Из Виленской епархии

ПРОЩАНИЕ С АРХИПАСТЫРЕМ

28 ноября православные виленцы прощались со своим добрым и любимым архипастырем Высокопреосвященным архиепископом Корнилием, отбывающим в г. Горький, к месту своего нового служения. Только три с половиной года продолжалось у нас святительство архиепископа Корнилия, но великие и славные дела совершены им в этот короткий период, дела, которые позволяют назвать время святительства его у нас историческим.

В тяжелые дни, дни сетования и печали, прибыл к нам Владыка Корнилий. Пронесшаяся над нами военная буря оставила страшные, кровавые следы в нашей епархии. На родных развалинах истерзанные, измученные, с исстрадавшимся сердцем, с долу поникшими лицами печально ходили мы как овцы, неимущие пастыря, омраченные сознанием своего церковного сиротства. Православная Вильна не имела своего архипастыря.

Пасха Христова приближалась. И вдруг у Святого Гроба Христова ванялась для всех нас, и пастырей и пасомых, заря новой жизни: то первое свое богослужение совершал наш новый архипастырь, Владыка Корнилий. То Москва-матушка раскрыла для нас свое сердце и послала на церковный корабль наш, мудрого кормчего, который руку свою твердо положил на руль и смело, безбоязненно направил этот корабль не по болотным огонькам католичества, раскола, сектантства, а по путеводным звездам истинно святого православия. Голос ободрения, утешения, назидания услышали мы и воспрянули духом.

А как тяжело было Владыке Корнилию начинать созидательную работу в епархии. В пасхальную ночь служил он в храме Свято-Духова монастыря. Владыка служил, и дождь поливал его архиерейскую кафедру, его святительский омофор. Обширный храм был переполнен народом, в сердце которого светлые пасхальные переживания соединялись с глубокой скорбью от всего только что пережитого. Но не смущался Владыка наш. Истово, благоговейно проходила служба, спокоен, тих и радостен был взор архипастыря. Этот дождь в храме Божием принял он, как доброе знамение, как росу небесную, как благодать Божию, посылаемую Воскресшим к оживлению гибнущей уже от войны епархии Литовской.

В эту епархию, некогда славную вековой борьбой своей с воинствующим католичеством, Владыка Корнилий сумел вдохнуть дух жизни.

Прошло три с небольшим года, и ее не узнать.

Храм Духовской обители восстановлен, восстановлен он и трудами и щедрыми жертвами нашего Владыки. И не только этот храм, но и многие другие святыни нашего града и нашей епархии. Воскресла и обитель Святаго Духа и может теперь жить полнокровною жизнью: ей Владыка Корнилии возвратил душу — по его ходатайству Москва родимая, Москва непобедимая вернула мощи святых Виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия, вывезенных в первую войну. И, уезжая теперь от нас, Владыка наш оставляет нам вечный памятник своего благословенного архиерейства у нас.

Созидательную работу архипастырь наш благословлял в каждом приходе, всюду с редкою ревностию, любовию всегда спешил он на молитвенный подвиг. Трогательную картину в приходских храмах наших можно было видеть в дни священнодействия там Владыки Корнилия. С какой любовию народ окружал его, теснился к нему, и как просто, ласково, по-отечески,беседовал всегда Владыка с ними. А в день прощания с Владыкой явной стала и еще одна святая черта характера его его нестяжательность, его щедрая благотворительность — с присущей ему скромностью, вдали от всякой огласки занимался ею архиерей Божий.

Любила, любила искренне, сердечно, паства своего архипастыря — вот почему великой скорбью исполнились сердца наши, когда узнали мы, что Святитель наш покидает нас. Божественную Литургию в храме Свято-Духова монастыря 28 ноября совершал Высокопреосвященный архиепископ Корнилии, в сослужении почетнейшего духовенства и городского и приезжего. Владыка всегда служит истово, проникновенно но сегодня его служение отличалось особенной, неземной красотой На высоте положения и хор: он напрягает все усилия, чтобы достойно украсить последнее служение у нас любимого Владыки. Храм переполнен молящимися, но такая тишина, благоговение сегодня в нем как будто в нем никого нет. Изредка слышны скорбные вздохи. Кое-где видишь как молящиеся смахивают с ресницы набежавшую слезу. В благоговении, словно колосья при ветре, разом вся масса склоняет головы, когда возносит над ней Владыка благословляющие свои руки. И места уже нет,а в храм вливаются все новые и новые потоки людские — то спешат проститься с Владыкой богомольцы из других городских храмов где сегодня отошли уже ранние Литургии. Прибывает и городское духовенство из своих приходов.

Но вот Литургия заканчивается. На солею выходит Высокопреосвященный архиепископ Корнилий, окруженный многочисленным сонмом духовенства в сияющих золотых облачениях.

Владыка, видимо, волнуется... В последний раз поучает свою паству Убеждает, просит, молит беречь как зеницу ока святое Православие; беречь здесь, где оно незаметно в море католичества. Исповедует владыка милости Божии, являемые присно нам, вручает нас и на будущее время Всеблагому Промыслу Божию, просит слушать, почитать, уважать нового архипастыря. Вся церковь замерла. Слушают богомольцы так как некогда Апостола Павла слушали: словно глаза хотят свои отдать благовествующему. Многие не удерживаются от слез, невольно как-то орошают они ланиты. И рыдания, и благожелания послышались когда в заключение своей прощальной беседы, архипастырь земно склонился перед паствою, прося прощения, молитв о себе. Момент, которого не опишет слабое человеческое слово. Надо его видеть, пережить, чтобы сердцем понять, почувствовать.

У раки святых мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия совершен был торжественный молебен о здравии благополучии отбывающего Святителя. Перед возглашением обычных многолетий владыке поднесены были икона Спасителя от приходского духовенства икона святых Виленских мучеников — от насельников обители Святого Духа и молитвослов от кафедрального собора. Подношения сопровождались чтением соответствующих адресов, в полноте отразивших разностороннюю и многополезную деятельность Владыки, прибывшего к нам

на Пасху крестную, Пасху скорбей и страданий и давшего возможность в наших обновленных святынях светло торжествовать и Пасху Воскресшую. «Ночь прошла, и день настал» с приездом Твоим к нам, Владыко, говорит приходское духовенство в своем адресе: «Епархия наша воскресла к новой жизни». После многолетий народное множество окружило Владыку, каждый спешил в последний раз облобызать его благословляющую десницу.

Был уже 4-й час дня, когда архипастырь оставил храм.

Торжество закончилось сердечною, братскою трапезой всего духовенства в покоях его Высокопреосвященства. За трапезой в речах присутствующих обрисован был светлый облик архипастыря и подчеркнута еще одна черта его образа: в лице его увидели архиерея-патриота, крепко любящего великую нашу Родину и словом и самым делом жизни своей зовущего нас к самоотверженному, жертвенному исполнению долга гражданина.

Протоиерей Иосиф Дзичковский

Система Orphus