Ватиканской типографией было напечатано на пяти языках сочиненьице, возвещавшее всему миру о бедствии русских детей и об усилиях Святого Престола для оказания им помощи. Везде была открыта подписка, которая была особенно плодотворной в США. Американский Сенат сам отозвался на призыв Ватикана.
С самого начала миссия развернула активную деятельность. Однако скоро выяснилось, что папская миссия стремилась воспользоваться своим пребыванием у нас для достижения целей, не имевших ничего общего с помощью голодающим. По этой причине Советское Правительство предложило ей в 1924 году покинуть страну. По этому же поводу папа Пий XI выступил 18 декабря 1924 года в секретной консистории и сказал, что, посылая в СССР свою миссию для оказания помощи голодающим, он не имел в виду благоприятствовать советскому строю, которому «он так мало сочувствует», что он всегда «считал своей обязанностью неоднократно и во всеуслышание» призывать к борьбе против нашей страны.
Во время Генуэзской Конференции папа Пий XI три раза выступал (7 и 29 апреля и 9 мая 1922 г.) с требованием открыть иезуитам доступ в СССР для миссионерских целей, т. е. для обращения русских православных в католичество. По мысли Пия XI центром миссионерской деятельности иезуитов должен был явиться Восточный Институт, учрежденный 25 октября 1917 года. В 1922 году Пий XI вверил его ордену иезуитов. Его теперешний ректор — французский иезуит о. Михаил д’Эрбиньи, прекрасный знаток славянского мира. Библиотека Института является самой богатой в мире. Диплом этого Института требуется от всех кандидатов, посылаемых на работу в Восточной Конгрегации.
В 1924 году кардинал д’Эрбиньи выступил с обширным планом «наступления на Восток». По этому плану Ватикан озабочен прежде всего формированием для восточных церквей ревностного и образованного духовенства. Созданные для этого семинарии временно руководятся католическим духовенством. Они весьма многочисленны: греческий колледж в Риме, руководимый бенедиктинцами; семинария св. Анны в Иерусалиме, вверенная белым отцам Африканской миссии. Для поддержания морального уровня восточного духовенства Рим, не объявляя целибат обязательным, рекомендует все же отдавать предпочтение священникам целибатам. В учебных заведениях, руководимых католическим духовенством, учащимся постепенно прививается идея целибата. Совершенно запрещается миссионерам навязывать обращенным латинский обряд и униатам восточного обряда пераходить к латинскому.
Наконец, папа Пий XI предполагал восстановить восточное монашество. Эту трудную работу он хотел поручить бенедиктинцам и в 1924 году обратился к ним по этому поводу с особым посланием. По замыслу папы, большие восточные монастыри, должным образом реформированные, призваны к тому, чтобы стать наиболее эффективным инструментом католического проникновения в массы. В этом замысле, как и во многих других, касавшихся объединения Церквей, огромная доля принадлежала униатскому митрополиту Андрею Шептицкому.
В августе 1924 года собрался большой конгресс в Моравии, около могилы св. Мефодия, чтобы изучить вопрос о сближении между Восточной и Западной Церквами. Папа делегировал туда своего пражского нунция, чехословацкое правительство — высокопоставленного чиновника по иностранным делам, а главные католические и православные общины Центральной Европы и Востока были представлены и духовными и светскими лицами. Наконец, несколько католиков, апостолов объединения, приехали из западных стран для участия в работах этого конгресса. Одно из положений, подлежавших обсуждению, касалось подчинения латинских миссионеров власти восточных католических епископов.
Наступление на Восток, главным образом на Русскую Православную Церковь, являлось для Пия XI самой заветной его мечтой. Для реализации своих планов он решил созвать вселенский собор. По его распоряжению, Комитет, подготовляющий мировую конференцию «веры и церковной конституции», должен был разработать особые анкеты и разослать их более чем 2.000 митрополитов, епископов и представителей восточных церквей.
Наконец, мы должны сказать, что в стремлении подчинить Русскую Православную Церковь папа Пий XI не пренебрегал и политическими комбинациями. Известно, например, что 2 февраля 1930 года он призвал западные народы к организации крестовых походов против нашей Родины. Надеясь на победу, он рассчитывал на широкие возможности для развития деятельности своих миссионеров. Только его ненавистью к России можно объяснить назначенные им на 19 марта 1930 года специальные молебствия о разгроме нашей страны.
Все эти факты свидетельствуют о такой вражде Бенедикта XV и Пия XI к Русской Православной Церкви, которая в истории папизма, кажется, не имеет и прецедента. Зато нынешний папа Пий ХII уже превосходит их в этом отношении. Но об этом мы скажем в следующей нашей статье.
Архиепископ Гермоген