ПРАЗДНОВАНИЕ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Откр. Иоанна Богослова 22, 14.

Прошло три с лишним года с тех пор, как мы были свидетелями исторического события в Русской Православной Церкви — Поместного Собора, на который приезжали представители почти всех Православных Церквей Востока. Ныне снова Высокие Гости почтили своим посещением большой и славный праздник нашей Православной Церкви.

В мою задачу не входит давать здесь историческую справку о событиях, произошедших 500 лет назад. Очерки на эту тему печатались на страницах нашего журнала. Кроме того, обстоятельный и содержательный доклад доцента Московской Духовной Академии Н. И Муравьева дает ясное представление о причинах и целях окончательного отделения Русской Церкви от Церкви-Матери — Константинопольской. В меру своих скромных способностей я постараюсь возможно обстоятельнее описать, каким образом заботами Святейшего Патриарха Алексия и его ближайших сподвижников было отмечено пятивековое самостоятельное существование Русской Православной Церкви.

Торжества открылись молебном в Богоявленском Патриаршем соборе 8 июля 1948 года.

Святейший Патриарх Алексий прибыл в храм заранее и пребывает в алтаре. Гостей встречает Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай и о. протопресвитер Николай Колчицкий, настоятель храма. При колокольном звоне и хоровом пении «От восток солнца до запад...» входят в собор гости.

В храме давно уже тесно. Желающие помолиться вместе с высокими гостями или посмотреть на них пришли сюда за несколько часов до начала торжества. Плотной стеной стоят они у ковровой красной дорожки, лежащей от патриаршей кафедры до последних ступеней паперти.

В соборе от патриаршей кафедры до алтаря также все устлано коврами. Иконостас и оклады сверкают золотом. Раку Святителя Алексия, перенесенную сюда в день празднования 800-летия Москвы, украшает с большим вкусом отделанная позолоченной резьбой сень. Величественные своды храма уносят взор ввысь. И невольно каждый входящий сюда чувствует благоговение и становится соучастником в общем всему православному народу торжестве.

Ровно в 11 часов утра, как было назначено, открываются царские врата и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении сослужащего ему духовенства выходит на солею.

Гости расположились с правой стороны главного придела. Старшинство соблюдается не слишком строго. Все же в первых рядах сидят Главы Церквей: Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат, Святейший Патриарх Сербский Гавриил, Святейший Патриарх Румынский Юстиниан, Блаженнейший Экзарх Болгарии Митрополит Софийский Стефан, Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха в Европе Митрополит Фиатирский Германос, представители Антиохийской Церкви Митрополит Эмесский Александр и Митрополит Ливанский Илия, представитель Албанской Церкви — епископ Корчинский Паисий, от Польской Церкви архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей. Среди почетных гостей Патриарх-Католикос всех армян Георг VI.

Перечислить всех присутствующих здесь русских архиереев было бы просто затруднительно. Назову лишь тех, кто приехал на празднества из-за границы, тех, кто представляет Русскую Православную Церковь за рубежом: Экзарх в Западной Европе Митрополит Серафим из Парижа, Экзарх в Средней Европе Архиепископ Венский Сергий, Экзарх США архиепископ Алеутский и Северо-Американский Макарий, Управляющий русскими приходами в Болгарии архиепископ Серафим, Управляющий русскими приходами в Югославии протоиерей Иоанн Сокаль, представитель Русской Духовной Миссии в Китае архимандрит Гавриил и начальник Русской Духовной Миссии в Голландии архимандрит Дионисий...

(Делегация Греческой Церкви с Митрополитом Филиппским и Неапольским (Каваллы) Хризостомосом во главе и от Константинопольской Церкви Митрополит Родосский Тимофей и протопресвитер Константин Маройтакис прибыли позже).

Тут же, за рядами стульев и скамеек, расположились духовные и светские лица: члены иностранных делегаций, приглашенные из епархий и москвичи.

Когда открываются царские врата и появляется Святейший Патриарх Алексий, все встают. Теплыми, ласковыми, поистине братскими словами приветствует Патриарх Московский и всея Руси представителей автокефальных Восточных Церквей, почтивших своим присутствием великий праздник Русской Православной Церкви. Большим достоинством и скромностью звучит речь православного Святителя: он лишь Божий пастырь словесных овец. «Это празднование мы разумеем, как благодарение Богу за Его великие благодеяния, явленные Русской Церкви за все время ее бытия. Русский народ превыше всяких благ и сокровищ мира почитал Божественный дар православной веры, и на служение Богу и Церкви Его взирал как на заповеданный ему подвиг. Он благоговейно склонялся перед подвигами и трудами святых угодников Божиих, он с терпением нес посылаемые ему испытания, уповал на помощь и заступничество этих своих небесных покровителей. Он сам был весь подвиг...».

Так говорит Патриарх Московский и всея Руси. И здесь, в соборе, и всюду и везде, в какой бы храм он ни вошел, в какой бы город ни приехал — его окружают, теснятся к нему несметные толпы верующего народа. Его любят, его уважают, им дорожат, его хранят... Он может говорить от имени народа. Чем величественнее и славнее народ, тем могущественнее власть его духовного Главы. Но среди своих собратьев — Патриархов Православной Апостольской Восточной Церкви — он лишь добрый брат и ныне любезный и гостеприимный хозяин. Он говорит:

«Для нас чрезвычайно дорого и приятно такое общение между Православными Церквами, потому что в этом общении выявляется сила Божия, которая объединяет нас, и мы веруем, что Христос посреди нас по Его неложному обетованию «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их!» Как же не воспользоваться нам этим братским общением для того, чтобы собор но обсудить те вопросы, которые одинаково волнуют все наши Православные Церкви?»

И Святейший Патриарх Алексий приглашает всех на соборную молитву у св. мощей Святителя и Чудотворца Алексия, Митрополита Московского, прославленного в веках мудростью и благочестием.

Патриарх сам совершает молебствие. Вместе с ним на кафедре — Митрополит Рижский Вениамин, архиепископ Астраханский Филипп, архиепископ Новосибирский Варфоломей, архиепископ Львовский Макарий.

Мне неизвестно, какими мыслями руководствовался Святейший Патриарх, назначая себе сегодня сослужителей, но невольно на ум приходит смысл слов: «От востока солнца до запада хвалите имя Господне...».

Молятся все — Патриархи, архиереи, священники, народ. За барьерами патриаршей кафедры так тесно, что трудно поднять руку, но люди все же крестятся. И тысячи голосов сливаются в едином напеве, славословящем Богородицу «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...».

После молебна Святейший Патриарх Алексий приглашает своих гостей приложиться к мощам Святителя Алексия, Митрополита Московского.

В пять часов того же дня состоялось открытие юбилейных торжеств в храме во имя Воскресения, что в Сокольниках.

Здесь совсем другая, если так можно выразиться о храме, деловая обстановка. Зажжены все паникадила, освещен алтарь, но свет электрических лампочек теряется в дневном солнечном свете, и совсем меркнет, когда зажигаются мощные юпитеры и киноработники стараются запечатлеть на пленке каждый существенный момент этого торжественного собрания, посвященного 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви.

Большой стол, покрытый зеленым сукном, стоит по средине храма. Пространство от алтаря до стола свободно. Вправо и влево от стола, занимая место от центральной части храма до боковых пределов, ряды стульев. Позади стола тоже ряды стульев.

Храм этот, построенный о. протоиереем Иоанном Кедровым на пожертвования верующих и воспомоществование общественных организаций, обширен и поместителен. Вся отделка храма — темное резное дерево. Росписи на стенах нет, лишь вверху, у купола, чуть наклонно, как бы заглядывая вниз, изображены четыре апостола-евангелиста. Сочетание беленых стен с темным деревом иконостаса, вероятно, и создает то впечатление деловой обстановки, которое сразу бросается в глаза при входе в храм.

Три с лишним года назад здесь происходил Поместный Собор, на котором избирался нынешний Патриарх Московский и всея Руси. Многие из гостей были здесь и в прошлый раз. Наверное они заметили, как много за эти годы благоустроился и украсился храм. В остальном все здесь так же, как было и на Поместном Соборе. Только на этот раз отсутствует хор, и высоких гостей встречают лишь колокольным звоном.

В половине пятого здесь было еще пусто. Но за полчаса успели собраться все, и ровно в пять часов Святейший Патриарх Алексий открывает торжественное юбилейное заседание.

Ему принадлежит председательское место. Справа и слева от него — Главы делегаций Православных Церквей Востока и почетный гость Патриарх-Католикос всех армян Георг VI. Кроме них, за столом президиума Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай и представитель Советского Правительства Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпов. Рядом его заместитель С. К. Белышев.

Боковые места заняты митрополитами, архиепископами и епископами — иноземными и русскими гостями. Все расположились вперемежку, ни одна делегация не держится особняком. Сзади президиума разместились миряне, наиболее близкие к церковным делам.

Как и всякое духовное православное собрание, это торжественное заседание начинается общей молитвой, пропетой всеми присутствующими. Поскольку существует полная стенограмма всего сказанного и на этом и на последующих совещаниях, я не буду излагать произнесенных речей и только лишь процитирую небольшие выдержки, характеризующие дух настоящего собрания.

Отмечая историческое событие, явившееся причиной нынешних юбилейных торжеств, Святейший Патриарх Алексий задерживает внимание гостей на тех поистине почтительных, сыновних чувствах, какие русские Святители выражали неизменно Матери-Церкви, возглавляемой Патриархом Константинопольским. Но вместе с тем Святейший Патриарх Алексий подчеркивает, что «зависимость от Константинополя Русской Церкви носила особый характер, ограничиваемый лишь там, что Константинопольский Патриарх посвящал для Русской земли Митрополита, предоставляя ему самостоятельное управление Русской Церковью по канонам Церкви Вселенской».

Действительно, люди, знакомые с историей, знают, что поскольку почва для христианства была подготовлена задолго до крещения Владимира Святого, то-есть до официального государственного принятия новой веры, в первые же десятилетия своего существования Русская Православная Церковь «имела канонические условия не только для широкой автономии, но и для автокефалии. Число ее епископов, далеко превышало тот минимум, который по канонам требовался для полной церковной самостоятельности», — говорит Святейший. Он подчеркивает, что «учреждение на Руси автокефалии вытекает из стремления русской иерархии, духовенства и народа к сохранению чистоты веры и является памятником горячей любви его к Церкви и ревности его о Православии. «Но и после этого Русская Церковь не прерывает сношений с Восточными Церквами, пользуется их авторитетными советами, «стараясь сохранить единство духа в союзе мира...», как указал ап. Павел в послании к Ефесянам (4, 3)».

Слово приветствия от Правительства СССР произносит Г. Г. Карпов. Оно дышит благожелательством ко всем собравшимся. Г. Г. Карпов говорит, что Правительство охотно пошло навстречу желанию Русского Православного Патриарха отметить славный церковный юбилей, что «широкое представительство на настоящем церковном торжестве Православных Церквей мира является выдающимся событием не только Русской, но и Вселенской Православной Церкви...». Он подчеркивает характерную особенность Православия: «соборные начала, в отличие от других вероисповеданий», и обращает внимание, что здесь «присутствуют Православные Церкви всех стран, в которых народы по своему свободному волеизъявлению установили новый общественный и политический порядок, обеспечивающий их быстрое и успешное материальное и духовное развитие...».

Это было единственное заседание, на котором присутствовали представители Советского Правительства. Церковь в Советском Союзе отделена от Государства и самостоятельна в своих церковных делах.

Святейший Патриарх Алексий поблагодарил Г. Г. Карпова за его теплое приветствие.

Следующее слово было предоставлено представителю Вселенского Константинопольского Патриарха Митрополиту Фиатирскому Германосу. Свою речь Митрополит Германос произносит на греческом языке. Перевод читает Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

Трудно преувеличить то глубокое уважение, которое прозвучало в словах Высокопреосвященного Митрополита Фиатирского. Константинопольская Церковь считает себя счастливой тем, что передала «свет христианской веры русскому народу, и восхищается рвением, с которым наша страна сохранила и укрепила его. Русские «академии служили центром христианского образования не только русского духовенства, но и многих духовных лиц Православного Востока... Сегодня, в день исполнения 500-летия независимости религиозной и церковной жизни Русской Церкви

ликует всякая православная душа и воссылает благодарственную песнь Начальнику Церкви Христу...».

От лица Антиохийской Церкви Русскую Православную Церковь поздравляет Митрополит Эмесский Александр. Его речь дышит духом христианского смирения, которое Православие восприняло от святых апостолов и пронесло через века, в том смысле, что «каждому из нас дана благодать по мере дара Христова» (Ефес. 4, 7).

Представитель старейшей на советской земле Православной Церкви Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат в своем приветственном слове касается истории Русской Церкви и заслуг ее Святителей перед Отечеством. В заключение он подносит Патриарху Алексию посох, возглавленный изображением церкви и говорит: «Паси же им, возлюбленейший, врученное Тебе Божие наследие со свойственным Тебе мудрым сочетанием правды и милости, твердости и благости, дабы каждый из подведомственных Тебе архипастырей, пастырей и пасомых мог со спокойным сердцем сказать: «Жезл Твой и палица Твоя — та мя утешиста!»

Речь Святейшего Сербского Патриарха Гавриила прозвучала так, как могут говорить люди близкого, кровного родства. «Следуя нашим вековым традициям, — сказал он, — по которым мы с непоколебимой братской преданностью возлагали надежду, находили утешение, имели помощь и защиту во все дни нашей бурной и тяжелой прошлости от мощной покровительницы Православия и славянства Матери-России, мы и ныне, более чем когда-либо, питаем те же чувства братской преданности и надежды и видим в величии России надежную гарантию счастливой будущности всего Православия и славянских народов, гарантию мира, правды и свободы всего человечества во всем свете».

Святейший Патриарх Румынии Юстиниан произнес свое приветствие на румынском языке, но заботясь о том, чтобы оно тотчас было понято всеми, он останавливался почти после каждой фразы и переводчик по заранее приготовленному тексту читал слова приветствия на русском языке. Небольшая цитата из речи Румынского Патриарха в достаточной мере покажет, с каким настроением он присутствует здесь, в московском храме в Сокольниках. «Чувствуя несказанную радость и огромное воодушевление, принимая участие наряду с Первосвятителями всех автокефальных Православных Церквей в этих торжествах, где представляется случай сообщить во всеуслышание народам всего мира, что мы едины и нераздельны и сохраним учение, заповеди и предания Святой Православной Церкви неизменно и можем заверить всех, что между нами существуют тесные духовные связи любви и братского взаимного сотрудничества по примеру святых иерархов и блаженной памяти предшественников, следуя их стопам и деяниям и усовершенствуя их жертвы для распространения праведной веры и проповеди слова истины, ибо обязаны мы по завету ап. Павла: «Хранить единство духа во укрепление мира, сохранив, что нам заверилось» (1 Тим. III).

От Болгарской Церкви слово произносит Блаженнейший Экзарх ее Митрополит Софийский Стефан. Он много и любовно говорит о русском монашестве, о русских подвижниках и характеризует Русскую Церковь так: «По числу принадлежащих к ней верующих, по духовному и материальному богатству, по силе и влиянию она превосходит все прочие Православные Церкви. Но она никогда не собиралась пользоваться преимуществами своего положения для гегемонии в православном мире... Своим влиянием она пользовалась, чтобы выручать из бед, спасать другие Церкви и народы. Если бы не ее вдохновенные призывы к русским правителям и русским людям, — может-быть и доныне румыны, греки, сербы и болгары страдали бы под турецким игом...». Хорошим, добрым словом помянул Митрополит Стефан покойного Патриарха Сергия.

Та же, примерно, мысль выражена и в приветствии архиепископа Белостокского и Бельского, представителя Польской Православной Церкви, которая была «прежде дщерь, а ныне юнейшая сестра Церкви Российской». «Идея Третьего Рима ...имеет свое историческое обоснование, но идея эта воспринимается как Церковью, так и народом в ее наиболее идеальном понимании. Принимая на себя миссию хранительницы чистоты заветов Православия, Святая Церковь Российская не ищет первенства между иными Церквами, но жертвенно, согласно заветам Христа, служит Сестрам-Церквам Православным и всей высокоразвитой богословской наукой, и своим высоким религиозным опытом, и всеми доступными ей средствами...».

Приветствие от Албанской Церкви, которая «защищала Православие под 500-летним турецким гнетом и которая сегодня руководит албанским верующим народом, занимающим место в лагере народов, стоящих за дружбу и вечный мир», было произнесено на родном языке. Слово епископа Корчинского Паисия в переводе огласил Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Слово это было коротким, но выразительным, полным восхищения перед Русской Церковью.

Последним попросил себе слово Католикос-Патриарх всех армян Георг VI. С глубоким уважением он вспомнил «светлые образы великих печальников Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Гермогена, Филарета...». «Хвала и честь Великой и Святой Русской Православной Церкви, — сказал он, — которая, несмотря и вопреки обрусительной политике всесильной царской автократии, никогда не покушалась на религиозную совесть и национально-церковную независимость армянского народа и на его многовековое святая-святых — Эчмиадзин... На этом святом, взаимном доверии, уважении и любви основано, развивается и укрепляется истинно-христианское, молитвенно-духовное общение двух правоверных Церквей и братское евангельское содружество верующих христианских наших чад».

Речи записывались на пленку. Во время их произнесения безупречный глазок фотоаппарата запечатлевал тех, кто их произносил. Очень скоро все, интересующиеся этим высоким собранием, могут увидеть на экране выражения лиц; могут заметить, например, как ласково улыбался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Святейшему Патриарху всея Грузии, когда тот вручал ему посох; могут заметить, что во время речи Святейшего Патриарха Румынского все члены этой делегации встали, как бы вместе со своим Главой приветствуя Русскую Церковь... Благолепие высокого собрания в самых мельчайших подробностях было запечатлено в переливчатом свете юпитеров на пленку и это снова и снова будет свидетельствовать, в каких истинно дружеских и исключительно доброжелательных отношениях находятся собравшиеся здесь архипастыри и пастыри Православного Востока.

После приветствий на первом же заседании был прочитан доцентом Московской Духовной Академии Н. И. Муравьевым доклад на тему «Пятисотлетний юбилей автокефалии Святой Русской Православной Церкви».

Предложение Митрополита Крутицкого Николая послать телеграмму И. В. Сталину было встречено всеми присутствующими с единодушным одобрением. Слова телеграммы простые, невыдуманные, говорящие об искреннем пожелании «многих лет здравия и неоскудевающих успехов в Ваших великих трудах на благо народов Советского Союза и во имя мира для всех народов мира».

Закрывая торжественное заседание, Святейший Патриарх Алексий говорит то, что, кажется, на уме у всех присутствующих здесь русских людей. Он благодарит Высоких Гостей, которые «с такой любовью и благожелательностью выразили свое приветствие, что это трогает нас до бесконечности. В своих приветствиях они проявили такое глубокое знание истории Русской Православной Церкви, такое уважение к ее великой деятельности, такую любовь к православному русскому народу, что мы не можем иначе оценить эти выступления, как выражение величайшей братской любви». И выражает уверенность, «что настоящее собрание, наши настоящие совместные работы еще больше скрепят те узы братской любви, которые между нашими Церквами существуют издревле».

Работы Совещания происходили в утренние часы в пятницу 9 июля и в субботу 10 июля. Они начинались и заканчивались общей молитвой. Ни разу Святейший Патриарх Алексий не забыл приложиться к чудотворной Иверской иконе Богоматери, глубоко почитаемой русским народом святыне, участнице многих выдающихся событий русской истории.

На пленарных заседаниях поочереди председательствовали избранные в президиум Главы Церквей и делегаций.

Техническая сторона Совещания: запись членов делегации по комиссиям, выработка и доклад Совещанию порядка работ, как на пленарных заседаниях, так и в комиссиях, повестки заседаний и прочие организационные вопросы выполнялись Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем.

Сообщая повестку дня, Митрополит Николай предложил на общих заседаниях не открывать прений, а перенести их в избранные по каждому вопросу комиссии, которые подготовят резолюции, а также перенести в комиссии и вопрос о славянском монашестве на Афоне, об обрядах и другие вопросы, выдвинутые приехавшими делегациями.

Со всеми этими разумными предложениями присутствующие охотно согласились.

В коротком вступительном слове Патриарх Московский и всея Руси резюмирует содержание каждого поставленного на совещании вопроса, волнующего сейчас сердца православных. Прежде всего — это все возрастающая агрессия Ватикана, не гнушающегося никакими средствами, чтобы даже насильственным путем отторгнуть верующих от Православия и всячески опорочить его. Это — снова и снова повторяющийся вопрос, поднимаемый первоиерархами Англиканской Церкви о признании ее преемственности и тождественности древним Христианским Церквам. Будет обсуждаться еще вопрос о церковном календаре в свете единства определения Пасхалии и единовременного празднования Святой Пасхи, а также вопрос о старом и новом стиле. И последний вопрос, являющийся чрезвычайно существенным на данном этапе его развития, об экуменическом движении, то-есть об участии в международном центре, объединяющем представителей многих христианских вероисповеданий с целью координации социальной, этической и благотворительной деятельности. Характеризуя сущность подлежащих обсуждению вопросов, Патриарх Алексий ни в коей мере не предвосхищает решений Совещания. Каждая его мысль впоследствии будет развита в докладах от Русской Церкви.

Первый доклад о Ватикане на тему «Папство и Православная Церковь» делает архиепископ Казанский Гермоген, ректор Московской Духовной Академии, прекрасный оратор, большой знаток затронутого вопроса. (Доклад его напечатан).

Затем доктор-протопресвитер Г. Ф. Костельник, объединив свои два доклада: «Ватикан и Православная Церковь» и «Римская Церковь и единство Церкви Христовой» в один, произносит его на украинском языке, который понятен здесь всем славянам и в переводе не нуждается.

О. Гавриил Костельник внешним обликом отличается от православного священника. Он гладко выбрит, носит рясу, напоминающую покроем сутану и темномалиновый широкий пояс. Он бывший священник греко-католического вероисповедания, инициатор расторжения Брестской унии 1596 года. Ему больше, чем кому-либо другому, известна закулисная игра руководителей Ватикана, и его речь звучит горячей страстностью и возмущением против жажды светской власти римских пап и в древности и сейчас, ставшей неотъемлемой принадлежностью папизма.

Следующее слово о Ватикане произносится от Болгарской делегации. Доклад на русском языке делает Митрополит Пловдивский Кирилл на тему «Ватикан и Православная Церковь в Болгарии». Давая историческое обозрение проникновению в Болгарию католицизма, докладчик подчеркивает, что несмотря на трехвековую усиленную пропаганду его, использование папами в различные времена любых государственных затруднений, народ болгарский в своей основной массе остался православным. И это понятно, потому что католичество посягало на национальное самосознание народа, славянство было прицелом для католической пропаганды. В стремлении поработить национальную независимость Ватикан не стеснялся консолидироваться даже с турками. Докладчик признает умелую и продуманную организацию католицизма, хорошую подготовку миссионеров, большой опыт католического духовенства в деле овладения человеческими душами и поэтому призывает сплотиться и консолидировать силы, чтобы защититься от напора Ватикана.

После небольшого перерыва доклад «Об отношении Ватикана к Православной Церкви в последние 30 лет» профессора—протоиерея Феодора Попеску зачитывает на русском языке доцент Московской Духовной Академии Н. П. Доктусов.

Этот четвертый доклад о Ватикане, от Румынской делегации, констатирует также факты постоянной агрессии руководителей католической Церкви.

Никто не расходится в мнении, что нынешняя деятельность Ватикана все больше и больше теряет свою религиозную сущность и предоставляет реакционным капиталистическим партиям для политической пропаганды свой духовный авторитет и свои накопленные веками связи и сотрудничает с фашистскими организациями.

Все четыре докладчика никогда ранее не встречались, свое воспитание и образование они получили в различных по национальным особенностям странах. Но в каждом из этих докладов чувствуется то общее, что является неотъемлемой принадлежностью каждого православного христианина: забота о моральном облике человека, потребность в высокой духовности, всегдашнее стремление уподобиться Спасителю мира.

Последние несколько слов о столкновениях Грузинской Православной Церкви с католической агрессией сказал Католикос-Патриарх Каллистрат.

Пленарное заседание 9 июля закончилось докладом Митрополита Сливенского Никодима, члена Болгарской делегации, «Об англиканской иерархии». Свой доклад он прочем на русском языке.

10 июля пленарное заседание началось немного раньше назначенного времени — количество представленных докладов по затронутым вопросам не укладывалось в намеченное время.

Доклад от Румынской Церкви профессора — протоиерея Петра Винтилеску, декана богословского факультета в Бухаресте, «Англиканская иерархия и ее действительность» прочел на русском языке о. протопресвитер Николай Колчицкий. Этот обстоятельный доклад затрагивает и расхождение в понятиях о таинствах, и анализ заявления англиканских иерархов, и историю переговоров, происходивших в последние сто лет между Церквами Православного Востока и Англиканской Церковью. Предложения, сделанные Румынской делегацией по этому вопросу, оказались глубоко продуманными, гуманными и доброжелательными, но вместе с тем непреклонными в отношении сохранения неприкосновенности канонов Православия и заветов апостолов.

После доклада профессора Московской Духовной Академии В. С. Вертоградова «К решению вопроса об англиканской иерархии» (изданному отдельной брошюрой), слово попросил Католикос Георг VI. Он считает своим долгом рассказать высокому собранию, какую неблаговидную роль играл Ватикан, выступая против репатриации армян в Советскую Армению, и какие препятствия он чинил возвращению людей на Родину. Он выражает свою радость по поводу того, что здесь свободно звучит голос древней Апостольской национальной Армянской Церкви, как это было когда-то в первые века христианства.

Окидывая взглядом представителей Православных Церквей Востока и вглядываясь внимательно в их лица, обрамленные благообразными бородами, замечаешь общее, явно уловимое сходство — ясные, умные, вдумчивые глаза, высокие лбы, правильные черты лица... Это та внешняя красота, которая служит выражением душевного благородства. Может быть в этом можно искать причину большой свободы, непринужденности и взаимной симпатии, царящей здесь.

Следующий стоящий в повестке дня вопрос: «О церковном календаре». Первый доклад на эту тему делает А. И. Георгиевский, доцент Московской Духовной Академии, следующий, от имени Болгарской Церкви, архимандрит Мефодий, и, последний, от имени Румынской Церкви, в переводе на русском языке зачитывает Н. П. Доктусов.

Все три доклада обосновывают сохранение старого стиля, то-есть Юлианского календаря для исчисления православной Пасхалии, и расходятся лишь в частностях.

Обсуждение вопроса об экуменическом движении было открыто докладом Румынской делегации, составленным профессором — протоиереем Иоанном Команом. Мнение Болгарской делегации изложил Митрополит Софийский Стефан, Экзарх Болгарии. Затем точку зрения Русской Церкви изложил прот. Г. Разумовский. Используя разную информацию, имея различный опыт и различные предложения об отношении к экуменическому движению в будущем, все три доклада одинаково оценивали сущность экуменического движения, как движения далекого от религиозной духовности и преследующего цели определенного политического направления, равно как и то, что к представителям Православия организаторы этого движения относятся без достаточного уважения.

Опять-таки я делаю оговорку, что уклоняюсь от более подробного изложения докладов, могу сказать только, что вопрос этот оказался столь актуальным, доклады были столь выразительны и насыщены таким интересным материалом, что заседание, начатое в 10 ч. 30 м., продолжалось почти до пяти часов, хотя по расписанию оно должно было закончиться в три часа.

Бывают в жизни моменты, которые почему-то запечатлеваются во всей яркости своих красок и звуков. Полупустой храм, открытая настежь входная дверь, в которую видна яркая синь небес и густая зелень многолетних деревьев. Напротив нее иконостас, украшенный разноцветными лампочками. На фоне темной деревянной резьбы отчетливо выделяются светлые, насыщенные краски икон. Черные рясы... Черные клобуки... Белое и цветное так редко, словно специально для того, чтобы оттенить черное. Гулко разносится по храму отчетливый голос докладчика. Все слушают внимательно. Иногда невольное движение ясно покажет, как реагируют слушатели на то или иное выражение, какой отзвук оно нашло в их сердцах.

Так запомнились мне пленарные заседания в Сокольниках.

С субботы 10 июля до субботы 17 июля пленарные заседания были прерваны. Работа перешла в комиссии, где определялась их внутренним распорядком.

В пятницу 9 июля, после пленарного заседания, было намечено посещение членами делегации московских храмов. Мне довелось присутствовать в Николо-Кузнецком храме, где настоятелем о. Александр Смирнов.

Ровно в пять часов вечера ударил колокол, — к храму подъезжали члены делегации Антиохийской Церкви: Митрополит Эмесский Александр, Митрополит Ливанский Илия и архимандрит Василий. Затем (я указываю в порядке последовательности), здесь побывали следующие гости: представители Румынской Церкви — епископ Клужский Николай, епископ Бузеуский Антим и сопровождающие их лица; представитель Константинопольского Патриарха Митрополит Фиатирский Германос в сопровождении Митрополита Ленинградского Григория; Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Митрополит Серафим из Парижа вместе с представителями Польской Церкви — архиепископом Белостокскйм и Вельским Тимофеем, епископом Вроцлавским Михаилом и сопровождающими их лицами; Митрополит Скоплянский Иосиф, член делегации Сербской Церкви с сопровождающими его лицами и, наконец, самая многочисленная группа гостей, возглавляемая Патриархом Грузинским Каллистратом. В это группу входили: епископ Корчинский Паисий — от Албанской Церкви, архиепископ Алеутский и Северо-Американский Макарий, о. протопресвитер Гавриил Костельник (из Львова), многие другие высокие представители зарубежных Православных Церквей и российское духовенство.

Каждую группу встречали колокольным звоном и пением хора. Каждого представителя братской Церкви о. настоятель встречал словом приветствия. Высокое лицо, возглавляющее группу, тоже отвечало речью любезной, полной благожелательности к о. настоятелю и к прихожанам храма.

А их здесь собралось столько, что, если бы не удивительная дисциплина и сдержанность верующих, могла бы быть давка. Надо отдать справедливость о. Александру, это его заслуга. В ожидании каждой группы настоятель храма объяснял своим прихожанам, кого им предстоит встретить. Вместе со своим пастырем они принимали участие во встрече гостей, выражали свое приветствие низким поклоном, благоговейным принятием благословения...

После общей молитвы гости, по предложению о. настоятеля, следовали приложиться к местной святыне — иконе Божьей Матери «Утоли моя печали».

Всем гостям провозглашалось многолетие... Затем хор исполнял концерт...

Прием гостей в Николо-Кузнецком храме продолжался с 5 до 8 часов вечера.

В субботу 10 июля члены приехавших делегаций совершали всенощную в различных московских храмах. Мы пошли помолиться в Патриарший Богоявленский собор.

Здесь богослужение совершал Митрополит Фиатирский Германос, Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха по Европе. Вместе с ним в храм приехал Митрополит Ленинградский Григорий и Митрополит Филиппинский и Неапольский (Кавеллы) Хризостомос — представитель Греческой Церкви. Служба проходила на греческом и славянском языках. После того как Митрополит Германос прочел Евангелие на греческом языке, на славянском языке его прочел Митропилит Григорий.

Это была обычная всенощная в Патриаршем соборе. По-монастырски набожно перекликались канонархи на хорах, пелись и читались кондаки и тропари Преподобным Сергию и Герману Валаамским, чью память Церковь чтит на следующий день... И мы, молящиеся, никак не чувствовали, что эту всенощную совершает иноземец, потому что едина наша общая православная вера.

На другой день, в воскресенье, в Патриаршем соборе, совершалась торжественная всенощная с участием всех членов делегаций. Ей предшествовала лития на могиле Патриарха Сергия — это день его тезоименитства.

То, что в канун праздника святых, славных, всехвальных, первоверховных апостолов Петра и Павла в Московском Патриаршем соборе собрались представители почти всех Православных Церквей Востока, кажется знаменательным. Отсутствовали представители Иерусалимской Церкви, но отсутствовали они «по скорбным обстоятельствам, постигшим их страны, лишившим их свободы передвижения и действия». [Из речи Патриарха Алексия на первом заседании в Сокольниках]. Богослужение совершалось на греческом, славянском, грузинском и румынском языках. На литию выходил (Патриарх Румынский Юстиниан, на полиелей Патриарх Грузинский Каллистрат с прочими прибывшими на торжества иерархами. Им сослужило многочисленное духовенство: за архиереями следовали священники, возглавляемые двумя протопресвитерами Русской Православной Церкви о. Николаем Колчицким и о. Гавриилом Костельником.

Евангелие читалось на грузинском языке Католикосом-Латриархом :Каллистратом, на славянском Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем. И когда из уст Высокопреосвященного Владыки раздались слова: «Иисус говорит ему: паси агнцы моя», то смысл этих слов почувствовался особенно глубоко.

Мне не хочется описывать блеск риз и митр, вдохновенного пения Патриаршего хора, умиленного настроения собравшихся в храм верующих, вливающих тысячи своих голосов в исполнение знакомых, привычных молитв. Все это много раз описано и знакомо православным со времен цареградских богослужений.

Еще более торжественно, чем всенощная в Московском Патриаршем соборе, протекала Литургия в день ап. Петра и Павла. Совершал ее Святейший Патриарх Алексий в сослужении Святейшего Патриарха Каллистрата, Святейшего Патриарха Гавриила, Святейшего Патриарха Юстиниана, Высокопреосвященного Митрополита Германоса, Высокопреосвященного Митрополита Эмесского Александра, Высокопреосвященного Митрополита Хризостомоса, Высокопреосвященного Митрополита Пловдивского Кирилла, Высокопреосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, Высокопреосвященного архиепископа Тимофея (Белостокского) и Преосвященного Епископа Паисия.

Блаженнейший Экзарх Болгарии Митрополит Софийский Стефан не участвует в совершении богослужения по нездоровью, но присутствует в храме и при выкличке упоминается, как Глава Церкви.

Неизменно у патриаршей кафедры остаются два протопресвитера о. Николай и о. Гавриил. Еще более многочисленно сослужащее духовенство, четко занимающее свои места по старшинству у престола и при выходах.

О. Георгий Антоненко, архидиакон Московского и все Руси Патриарха, о. Сергий Туриков, протодиакон, обычно сослужащий Митрополиту Николаю, и другие лучшие московские протодиаконы и диаконы весьма украшают священнодействие своими мощными и приятными голосами.

На ектениях поминаются Восточные Патриархи: Константинопольский Максим, Александрийский Христофор, Антиохийский Александр и Иерусалимский Тимофей с полным наименованием их титулов. Только после этого произносится имя Алексия, Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и последующих за ним по старшинству Святителей автокефальных Православных Церквей.

На многих языках: греческом, славянском, арабском, грузинском, румынском, албанском и французском произносились возгласы, пелись и читались молитвы, но слова их были тождественны, богослужение совершалось строго по Уставу, над которым много потрудились мудрые и ученые мужи — ревнители христианской веры. Знающему порядок службы понятно все, на каком бы языке не произносились слова. И поистине дивна особенность наших , православных богослужений — действие их неотразимо и на людей высокообразованных, и на простых людей.

Проповедь на русском языке произнес Митрополит Ленинградский Григорий. Он отметил особенно торжественное празднование памяти ап. Петра и Павла. Обращаясь к гостям, он сказал:

«Вы приехали порадоваться вместе с нами и соутешиться нашей общей верою и вместе с нами помолиться и поблагодарить Господа за те великие милости, которые он излил на Русскую Православную Церковь за тысячелетний период ее существования...».

Далее он рассказывает, как глубоко вошла христианская вера в жизнь русского народа, как, несмотря на многие испытания, наша Церковь оберегала в чистоте апостольские заветы, как православные веками сохраняли свою религиозную совесть незапятнанной, как ни протестантство, ни сектантство не смогли поколебать истин веры у православного человека. Коснувшись вопросов, подвергающихся ныне обсуждению, он призывает собравшихся здесь первоиерархов молить Господа хранить единство в своих решениях, как оно сохранилось в молитве и тогда «пусть бушуют бури и ветры человеческих измышлений, пусть гремят громы всяческих устрашений, пусть сверкают молнии злобы и коварства, мы не боимся, ибо мы на твердой скале».

Заамвонную молитву читает игумен Дионисий Шамбо, француз по национальности, настоятель французского православного прихода западного обряда в Париже.

К молебствию облачается и то духовенство, которое не принимало участия в совершении Литургии. Многолетие провозглашается двадцати восьми иерархам: Патриархам, Митрополитам, архиепископам и епископам.

В свободное от богослужений и заседаний время гости Русского Патриарха охотно знакомились с достопримечательностями Москвы и Подмосковья.

Всюду и везде и со всеми мы побывать не могли и отмечаем только то, чему были непосредственным свидетелем.

Третьяковскую галлерею Главы Церквей посетили 13 июля, во вторник. Мы сопровождали ту группу, которую возглавляли Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, Патриарх Сербии Гавриил, Экзарх Украины Митрополит Киевский Иоанн. Другая группа во главе с Экзархом Вселенского Патриарха по Европе Митрополитом Фиатирским Германосом осматривала музей отдельно и экскурсовод вел пояснения на французском языке.

Наша группа начала осмотр с истоков русской живописи, замечательных произведений XI—XVI вв. Дольше всего мы задержались у скорбного лика Владимирской иконы Богоматери. Эта икона тесно связана с важнейшими переломными моментами русской истории. Увлекательная повесть исторических наслоений различных стилей живописи, трудная реставрация иконы, — весьма заинтересовала гостей.

Также внимательно были осмотрены выдающиеся произведения Новогородской и Псковской школ, своеобразные не только по манере письма, краскам, но и по интрепретации содержания Священного Писания и житий святых. И, конечно, все поддались очарованию «Троицы» Андрея Рублева, неувядаемой, как вдохновение, простой и изящной, мягкой и строгой. В зале Московской школы гости много и оживленно беседовали, разглядывая изменения вкуса живописцев от Андрея Рублева до Симона Ушакова.

Художники семнадцатого и восемнадцатого веков почти не привлекали внимания именитых посетителей. Полюбовались они лишь замечательными скульптурными портретами Ф. И. Шубина.

Долго и внимательно рассматривали картину А. А. Иванова «Явление Христа народу» и эскизы к ней. Печальная история творческих исканий художника, двадцатилетняя работа над этим произведением, полная ценность которого была познана только современностью и, наконец, само полотно, совершенное по рисунку, живописи и композиции, раскрылись перед почетными гостями благодаря интересному и компетентному пояснению экскурсовода. На фоне этой картины Патриархи захотели сфотографироваться, что и было исполнено присутствующими здесь, сотрудниками советской кинохроники.

В следующих залах остановились у «Неравного брака» В. В. Пукирева, «В монастырской гостинице» А. И. Корзухина, у портретов И. Н. Крамского и у его полотна «Христос в пустыне». Экскурсовод обратил внимание посетителей на некоторые картины Н. Н. Ге. Не смогли не задержаться в зале А. И. Куинджи и И. И. Шишкина. Картины русской природы, переданные в столь разной манере и красках, невольно покоряют сердце каждого, кто заходит сюда.

Произведениями В. И. Сурикова и И. Е. Репина любовались особенно долго. Многие из присутствующих видели их раньше или знали их по репродукциям и тем не менее замечали в них вечно новое, — такова особенность всех великих произведений.

В нижних залах гости полюбовались скульптурой М. М. Антокольского, отдали должное лирике Левитана и перешли в залы советской живописи. Они рассматривали работы лауреатов Сталинской премии и, кажется, самое сильное впечатление произвела картина М. И. Хмелько «За великий русский народ».

16 июля, в пятницу, мы присутствовали при осмотре делегациями Исторического музея. Здесь, специально для гостей Русского Патриарха, были экспонированы старинные ткани и старинные рукописи. Гости осматривали и многие другие залы Исторического музея, — все описать невозможно. Но о некоторых тканях и рукописях хочется непременно упомянуть.

Чудесные вышивки русских женщин жемчугом, позолоченной и серебрянной волоченкой, — тончайшую искусную работу нельзя иначе расценить, как драгоценность уникальную, неповторяемую. Чтобы понять ее прелесть, надо ее видеть. В свою работу, тянувшуюся годами, вышивальщицы Вкладывали не только мастерство рук и верный глаз художника, но и мысль. Особенно мне запомнилось на одном из покровов лицо Николая-Угодника с высоким энергичным лбом, — очевидно так художница хотела передать силу мысли святого. Или, например, вклад Елены Волошанки, пелена, изображающая Вербное воскресенье при дворе Московского княза Иоанна III. На небольшом пространстве целое историческое полотно: на заднем плане народ с вербами, слева идет великокняжеская процессия, рядом окруженный свитой, недавно коронованный внук Иоанна Дмитрий, далее старший сын Василий со своими приверженцами. На переднем плане слева Софья Палеолог с двумя дочерьми и невесткой Еленой Волошанкой — вкладчицей описываемой пелены. Справа процессия Митрополита Симеона... Тот, кому знакома история семейных и дворцовых взаимоотношений Иоанна III, легко прочтет эту картину и расскажет о сложных сплетениях внутренней и внешней политики первого единодержавного в России государя.

В отделе рукописей мы увидели такие уникумы, как Псалтирь XII века на греческом языке, Исборник Святослава Киевского 1073 года, писанный с болгарского, автограф первого русского Патриарха Иова и автограф Патриарха Гермогена, Библию Геннадия Новогородского, рукопись Андрея Боголюбского, Синодик Успенского собора с поминанием всех «убиенных на Куликовом поле»... Сербские, болгарские, румынские старейшие рукописи и книги. Как не остановиться в восхищении перед болгарской Псалтирью, иллюстрированной изумительной миниатюрой, последним свидетельством высокой культуры Болгарии перед завоеванием ее Турцией? Как не полюбоваться Евангелием, принадлежавшим Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, переписанным русскими монахами, в переплете, отделанном эмалью, о котором в летописи записано, что он был заказан в Царьграде. Сколько ассоциаций и мыслей вызывают все эти бережно хранящиеся вещи, как много говорят они человеку, оценившему великую силу Православия!

В тот же день, когда Главы Церквей осматривали Исторический музей, вечером все делегации присутствовали на духовном концерте в Большом зале Московской Государственной Консерватории. В программе, по возможности, были представлены разнообразные образцы церковного пения, начиная от самых простых, можно сказать народных напевов, и кончая шедеврами русских композиторов, которые всегда отдавали должное глубине сокровенного смысла православных молитв. Духовный концерт, посвященный 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви, был дан Патриаршим хором, в котором принимали участие: народный, артист СССР И. С. Козловский, народная артистка РСФСР Н. Д. Шпиллер и другие прославленные певцы и певицы.

Надо отдать должную справедливость регенту Патриаршего хора. В. С. Комарову: в исполнении руководимого им хора замечательно прозвучал гимн Советского Союза. А монастырские напевы растрогали, всех слушателей, так много в них душевности и молитвенной направленности.

В субботу 17 июля состоялось заключительное пленарное заседание в храме во имя Воскресения, в Сокольниках.

Снова деловая, скромная, тихая обстановка.

Это пленарное заседание войдет в историю, как исток возобновленного апостольского общения руководителей Православных Церквей. Востока. Здесь были приняты и подписаны многие решения, надолго определяющие путь Православия в бурном житейском море различных течений, классовой борьбы, политических интриг, жажды власти, стяжательства и заботы о личном благе... Когда читатель познакомится с принятыми резолюциями, то он увидит в них приоритет религиозного церковного просветительства в духе евангельских истин. "А те пункты, которые касаются общественной деятельности, направлены исключительно на защиту Православия от агрессии Ватикана и иных вероисповеданий, посягающих на мировую гегемонию.

Каждая резолюция по обсужденным на пленарных заседаниях и в комиссиях вопросам: 1. Ватикан и Православная Церковь, 2. Экуменическое движение и Православная Церковь, 3. Об англиканской иерархии: и 4. О церковном календаре — зачитывается и принимается единогласно.

Подписание резолюций совершается в иерархическом порядке. Первым подписывает Патриарх Московский и всея Руси Алексий, за ним. Патриарх-Католикос всея Грузии Каллистрат, далее Патриарх Сербский Гавриил, Патриарх Румынский Юстиниан, Экзарх Болгарии Митрополит Софийский Стефан. От Александрийской и Антиохийской Церквей по уполномочию Патриархов Христофора и Александра документы подписывают Митрополит Эмесский Александр и Митрополит Ливанский Илия, от Польской Православной Церкви архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей, от Албанской Православной Церкви епископ Корчинский Паисий, от Православной Церкви в Чехословакии архиепископ Пражский и Чешский Елевферий.

Подписать резолюции выразил также желание Католикос Георг VI, Глава Армянской Церкви.

Каждая резолюция подписывается в отдельности, с полным обозначением титулов, и поэтому процедура длится долго.

После окончания этого акта Патриарх Алексий оглашает список полученных Русской Православной Церковью приветствий и также телеграмму Патриарха Александрийского, поручающего представлять Александрийскую Церковь на этом высоком собрании делегатам Антиохийской Церкви. От всех Патриархов Востока, кои здесь отсутствуют, со всех концов мира, где бьются в унисон сердца православных верующих, архипастыри и пастыри прислали поздравления Русской Православной Церкви в славный пятивековой юбилей ее самостоятельности. Прислал поздравление и Глава Англиканской Церкви Архиепископ Кентерберийский.

Затем последовало чтение протоиереем Иоанном Сокаль предложения, внесенного Святейшим Патриархом Сербии Гавриилом. Сущность его сводится к следующему: просить Патриарха Московского и всея Руси содействовать в дальнейшем, чтобы «все Православные автокефальные Церкви производили нужные им реформы в братском взаимном согласии, одновременно и в одинаковом объеме, чтобы по отношению ко всем инославным христианским Церквам они выступали как одно целое по всем вопросам вероучения и сотрудничества», а также просить «подготовить новое издание православной христианской омологии».

Святейший Патриарх Алексий благодарит за доверие и соглашается принять на себя этот великий труд при полном одобрении всех собравшихся.

Экзарх Болгарии Митрополит Софийский Стефан просит Митрополита Крутицкого Николая огласить составленной им обращение к христианам всего мира. Обращение это является прекрасным образцом пастырского призыва к миру, дружбе и братству, написанного в прекрасном стиле мудрого и талантливого Святителя, взывающего к людям словами апостола Павла: «Духа не угашайте!». Послание это принимается от лица всего Совещания.

После этого Святейший Патриарх Московский и всея Руси закрывает заседание, принося еще раз благодарность всем собравшимся, потрудившимся приехать в Москву, и тем самым выразить свою братскую любовь. В том единомыслии и единодушии, в каком проходили совещания и принимались решения, он видит благоволение Божие. В церковной жизни очень важно, чтобы голос всех Православных Святителей звучал едино. Это совещание, подчеркнул он, должно показать всему миру, что наша единственная цель — возродить единодушие в делах веры. Светской власти мы не имеем и не стремимся к ней, — таков был смысл его речи. Он выразил свое сожаление по поводу отсутствия на собрании голоса Вселенского Патриарха и надежду на то, что это совещание только начало «общих соборов для совместных решений». «Мы верим, что Христос посреди нас есть и будет» — закончил Патриарх Алексий свое слово.

Последнее предложение принадлежало Святейшему Патриарху Румынии Юстиниану. Он выразил сожаление, что представители Констинопольской и Греческой Церквей, прибывшие на юбилейные торжества, не приняли участия в Совещании, и просит это сожаление записать в протокол заседания.

После общей молитвы все по очереди подходят к Иверской иконе Богоматери и, преклонив колена, прикладываются. Тихое и смиренное обращение к Заступнице свидетельствует о глубокой вере Православных Первоиерархов.

На следующий день, в воскресенье, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского все гости были приглашены в Троице-Сергиеву Лавру.

В этом день всегда бывает большое стечение народа в Лавру. Сюда собираются люди не только из Москвы, но и из разных, иногда очень далеких, концов страны. Преподобный Сергий — любимый святой русского народа. Приезд Высоких Гостей способствовал еще большему стремлению попасть сюда в воскресенье 18 июля 1948 года.

Мы ехали в машине с русским священником, прожившим за границей двадцать с лишним лет и никогда не бывавшим в этих местах. По мере того, как нашим глазам открывались все новые и новые картины очаровательных русских пейзажей, он говорил: «Вот Шишкин... Вот Васнецов... Вот Нестеров... А вот Левитан...». Похвала ли это русским художникам или похвала русской природе, — сказать трудно. Важно то, что открывающиеся виды казались нам красивыми, как на картине, а художники, научившие видеть и понимать эти красоты, старались лишь возможно правдивее передать русскую природу.

Наша машина неторопливо идет по асфальтированному шоссе. Впереди, у обочины, остановилось несколько автомобилей светлосерого цвета. Именно такие машины обслуживают гостей Русского Патриарха. В первый момент мы забеспокоились: не случилось ли какой аварии?

Шофер гордо пояснил:

«С ЗИС-110 ничего случиться не может!».

ЗИС-110 марка одного из лучших советских автомобилей.

Действительно, у обочины остановился поезд Румынского Патриарха, пожелавшего сделать небольшой привал перед въездом в обитель Преподобного Сергия.

Когда мы подъехали к Лавре, до начала Литургии оставался еще час. Но уже с трудом пробрались мы к паперти Успенского собора, — так много было народа в ограде Лавры. И лишь дорожка от Успенского собора до трапезной была строго охраняема. По ней должен был проследовать Святейший Патриарх Алексий со своими гостями.

Входим в храм. За исключением мест, оставленных для гостей, духовных и светских, весь огромный храм полон людьми. И странна тишина при таком большом количестве народа.

У раки Преподобного Сергия, перенесенной поближе к алтарю, стоит схимник. Перевитая канителью пудовая свеча горит густым тяжелым пламенем и капли воска, как слезы, грустно стекают по свече. Немигающий огонек лампады словно застыл в бестрепетном вековом свечении.

Духовенство и монашество попарно, со свечами в руках, пошли встречать своего Настоятеля, Священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Пять архиереев: член Сербской делегации Митрополит Скоплянский Иосиф, Экзарх в Средней Европе архиепископ Венский Сергий, архиепископ Астраханский Филипп, архиепископ Новосибирский Варфоломей и архиепископ Ташкентский Гурий, приглашенные сослужить Патриарху, остановились в дверях Успенского собора и дальше не пошли. Здесь же дожидается и архимандрит Арсений, благоговейно держа крест на блюде. Остальная процессия растянулась почти во всю длину дороги от храма до трапезной, медленно шествуя под пение лаврского мужского хора и размеренный колокольный звон...

Это начало показывает, что богослужение здесь будет, хотя и торжественное, но по-монастырски строгое.

Литургия протекает в своей обычной, хорошо знакомой последовательности. Но каждое действие ее воспринимается здесь в какой-то прозрачной отчетливости. Объясняется ли это особой манерой произносить возгласы, читать часы, своеобразными напевами хора или какой-то общей, невольной сдержанностью, так или иначе, все время помнишь, что находишься в монастыре.

И народ здесь молится как-то по-иному, с большей набожностью, крестясь широким крестом и низко кланяясь. Символ веры и молитву Господню поют полно, громким голосом, выразительно.

Потом мы узнали, что богомольцы, приехавшие сюда в день памяти обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, или как говорят в просторечьи, в Сергиев день, и не могшие войти на Литургию в Успенский собор, оставались в Лавре до вечера, присутствовали за богослужениями в других лаврских храмах и до поздней ночи шли прикладываться к мощам любимого святого.

После Литургии, к молебну, приехал Председатель Совета по Делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпов, его заместитель С. К. Белышев, члены Совета и уполномоченные Совета.

За монастырской трапезой состоялось закрытие юбилейных торжеств 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Именно здесь Патриарх Московский и всея Руси обратился к гостям со своим заключительным и прощальным словом.

Последняя общая молитва (19 июля в 12 ч. дня) состоялась у могилы Патриарха Тихона в Донском монастыре, в Москве.

Храм во имя Донской иконы Божией Матери, где покоятся останки Святейшего Патриарха Тихона, самый древний из храмов Донского монастыря. Построен он был в память чудесного избавления Москвы от грабительского разорения при нашествии татарского хана Казы-Гирея в 1591 году. Вражеский набег был стремительным и неожиданным. Москва не была готова к защите. Тем горячее была молитва, тем больше упование на Бога и Пречистую его Матерь. На нынешнем месте храма, на так называемом Воробьевой поле, вблизи сражения стояла палатка, где помещался Донской образ Богоматери, перед которым совершали непрерывно молебствия. В день памяти Преподобного Сергия, в день престольного праздника походной церкви, подошедший к Москве хан Казы-Гирей неожиданно на рассвете бежал. Такое чудо было приписано присутствию в стане защитников столицы Московского государства Донского образа Богородицы. Два года спустя во имя ее, с приделом во имя Пр. Сергия и был сооружен сей храм. Дату 1593-й год можно считать моментом основания Донского монастыря.

Маленькая церковь, состоящая из самого храма и пристроенной к ней впоследствии трапезной, могла вместить только духовенство. Посторонних здесь не было.

Православная молитва об умерших для всех одинакова, — все равны перед Богом. Слова тропарей и ирмосов проникновенны, поэтичны и мудры. О покое, о тишине, о блаженной памяти усопшему — молят Господа собравшиеся здесь его братья во Христе. «Презирая все его прегрешения» — разносится по храму знакомый трогательно-грустный напев. «Яко земля еси и в землю отыдеши...» — так есть и так будет со всеми нами, с нашими бренными останками. Печаль охватывает всех.

Но провозглашается «вечная память», подхватывается хором и всеми присутствующими... В этих двух словах заключена великая сила жизни, великое оправдание существования человека и его добрых, полезных дел. Нет, не смерть восхваляется здесь, за панихидой, но вечная, неугасаемая, светлая и мудрая жизнь!

20 июля и в последующие дни одна за другой делегации покидали столицу. В соответствии с выраженным ими желанием, гости Патриарха Московского и всея Руси выехали в другие города Советского Союза: Ленинград. Киев, Тбилиси.

А. Ш.

Система Orphus