ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

24 февраля 1949 года

В четверг, 24 февраля 1949 г., в Московской Патриархии состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви совместно с представителями Московской и Ленинградской Духовных Академий. Присутствие академических деятелей указывало «а необычность и особую цель заседания, которое было созвано для того, чтобы рассмотреть и утвердить постановления Советов Духовных Академий о присуждении Святейшему Патриарху Алексию высшей ученой степени доктора богословия honoris causa.

Мысль об этом присуждении уже давно созревала в недрах высших духовных школ, из которых старейшая — Московская Академия — еще в начале 1947 г. чутко отозвалась на великие и славные дела, свершающиеся в Русской Православной Церкви, и запечатлела заслуги их свершителей — Святейшего Патриарха Алексия и его двух ближайших сподвижников: Митрополита Крутицкого Николая и Митрополита Ленинградского Григория — избранием в состав своих первых почетных членов,

С того момента прошло более чем два года, и за это время труды Первосвятителя Русской Православной Церкви, как и его главных помощников, умножились и переросли ту меру, до которой оценка дел и заслуг человеческих предоставляется обычно будущим поколениям. Но величие зримого всеми подвига во славу и процветание Церкви Христовой настоятельно требовало живого отклика современников — не для того, чтобы воздать за подвиг человеческой славой или угодить подвижникам, а ради торжества Православия, воздвигающего из своих иедр верных исполнителей воли Божией, у которых все мы должны учиться самоотверженному труду во имя Христово.

Естественно, что наибольшие труды выпали на долю того, кто мудро и уверенно ведет Церковный Корабль к обетованным берегам вечного Царства Божия, кто не только возглавляет текущие события, но и сообщает им верное направление. И вот православные духовные академии, толкующие не одно слово Писания, но и смысл текущих церковных событий, решили вновь запечатлеть «вся великая и славная, что узрели очи их» новым актом признания заслуг Святейшего Патриарха Алексия. Засвидетельствовать это признание, а также выразить его Виновнику чести и собрались высшие руководители Русской Православной Церкви вместе с представителями двух духовных академий в торжественной обстановке одного из зал Московской Патриархии.

В строгом порядке иерархического достоинства заняли за большим столом свои места: Святейший Патриарх Алексий и постоянные члены Синода — Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенсккй, Высокопреосвященный Митрополит Иоанн, Экзарх Украины и Высокопреосвященный Григорий, Митрополит Ленинградский и Новгородский; за ними очередные члены Синода — Преосвященный Иоасаф, епископ Тамбовский и Мичуринский, Преосвященный Иустин, епископ Вологодский и Череповецкий, Преосвященный Гурий, епископ Ташкентский и Средне-Азиатский, Управл. делами Свящ. Синода протопресвитер Н. Ф. Колчицкий; затем — представители духовных академий: Преосвященный Ректор Московской Академии архиепископ Гермоген, Преосвященный Ректор Ленинградской Академии епископ Симеон и от Московской Академии — проф.-прот. С. В. Савинский, проф.-прот. Д. И. Боголюбов, доценты Н. И. Муравьев и А. И. Георгиевский.

Сидящих за столом осеняли образы тех, чьими подвигами укреплялась и украшалась в прошлом Русская Православная Церковь. За креслом Святейшего Патриарха Алексия — большое изображение Патриарха Гермогена, смертью запечатлевшего свою верность Церкви и Отечеству; на противоположной стене — портреты Патриархов Тихона и Сергия, мужественно стоявших за неприкосновенность внутрицерковной жизни; по боковым стенам — остальные русские Патриархи, дела которых давно вошли в общий поток церковной жизни нашего народа.

Председательствовал Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский. Открывая заседание, он сказал: «Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, отцы и братия! Наше сегодняшнее собрание по своему составу—необычное и предмет собрания — исключительный. На заседание Священного Синода приглашены представители Московской Духовной Академии в лице Преосвященного Ректора архиепископа Гермогена, двух профессоров и двух доцентов, и представителя Ленинградской Духовной Академии в лице Преосвященного Ректора. Как известно, Советы профессоров и преподавателей обеих духовных академий вошли в Священный Синод с единогласными постановлениями о присвоении Святейшему нашему Патриарху Алексию высшей ученой степени доктора богословия honoris causa за его выдающиеся патриаршие труды, частично отображенные в его книге «Слова, речи, послания, доклады, статьи», изданной в 1948 г. Священный Синод сейчас заслушает эти постановления и после этого выскажет свое суждение».

Постановление Совета Московской Духовной Академии доложил Преосвященный Ректор, архиепископ Гермоген. В первой рецензии Московской Духовной Академии на книгу Его Святейшества подчеркнуто, что труды Святейшего Патриарха Алексия являются отражением великих исторических событий, происшедших в Русской Православной Церкви за время Великой Отечественной войны и за последующий восстановительный период. Но это не «повесть временных лет», составленная опытным наблюдателем, а начертание жизненного пути активного участника мировых событий, руководящего жизнью Великой Русской Церкви. Книга Святейшего Патриарха документально изображает его патриотическую деятельность в грозное время войны и свидетельствует перед историей о той непоколебимой вере в победу славянского мира, которой вдохновлялись и верующие осажденного Ленинграда и вся Русская Церковь. Руководимая Патриархом Алексием Церковь и после войны не оставляет своих материнских забот о восстановлении страны и возливает на ее раны целительный елей духовной помощи.

Вместе с тем Патриарх Алексий успешно осуществляет начатое его предшественником, Патриархом Сергием, благоустроение внутрицерковной жизни: восстанавливает и замещает архиерейские кафедры, открывает духовные школы, монастыри, усиливает издательскую деятельность Патриархии, насаждает уставность и благолепие в церковных богослужениях.

Но особенно важное значение имеет дальнейшая нормализация взаимоотношений между Церковью и Государством, ясно декларированная на Поместном Соборе 1945 г., а также огромная работа по собиранию рассеянных по всему миру чад Русской Православной Церкви. Этой стороне деятельности Святейшего Патриарха Алексия была посвящена вторая рецензия Московской Духовной Академии, из которой следует, что основным плодом патриарших трудов явилось могучее пробуждение нравственных сил верующих и укрепление нашей исторической бодрости и национального самосознания.

Совершенно очевидно, что усердие современников к Патриарху Алексию не могло выразиться иначе, как в присуждении ему золотого венца богословской мудрости — высшей ученой степени доктора богословия, но богословия не отвлеченного, а жизненного, осуществляемого подвигом многоплодного служения Церкви Христовой.

Совет Ленинградской Академии, в лице Преосвященного Ректора Симеона, епископа Лужского, обосновал свое решение о присуждении Святейшему Патриарху Алексию докторской степени уже известными нам фактами его патриаршей деятельности, дополнив ее указанием на активную борьбу с обновленческим расколом и на тот бесспорный факт, что под руководством Святейшего Патриарха Алексия Русская Церковь умножила свою славу перед лицом мирового Православия.

По окончании докладов (см. их тексты ниже) Высокопреосвященный Председатель Митрополит Николай сказал: «Я уверен, что отражу мнение всех членов Священного Синода, если скажу, что Святительская, а затем и Первосвятительская деятельность нашего Святейшего Патриарха в докладах обеих духовных академий очерчена ярко и всесторонне, как деятельность выдающаяся, историческая, входящая в историю не только нашей Церкви, но и Вселенского Православия. Мы, постоянные Члены Синода, ближе прочих епархиальных Преосвященных стоим к Святейшему Патриарху и знаем о его выдающейся деятельности на благо Святой Церкви не только по её внешним проявлениям и плодам; мы знаем о повседневном огромном и напряженном труде Святейшего Патриарха, какой он несет к вящшей славе Святого Православия и нашей родной Церкви. В постановлениях Духовных Академий воздано должное высоким достоинствам и церковно-историческому значению глубокой по содержанию и проникновенной книги нашего Патриарха, за которую ему благодарна вся Русская Православная Церковь. Я выражаю единодушное мнение Священного Синода: мы утверждаем постановления обеих Духовных Академий о присвоении Вашему Святейшеству высшей ученой степени доктора богословия honoris causa и просим Вас, как достойнейшего этой степени, принять ее. Аксиос!».

Под единодушное троекратное «Аксиос!» всего собрания Председательствующий Митрополит Николай поднес и вручил Его Святейшеству золотой докторский крест с голубой эмалью и докторский диплом.

Тронутый столь сильным проявлением любви своих сотрудников, выразивших в этот момент общее почитание всей Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий произнес следующую речь: «Должен сказать, что я крайне смущен Постановлением Советов Московской и Ленинградской Духовных Академий о присуждении мне ученой степени доктора богословия. Правда, это Постановление не является для меня неожиданностью, и вы, конечно, помните, что я неизменно и неоднократно старался отклонить от себя эту высокую честь, ибо, говоря словами св. Апостола Павла «я не почитаю себя достигшим» (Филип. 3, 13). Я указывал и на то, что среди наших архипастырей есть другие, более чем я, достойные чести высшего ученого звания.

Сопротивляясь этому чествованию, я не раз высказывал и свое опасение, как бы нам не снизить высокого уровня богословской учености, достигнутого нашими предшественниками.

Меня до некоторой степени успокаивает то, что эта докторская степень присваивается мне по освященному традицией принципу: «honoris causa». Но все же я смущен этой честью, потому что вынуждаюсь к принятию высшей ученой степени, минуя промежуточную ступень, и, таким образом, являюсь невольным нарушителем порядка, установленного академической традицией.

Однако при всем своем смущении я не считаю себя вправе отвергнуть ту любовь, которою Вы почтили меня, и тот сан, который, несмотря на свое недостоинство, я имею послушание носить по воле Промысла Божия.

Принимая докторскую степень как дар Вашей любви, я благодарю за честь, которая еще более увеличивает во мне чувство моего недостоинства. И видимый знак этой чести, докторский крест, я приемлю с благоговением; и при каждом возложении его на себя буду проникаться сознанием своих немощей, что особенно полезно для смирения нашего.

Благодарю Советы Духовных Академий и моих собратьев — Членов Священного Синода—за оказанную мне любовь, и прошу Ваших молитв о том, чтобы новое возвышение не порождало во мне сознания превосходства перед другими, а, наоборот, чтобы оно смиряло меня, тем более, что в ходе дел церковных нет никакой моей личной заслуги, ибо Господь судил мне совершать свое церковное служение по пути, уже проложенному моим мудрым предшественником блаженной памяти Патриархом Сергием, за которым идти легко, в особенности, тогда, когда имеешь таких усердных и добрых сотрудников».

В этот момент в зал заседания прибыл настоятель Антиохийского подворья в Москве, представитель Антиохийского Патриарха, архимандрит о. Василий (Самаха), который, обратившись к Виновнику торжества, сказал: «Позвольте, Ваше Святейшество, мне, сыну Патриархата Антиохийского, того самого Патриархата, который хранит в своем сердце много уважения и любви к Вашей священной особе, поздравить Ваше Святейшество с получением степени доктора богословия.

Русская Церковь, в лице Священного Синода, совместно с учеными корпорациями духовных академий, достойно вознесла светильник на горние высоты, да светит миру! Этот яркий свет освещает не только Русскую Церковь, но и весь православный мир, созерцающий этот свет с надеждой и верой. Участвуя в лице присутствующих в настоящем торжестве, этот мир восклицает: «Аксиос!».

С особый правом приносит горячие поздравления по этому случаю Церковь Антиохийская, потому что многие ее священнослужители были питомцами русских духовных академий и в их числе— Предстоятель Антиохийской Церкви Блаженнейший Патриарх Александр III.

Без сомнения, Ваше Святейшество, этот исторический день вписывает новую страницу в историю всего Православия, которое выражает сегодня Вам свое глубокое почитание. Неудивительно, что Русская Церковь оказывает честь личности Святейшего Патриарха, голос которого звучит на весь православный мир. Это голос Ангела, которому имеющие уши пусть внимают, ибо сердца их возрадуются, когда они последуют голосу доброго Пастыря.

Я испрашиваю у Всемогущего, чтобы Он сохранил этот великий свет, исходящий от Вашего Святейшества, на многие лета».

На этом приветствии Антиохийской Церкви закончилось заседание Священного Синода. Все поднялись со своих мест и стали подходить к Его Святейшеству с поздравлениями. Получая в ответ Патриаршее благословение, каждый участник собрания ясно ощущал мудрую власть и любовь духовного отца.

А. ВЕДЕРНИКОВ

ЖУРНАЛ № 8

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ от 28 декабря 1948 г.

СЛУШАЛИ:

Доклад Высокопреосвященного Ректора Академии архиепископа Гермогена о своевременности и полной обоснованности, согласно 27 ст. Положения о Духовных Академиях, присуждения высшей ученой степени доктора богословия honoris causa Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. При этом зачитываются две рецензии о сущности Его Святительской деятельности на Московском Патриаршем престоле и о Его Апостольских трудах во Вселенской Православной Церкви.

ПЕРВАЯ РЕЦЕНЗИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ НА ПЕЧАТНЫЙ ТРУД ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

«Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи»,

М. 1948, 248 стр., изд. Московской Патриархии.

С благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Московская Патриархия выпустила в 1948 году в свет сборник трудов Его Святейшества, печатавшихся в разное время в книгах: «Правда о религии в России», М. 1942 г., «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», М. 1943 г.. и в «Журнале Московской Патриархии» за 1943—1948 гг.

Разнообразные по содержанию и по форме (слова, речи, послания, обращения, доклады и статьи) изданные труды Святейшего Патриарха обнимают собою период с 1941 г. по настоящее время и являются отражением великих исторических событий, происшедших в жизни Православной Русской Церкви и всей нашей страны в эпоху Великой Отечественной войны и последующий за нею восстановительный период.

Война застала Святейшего Патриарха Алексия в сане Митрополита Ленинградского и Новгородского, и первый отдел сборника посвящен посланиям Ленинградской пастве в годы немецкой блокады. В пасхальном послании к Ленинградской пастве (март 1942 г.) Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий призывает паству больше чем когда-либо хранить бодрость и твердость духа в твердой надежде на окончательную победу над врагом, которая явится залогом прочного, мира между народами. «И главное, — говорит он, — враг бессилен против нашей правды и нашей беспредельной воли к победе, которой не могут сломить никакие наши временные неудачи и кратковременные успехи врага, ибо мы знаем, что, по слову Премудрого, «погибели предществует гордость и падению—надменность» (Притч. 16, 18) и что «Бог гордым противится» (I Петра 5, 5).

Во всех церквах Ленинграда в Вербное воскресенье было прочитано обращение Ленинградского Митрополита к пастве. В нем он призывал верующих самоотверженно и с неослабным усердием помогать нашим доблестным бойцам честной работой в тылу.

«Победа,—говорилось в обращении, — достигается силой не одного оружия, но и силой всеобщего подъёма и мощной веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды, «спасающего нас от малодушия и от бури» (Пс. 54, 9). И само воинство наше сильно не одною численностью и мощью оружия: в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет теперь весь русский народ» («Пасхальные дни в Ленинграде» в книге «Правда о религии в России», изд. Московской Патриархии, 1942, стр. 256—261).

Ободряя и утешая пасомых среди ужасов войны, когда «безумный враг, все более и более ожесточающийся от тяжких поражений, наносимых ему нашей доблестной Красной Армией, подобно смертельно раненому дикому разъяренному зверю, терзает наших близких, дорогих нашему сердцу лиц, имевших несчастье попасть в его лапы», Митрополит Алексий в пасхальном послании 1943 года рисует картины поражения врага. «Мы видим,—говорит он,—эту недавно гордую и сильную армию, частями превратившуюся в жалкую толпу беглецов — голодных, холодных, преследуемых страхом грозного мщения от раздраженного народа; покидающих свои знамена при одном появлении наших воинских отрядов; бросающих оружие перед нашими партизанами; сдающихся в плен целыми десятками тысяч во главе со своими военачальниками».

Причину такой разительной перемены он видит в том, что «всех нас, от первого вождя до последнего воина, от малого ребенка до глубокого старика, охватывает одно крепкое, непоколебимое святое чувство любви к Родине... Во всех нас заговорил русский, сын своего Отечества, и все встали не за себя, не за свои личные блага, а за общую Мать-Родину, которой грозит разорение и гибель».

«Такое святое чувство, соединяющее людей, превращает человека в героя; таким героизмом, во имя любви к Родине, проникнут весь народ».

В архипастырском послании к пастырям и пастве в городах и селах Ленинградской области, пока еще занятых вражескими войсками, с болью сердца он пишет: «С особым умилением простираю к вам голос мой... Тяжела и безрадостна жизнь ваша в земле исконно русской, но временно захваченной врагом безжалостным, ненавидящим все русское, попирающим все для нас дорогое и священное, не щадящим в злобе своей ни старца, ни женщины, ни младенца.

Мы знаем, как страдаете вы, отрезанные от своих близких, от дорогих сердцу. Не менее тяжело и для нас это разъединение. Мы слышим ваши стоны, боль сердца вашего в страданиях Родины, и всей душой мы с вами... О вас наша неотвязная дума и о вас тревога любви нашей».

В этом же послании Митрополит Алексий упоминаете чувством гордости о партизанах, которые, «не щадя жизни, всеми силами борются со врагом, помогая этим нашим доблестным защитникам — воинам нашей Красной Армии в их беззаветной борьбе за честь и свободу Родины. Доблестный гражданин русской земли Минин еще жив в потомках своих, которые дышат его великим духом, горят его любовью к Отечеству».

«И мы благословляем этот ваш подвиг ратный и твердо веруем, что «Господь сил» с вами в этой священной борьбе, что этому благородному порыву вашему Он подает Свою дивную помощь и силу».

В 1944 г. Патриарх Алексий в своем новом послании возлюбленным братиям, чадам Святой Православной Церкви на земле, занятой временно врагами-фашистами, с радостью возвещает: «Мы верим, что новый 1944 год принесет вам избавление от ига злобного фашизма, и великий Новгород и Псков, и всю землю нашу снова озарит солнце радости бытия и счастья свободы... А враг «той же дорогою, которою пришел, возвратится. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его» (4 Царств. 19, 33—34), — говорит Господь, «Как тать, побежит враг из нашей земли, в которую он вторгся, как разбойник». Для меня, — продолжает он далее,—Божиим изволением давно уже поставленного в самую близкую связь с Новгородом и Новгородскою паствою, особенно тягостна и горестна невозможность быть с нею в это скорбное время в непосредственном общении. Но я с вами неразрывно духом. И потому особенно горяча моя молитва о вашем скором избавлении».

В этих словах сказался горячий патриот, верный сын своей Родины.

Когда весть об освобождении Новгорода и Пскова дошла до Ленинграда, Патриарх Алексий в архипастырском послании к Ленинградской пастве с радостью восклицает: «Слава в вышних Богу, даровавшему нашим доблестным воинам новую блестящую победу на нашем родном, близком нам, Ленинградском фронте. Эта победа отозвалась неописуемой радостью в наших сердцах и вызвала в них новую, горячую волну благодарности и любви к нашим славным, в подлинном смысле, победоносным защитникам!

Слава и честь, и многая помощь от Господа мудрому верховному командованию и богодарованному Верховному Вождю Иосифу Виссарионовичу Сталину! Слава героям — вождям нашего доблестного воинства!

Вечная память положившим жизнь свою за родную землю и тем, кому судил Господь перейти в жизнь нестареющую в эту тяжелую годину испытания нашего Отечества!

В пасхальном послании 1944 г. к пастырям и пастве в городах и селах Ленинградской епархии, освобожденных от вражеской оккупации и фашистского гнета, Патриарх Алексий посылает радостный праздничный привет и благословение Господне:

«Если для всех нас безмерно радостна весть о Воскресении Христовом, то для вас, братие, она является сугубо радостной и светлой, так как после долгого промежутка времени вы встречаете ее освобожденными от страшного гнета фашистских зверств и насилия».

Упоминая о разрушении Великого Новгорода и святыни его Св. Софии, об уничтожении древней Старой Руссы, уничтожении и разорении сел и деревень Ленинградской и Новгородской областей, о десятках тысяч замученных, расстрелянных и угнанных на каторгу в Германию мирных жителей, Патриарх Алексий говорит: «Вы на опыте изведали, что такое фашизм, убедились, насколько он жесток и враждебен всему русскому, всему славянскому, каким лютым врагом он является христианству, хотя он и старается льстиво показать себя защитником христианской веры».

«Но, благодарение Богу! Эти тяжкие для нас времена миновали... Явите же себя теперь при свете радости освобождения достойными и верными сынами своего народа».

Патриарх Алексий приглашает население освобожденных городов и сел принять участие в их восстановлении, в сельскохозяйственной работе

колхозов. Приглашает помогать Красной Армии своими материальными жертвами. «Во исполнение распоряжений гражданской власти,—говорит он, — покажите себя достойными великих званий — гражданина своей Родины и православного христианина.

Наша же власть, власть Советская, есть опора вашего благополучия вашего развития, вашего обеспечения в старости. Любите ее, храните, помогайте ей в большом и великом деле восстановления наших памятников, наших жилищ, наших святынь» («Слова, речи...», стр. 38-39).

Мы нарочно остановились несколько подробнее на первом отделе книги, рисующей патриотическую деятельность Патриарха Алексия во время Великой Отечественной войны. В героические годы Ленинградской осады Святейший Патриарх, тогда Митрополит Ленинградской епархии, как пламенный патриот, делил со своей паствой горести и бедствия тяжкой блокады и вдохновенным своим словом и личным примером поддерживал дух осажденных. Он не сомневался ни на минуту в благоприятном для нас исходе спора наступающего германизма против защищающегося славянского мира. Правда на нашей стороне, правда и беспредельная воля к победе, горячая любовь к Родине делали нас непобедимыми. С великим самоотвержением и небывалым единством народ наш вел священную войну против жестокого и коварного врага. Ленинград принял на себя первые удары вероломного врага и мужественно отстаивал честь и свободу русской земли. В своих архипастырских посланиях к пастве Патриарх Алексий, любящий свою Родину, страдавший за нее душою, благословлял всенародный подвиг борьбы за благо Родины. Красноречивый проповедник, он всею, силою своего слова, проникнутого чувством пламенной любви к дорогой отчизне и глубокой веры в помощь Божию, постоянно убеждал всех быть бодрыми, не падать духом и не уступать врагу. Призывая всех к ратному подвигу, он особенно ценил действия партизан, самоотверженно боровшихся с неприятелем в глубоком тылу.

Картина разрушений в Петергофе, в Пушкине и других местах, жестокое бесчеловечное обращение с мирными жителями возбуждали справедливый гнев Святителя.

«Мы приобретаем силу переносить любые испытания, — писал он в статье «Немецкие злодеяния в Петергофе и Пушкине» («Ж. М. П» № 2, 1944, стр. 19-22). Мы можем побороть в себе любой страх. Но непреоборимым является жгучее чувство презрения и отвращения к разорителям наших вековых гнезд, к палачам дорогих нам собратий и сродников. Справедливый народный суд Божий мы призываем на их преступные головы».

«Церковь зовет к защите Родины, — писал Патриарх Алексий (в то время Митрополит) в обращении к верующим, — война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жадностью грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие неба за кровь и за бедствия своих и чужих.

Но воина — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут следами мучеников к нетленному и вечному венцу. Поэтому Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества». («Церковь зовет к защите Родины», «Слова, речи...», стр. 40—42. См. также «Правда о религии в России», изд. Московской Патриархии, 1942, стр. 414—418).

В своем докладе на Соборе епископов Православной Церкви 8 сентября 1943 г. Митрополит Алексий развил мысль о причинах и условиях

победы на войне. Отдавая должное вооруженным силам и технике военного дела, он указал на нравственные условия победы, гораздо более широкие и более возвышенные и даже более действенные, чем численность и сила орудий современного боя. Нравственные условия нужны в армии и в тылу. Первой необходимо воодушевление, готовность перенести всякие жертвы, лишения, раны и самую смерть; народу в тылу, который до войны породил и воспитал армию и во время войны питает ее духовно, необходима твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань, сознание правды ведомой войны, сознание долга перед Богом и Родиной.

Нравственные условия производят и в народе, и в войске то истинное воодушевление, которое является залогом верной победы, ибо при таком настроении народ побежден быть не может. («Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны», «Слова речи...», стр. 48—52).

«Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа, он носит особый характер самой глубокой горячей любви к своей Родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к своей матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас. Мы говорим не просто Родина, но «Мать-Родина» и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов! Русский человек бесконечно привязан к своему Отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по Родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта Когда Родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать». (Из слова Митрополита Ленинградского Алексия за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 10 августа 1941 г.).

Слова эти о патриотизме русского человека приложимы, нужно думать, и к Патриарху Алексию — он есть тот русский человек, который беззаветно любит свою Родину-Мать и готов в случае нужды пожертвовать для нее жизнью и отдать все свои силы на служение ей.

Второй, сравнительно большой, отдел книги посвящен патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Из статей, помещенных здесь, кроме указанных выше: «Церковь зовет к защите Родины», «Из слова за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе (о патриотизме русского человека)» и другие — заслуживают вниманиями остальные: «Христианство и война с гитлеризмом», «О патриотической деятельности Церкви за период войны» и др.

Из последней статьи, например, мы узнаем, что общая сумма по-жертвований Церкви на нужды войны достигла к январю 1945 г. до внушительной суммы свыше двухсот миллионов руб. Позже она превысила триста миллионов рублей.

В сборнике, в отделе о патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, помещены послания Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Они направлены уже ко всем пастырям и пасомым Русской Церкви, к духовенству и верующим русского народа,

они говорят о патриотической деятельности Русской Православной Церкви за весь период войны.

В первом послании пастырям и пасомым Православной Русской Церкви Патриарший Местоблюститель, вспоминая слова почившего Патриарха Сергия о том, что Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа и вместе с ним и испытания несла, и успехами его утешалась, и не оставит его и теперь своими молитвами и помощью, тут же сообщает, что Церковь собирала средства на многоразличные нужды обороны: по приглашению и по благословению Святейшего Патриарха, она соорудила танковую колонну имени Димитрия Донского.

В письме к руководителю Советского Правительства И. В. Сталину, от 24/Х 1944 г. он сообщает сумму до 150 миллионов рублей, не считая пожертвований ценными вещами всякого рода, собранных на военные нужды верующими Русской Православной Церкви. Сообщает также о том, что нашел благовременным призвать духовенство и верующих нашей Православной Церкви ознаменовать приближение победоносного конца войны всецерковным сбором щедрых пожертвований в фонд помощи детям и семьям бойцов доблестной Красной Армии и что для начала дела Патриархия вносит один миллион рублей.

В докладе о патриотической деятельности Церкви за период войны на заседании Поместного Собора Русской Православной Церкви 31 января 1945 г. Патриарший Местоблюститель, Митрополит Алексий, сообщая о щедрых пожертвованиях на нужды обороны, говорит, что эти жертвы текут и будут продолжать литься до той поры, пока не будет окончена война, и народ наш не вернется к мирному строительству.

По случаю победоносного окончания войны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем послании Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Русской Церкви пишет:

«Пробил последний час фашистской Германии. Разбита и сокрушена сила ее. В прах повержена Германия. Знамя победы развивается над вражьей страной. Слава и благодарение Богу! Это победный гимн, светлая песнь восторжествовавшей справедливости...».

Но победа несет не только сознание радости. Она несет также сознание долга, сознание обязанности, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать ее плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.

«С удвоенной силой, — говорит Патриарх, — мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый — герой войны; наших дорогих и священных памятников, всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа».

В поздравительной телеграмме Генералиссимусу Советского Союза И. В. Сталину, принося от лица Православной Русской Церкви поздравления, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий говорит: «Православная Русская Церковь едиными устами и единым сердцем верных сынов своих приносит благодарение Господу Богу и возносит усердные молитвы за благоденствие Ваше, дорогой Иосиф Виссарионович, чей военный гений и чьи неусыпные труды на благо нашей Родины даровали народам нашим великую победу и победоносный мир.

Да процветает возлюбленное Отечество наше под мудрым водительством Вашим и да послужит завоеванный Вами мир залогом мира для всего человечества».

Приветствуя с окончанием войны Преосвященных архипастырей, пастырей и верных чад Святой Православной Русской Церкви, Святейший Патриарх Алексий говорит: «Наступил долгожданный вожделенный день, когда с облегченным сердцем мы можем сказать от всей глубины души: «Слава в вышних Богу и _на земле мир».

Открывается новая эра в жизни народов; новая страница всемирной истории; новая эпоха братства народов и мира во всем мире»... «Патриаршее послание о благодарении Богу по случаю победоносного окончания Великой Отечественной войны и перехода к мирному труду и строительству в нашем Отечестве», 3 сентября 1945 г.).

III, IV, V и VI отделы книги посвящены интронизации Святейшего Патриарха Сергия, кончине, погребению и поминовению его; местоблюстительству Митрополита Алексия в Русской Православной Церкви; Поместному Собору Православной Русской Церкви.

Остановим наше внимание на Патриаршем послании архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви о вступлении на Патриарший престол (4 февраля 1945 г.), так как здесь намечается программа деятельности нового Патриарха и высказывается взгляд его на патриаршее служение.

«Патриарх,— говорит он, — есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий истину.

Задачей его является сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога. Цель его — жить во Христе и для мира быть распятым. Долг Патриарха — хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему Поместную Церковь от разделений и раскола; насаждать доброе житие в своей пастве; и иных по апостолу «обличать», «запрещать», «да всяко некие спасутся». «Охранять местную Церковь от падений, возносить дух ее горе, поддерживать в ней горение духа — все это лежит на Патриархе и требует от него постоянного бодрствования».

В мудром предвидении судеб Русской Православной Церкви Патриарх Сергий задолго до своей кончины наметил себе достойного преемника в лице Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского).

Завещание Патриарха Сергия стало известно только в день смерти его, хотя написано было оно 12 октября 1941 г. — в самые тяжелые дни германского нашествия на русскую землю.

Выбор Патриарха Сергия объясняется, очевидно, личными качествами его будущего заместителя на посту Первосвятителя Русской Церкви, известными покойному Патриарху, а также его богатым жизненным опытом. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве 27 октября 1877 г. С молодых лет он почувствовал влечение к церковному служению. По окончании 8 классов Московского лицея он пожелал пойти в Духовную Академию, но, исполняя волю родителей, должен был сначала окончить Московский университет по юридическому факультету (1899), после чего лишь поступил в Московскую Духовную Академию, которую и окончил в 1904 г.

Степень кандидата в университете он получил за сочинение по международному праву: «Комбатанты и некомбатанты во время войны», а степень кандидата богословия в Духовной Академии за сочинение по кафедре философии: «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом Митрополита Филарета».

В 1902 г., будучи студентом II курса Академии, он был пострижен в монашество, с наречением имени Алексий, и посвящен в сан иеродиакона, а в 1903 г. — в сан иеромонаха. С 1904 г. иеромонах Алексий — инспектор Псковской Духовной Семинарии. С 1906 г. он—ректор Тульской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита, и в 1911 г. — ректор Новгородской Семинарии.

В 1913 г. Патриарх Антиохийский Григорий, приехавший в Россию, посвящает архимандрита Алексия в сан епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии, которой управлял тогда Митрополит Арсений (Стадницкий), большой ценитель уставного богослужения и сторонник строгого стиля в церковном пении. Близкий к нему, по своим личным склонностям, епископ Алексий с первых же дней архиерейского служения ревностно охраняет церковную уставность и благолепие церковных служб, подавая в этом отношении личный пример. Митрополит Арсений, занятый в Синоде, предоставляет фактическое управление епархией молодому викарию, который одновременно состоит настоятелем Варлаамо-Хутынского монастыря.

Дальнейшее его служение продолжается в сане епископа Ямбургского, первого викария Петроградской епархии. В этот период, с 1921 г. по 1926 г., епископ Алексий приобретает опыт крупного администратора, способного сочетать необходимый такт с прямолинейностью своего характера. Заслуги в области епархиального управления и борьбы с обновленческим расколом приводят епископа Алексия к управлению Новгородской епархией уже в сане архиепископа.

Его, как активно охраняющего неизменную верность Матери-Церкви, Патриарший Местоблюститель, Митрополит Сергий, вводит в состав Священного Синода. В 1932 г. архиепископ Алексий возводится в сан Митрополита Новгородского, а в следующем году переводится на пост Митрополита Ленинградского.

Таков, в кратком обзоре, жизненный путь Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Среди личных качеств и заслуг Первосвятителя Земли Русской, среди благоприятных предпосылок его высокого назначения, нельзя не отметить сочетание светского и духовного образования и богатых духовных дарований с глубоким административным опытом.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ.

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЕНИЕ ЦЕРКВИ

Вступив в высокое и многотрудное служение Патриарха Православной Русской Церкви в чрезвычайно сложных и тяжелых условиях ее жизни, предшественник Патриарха Алексия Патриарх Сергий, как добрый пастырь и мудрый кормчий корабля церковного, привел Церковь Русскую к тихому пристанищу. Следуя его примеру. Патриарх Алексий продолжает его дело. Внутренняя жизнь Церкви нуждается в дальнейшем устроении. Прежде всего нужно упорядочить административный аппарат Церкви. Нужно заместить свободные архиерейские кафедры, подыскать подходящий кандидатов в епископы и организовать Епархиальные управления. За время местоблюстительства Митрополита Алексия было рукоположено 16 епископов и замещено 17 свободных кафедр. Ко времени Собора 1944 г. насчитывалось уже до 50 православных архиереев.

Второю заботою Патриарха Алексия является открытие новых храмов и подготовка просвещенных и убежденных священнослужителей Церкви. С этой целью 14/V1 1945 г. открыт был в Москве Богословский Институт, преобразованный после в Духовную Академию, переведенную с осени 1948 г. из Новодевичьего монастыря в Москве на ее старое место—в Троице-Сергиеву Лавру. В 1946 г. состоялось торжество открытия Ленинградской Духовной Академии. Открыты были в

Москве и Богословско-Пастырские курсы, преобразованные в Духовную Семинарию. Такие же духовные семинарии открыты были в Ленинграде и в других городах («Ж. М. П.», 1946, № 10, стр. 6).

В 1946 г. в церковной жизни произошло еще одно важное событие: старанием Святейшего Патриарха Алексия состоялось торжественное открытие Троице-Сергиевой Лавры.

Патриархией предпринят был ряд мер с целью расширить область церковной деятельности и сделать ее более плодотворной.

Предположено расширение издательского дела Патриархии, отвечающего потребностям и вопросам церковной жизни. Издается ежемесячный «Журнал Московской Патриархии». Собор епископов (1944 г.) с удовлетворением отметил патриотическое направление Журнала и призвал Преосвященных архипастырей к более живому и близкому общению с Журналом путем участия в журнальной литературной работе.

Из пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 году видно, какую заботу прилагал он в то же время к устроению богослужебного порядка в церкви и благоустройства самих храмов. Святейший Патриарх обращает внимание «а внутренний вид храмов Божиих, в которых должно быть продумано, предусмотрено и устроено все для создания особого молитвенного настроения у молящихся; на освещение в храмах, из которого должно быть устранено излишнее увлечение электрическими лампочками. «Мерцание возженных лампад, тихий свет восковых свечей, — пишет Патриарх, — вот что хочет видеть богомолец, вступающий в храм для сосредоточенной молитвы. Яркий же и искусственный свет электричества не только не создает, но рассеивает молитвенное настроение».

Большое внимание уделяет Святейший Патриарх Алексий и богослужебному пению. Он сторонник «такого пения, которое трогало бы сердца, вызывало бы слезы умиления, поднимало наш дух и помогало бы молиться»... «Исполнение же церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов или страстных оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиваться, но даже уловить содержание и смысл церковных песнопений».

Такое пение дает лишь в лучшем случае «наслаждение» слуху, притом мирское, тогда как молящийся ищет «умиления» духовного. Зачем же нам гоняться за театральным пением, когда у нас есть «изумительные образцы пения строго церковного, освященного временем и традициями церковными?» (Прав. Церк. Календарь на 1947 г., стр. 48).

Обращает внимание Патриарх и на отсутствие порядка в церкви, особенно во время прикладывания к иконе, к Евангелию и при подхождении под благословение.

Высокое звание Патриарха требует особой осмотрительности и внимания к себе и окружающим людям. Патриарх Алексий соединяет со

знание лежащего на нем долга поступать безошибочно, по Божией правде, и вести людей к вечному опасению с глубоким смирением и верою в Божий Промысл, устрояющий все к лучшем'у. «Неисповедимые пути Промысла Божия, — говорит Патриарх Алексий в своем первом пастырском послании, — привели меня к высшему служению в Православной Церкви в звании Патриарха.

Со страхом и трепетом приемлю я сей жребий служения, ибо сознаю всю тяжесть его и весь ответ мой перед Богом за вверяемую мне великую паству».

Такие пастыри Церкви Христовой, как Патриарх Алексий, несказанно дороги тем, что служат делу Божию. Католикос Грузии на Поместном Соборе в 1945 г. охарактеризовал вновь избранного Патриарха Алексия, как человека большого ума, твердой воли и просвещенного сердца. Глубокий теоретический ум, обширные знания в области библейского текста, святоотеческой литературы и церковных канонов Святейший Патриарх Алексий соединяет с мудростью практической, с богатым опытом и талантом администратора. Твердо стоя на незыблемости догматов Православной Церкви и ее канонов, он уверенно ведет корабль Христов Русской Православной Церкви по пути, указанному ей Господом, являясь в одно и то же время и глубоким богословом и красноречивым проповедником — учителем Церкви, отликающимся на все события Церковной жизни живым пламенным словом. Горячий патриот и опытный администратор, Патриарх Алексий есть тот добрый пастырь, который душу свою полагает за овцы, и мудрый кормчий корабля церковного, с самых юных лет отдавший на служение Церкви все свои силы, на которого можно положиться во всех затруднительных обстоятельствах церковной жизни.

Как человек, он в то же время является образцом уравновешанности, отзывчивости и высшей принципиальности.

Особенно бросается в глаза обилие и разнообразие его речей, посланий, проповедей по различным случаям жизни. Глубокие по содержанию, простые и ясные по мысли, доступные пониманию каждого простого и мало просвещенного человека, они могут служить образцами изящной по форме, доведенной до предельной краткости, глубоко продуманной и прочувствованной речи.

ВТОРАЯ РЕЦЕНЗИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ НА КНИГУ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ

Вышедший из печати в текущем году сборник посланий и речей Святейшего Патриарха Алексия весьма выдающееся явление в нашей отечественной богословской литературе. Он как нельзя более соответствует запросам современного церковного сознания и отчетливо намечает нормы христианской жизни в условиях нашей эпохи.

Патриарх решает здесь задачи не отвлеченно-богословские, а чисто жизненные. Он дает в своих речах, как глава Русской Церкви «ех cathedra» авторитетный ответ на вопросы: 1) об отношении Церкви к социальному строю советской государственной жизни; 2) начертывает идеал личности пастыря, стоящего на свещнице церковного служения; 3) выражает взгляд Церкви на фашизм; 4) развивает мысль о способах осуществления христиански понимаемой идеи патриотического служения Родине и, 5) наконец, подготовляет для зарубежных русских епископов-раскольников каноническую почву к брагскому слиянию их с Великой Матерью — Русской Церковью.

На перечисленные темы Святейший отвечает с надлежащей глубиной и полнотой. Рассматриваемая нами его работа имеет высокую научную ценность для церковно-исторической и богословской науки. Она, прежде всего, ясно намечает, в свете библейских обоснований, задачи и программу работы Церкви в военной и мирной обстановке нашей жизни на пользу Родины.

Совершенно объективно подходя к событиям в нашей стране с 1941 по 1946 гг., Патриарх, применительно к общественным нуждам за период Русской Отечественной войны и по окончании ее, указывает в своих речах и посланиях способы моральной и практической помощи Церкви родному народу и Красной Армии. Он красочно описывает всю низость, гордыню и кровожадное зверство итало-немецкого фашизма в военной обстановке. Под влиянием сильных внутренних переживаний действительности пафос его речей в сборнике местами поднимается до потрясающей изобразительности различных общественных настроений, особенно в военное время.

Возвышенные патриотические взгляды Патриарха не просто авторитетны, но и научно зрелы, представляя свежий опыт решения проблемы о содействии Церкви Советскому Правительству на почве гражданских взаимоотношений.

К особым достоинствам суждений Патриарха по этому поводу нельзя не отнести их ясной обоснованности и летописной верности, вместе с образцовым искусством богословской интерпретации. Разнообразные мысли и соображения Его Святейшества везде насыщены сердечной теплотой, отчего читаются с неослабным интересом.

Все сказанное выше заставляет относиться к рассматриваемой книге, разнообразной но содержанию и многозначительной по важности затронутых вопросов, с глубоким вниманием. Она практически полезна, от начала до конца строго православна и в историческом смысле документальна, что значительно облегчит будущим историкам нашей Церкви работу при изучении взаимоотношений Русской Церкви с Государством за упомянутое семилетие. Здесь помещены животрепещущие церковные отклики, отражающие религиозное понимание действительности и канонически верную оценку раскольнических отпадений некоторых наших архиереев-эмигрантов от Матери-Церкви.

Книга Его Святейшества предлагает также твердый опыт решения ряда церковных недоумений литургического и канонического порядка и уточняет некоторые детали обстановки богослужения. По прочтении ее создается ясное представление о современном настроении православного пастыря и рядового христианина в нашей стране, где свобода вероисповеданий предоставлена всем верующим, независимо от их религиозных ориентаций. Знакомство со сборником Его Святейшества показывает, что Церковь в СССР не только не обезличена, но получила широчайшие нрава, о которых не мечтала при царизме.

Чисто богословские рассуждения Патриарха представляют сжатые, но содержательные замечания, главным образом, по вопросам христианской морали и догматики. Среди них можно встретить изображения идеального типа архипастыря, описания норм пастырского служения и общехристианского настроения.

На всех словах Патриарха лежит печать богословской эрудиции, и святоотеческого понимания рассматриваемых истин нередко в духе и тоне Митрополита Филарета Московского. Патриарх Алексий часто украшает собственную речь блестками библейского стиля и сообщает ей отеческую простоту убеждения. Его доводы по поводу церковной действительности всегда убедительны, а директивы клиру и верующим — неизменно тактичны и в то же время решительны. Делая жизненные выводы из предпосылок, Его Святейшество никогда не сходит с высоты церковно-канонических требований и высоко держит знамя чистого Православия.

Рассматривая в общем аспекте содержание сборника Патриарха, как научно ценного труда, необходимо сказать, что он, конечно, далеко не исчерпывает всех церковных достижений Святейшего Алексия за годы его Патриаршества. Для придания полноты обозрению многополезных мероприятий, осуществленных Патриархом, следует еще отметить высокую историческую заслугу его по собиранию и объединению церковных сил для упорядочения церковной жизни в Советском Союзе и заграницей. Патриарх Алексий, как известно всем, был душой присоединения к Русской Церкви многих заруб?жных русских епископий с их приходами. При его живейшем содействии укреплены наши братские взаимоотношения с Восточными Патриархатами и Славянскими Православными

Церквами. Им созван и проведен в 1945 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви, а в 1948 году — Совещание Представителей почти всех Православных Церквей. Волею Провидения именно он канонически воссоединил с Русской Церковью униатов Западной Украины и Галиции во главе с доктором о. Гавриилом Костельник, и таким образом ликвидировал Брестскую унию. Наконец, его трудам, свыше благословенным Богом, принадлежит открытие в Советском Союзе 2 высших и ряда средних духовно-учебных заведений. Каждое из поименованных здесь исторических мероприятий связано с личной инициативой Его Святейшества.

Нельзя обойти молчанием яркого факта конструирования Патриархом административного аппарата Русской Церкви. Святейший Алексий заместил целый ряд архиерейских свободных кафедр, если принять во внимание епархии на Украине, в Белоруссии, Прибалтийских странах и Сибири, где организованы были одновременно и Епархиальные управления. Это повлекло за собою могучее пробуждение нравственных сил верующих и повысило их моральный потенциал.

В обоюдных интересах Церквей — Русской и Греко-Восточной — Патриарх Алексий много содействовал их сближению своим путешествием по Востоку. А во время своей Патриаршей интронизации и на праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви он создал в Москве мощную братскую манифестацию православных сил в лице восточных Патриархов и Святителей, делегированных к нам от православных славянских Церквей.

В промежуток времени между 1945/1948 гг. Святейший Патриарх Алексии деятельно участвовал в упразднении схизм Эстонской и Болгарской. Под его настойчивым влиянием возвращены в юрисдикцию Московской Патриархии Эстонская православная епархия, группировка епископов-эмигрантов во Франции, Валаамское иночество в Финляндии русские епископии в Чехии, Германии, Дании, в Закарпатской Руси, в Китае, на Дальнем Востоке, а также украинцы-униаты, как во Львовской епархии, так и во многих других городах Западной Украины.

ПОСТАНОВИЛИ:

Принимая во внимание ряд отмеченных выше выдающихся церковно-исторических заслуг Его Святейшества, каковы: 1) многополезнейшее руководящее управление Русской Церковью в сложной общецерковной обстановке; 2) создание в Русских Духовных Академиях и Семинариях научно-жизненной постановки богословской работы и непрерывное руководство ею в целях дальнейшего развития русской богословской мысли; 3) составление ценнейшего историко-гомилетического сборника слов, речей и посланий, Совет профессоров Московской Духовной Академии считает совершенно необходимым для полноты Первосвятительской славы своего великого Патриарха видеть Его украшенным и высшей научно-богословской степенью доктора богословия.

Ввиду этого Совет Академии почтительнейше просит Его Святейшество принять honoris causa означенное высшее ученое звание.

ЖУРНАЛ № 14 (58)

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ от 12 февраля 1949 г.

СЛУШАЛИ:

Предложение Ректора Академии Симеона, епископа Лужского, возбудить ходатайство перед Священным Синодом о присуждении Святейшему Патриарху Алексию степени доктора богословия.

«Основанием для этого ходатайства являются следующие соображения.

В новейшей истории Русской Православной Церкви обращает на себя внимание деятельность Святейшего Патриарха Алексия, как такого церковного администратора, который правильно понимает исторические задачи Русской Православной Церкви и настойчиво, неукоснительно их осуществляет.

Направление своей деятельности Святейший Патриарх Алексий указал в письме к руководителю Советского Правительства И. В. Сталину 19/V 1944 г. в следующих двух руководящих принципах: «Следование канонам и установлениям церковным, с одной стороны, и неизменная верность Родине и возглавляемому Вами Правительству нашему с другой».

Первое, указанное Святейшим Патриархом, положение, которым он руководствуется, направило его деятельность на укрепление (организационное и духовно-просветительное) Русской Православной Церкви в тяжелый период ее истории (сначала обновленческий раскол, потом вторжение фашистов, опустошавших нашу Родину и несших ей духовное порабощение), оно же остается руководящим принципом и теперь, в условиях мирного созидательного труда граждан нашего Социалистического Отечества.

Второе, указанное им, руководящее положение дало патриотическое направление его деятельности.

Первый, указанный Святейшим Алексием, Патриархом Московским и всея Руси, принцип церковной жизни (следование канонам и установлениям церковным) нашел свое осуществление в следующих фактах его деятельности и в следующих его мероприятиях.

1. Святейший Патриарх Алексий, еще в бытность свою епархиальным епископом (Ямбургским, викарием Петроградским, потом архиепископом Новгородским), вел твердую неотступную борьбу с обновленческим расколом, и его заслуги в этом были по достоинству оценены в то время Патриаршим Местоблюстителем Сергием (впоследствии Московским и всея Руси Патриархом), который ввел Преосвященнейшего архиепископа Новгородского Алексия в состав Священного Синода.

2. Правильная со всех точек зрения деятельность Святейшего Патриарха Алексия способствовала тому, что Русская Православная Церковь сохранила в чистоте Православную Христианскую веру «в могущественной России, которая стала крепостью всего Православия» (Тимофей, Патриарх Иерусалимский).

Выражением этой твердости и единства Русской Православной Церкви является Собор Епископов 1944 г. и Поместный Собор 1945 г., созывом и организацией, которых руководил Патриарший Местоблюститель Митрополит Алексий. С избранием его в Патриархи влияние Русской Православной Церкви еще более усилилось. Одним из показателей этого явилось воссоединение греко-католической церкви Галиции с Русской Православной Церковью на Львовском Церковном Соборе 1946 года, который отменил Брестскую унию 1596 года.

3. Такого положения наша Церковь могла достигнуть при условии своей прочности не только в организационном отношении, но и в результате общей просветительной своей работы.

По инициативе и по планам Святейшего Патриарха Алексия открыта целая сеть духовно-учебных заведений, и среди них Московская и Ленинградская Духовные Академии. Благодаря этим мероприятиям Русская Православная Церковь обеспечивается кадрами просвещенных пастырей, что так настоятельно необходимо для Церкви.

4. Многочисленные обращения Святейшего Патриарха Алексия к пастырям и пастве, в связи со всеми важными событиями церковной и государственной жизни, являются образцом пастырского попечения и руководства. Проникнутые христианским духом любви к людям и заботы о преуспеянии веры Христовой, они раскрывают глубины истинного Православия, трогают сердца, воспламеняют волю и питают ум своей простотой и задушевностью. Святейший Патриарх в этой своей деятельности является попечителем, отцом и пастырем своей многомиллионной паствы.

5. В заботах о воспитательных средствах христианского духа и благочестия Патриарх восстановил древние лавры: Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую.

При Святейшем Патриархе Алексии православные христиане снова получили возможность поклонения святым мощам преподобного Сергия, Святителя Алексия, Святителя Феодосия Черниговского, Виленских мучеников и других.

6. В заботах о церковном благочинии и о воспитательном воздействии церковного богослужения Святейший Патриарх требует строгой уставности богослужения, восстановления старинных церковных напевов, которые, по его словам, «являются самым лучшим выражением высоких религиозных настроений», «небесной музыкой».

7. Вторым руководящим принципом деятельности Святейшего Патриарха является верность Родине и нашему Правительству. Этот принцип положен в основу христианско-патриотической деятельности, которую Патриарх проявил в бытность его Митрополитом Ленинградским и Новгородским в памятные годы блокады Ленинграда и во время его Патриаршества в Москве. Патриотические его заслуги перед Родиной оценены Советским Правительством, наградившим его орденом Трудового Красного Знамени.

Святейший Патриарх Алексий является достойным преемником великих почивших святителей: Патриарха Тихона и мудрого старца, отца нашей Церкви, Святейшего Патриарха Сергия. Он закрепил то правильное положение Русской Православной Церкви, при котором она не является государственным ведомством, или государством в государстве, а христианской семьей, цель которой — нравственное воспитание своих членов.

Принимая во внимание отмеченные мною заслуги перед Русской Православной Церковью Святейшего Патриарха Алексия, а также руководствуясь ст. 27 и 28 Положения о Духовных Академиях, я предлагаю возбудить перед Священным Синодом ходатайство о присвоении Святейшему Патриарху Алексию степени доктора богословия».

ПОСТАНОВИЛИ:

Возбудить ходатайство перед Священным Синодом о присуждения Святейшему Патриарху Алексию степени доктора богословия honoris causa.

Система Orphus