ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ

Напряженной и многообразной жизнью живет громадная Советская столица. Мчатся по ее улицам легкие автомобили и проворно взбираются с тяжелой кладью в гору грузовики, струятся во всех направлениях потоки пешеходов, со сказочной быстротой растут корпуса многоэтажных домов. Различные звуки, рождающиеся непрерывно, образуют в совокупности некую торжественную симфонию...

Но сохраняются в недрах города-исполина и такие, полные очарования, места, куда шум жизни доносится сильно смягченным или даже не проникает совсем — оазисы безмятежного покоя, где только звонкое пение птиц прерывает порой думы сидящего на камне пришельца...

Донской монастырь на южной окраине Москвы. Прекрасный архитектурный ансамбль XVI—XVII вв., сооруженный в память избавления первопрестольного града от нашествия Казы-Гирея. Памятник, бережно охраняемый, как и все сокровища старины, советским народом. Здесь, за добротными монастырскими стенами, существует словно иной мир, насыщенный ароматом прошлого, — мир, над которым витает нежная, волнующая сердце грусть.

Сентябрьский пасмурный день. Земля точно дышит глубоко после недавно прошедшего дождя. Небо затянуто сплошной пеленой облаков. Старые клены, искусно позолоченные осенью, раскинули над могилами нарядный шатер. От опавшей листвы исходит пряный запах увядания. Тишина. Восхитительная, прозрачная тишина.

Перед нами древняя соборная церковь в честь «Донской» иконы Божией Матери. Та самая церковь, которую воздвиг царь Феодор Иоаннович при основании монастыря. По преданию, на этом месте находилась царская ставка, помещавшаяся среди русских полков, вышедших навстречу грозному врагу.

Мы входим в этот старинный храм с характерными (несмотря на переделки позднейших времен) чертами архитектуры XVI века, с просторной трапезной, пристроенной к нему в следующем столетии. Служба уже отошла; последние богомольцы долго крестятся и направляются к дверям. Тишина, которая царит вокруг, словно более сгустилась под низкими сводами.

Храм-усыпальница... На сером камне пола то здесь, то там чернеют чугунные плиты надгробий. Сколько различных людей обрело последний покой под кровом Пресвятой Богородицы! Смиренные иноки, блистательные вельможи екатерининских времен... «Блажени их же избрал и приял еси, Господи...» О сколь сладостно почивать им в такой упоительной тишине, где ничто не колеблет ровного пламени свечи!

Особенно дорогая для православного сердца могила находится у южной стены трапезной. На гробнице, огражденной чугунной решеткой,— скромный парчевый покров и образ Распятого Спасителя. В изголовии, на аналое — икона св. Тихона Задонского. На стене, прямо над гробницей укреплен небольшой образ Благовещения, освещаемый одной простой лампадой. Под этим образом — мемориальная доска. По белому фону золотом вытиснено: «Святительство Твое да помянет Господь Б0г во царствии Своем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 1917 21 ноября —25 марта 1925».

Патриарх Тихон... Я вспоминаю благообразного старца с добродушнейшим лицом: среднего роста, с венчиком седых волос, стоит он в алтаре и ласково гладит по голове подошедших к нему за благословением подростков. Много разноречивых суждений вызывала в свое время деятельность этого достойного Первосвятителя Русской Церкви. Да и не мудрено. В очень уж сложный и ответственный исторический момент возложил Вседержитель патриаршую мантию на его рамена. 1917 год... После длительной и многотрудной борьбы русский народ сбросил с себя ненавистное иго самодержавия. Очистительным вихрем проносится над Россией Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожившая всяческую эксплоатацию в нашей стране. Бурно закипает общественная жизнь. Народные силы, скованные до этого абсолютистским режимом, устремляются на создание совершенно нового, еще невиданного в истории, общественного строя.

Мощные волны событий сотрясают и корабль Русской Православной Церкви. I Трудно в такие минуты быть кормчим. С кем идти? С народом своей Родины или с теми, кто повел яростную борьбу против молодой Советской республики? История ставит перед Святейшим Тихоном вопрос именно так, но злые советники Патриарха — приверженцы старых порядков уверяют его, что в России наступил хаос, Церкви грозит гибель и что только в союзе с контрреволюцией она найдет себе опору. Возникает множество церковных толков: каждый из руководителей обособившихся группок, громогласно именующих себя «церквами» претендует на управление всей Российской Церковью.

Перед лицом таких исключительных трудностей Патриарх Тихон не падает духом. Он проявляет лойяльность по отношению к новой власти и прилагает все усилия к сохранению церковного единства. И ему удается удержать под своей архипастырской рукой подавляющее большинство духовенства и верующих. Недаром Русскую Православную Церковь называют в это время «Тихоновской».

Справедливость требует сказать, что иногда Святейший Тихон совершал крупные ошибки. Изъятие церковных ценностей, вызвавшее неодобрение Патриарха, спасло жизнь сотням тысяч голодавших в годы гражданской войны людей и не нанесло величию Русской Церкви ни малейшего ущерба. И не мог столь умный и проницательный деятель, каким был Святейший, не осознать вскоре же неправоту своей позиции...

Русская Православная Церковь обязана Патриарху Тихону многим. Именно благодаря ему она противостояла различным соблазнам и вышла из всех испытании окрепшей и еще более сильной духом. Его преемники на патриаршем престоле завершили то, что помешала выполнить Святейшему Тихону смерть Они установили абсолютно правильные полные взаимопонимания, отношения с Советским Правительством. И теперь Церковь нашей необъятной Родины обладает таким духовным могуществом и пользуется такой внутренней свободой, какие не могут быть наблюдаемы во всей ее многовековой истории. Совершавшиеся недавно в Москве торжества убедительно показали, каким громадным авторитетом и уважением пользуется Русская Церковь в православном мире.

Светлая память Патриарха Тихона имеет множество почитателей И на окнах около его гробницы появляются все новые и новые цветы. Пышные хризантемы и изящные гортензии красиво оттеняют скромную могилу Первого Патриарха обновленной Руси.

Еще один святитель почивает под сводами уютной соборной церкви. Преосвященный Амвросий, архиепископ Московский (1768—1771), приял мученическую кончину. Вспыхнувшая в Москве эпидемия чумы довела до отчаяния городскую бедноту. Огромные толпы с утра до поздней ночи молебствовали у Варварских ворот перед чудотворной иконой Божией Матери «Боголюбской». Скопления людских масс угрожали дальнейшим распространением ужасной болезни. Поэтому Преосвященный Амвросий распорядился временно убрать икону. По городу поползли нелепые слухи. Несколько безумцев сочли Амвросия виновником всех бедствий и зверски убили его перед стенами монастыря. Могила архиепископа находится в главном храме — у арки, ведущей в левый придел. На гробнице — лампада перед маленьким медным крестом.

Вокруг храма — кресты, памятники, плиты. Можно отыскать на них имена, которые взволнуют русского человека. «Петр Яковлевич Чаадаев»—друг величайшего поэта, глубокий мыслитель прошлого века; «Варвара Петровна Тургенева» — родительница писателя, у которого всегда будут учиться великолепию родной речи. Еще могилы, еще надписи... И хочется долго-долго оставаться среди этих старинных стен. Медленно ступать по дорожкам кладбища, усыпанным желтыми листьями, и думать о тех, кто с честью выполнил свое жизненное предназначение...

Георгий Александров

Система Orphus