РЕЧИ ПРОПОВЕДИ

СЛОВО БОЖИЕ

Слово, сказанное в Пименовской церкви г. Москвы

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. II, 28).

Много раз святые евангелисты говорят в своих повествованиях о проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Говорил ли Господь, сидя на горе, или в доме, или с лодки, отъехав несколько от берега, или в пути из селения в селение, — всегда вокруг Него собиралась толпа народа. Эти люди с жадностью слушали каждое слово Христово. И какая покоряющая сила была в этом слове! Люди бросали свои дома, забывали о пище, об отдыхе, внимая речам Божественного Проповедника.

Слово Божие не умолкало и не умолкнет на земле никогда. Закрылись только телесные уста Спасителя, когда Он умирал на кресте. Его слово апостолы понесли во все концы вселенной, его проповедывали и за него умирали. И никогда не уменьшалась эта сила слова, покоряющая сердца людей: апостолы проповедывали, а слушавшие их толпы народа плакали, вздыхали, перерождались душой. Много таких священных картин описано в книге Деяний Апостольских.

Восприняв от своего Божественного Учителя заповедь: «Шедше научите вся языки» (Мф. 28, 19), апостолы передавали это право и долг проповеди слова Божия народу своим преемникам — епископам, священникам.

Когда св. Иоанн Златоуст проповедывал в своем Антиохииском храме, как говорят историки, совершалось нечто необычное в городской жизни: прекращалась торговля на базарах, приостанавливались занятия в школах и работы в учреждениях, все спешили в храм, чтобы послушать его слово. Храм не вмещал всех приходивших сюда. И однажды во время своей беседы св. Иоанн Златоуст, обращаясь к толпе слушателей, сказал: «Бедные вы мои! Вы подобны ниве иссохшей, жаждущей дождя».

Человеческая душа всегда искала утоления своего голода и своей жажды в слове Божием. Свидетельством такой любви верующей души к слову Божию являлся давний, от древних времен христианства, обычай в христианских семьях читать и дома слово Божие утром и вечером каждого дня после молитвы. Христиане читали его и для себя, читали его и для своей семьи вслух. Этот святой обычай перешел и к нам на Русь, и в течение многих веков русские православные люди, подражая древним христианам, не начинали своего дня и не кончали его, не прочитав хоть несколько евангельских или апостольских строк.

Все новообращенные православные христиане нашего времени: японцы, китайцы или те французы, которых я недавно посещал в Париже, ревностно соблюдают этот древний порядок молитвенного правила.

К великой нашей скорби, мои дорогие, среди нас, ввиду разных семейных обстоятельств, лишь немногие православные семьи поддерживают этот завет наших предков. Но слава Богу за то, что в нашем русском православном народе не умирала и не умирает жажда слушать слово Божие и Его проповедников. Наш верующий народ с особой любовью относится к пастырям-проповедникам и спешит в их храмы.

Почему так любит народ проповедников, любит слово Божие? Потому, что мы проповедуем вам не человеческое учение, а божественное, говорим не свое слово, но говорим и изъясняем слово Божие.

Вот и я, видя сейчас перед собой до тесноты переполненный храм и внимание, с которым вы встречаете мое слово, готов повторить слова св. Иоанна Златоуста: «Милые мои, вы, как нива сухая, жаждете небесной росы и тянетесь к ней своей душой». И я молю Господа, чтобы мои слабые слова были подобны капелькам этой небесной влаги и пусть она оросит ваши души.

Все вы понимаете, почему слово Божие обладает такой неумирающей силой притягивать к себе сердца людей и властвовать над ними. Ведь мы — дети Небесного Отца, и слово Божие это слово нашего Отца. Через него Он беседует с нами, Своими детьми, а для нас нет и не может быть никого дороже своего Небесного Отца. Дорого для матери свое дитя, дороги детям любимые родители, но Спаситель сказал: «Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И в верующем сердце нет большей любви, чем любовь к своему Сладчайшему Господу. Потому и Его слово для нас, как говорит псалмопевец, «дороже золота и серебра» (Пс. 118, 72).

Мы — дети своего Небесного Отца по творению: Он сотворил человека, Он в каждого из нас влагает бессмертную душу и в этой душе отпечатлевает Свой образ. Он есть любовь, и в наше сердце Он вложил потребность любви; Он Всесвятой, — и в каждом из нас заложено стремление к святости Он вечный, — мы бессмертны. Образ Божий делает истины Божественного Слова родственными душе каждого из нас.

Мы — родные Ему уже по своему творению, но мы — дети Его и по искуплению, совершенному Им. Та кровь, которую Он пролил на кресте за каждого из нас, соделывает всех нас — Его детей — одной семьей. Мы — дети Его и по духовному своему рождению. Каждый из нас не только телесно рожден своей матерью, но и духовно рожден благодатью Святого Духа в таинстве крещения. И это еще теснее объединяет всех нас вокруг нашего общего Небесного Отца, делая всех нас Ему духовно близкими и своими.

Вот почему тот голос Божий, который мы слышим в Его слове, те истины, о которых проповедует нам слово Божие, так близки и родственны нашему сердцу.

Посмотрите на то, о чем говорит нам слово Божие. Прежде всего оно говорит нам о близости к нам нашего Небесного Отца. Наш Господь родился на земле, был младенцем, отроком, юношей, мужем, прошел все стадии человеческого возраста, кроме старости. Он перенес все тягости земной человеческой жизни: голодал, жаждал, трудился днем и ночью, переносил клеветы и злословие человеческого языка и сердца, на конце Своего подвига претерпел тяжкие побои, унижение, оплевания, умер мучительной смертью, — и все это — во имя спасения нас от вечной смерти и для того, чтобы ни для кого из нас не быть чуждым и далеким. Он говорил, что стоит у дверей сердца человека и в них стучит, чтобы войти в это сердце, когда Ему отворят (Откр. 3, 20). Он обещал оставаться с нами до скончания века (Мф. 28, 20). Господь учил еще в дни Ветхого Завета, что будет слышать всякий вздох скорби человеческой, потому что Он близок каждому из нас (Пс. 90, 15).

И как эта истина о близости Божией к нам понятна, родственна и близка нашей душе! Сколько силы и бодрости вливает она в сердце! Мы знаем из слова Божия, что Бог наш и наш Небесный Отец пребывает не только на Своем престоле превыше небес, но, как Вездесущий, всегда с нами.

Слово Божие учит нас тому, что мы не умрем, что нет конца жизни нашей бессмертной души. Да ведь к этому бессмертию, сознательно или несознательно, стремится каждая человеческая душа, и как ей дорого и радостно слышать об этом в слове Божием!

В Своем слове Господь говорит нам о том, как Он ждет покаяния человека, с какой любовью Он склоняется к кающемуся, как Он прощает всякого кающегося грешника, как после прощения навсегда изглаждает из души человека его скверны, и какая бывает радость на Небе о каждом кающемся грешнике (Лк. 15, 7). А ведь за этим и идет к своему Господу каждая кающаяся душа с обличающей ее совестью. Кроме Бога, никто не может дать человеку этого прощения и успокоить его мятущуюся совесть.

Слово Божие утешает каждого страдальца Божественным обещанием помощи в несении жизненного креста. Евангельские слова о том, как Спаситель плакал с плачущими, о том, как Он скорбел душой о тех, кто несет страдания, проливают светлый луч утешения в души всех «скорбящих и озлобленных», ищущих утешения у ног Христовых.

Вот почему и тянется душа к слову Божию. Это слово дает сердцу человека ту пищу и то питье, которых алчет и жаждет это сердце. Отец Небесный Своим словом питает Своих детей.

О, мои дорогие! Да не забудет никто из нас на своем жизненном пути, что все мы должны быть не только слушателями слова Божия, но и исполнителями его. Всем нам сказано: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).

Ов. Иоанн Златоуст, сравнив своих слушателей с нивой, жаждущей влаги, говорил им: «Вы — моя радость и утешение. Молю Бога, чтобы Он помог всем вам с таким же усердием исполнять заповеди Божии, с каким вниманием вы слушаете меня». Св. Димитрий Ростовский, этот великий столп нашей Русской Православной Церкви, сказал однажды своей пастве: «Ваше внимание к моим речам и ваша добрая жизнь — лучшая награда для меня». С великой любовью к вам, мои дорогие, хочется повторить эти слова святых златословесных учителей нашей веры.

Вы знаете из притчи Христовой о сеятеле о том, что разные бывают почвы сердец человеческих: и подобные утоптанной дороге, на которой не может задержаться семя и дать своего ростка, и каменистые, и заросшие терновником. Но есть сердца, подобные почве взрыхленной, доброй, в которой прорастает семя и приносит свой богатый плод.

Я верю, видя, как искрятся слезинки на ваших глазах, когда вы слушаете нас, что вы будете той доброй почвой, которая хранит семя слова Божия и дает ему рост и плод! Время жизни каждого из нас сокращается с каждым днем; все мы приближаемся к своему жизненному пределу, и бесплодными, обнаженными от добрых дел, грязными от

Грехов, явиться нельзя туда, где царствует святость, чистота и вечный мир.

Любите же наш святой храм, в котором читается и проповедуется слово Божие. Внимайте этому слову с усердием и любовью, с благоговением читайте его сами. И пусть оно утешает страждущих, будит спящую совесть грешных, ободряет кающихся грешников, дает нам силы делать добро и ведет нас за собой туда, где Источник этого слова ждет нас к Себе.

Митрополит Николай

Система Orphus