ВЕЛИКАЯ СВЯТЫНЯ ПРИАМУРЬЯ

Далекая окраина нашего государства — Приамурье, имеет свою великую святыню — икону Божией Матери, благоговейное почитание которой началось около трех столетий тому назад...

Благочестивое сказание гласит, что еще на заре государственной жизни нашей страны — в 14 веке полчища Тамерлана устремились из степей Средней Азии на Русь беззащитную, ослабленную внутренними неурядицами, и ей угрожала опасность полного разрушения, разорения, опустошения. Тамерлан уже готов был броситься во внутренние пределы Российские, но здесь произошло событие, навсегда запечатленное в отечественных летописях: в ночь на 26 августа Царица Небесная, окруженная сонмами светлых ангельских воинств, явилась в сновидении Тамерлану и запретила ему входить в пределы Российские.

Проснувшись в беспокойствии, устрашенный внушением, Тамерлан немедленно приказал своим войскам отступить, и больше никогда этот страшный завоеватель не подходил к пределам нашего отечества.

Не оставила Богоматерь без благодатной помощи нашу землю и во всех последующих столкновениях с монголами. И вот когда русские люди сами двинулись к берегам Амура, Она Пречистая дала вещественный знак — знак своего благодатного покровительства новому, ставшему русским, краю — Свою чудотворную икону.

Время ее первоначального явления, лицо ее написавшее неизвестно— все это затерялось в глубокой древности. Вот исторически известные факты: в 1666 г. русские прибыли на Амур, основали первый населенный пункт — Албазин; сюда же вместе со всеми прибыл блаженной памяти старец Гермоген, который принес с собой из Киренского монастыря благословение новому краю — икону Божией Матери, тогда уже почитаемую чудотворной. В 1671 г. блаженный старец недалеко от Албазина в урочище, известном теперь под названием «Брусяной Камень», построил небольшой монастырь, в котором и пребывала первоначально св. икона, получившая название Албазинской от первого населенного пункта на Амуре.

В 1685 г. китайцы осадили Албазин, угрожают совершенным истреблением всего населения. Сначала эта небольшая предоставленная себе горстка русских, под председательством воеводы Талбузина, храбро защищалась, но потом, по совету умудренного опытом старца Гермогена, вошла в переговоры с китайцами и, выговорив себе право беспрепятственного возвращения на Родину, удалилась в пределы своей земли.

Проходит почти два столетия; в 1858 г. по Айгунскому трактату Амурский край снова отходит к Российскому владению. В мае того же года облеченный большими полномочиями генерал-губернатор Муравьев (один из либеральных и прогрессивных губернаторов своего времени) вместе с архиепископом Иннокентием (Вениаминовым) прибыл в станицу Усть-Зейскую в день Св. Николая 9 мая. Архиепископом Иннокентием заложен был здесь храм в честь Благовещения Божией Матери

(первое здание), и самая станица названа Благовещенской — в память начала служения архиепископа Иннокентия при Благовещенском храме в г. Иркутске, и по государственным соображениям — «отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями». Скоро станицу переименовали в гор. Благовещенск.

Еще прежде появления здесь чудотворной иконы слух о ее благодатной помощи, чудесах уже достигли берегов Амура: многие переселенцы направились в новый неизведанный край и проезжая через Сретенск, не упускали случая помолиться пред образом Той, Которая источала и источает «неисчерпаемое чудес море».

И так новый город, целый край имеет небесное благословение, его насельники и здесь, вдали от родины не оставлены сиротами. Преосвященный Гурий, управляющий епархией с 1885 г., расположил верующих к более усердному чествованию иконы Божией Матери, тогда же был установлен и день Ее чествования — 9 марта, установлено и еженедельное чтение акафиста Ей по воскресеньям вечером.

Преосвященный Владимир, Евгений (Зернов) и др. поддерживали трогательное отношение к этой святыне и оно дошло до наших дней.

Чудотворная икона Албазинская, именуемая «Слово плоть бысть» изображает Чревоношение Богомладенца.

Наступил 1900 год.

Китайцы, до сих пор мирно настроенные, вдруг делают военное нападение на безоружный, беззащитный Благовещенск, девятнадцать дней продолжается осада, город осыпается огнем снарядов. В соборе, по предложению епископа Иннокентия, идет беспрерывное чтение акафистов, молебных пений пред чудотворным образом, народ наполняет храм, льется молитва из тысячи уст... и Господь не оставляет беззащитных, безоружных, беспомощных — город почти не пострадал. Ни что не могло удержать обнаглевших пиратов от нападения на город: ни обмелевший Амур, ни войско, но, однако, удерживаемые какой-то силой, они не осмелились переправиться через Амур, чтобы предать огню и мечу беззащитный город. Кто же остановил их, кто защитил беззащитный город?

Ходит благочестивое сказание, основанное на рассказах китайцев, что по берегу Амура и иногда над городом в эти дни ходила «шибки белая» женщина, которая внушала врагам непобедимый страх и лишала их снаряды губительней силы. Богоматерь не отказала в помощи... И к Ней Пречистой шли, идут и будут идти...

Имеется рукописная служба в честь этой иконы, составленная человеком, искушенным во всех тонкостях православной литургики; к сожалению, автор не известен. Тропарь обычный: «К Богородице прилежно», кондак — «Не имамы иныя помощи». Величание особенное: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, его же блаженный старец Гермоген даде нам на враги в победу и всем верным во спасение».

Индивидуализированы стихиры на «Господи, воззвах—«Ныне страна Приамурская о Тебе хвалится и веселится, имеюще Тя Заступницу непостыдную и стену нерушимую, граду нашему непоколебимое основание, стража неусыпна земли Российской...»

Вот из стихиры на «Славе» — «Приидите, возрадуемся Державной Заступнице града нашего... дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинские».

Вот из молитвы:... «отцы наша молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурской». Как и везде и всегда молитва «О всех и за вся» — о всех людях, о стране, о мире всего мира...

Какая всеобъемлющая широта! Какая глубина! никто не забыт — всех подводит Святая Церковь под покров Пречистые Девы—Матери...

Протоиерей Анатолий Левицкий

Система Orphus