СВЕТОЗАРНОЕ УТРО

Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной и проникновенной, чем пасхальная утреня. Нет и такого верующего русского человека, который смог бы остаться в своем жилище в эту дивную ночь. Словно какая-то неведомая сила помогает нам преодолеть усталость, недомогание, годы и неудержимо влечет в блистающий огнями храм. Уже на пути к Дому Божию мы предвкушаем великую радость, которую нам сегодня приведет пережить Воскресший из мертвых. Это желанное предчувствие побуждает ускорить шаг и устремляет все помыслы в одном направлении. Скорее к Нему — Всемилостивому и Благоуветливому Богу нашему, принесшему в мир Свет и Правду! К Нему — воплощению любви и олицетворению добра! Вознести Предвечному, «Егоже славословят непрестанно ангели», наши недовлеющие похвалы и наполнить свои сердца животворящей теплотой, источаемой Им — лучезарнейшим Солнцем.

...Никогда не вмещает храм в своих стенах столько молящихся, как в эти часы. Казалось бы, что уже заполнено все его обширное пространство, но людской поток продолжает вливаться в западные двери. Пусть присутствующие весьма стеснены в движениях: это обстоятельство никого не смущает, ибо каждый готов поступиться удобствами для того, чтобы еще некоторое количество богомольцев поместилось внутри церкви. И счастлив всякий, кто слышит волнующее пение пасхального тропаря, где бы ему ни пришлось стоять — около клироса, в дальнем уголке левого придела или в узкой галлерее притвора. А разве те, кому удалось пристроиться лишь на боковой паперти или наблюдать происходящее через оконное стекло, не испытывают столь же сладостных чувств, когда к ним долетают отзвуки жизнеутверждающих песнопений?! Нет ни одного озабоченного или грустного лица, ибо думы о житейском и печаль покинули каждого, кто пришел поклониться Христу Жизнодавцу. Лишь радость — чистая, не умаляемая ничем привходящим, владеет всеми собравшимися, разливаясь широко, точно полноводная река в вешнюю пору...

Один за другим следуют ирмосы умилительного канона. «Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце...». Священнослужители в облачениях из голубой парчи быстро шествуют по солее, совершая каждение. Так на заре Таинственного Дня спешили от Живоносного Гроба жены-мироносицы, чтобы обрадовать апостолов изумительной вестью. Иерей воздевает над народом трехсвечник с напрестольным крестом. «Христос Воскресе!»—велегласно возвещает он молящимся. И тотчас же, сотрясая воздух, звучит восторженный ответ из тысяч уст «Воистину Воскресе!»

Снова сливаются воедино все голоса... «Пасха, двери райские нам отверзающая...». С огромным воодушевлением поют богомольцы эти прекрасные, запомнившиеся навсегда, стихиры. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем...» И опять гремит над сводами храма победная песнь в честь Непорочного и Нескверного Агнца Божия, благоизволившего предать Себя закланию, чтобы спасти род людской от «тьмы и сени смертной».

Легкими, несвойственными возрасту, шагами выходит настоятель на амвон и оглашает Слово Святителя Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества...».

Да, мы действительно наслаждаемся сегодня необыкновенным торжеством. Исповедуя безграничное могущество Христа Избавителя, поправшего смерть, мы уповаем на Его неизреченное милосердие к нашим немощам. С отеческим радушием и лаской приемлет Он возлюбивших Его всем существом своим. Блажен «кто от первого часа делал есть» — от юности идет неукоснительно по Его Божественным Стопам. Но не будут тщетными усилия и тех, кто приблизится к Нему в третий и шестой час своей жизни, преодолев сомнения. Пусть, «ничтоже бояся», прибегнут под Его кров обретшие Истину только по девятом часе. «Да не устрашится замедления» и тот из нас, кто припадет к Всепрощающему лишь «во единонадесятый час». Ибо неложно глаголет присночтимый Иерарх Св. Церкви, что «любочестив босый Владыка» живых и усопших: не по неисчислимым грехам нашим воздает Он, Искупивший нас Честною Своею Кровию. Всеведущий, Он ликует при каждом благом порыве Его творений и возмещает за добро сторицею. «И намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Божественная любовь не ведает предела. Никогда не отвратит Всесильный от сердца, мятущегося в скорби, Светоносный Лик Свой... Безмездно врачует Он болезни душ наших и ищущим Его ниспосылает великие и богатые милости.

«Трапеза исполнена, насладитеся вси» — призывает святой. «Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры...»

Воистину подобно пасхальное богослужение великолепнейшему пиру, который Великий Гостеприимен уготовал всем, притекшим под благодатную сень Дома Его. Витает в воздухе благоухание кадильного дыма. Тысячи свечей, возженных нами в сретение Небесному Жениху, излучают кроткое сияние. Но ярче всего озарен Чертог Всевышнего пламенем веры, горящим в наших сердцах. Пусть же сия спасительная вера, покоящаяся на недвижимом камени заповедей Христовых, руководствует нашими мыслями и поступками в любую минуту жизни. Да вдохновляет она нас на новые подвиги во имя Отчизны — цветущей Советской Державы, где любовь к человеку и забота о нем поставлены во главу угла дерзновенных планов и невиданных дел!

Возвеселиться и прославлять Воскресшего повелевает ныне своим чадам Святая Церковь. Ничто не должно омрачать роскошную трапезу, которую незримо возглавляет Господь наш, Дающий Себя в снедь верным. Ничто не может воспрепятствовать теперь общению христианских душ с Богом, ибо грех, силы зла, сама смерть, казавшаяся ветхозаветному человечеству неизъяснимым ужасом, побеждены преславным Воскресением Христовым. «Никтоже да плачет прегрешений... Никтоже да убоится смерти: свобод» бо нас Спасова смерть... Плени ада, Сошедый во ад!».

Особенно впечатляюща последняя часть Слова Святителя Иоанна. Вдохновенными словами излагает Златоуст непоколебимую веру Святой Церкви в бессмертие души, утвержденное Виновником всечестного празднества. Восстав от мертвых, Единородный Сын, «сущий в недре Отчем» (Ио. 1, 18), положил начало вечной жизни и этим возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл.

«Где твое, смерте, жало: где твоя, аде, победа?! Воскресе Христос, и ты низверглся еси... Воскресе Христос, и жизнь жительствует... Тому слава и держава, во веки веков. Аминь!».

Воистину священно и всепразднственно Светозарное Утро, в которое воссияло миру из гроба Солнце Правды и Любви. Приобщимся же божественного веселия во славу «нас ради Родившегося» от Девы и Вознесшегося на крест! Господи, сподоби предстоящих здесь и молящихся еще не единожды узреть это несказанное торжество в честь Твоего Всемогущества и воспринять всей душой неизмеримое богатство благости, которое Ты от щедрот Своих наипаче даруешь нам в «сей нареченный и святый день!»

Георгий Александров

Система Orphus