Источник

Слово, сказанное в Николо-Кузнецкой церкви г. Москвы в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

«Утоли болезни многовоздыхающия души-моей» (Тропарь праздника).

Как верно определил состояние нашей души, мои дорогие, составитель этой молитвы, назвав душу «многовоздыхающей»!

От первого младенческого крика до последнего вздоха умирающего старца наша жизнь — почти непрерывная цепь слез и скорбей. Если эта цепь на короткое время — дни, месяцы, редко годы — прерывается, зато в другие дни звенья этой цепи бывают подобны льдинам весною на реке, которые нагромождаются одна на другую, и тогда кажется нашему бедному сердцу, что не вместить ему всех тех страданий и испытаний, какие выпадают на его долю.

Разнообразны виды «воздыханий» души человеческой: потери близких, обиды, болезни свои в близких, жизненные невзгоды, греховные соблазны, семейные раздоры и дальше — без конца. Сколько слез неизбежно прольет каждый, пока не придет в ту страну, где не будет ни слез, ни печалей, ни воздыханий и где, как говорит слово Божие, сам Бог «отрет всякую слезу» с очей человеческих (Откр. 21, 4).

У каждого из нас есть свои близкие, родные, друзья. Так почему же так мало утоляются и убавляются скорби и страдания среди людей? Потому, прежде всего, что среди нас много людей равнодушных, себялюбивых, жестких сердцем, которым нет никакого дела до слез и горя даже близкого человека, которые думают только о покое своей собственной души и хотят оберечь этот покой.

Но не только потому. Ничего не может сказать перед лицом многих из страданий не имеющий в себе духа веры. Чем, например, тот, кто не живет во Христе, утешит умирающего или больного неизлечимою болезнью, который знает о своей безнадежности, или тех, кто хоронит самого близкого себе и любимого человека? Это слово утешения может сказать больному или умирающему только живущий верою, кто в вере находит для себя опору в страданиях.

Как мы с вами счастливы, дорогие, имея в себе эту веру! Нося в себе ее, мы имеем неистощимый источник утолений всех наших печалей. Этим источником является наш Господь Спаситель, за Которым мы идем и Божественное слово Которого является светочем в жизни верующего христианина.

Господь есть Источник утоления скорбей, потому что Он Всемогущ. Он сотворил мир. Его Божественный Промысл управляет этим миром. Вся земная жизнь воплотившегося на земле Господа нашего Иисуса Христа полна чудесами, какие мог совершать только Всемогущий Бог: Им исцелялись больные, изгонялись бесы, прозревали слепые, воскрешались мертвые. И сейчас Господь, остающийся с нами на земле до скончания века, продолжает совершать на земле чудеса. Вот стоит перед Ним грешник, весь от головы до ног покрытый струпьями своих тяжких грехов; может быть, руки его даже обагрены кровью убитых им жертв, по Он стоит — плачущий, смиренный, трепещущий Праведного Суда Божн'я. И благодатью Божией совершается чудо: грязный грешник становится чистым, прощенным, оправданным. Благодатью Божией этот бывший разбойник или бывший блудник становится на путь праведной жизни и возрожденной своей душой идет к вершинам святости. Чудо Всемогущего Бога совершается за каждой нашей Божественной Литургией: приуготовленные хлеб и вино силой Святого Духа становятся Телом и Кровью Христовыми. И умиленная совершающимся чудом Церковь поет от лица всех верующих в эти 'минуты пресуществления Святых Даров: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи».

Господь наш силен источать утешения страждущим сердцам не только потому, что Он Всемогущ. Ведь Он, Бог наш, есть «любовь» (I Ио. 4, 8). Воплощенную Любовь все мы с вами созерцаем на страницах святого Евангелия: руки Христовы ласкают головы детей, Божественное сердце прощает кающихся блудниц, Божественная Любовь привлекает к себе грешных мытарей. Таков Господь наш и во веки, как об этом мы знаем из Его же Божественного Слова: «не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ио. 14, 18); «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» (Ио. 14, 2—3); «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28).

Господь наш — Всеисцеляющий и Всеутешающий Источник благодати. Любовь Его к нам и забота о наших нуждах и воздыханиях таковы, что Он не один пожелал быть таким источником утешения для людей.

В священные предсмертные минуты на кресте Он отдал всех нас, все верующее в Себя человечество, заботам и попечению Своей Матери в лице возлюбленного Своего апостола Иоанна Богослова. Он повелел и завещал и Матери Своей быть таким Источником любви и утешения для людей.

И как Он Ее назвал в эти минуты? Не Покровом, не Заступницей нашей, — так называет Ее Св. Церковь и мы, сыны Церкви Православной, — а назвал Ее самым нежным, дорогим и любимым для сердца человека именем — именем Матери. Он хотел этим сказать, что Его Мать будет всегда безгранично близкой и родной сердцу каждого верующего православного христианина.

Наряду с Божественным Источником исцелений и утешений, стала таким Источником и Божия Матерь. И Она с тех пор, как Сын Ее оставил Ей это завещание, раздает любовь ищущим этой любви, многовоздыхающим душам человеческим.

Ее материнская любовь влечет Ее туда, где призывается и прославляется Всесвятое имя Ее Единородного Сына и где верующие в Него Ее дети по благодати собираются во имя Его. Мы веруем, что и сейчас, здесь, у подножия нашей любимой чудотворной святыни, которую мы с вами окружаем, Она присутствует со Своей Материнской любовью.

Ее невидимое присутствие становится здесь для нас как бы видимым и осязаемым. В Ее чудотворной иконе, которая прославлена многочисленными действиями Ее Материнского Милосердия, мы как бы видим Ее Самое — нашу Скорую Помощницу в нуждах, нашу Утешительницу в скорбях и нашу Заступницу во всех наших многочисленных воздыханиях. Веруя в это, мы открываем перед Ней свои сердца, наполненные тревогами, заботами, нуждами и скорбями.

Ах, как хочется заслужить, привлечь к себе эту любовь Ее к нам и эти Ее о нас заботы, быть их достойными!

Может ли ожидать себе любви и внимания отца и матери тот сын, который забыл о своих родителях, пренебрег их любовью, не исполняет их воли? Так и грешник, забывающий о своем Небесном Отце, бесстрашно нарушающий Его Святую Волю, может ли быть угоден и перед лицом своей Небесной Матери, может ли требовать от Нее любви и милосердия? Что может сказать нам, грешникам, Божия Матерь в ответ на наши воздыхания? Ты произносишь Мое имя своими устами, а где твое сердце: не блуждает ли оно по распутиям грехов и беззаконий? Ты желаешь, чтобы Я исполнила твои просьбы, а сам ты исполняешь то, что завещал тебе (Господь Мой и твой? Ты просишь, чтобы Я благословила тебя дарами милости Божией, а сам подал ли ты нищему или голодному, когда он со своей нуждой стучался в твое сердце? Ты молишься Мне о том, чтобы Я избавляла тебя от всех скорбей твоих и лишений, а сам ты утеши|л ли кого-нибудь в слезах, посострадал ли ты кому-нибудь в его скорби? Ты ищешь через Меня прощения своих грехов, но сам ты простил ли тем, кто оскорбил тебя, помолился ли ты о тех, кто ненавидит тебя и кто творит тебе напасти?

Любовь Божией Матери привлечет к себе своею жизнью каждый добрый, верный христианин.

Так что же нам сейчас делать, дорогие мои? Ведь все мы — грешники и ничем мы не можем похвалиться перед лицом Божией Матери, как только своими немощами. Где почерпнуть надежду на то, что молитва из нашего грешного сердца и из наших грязных уст не будет отвергнута Той, Которая утоляет болезни душ человеческих? Надо, прежде всего, перед тем как подойти с молитвою к подножию нашей святыни, смиренно сознать свое недостоинство и всякую свою молитву и каждое свое воздыхание предварять покаянием, вздохом, исторгаемым из сердца, плачущего о своих грехах.

Все мы знаем утешающее нас, грешников, на молитве слово святого, псалмопевца: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

И еще раз, взирая на святую икону, мы не можем не сказать из глубины своей души: как мы счастливы, имея в лице Господа своего и Его Пречистой Матери такой благодатный родник Благодати, утоляющей наши скорби и воздыхания! А к Ней — «Утолению наших печалей» — подойдем и сейчас, будем подходить и всегда со смирением и сокрушением, с верой, надеждой, благоговением, любовью.

Веруем всем своим преданным Ей сердцем, что Она не отринет от Себя тех, кто ищет Царства Божия и правды Его, кто боится вечной погибели души своей, кто сокрушается о своих грехах и беззакониях.

Митрополит Николай

Система Orphus