ПЛАМЕННЫЙ ПРИЗЫВ

Приближаясь к Великому Посту, мы, в часы богослужения, вспоминаем о том, как Господь наш Иисус Христос перед началом Своего земного служения сорок дней провел в пустыне, не вкушая никакой пищи. Восторжествовав над князем тьмы, Христос удалился на север Палестины, в Галилею, где излились впервые из Уст Его мудрейшие глаголы, указующие земнородным путь ко спасению и вечному блаженству.

Кто дерзнет утверждать, что начертанный Спасителем в Его Слове путь недоступен?! Кто посмеет сказать, что Христос восхотел добиться от людей невозможного?! Необозримое в своей философской глубине, христианское учение заключает в себе прекраснейшем кодекс нравственности. Его краеугольными камнями являются требования, предъявленные нам Победителем смерти: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37—39). Эти великие заветы Начальника жизни нашей неотделимы друг от друга. Возлюбить Бога всем существом своим — это и значит возлюбить любого из подобных себе и неукоснительно творить добро каждому из них. Бог есть Высшая Правда и Высшая Совесть, в полном согласии с Которой человек должен определять свое поведение наедине и на людях.

И вот задолго до наступления поста Святая Церковь начинает призывать нас, верующих, к покаянию и исправлению. Этим занимается она и всегда, ибо забота о пастве составляет основу всей ее многообразной жизни. Проникновенные службы, поучения и повседневные труды духовенства направлены к одной благой цели. Но во дни, предваряющие Св. Четыредесятницу, и в продолжение самого Великого поста с удвоенной

энергией, с особой настойчивостью раздается над нами, как волнующий звон набатного колокола, ее пламенный призыв. Человек, будь лучше! Будь достойным Сотворившего тя и стремись к Нему неустанно — этот лейт-мотив, пронизывающий всю многовековую деятельность нашей достославной Церкви, звучит ныне с особенно потрясающей силой.

...Чинно совершается всенощная. Чередуются песнопения, ектении, возгласы; отверзаются и вновь затворяются Царские Врата; перед святыми иконами горят многочисленные свечи и лампады... После чтения Евангелия церковь наполняется изумительными звуками. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»,— запевают согласно мужские голоса, — «утреннюет бо дух мой ко храму святому Твоему...» Сосредоточенно внимают предстоящие страстному молению, которое возносит Православная Церковь от имени всех, кто притекает под ее священный кров. Внимают не только великолепным созвучиям, уносящимся ввысь, но и внутреннему своему голосу, ибо редко в чьем-либо сознании не закипает в эти минуты напряженная работа мысли. Тем и замечательно православное богослужение, что оно возжигает в нас трепетный огонь покаяния и рождает в обновленной душе верующего самые светлые порывы...

Существуют молитвы — песнопения, удивительные по силе воздействия, потому что они преисполнены любовью Церкви Христовой к людям, потому что они пронизаны ее тщанием о нашем спасении. Их вдохновенные слова проникают словно отточенные стрелы в сознание молящегося и, поразив его, поднимают в глубине душевной бурю мыслей и чувств. Их прекрасная музыка пленяет нас мощью и трогательностью одновременно, и это дивное сочетание заставляет трепетно забиться наши сердца.

«...храм носяй телесный весь осквернен...». Не потому ли с таким волнением в груди воспринимают богомольцы эту необыкновенную по впечатляемости молитву, что в ней изливается глубочайшая скорбь Церкви о нашем несовершенстве. Может ли такая страстная скорбь не найти отклика в человеческом сердце?!

Да, мы еще очень несовершенны. Вместо того, чтобы неуклонно восходить по лествице добродетелей, как поучают нас Святые Отцы Церкви, мы продолжаем попрежнему грешить против всех заповедей Божиих.

Разве мы любим Господа Бога нашего так, как подобает любить Его — Мудрого и Доброго Отца, печалящегося о каждом заблуждающемся Своем детище? Мы коснеем сердцем порой до того, что забываем прибегнуть к Всеведущему в дни горя и отчаяния и нимало не помышляем возблагодарить Всемогущего в дни радости и веселия. О, как далеки бываем мы часто от Того, Кто есть Совершеннейшая Любовь и «Сокровище благих»!

Столь же далеко отступаем мы от Него и тогда, когда удаляемся друг от друга. Иногда мы противопоставляем Его Божественному призыву к любви такие чувства и поступки, что потом в светлый час искреннего раскаяния стыдимся самих себя. Зависть к ближнему вползает в наше сердце и гложет его подобно червю, точащему спелый плод, злоба ослепляет временами наш чистый разум, сребролюбие и стяжательство нередко ставятся нами во главе всех намерений и деяний, осуждение мутным потоком льется из уст. И неверие в неусыпный Божественный Промысл, окутывает нас, как густой туман в дождливую осеннюю ночь.

Почему мы столь мало внемлем голосу Церкви, умоляющей нас хранить в чистоте боготканную одежду, данную нам Зиждителем мира — бессмертную душу и украшать ее добрыми делами, а не пятнать неправдою и помыслами о суетном, не стоющем и минуты внимания?

«...но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию!» Православная Церковь замечательна тем, что никогда не оставляет нас своим материнским попечением. Она сорадуется веселящимся о Господе и горячо молится о помиловании тех, кто презрел Его прекраснейшие наставления. За свою нерадивость и Жестокосердие мы заслуживаем от Него тягчайшего возмездия. Но необъятна и неизреченна милость Божия, ибо Он, по слову псалмопевца, «не до конца прогневается, ниже во век враждует». Пламенный призыв к покаянию, с которым обращается к нам Церковь в этот час, вдохновлен ее непоколебимой уверенностью в том,

что Всемилостивый простит и ущедрит всех, припадающих к Нему и боящихся Его. Подобно любящему отцу из евангельской притчи, Он прострет Свои руки навстречу нашему сыновнему раскаянию и возликует в горней Его обители.

Святая Православная Церковь верует также, что мы не одиноки в «своем искреннем обращении к Отцу Небесному. За нас, недостойных прощения, предстательствуют Своими теплыми и действенными молитвами Пренепорочная Матерь Господа Иисуса Христа и сонм угодников Божиих, просиявших в земле Российской и за ее пределами.

Многократно щадил Всесильный беззакония наши, не единожды воздавал нам за них добром. Но сколько еще осмелимся мы искушать Его долготерпение, испытывать Его безграничную благость?! Доколе, сбросивши с себя путы одних грехов, будем снова сковывать себя цепями других, еще более тяжких?!

Церковь зовет нас не только к покаянию, но и к совершенствованию. Творец создал человека из персти и вдохнул в него душу не для того, чтобы мы шли стезею греха, а чтобы, преуспевая в добрых делах, уподоблялись по мере сил духовно нашему Создателю. Мы должны переполнить свои дни трудолюбием и добротою, горя в служении Родине и ближним. Только такая целеустремленная жизнь, «в благочестии и чистоте», достойная истинного христианина и преданного сына Отечества, таит в себе сладостное для смертного упование — унаследовать царство, которое Владыка небес и земли уготовал «от создания мира» возлюбившим Его.

Георгий Александров

Система Orphus