МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ «В ГОНЧАРАХ»

Шумна и многолюдна Таганская площадь. Пересекаются на ней многие трамвайные линии, шесть больших улиц расходятся радиусами во все стороны. Только ночью, как и в других оживленных местах Советской столицы, движение затихает на короткий срок, чтобы ранним утром (возобновиться с прежней силой.

Но если отойти от площади всего лишь на двести — триста метров в сторону, то глазам и слуху предстанет совершенно иная картина. Между домами виднеются небольшие уютные дворики, пешеходы встречаются не часто, звуки громадного города долетают сюда ослабевшими и смягченными. От несколько неожиданной смены впечатлений покажется даже, что здесь и время течет гораздо медленнее обычного.

Такой сравнительно тихий уголок сохранился на перекрестке улицы Володарского (прежде Гончарной) и 3-го Гончарного переулка. Здесь расположено живописное строение древней, в честь Успения Пресвятой Богородицы, церкви, до сих пор называемой «что в Гончарах», которой посвящен настоящий краткий очерк.

Подобное наименование церкви (и переулка) произошло потому, что некогда на этом месте находилась слобода гончаров (или глинчаров), в которой жили горшечники, ценинных [1] и муравленных дел мастера. Искусные ремесленники вырабатывали различные изделия из глины, покрывали их глазурью и затейливыми узорами. Изящные чаши, и нарядные кувшины украшали княжескую трапезу, в боярских хоромах красовались изразцовые «муравчатые» печи...

Храм Успения принадлежит к типу пятиглавых бесстолпных церквей и внешне очень своеобразен. Так, кокошники, положенные в основа!нии всего верха, разделены кровлей и образуют два ряда. В свою очередь покоится на четырех кокошниках и средняя глава. Низкие алтарные полукружия с чуть возвышающимися над землей окнами составляют примечательную особенность архитектуры храма.

Колокольня, выходящая непосредственно на улицу, пристроена в XVIII в. и соединяется с главным храмом длинной трапезной. Неподалеку от входных дверей, на стене колокольни, помещен прекрасный образ Божией Матери в превосходном изразчатом обрамлении.

Вдоль северной стены трапезной протянулся снаружи ряд великолепных изразцов. Цветы и плоды на их поверхности, красивое сочетание бледных — зеленых и желтых тонов привлекают взор своим изяществом. Созерцая эту художественную отделку, можно с полным основанием предполагать, что при сооружении храма боголюбивые труженики Гончарной слободы возжелали украсить Дом Божий произведениями своих искусных рук.

Сохранившиеся сведения позволяют только весьма кратко проследить историю Успенской церкви. Повидимому, первоначальный деревянный храм на этом месте был сооружен в первой четверти XVII столетия, ибо в 7140-м (т. е. 1632-м) году он значится по писцовым книгам как «новоприбылой».

Каменная однопрестольная церковь известна в документах с 1654 г. В начале XVIII в. [2] к ней с южной стороны пристраивается придел во имя святителя Тихона, епископа Амафунтского (память его празднуется 16 июня),

В 1773 г. на Гончарной улице был пожар, от которого несколько пострадала и церковь. В 1812 г. храм Усцения был осквернен французами, а находившиеся в приходе 11 дворов — все до единого преданы огню.

Так и пребывала почти триста лет небольшая церковь малозаметным приходским храмом. Проходили годы, новые поколения людей вырастали на смену прежним. По зову колокола неторопливо собирались богомольцы под кров Пресвятой Девы, возносили Ей свои горячие молитвы...

Главной святыней храма является образ Божией Матери «Троеручицы», представляющий собой хороший список с одноименного чудотворного образа Пречистой (последний, как известно, находится в Хиландарском монастыре на Афоне). Верующие необычайно чтут эту икону, и ежедневное молебствование перед ней относится к давним традициям церкви Успения «в Гончарах».


С 17 июля 1948 г. начинается новая глава о истории описываемой нами церкви. В этот знаменательный день, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, она была передана в качестве подворья Болгарской Православной Церкви. В храм прибыла в полном составе находившаяся в это время в Москве (в связи с юбилейными торжествами Русской Православной Церкви) Болгарская делегация Экзарх, Митрополит Софийский Стефан, Митрополит Пловдивский Кирилл, Митрополит Сливенский Никодим и сопровождавшее их духовенство. Высокие гости были почтительно встречены собравшимися во множестве верующими. Выступивший по поручению Святейшего Патриарха Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, отметил в своем кратком слове, что народы и Православные Церкви Болгарии и нашего Отечества издревле пребывали и будут неизменно пребывать в тесной дружбе и единении.

Несомненно, что создание в Москве подворья Болгарской Церкви послужит только на пользу этому благому делу.

Назначенный тогда же настоятелем, болгарский архимандрит Мефодий (Жерев) за короткий срок снискал любовь к расположение (верующих. Движимый любовью к Матери славянства — России, о. Мефодий еще юношей изучил русский язык и владеет им прекрасно. С большой радостью воспринял он назначение быть представителем Болгарской Православной Церкви в Союзном Советском государстве. Служит о. Мефодий усердно и благолепно, доставляя своим прихожанам истинное духовное наслаждение.

...Вечером очертания маленькой церкви делаются еще более красивыми. Тихо и безлюдно в ее ограде. В квадратах освещенных окон виднеются разноцветные огоньки лампад и молящиеся от всей души русские люди.

Г. А.

[1] Ценина — изразцы; ценинное убранство было особенно высоко развито на Руси в XVII веке.

[2] "1702 г., ноября 2, выдан антиминс в новопостроенную церковь Тихона Чудотворца, что в приделе настоящей Успенской церкви, в Гончарах за Яузою" (Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М. 1884, стр. 836).

Система Orphus