ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ, КНЯЖНА СУЗДАЛЬСКАЯ (к 700-летию со дня кончины)

«Церковное небо усеяно мириадами звезд, как и ночное небо. Эти звезды — сияние вечной славы святых угодников, входящих в Небесную Церковь; они сияют вечной красотой и говорят о том, что и каждый из нас призван Небесным Отцом к той же вечной славе в Небесной Церкви».

(Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай).

I

В древнем памятнике русской церковной письменности, в «Слове воспоминательном о святых чудотворцах, в России воссиявших», о преподобной Евфросинии Суздальской говорится так: «Ты бо в женах российских толико превознесеся, о пресветлая суздальская звезда, яко же всем инокиням рода русского начальница и учительница преславная бысть и наречеся».

Преподобная Евфросиния Суздальская, действительно, является одной из первых русских женщин, просиявших в подвигах иноческой жизни и давших высокий образец христианских добродетелей. Она родилась около 1165 года в семье суздальского князя Михаила Юрьевича, девятого сына Юрия Долгорукого и была свидетельницей бурных исторических событий русской истории конца XII и начала XIII века. Юрий Долгорукий своих старших детей, от первого брака с дочерью половецкого хана Аэпы, предполагал устроить на юге, в принадлежавших ему городах (Вышгороде, Городце Остерском, Каневе, Турове, Пересопице и других), а детей от второго брака, с византийской принцессой, в том числе и Михаила Юрьевича, предназначил для суздальского Севера. Но ход событий опрокинул этих расчеты: самый старший сын Юрия, Ростислав, умер в 1150 году, а следующий по старшинству, Андрей Боголюбский, оставил данный ему киевский пригород Вышгород и уехал в Суздаль, где родился и вырос, и где предполагал найти более спокойные условия для своего княжения. Став после смерти отца старшим в семье, Андрей предложил братьям — «мачешичам» оставить суздальские пределы и устраиваться на юге. Некоторые из братьев отправились с матерью к ее византийской родне, и император Мануил Комнен дал им в удел города на Дунае и Отскалонскую волость [1]. Но отец преподобной Евфросинии, князь Михаил, остался на Руси, обосновавшись на юге, в Городце Остерском, построенном еще Владимиром Мономахом и находившемся в распоряжении его суздальского потомства [2]. В 1162 году князь Михаил сочетался браком с княжной Февронией из семьи чернигово-северских князей, владения которых простирались по рекам Десне, Остеру и Сейму, окружая со всех сторон Городец Остерский. Несколько лет брак молодой четы был бездетен, и супруги «почасту хождаста ко Пресвятой Богородице в Печерский монастырь великих отец и трудоположник аввы Антония и Феодосия для молитв о чадородии». В 1165 году у княжеской четы родилась дочь, названная в крещении Елена, а народно-славянским именем Пребрана; игумен Печерской обители был восприемником ее от купели. Все свое детство и отрочество княжна Елена провела на юге — до 1169 года в Городце Остерском, а с 1169 года — в городе Торческе [3], предоставленном ее отцу Андреем Боголюбским. Семья князя Михаила Юрьевича оставалась в Торческе и после того, когда в 1172 году Боголюбский предоставил ему Киев. Дочь влиятельного князя, Елена Михайловна обращала на себя общее внимание красотой, умом и способностями к научению книжному; знатные юноши княжеских семей искали ее руки, в особенности внук тысяцкого Георгия Шимоновича [4]. 1174 год принес большие изменения в жизни преподобной Евфросинии: в ночь с 28 на 29 июня был убит в Боголюбове ее дядя Андрей Боголюбский. Ростовское и суздальское боярство пригласило в князья племянников Андрея, сыновей его старшего брата Ростислава Юрьевича, умершего в 1150 г., также находившихся на юге по воле Боголюбского. Отправляясь в Суздальскую Русь, Ростиславичи пригласили с собой и дядей, Михаила и Всеволода Юрьевичей, полагая, что они будут для них не бесполезны на новом месте, где только что произошел переворот, руководимый влиятельным боярством. Когда вся эта группа князей прибыла в Москву, пограничный город Суздальской Руси, ростовские бояре «слышавше негодоваша» и предложили Михаилу « Всеволоду «пождать мало на Москве» и не двигаться дальше, но они, не считаясь с предупреждением ростово-суздальского боярства, направились во Владимир, и заняли его, опираясь на поддержку торгового и ремесленного населения города. Занятие Юрьевичами Владимира вызвало среди боярства старых городов области, Ростова и Суздаля, бурю негодования. Михаил и Всеволод были вытеснены из Владимира и должны были уйти обратно на юг. Временные победители произвели во Владимире, как в завоеванном городе, жестокую экзекуцию, а владимирское население в ответ на это отправило посольство к Михаилу и Всеволоду, прося их придти снова и возглавить борьбу против засилья ростовского боярства.. Михаил и Всеволод Юрьевичи отправились во Владимир на отвоевание суздальской земли, а князь черниговский Святослав Всеволодович дал им вспомогательную дружину вo главе со своим сыном Владимиром Святославичем, который и был объявлен женихом дочери Михаила Юрьевича, юной княжны Елены. Брак ее состоялся лишь в 1178 году после того, как отец ее и дядя отвоевали суздальское наследство, разбив, своих противников на Белеховом Поле [5]. Отец преп. Евфросинии пробыл великим князем Владимиро-суздальским немного более года и умер, оставив власть брату Всеволоду Большое Гнездо (1176—1212). Овдовевшая княгиня Феврония с дочерью переехали из Владимира в Суздаль и заняли княжеский дворец, стоявший во кремле, на высоком берегу реки Каменки с церковою Успения Богородицы.

Ликвидировав победой на Прусковой Горе (на реке Колокше) новые попытки Ростиславичей и ростовских бояр отвоевать власть, Всеволод Большое Гнездо вызвал из Чернигова жениха своей племянницы, княжича Владимира Святославича, и заключил их давно объявленный брак. Венчание происходило в суздальском соборе; княжеский дворец, где происходило свадебное пиршество, окружали шумные толпы веселящегося народа—«бысть радость велика во граде Суждале». После свадьбы молодая чета уехала в Чернигов (Ипатьевская летопись, 121—122). Супруги жили душа в душу, помогая один другому, как умели, нести тяготы жизни, которые силою вещей выступали, перед ними на очередь.

Так в 1180 году муж преп. Евфросинии и ее дядя оказались в различных враждебных лагерях: в Новгороде Великом скончался князь Мстислав Ростиславич Храбрый, и новгородцы пригласили к себе в князья черниговского княжича Владимира Святославича. Всеволод Большое Гнездо не мог допустить такого игнорирования его голоса в деле замещения княжеского стола в Новгороде, и между недавними союзниками, владимирским и черниговским князьями, произошел открытый разрыв и военные действия. Преподобная Евфросиния тяжело воспринимала эту распрю между ее мужем и дядей и молилась о том, чтобы эта вражда и военные действия поскорее окончились. В 1182 году мир состоялся, так что суздальские и черниговские рати вместе ходили походом на болгар. 1185 год принес много горя преподобной Евфросинии: родственники ее мужа, князья северские, совершили неудачный поход на половцев (описанный в «Слове о полку Игореве») и попали к ним в плен. По поручению своего отца, великого князя киевского Святослава Всеволодовича, муж преп. Евфросинии Владимир Святославич должен был отправиться в города и веси Посемья собирать силы и готовить средства на случай вторжения половцев в Северную землю, а сама преподобная Евфросиния поехала в город Путивль, чтобы утешить свою двоюродную сестру, княгиню Евфросинию Ярославну, жену плененного князя Игоря [6]. Они вместе пережили поражение русских войск от половцев, и преподобная Евфросиния прилагала все усилия, чтобы смягчить отчаяние своей родственницы, у которой муж и сын оказались в половецком плену. Тот же 1185 год принес и новое огорчение преп. Евфросинии: тетка ее, Ольга Юрьевна, была отвергнута мужем Ярославом Осмомыслом, ради другой женщины, некоей любленицы Анастасии, которую галицкие бояре сожгли на костре — более для того, чтобы усилить свое влияние и поколебать авторитет князя. Княгиня Ольга Юрьевна, не выдержав этих потрясений, уехала из Галича к своей черниговской родне, и преподобная Евфросиния приложила все силы своей души, чтобы успокоить свою тетку; она убедила ее оставить этот суетный мир с его непрочными радостями, и Ольга Юрьевна уехала на суздальский Север, в Москву, и постриглась там в монахини (могила ее во Владимирском Успенском соборе) [7]. В 1201 году преподобную Евфросинию постигло большое личное горе: неожиданно скончался ее супруг, чернигово-северский князь Владимир Святославич. С покорностью воле Божией приняла Преподобная ниспосланное ей испытание, находя утешение в том, что это приближало ее к исполнению давнишней мечты уйти в монастырь. Ее задерживали еще обязанности по отношению к матери, которая проживала в Суздале. Трогательны были отношения старой княгини Февронии и ее любимой дочери. «Не я тебя, а ты меня родила духом и телом», писала преподобной Евфросинии ее мать: «приезжай закрыть мне глаза, недалек час мой идти на суд Предвечного Судии и Владыки». Попрощавшись с мужниной родней, преподобная Евфросиния уехала в Суздаль и своими заботами о престарелой матери старалась выразить ей свою преданность и сердечную ласку, благодарность за данную жизнь, стараясь наилучшим образом использовать оставшееся время совместного пребывания. В 1202 году княгиня Феврония скончалась и, оплаканная дочерью, была похоронена в суздальском соборе Рождества Богородицы [8]. Со смертью матери порывались последние узы, связывавшие преподобную Евфросинию с миром, и она решила оставить его. Теперь ничто более не задерживало ее от выполнения давнего намерения, и она обратилась к суздальскому епископу Иоанну (1190—1214) с просьбой помочь ей основать женскую обитель. Св. епископ Иоанн живо откликнулся на эту просьбу,, «праведен бо бе и боголюбив зело, выну трепещай словес Божиих», говорит о нем летопись. Он видел в преподобной Евфросинии постоянное хождение перед очами Божиими, внимание словам Евангелия, как бы постоянно гремящим с неба, « сам вдохновлялся ими на ежедневную деятельность, не побеждаясь страхом за человеческое недостоинство [9]. В 1207 году монастырь был готов. Он был построен за северными воротами городского посада во имя Положения ризы Богородицы во Влахерне. Монастырь находился от городских укреплений, «яко вержением камени», т. е. на расстоянии, на какое взрослый человек может добросить камень. Суздальская княжна и черниговская княгиня стала инокиней Евфросинией.

Начались годы непрестанных молитв, поста, углубления в смысл священных книг и богослужебных песнопений. Особенно волновали и поднимали ее дух богослужебные тексты Страстной седмицы: «Люди Мои, люди Мои, что убо сотворих вам!». Слушала она с раскрытой душой, и слезы неудержимо катились из ее глаз. Она падала ниц перед Искупителем человеческого рода, боясь оказаться как-нибудь в числе тех, кто заплатил Ему предательством, измывательствами, оплеванием, распятием. Приходя в келью, она продолжала молиться и так сострадала Христу, что чувствовала боль в руках и ногах, на местах пригвождения. По рассказу Жития, сам Христос явился ей в видении и благословил на молитвенное подвижничество. «Господи», воскликнула Преподобная: «как люди могли распять Тебя!» и услышала тихий ответ: «Распяша Мя, яко человека человецы велением вышним».

В 1214 году скончался св. епископ Иоанн; в 1213 году он оставил Ростово-суздальскую кафедру и пребывал на покое в Боголюбовой монастыре. Весть о его кончине быстро облетела землю суздальскую, и все спешили принять участие в его погребении, направляясь в Суздаль, куда везли хоронить святого. Преподобная Евфросиния с сестрами своей обители встретила его далеко за городом со свечами и пением и проводила к месту его вечного упокоения, в собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1227 году преподобная Евфросиния встретилась в Суздале со своей юной родственницей по мужу, дочерью св. Михаила Черниговского Марией Михайловной, выданной замуж за ростовского князя Василька Константиновича и посетившей тетку в ее суздальском отшельничестве [10].

В 1236 году из-за Урала показались татары; "они покорили волжских болгар, мордву и в 1237 году вторглись в русские земли. Рязань, Коломна, Москва лежали в развалинах, и в начале февраля 1238 года хан Батый со своим войском подошел к стенам Владимира, а часть войска отделил для осады Суздаля. Город был взят и разграблен. «И святую Богородицу разграбиша и двор княж огнем пожгоша и монастырь святого Димитрия пожгоша, а прочие разграбиша». Два дня оставались татары в Суздале, расположив свой лагерь на Яруновой улице, убивая сопротивлявшихся и уводя в свои станы молодое население в качестве военной добычи. Преподобная Евфросиния пережила нападение татар в своем монастыре; в несчастии своего народа она нашла новое побуждение для выполнения заповедей христианства. Сама потерявшая почти все, она не переставала оказывать помощь людям, потерявшим кров и пищу. С небольшой кучкой спасшихся сестер ее обители преподобная Евфросиния обходила обгорелые остатки улиц сожженного города и окрестных селений, находила голодных и раздавленных горем людей, помогала им чем могла, ободряя утешением и надеждой.

Никто бы не узнал теперь в этой изможденной монахине когда-то юную княжну, сиявшую красотой на свадебном пиру среди шумных гостей и народа, заполнявшего двор княжеской усадьбы. Пережитые потрясения, сострадание к чужому горю, благотворительная деятельность истощали физические силы Преподобной, так что их едва хватало для того, чтобы поддерживать пламень ее душевного горения. Все время она проводила в непрестанных молитвах, в беседах с приходившими к ней за помощью и утешением не только из окрестностей города, но и отдаленных местностей. Преподобная Евфросиния как-будто торопилась отдать приходившим к ней людям все, что у нее еще оставалось: опыт, вынесенный за долгую жизнь, книжную мудрость, накопленную с детства, непоколебимую веру в будущее своего народа, стараясь передать поколению русских людей моральные силы перенести свалившееся на него национальное бедствие. После одной из таких бесед с пришедшими к ней почитателями она почила о Господе и была похоронена в основанном ею Ризололоженском монастыре «с великими стенаниями, рыданиями и воплями» отовсюду собравшегося народа, надгробное рыдание которого заглушало погребальное пение.

II

До середины XVI века не существовало никакого Жития преподобной Евфросинии. Агиографическое движение, связанное с именем Митрополита Макария, захватило и Суздаль. Инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий (по выражению акад. Е. Е. Голубинского) «возымел уверенное в себе дерзновение» написать жития и службы всем суздальским святым. Приступая к составлению Жития Преподобной, Григорий, как он сам свидетельствует, не имел никаких письменных материалов о ее жизни и должен был создавать житие на основании устных преданий, хранившихся среди монахинь Ризоположенского монастыря [11]. Само собой понятно, что устная традиция не могла сохоанить в течение более 300 лет сколько-нибудь точных сведений о жизни преподобной Евфросинии, и составителю ее жития ничего не оставалось другого, как собрать все рассказы монахинь и уложить их в некоторой последовательности. В монастыре помнили лишь, что преподобная основательница его была суздальская княжна, дочь князя Михаила, что в то же время она принадлежала к семье черниговского князя, что после смерти своего мужа она приехала в Суздаль, поступила в Ризоположенский монастырь, пережила татарское нашествие и, скончавшись, была похоронена в своей обители. В то же время в соседнем Ростове во второй половине XIII века установилось церковное почитание памяти св. Михаила черниговского и его боярина Феодора; почитание возникло в Ростове по инициативе его дочери, княгини ростовской, Марии Михайловны (жены ростовского князя Василька Константиновича) и ее сыновей Бориса и Глеба, из которых первый присутствовал при мученической кончине своего деда и умолял его уступить внешней силе и исполнить требования татар, чтобы избежать мучений и смерти. Вскоре после мученической кончины князя Михаила в Орде, в Ростове была составлена повесть о его убиении и установлено церковное почитание его памяти [12]. Составляя Житие преподобной Евфросинии, инок Григорий отожествил суздальского князя Михаила с Михаилом черниговским, и многое из его жития заимствовал для жития преподобной Евфросинии в дополнение к рассказам монахинь. Представленное на суд Митрополита Макария, оно не получило его одобрения и не вошло ни в один список его Четьих-Миней. На исторические несообразности Жития указывали потом и гражданские историки, напр. Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев. В родословных таблицах Карамзина («История Государства Российского», т. XII, роспись № 3) семья св. черниговского князя Михаила указана в составе пяти сыновей и одной дочери Марии Михайловны, по мужу ростовской княгини. Отсутствие удовлетворительного жития и службы помешало канонизации преподобной Евфросинии на соборах 1547 и 1549 гг. Канонизация ее состоялась уже в 1578 году, при Митрополите Антонии, по хлопотам суздальского епископа Варлаама (1570—1585). Он был исключительно ревностным почитателем памяти святых и вообще чрезвычайно энергичным архипастырем. Будучи игуменом Стефанова Махрищского монастыря, он добился канонизации св. Стефана и его учеников, Григория и Каосиана Авнежских. Став епископом суздальским, Варлаам проявлял самые большие старания к прославлению суздальских святых, из которых только один преподобный Евфимий (на соборе 1549 г.) был канонизован, как всея России чудотворец. Епископ Варлаам добился, что в 1578 г. был канонизован св. Иоанн, еп. Суздальский, препод. Евфросиния в 1580 г., а в 1581 году был причтен к лику святых и епископ суздальский Феодор [13]. Для канонизации преподобной Евфросинии епископ Варлаам должен был найти текст ее жития и службы, написанный в 50-х годах XVI столетия иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием. Рукопись оказалась в Стефановом Махрищском монастыре, куда ее унес махрищский инок Савватий, суздальский уроженец, получив ее от автора Григория «для преписания чудес», т. е., чтобы сделать себе список жития [14]. Но вследствие смерти Григория в 1565 году, рукопись осталась у Савватия и после смерти самого Савватия в 1575 году поступила в монастырское книгохранилище. Там и нашел ее епископ

В древнейшей редакции Жития св. князя Михаила и его боярина Феодора, восходящей к половине XIII века, читаем: «Вложи Бог в сердце благочестивыма и правоверныма нашема князема, внукама его Борису и Глебу, брату его, и матери их Марии, и создаста церковь во имя его, и установиша праздновати месяца сентября в 20-й день». См. Н. Серебрянский, «Древне-русские княжеские жития», стр. 110—111 и Д. С. Лихачев, «Русские летописи и их культурно-историческое значение», стр. 283.

В связи с этими торжествами в 1580—82 гг. была построена и ныне существующая соборная церковь Ризоположенского монастыря, в которой в 1584 году был сооружен придельный храм во имя преподобной Евфросинии.

Акад. П. М. Строев ошибочно считал, что «монах Григорий написал сие Житие» (иреп. Евфросинии) в Махрищском монастыре у игумена Савватия.» (см. Библиологический словарь, стр. 71), а В. О. Ключевский полагал, также ошибочно, что здесь говорится о Савватии — архимандрите Спасо-Евфи.миева монастыря; на самом же деле Житие было написано в Суздале, но унесено иноком Махрищеким Савватием в свой монастырь для переписки с согласия автора, знавшего Савватия, как Суздальского уроженца; в 1571—1575 гг. этот Савватий был игуменом Махрищского монастыря. См. списки Строева.

Варлаам в одно из своих путешествий в Москву, заехав на обратном пути в Махрищский монастырь. Отыскав нужные материалы, Варлаам представил их вместе со списком чудес, совершившихся над гробом Преподобной, Митрополиту Антонию и царю Ивану Грозному. Соборным постановлением 1580 года преподобная Евфросиния была канонизована. Вот как сообщает об этом сам епископ Варлаам в рукописной «Повести об изобретении стихир, канона и жития преподобные княжны, без вести бывших много лет». «Епископ Варлаам суждальский извещал государю, царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси о преславных чудесах преподобный княжны Евфросинии, и житие ее и канон великому государю подал. И повеле великий Государь Житие и чудеса написати в пользу читающим и слышащим. Такожде Преосвященный Митрополит Антоний, иже тогда украшал престол Российския Митрополии, слышав о преподобной Евфросинии, елико Бог творит чудеса ее ради, и собра весь освященный Собор, стихиры и канон, жития и чудеса чести и праздновати повеле месяца септембрия в 25 день».

Со дня кончины преподобной Евфросинии прошло 700 лет, но светильник ее светит так же ярко на церковном небе, как и нашим предкам, которые называли ее преславной начальницей и учительницей инокиням рода русского и пресветлой суздальской звездой.

И. Спасский

[1] Ипатьевская летопись под 1162 годом. Область эта находится в Палестине, ее получил Мстислав Юрьевич, а города на Дунае — Василько Юрьевич.

[2] Ныне село Старогородок Черниговской области.

[3] Пограничный город в «Поросье», расположенный на реке Рось.

[4] В Житии он называется Миной Ивановичем, а в родословных — Федором Ивановичем; см. Родословные Бобринского, П. Долгорукова, Петрова, Руммеля и Голубовского.

[5] Близ селения Юрьевец, в .нескольких верстах от Владимира.

[6] Евфросиния Ярославна была дочерью Ярослава Осмомысла Галицкого и дочери Юрия Долгорукого, Ольги Юрьевны, и таким образом приходилась прев. Евфросинии двоюродной сестрой.

[7] Полн. соб. русских летописей, т. II, 315, 318.

[8] В Лаврентьевской летописи под 6710 (1202 г.) читаем: «Преставися княгиня Михалкова Феврония месяца августа в 5 день, на память святого мученика «Евстигиия и положена бысть в церкви Святыя Богородицы в Оуждале». Гробница ее отбыта летом 1948 г. А. Д. Варгановым.

[9] О неустанном храмоздательстве св. епископа Иоанна см. очерк о нем «Св. Иоанн, епископ Суздальский» — «Журнал Московской Патриархии» 1947 г., № 9.

[10] Св. Михаил Черниговский — племянник мужа гареп. Евфрооииии. Мария Михайловна приходилась ей внучатой племянницей.

[11] Во вступлении к житию Григорий говорит, что он пишет лишь то, что «сподобихся достоверно слышать от поведавших ми неложно черноризиц обители преподобный, яже во граде Суждале».

Система Orphus