Жизнь человека на земле, не лишенная радостей, в то же время соединена бывает со многими трудностями и тяжелыми испытаниями. При наступлении нового года хочется думать, что трудности останутся позади, а радостей в новом году будет значительно больше. Вера в лучшее будущее — личное и общественное — сильна у всех людей, и нужно пожалеть лишь о том, что иногда она переходит в крайность: в мечтах о лучшем будущем человек не замечает хорошего настоящего. Только продвинувшись вперед на жизненном пути и оглядываясь назад, он начинает понимать и чувствовать, что в прошлом, которое отошло от него, было немало элементов подлинного счастья: здоровье, хорошие внешние условия, общение с друзьями и т. д. Человек хотел бы вернуть это прошлое, но вернуть его невозможно. Как один и тот же поток не течет дважды, так и время не повторяется, но непрестанно уходит и вечность. Великий Пушкин прекрасно изобразил это состояние человеческой души в своих поэтических строфах:
«Сердце будущим живет,
Настоящее уныло;
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило».
Впрочем беспочвенные мечтания о будущем, без учета настоящего — это не единственная крайность. Есть еще и другая, прямо противоположная крайность, когда люди боятся будущего и предпочитают состояние застоя, рутины и неподвижности тому новому, что таит в себе будущее. Люди этой категории всегда стоят за прошлое, за старое, они оглядываются и смотрят только назад, уподобляясь жене Лота, которая, как мы знаем из Библии, за попытку оглянуться назад была мановением Божиим превращена в соляной столп (Быт. XIX, 26).
Таким образом, люди в большинстве своем состоят или из мечтателе й, сквозь розовые очки рассматривающих будущее, или из скептиков, сторонников старины, не доверяющих будущему и видящих правду только в прежнем укладе жизни. Нельзя не заметить, что тех и других объединяет одно общее: невнимательное отношение к настоящему, а ведь настоящее — это и есть наша подлинная жизнь. Если бы ее ценили и понимали, то не вдавались бы в крайности, но, совершенствуя ее, уверенно шли бы к лучшему будущему. Так именно и строится государственная и общественная жизнь в нашей стране, где на основе текущего опыта и практики создаются реальные кланы для будущего.
Мы, христиане, должны особенно дорожить временем я правильно пользоваться им. К этому призывает нас св. Апостол Павел в посланиях к Ефесянам (V, 16) и к Колоссянам (IV, 5). Но что это значит дорожить временем? Это и значит ценить настоящее, ценить каждый день каждый час нашей жизни. И в старом году, и в новом мы одинаково
призываемся Апостолом «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. IV, 22—24). Иначе говоря, мы должны внутренно переродиться, навсегда отказаться от греха, сделаться чистыми и богоугодными. Это задача всей нашей жизни, задача нелегкая, но по частям мы ее, при помощи Божией, можем и должны выполнить. Если мы нравственно переродимся так, как указывает Апостол, то и в общественном смысле мы будет людьми честными, трудолюбивыми, преданными нашей великой Родине. «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Коринф. V, 17), говорит Апостол, и это чувство нового роднит христианина с теми, кто стоит за обновление жизни, за прогресс, за поступательное движение вперед. Ведь и Господь всегда зовет нас вперед, к совершенству Отца нашего Небесного (Матф. V, 48), и в этом мы не можем не видеть предуказания относительно прогрессивного характера направления всей нашей общественной жизни.
Но для созидания лучшего будущего нужно непременно исходить из настоящего. В сущности в течение всей нашей жизни мы обладаем только настоящим, и ничем более. Древний философ Сенека говорил: «Считай, что каждый день — новая жизнь». Это мудрое изречение нельзя забывать, чтобы не терять непроизводительно времени. В течение одного дня можно сделать много хорошего, но также можно любой день сделать пустым и ничтожным. «Не лишай себя доброго дня»— поучает Иисус, сын Сирахов (Сирах. XIV, 14). Правда, нас иногда отталкивают теневые стороны настоящего; мы подчас наблюдаем вокруг себя грубость, несправедливость, самомнение. Все это не может не отражаться неблагоприятно на нашем настроении. Однако, следует помнить, что «ничто не бывает хорошо во всех отношениях», как сказал некогда римский поэт Гораций. И поэтому в оценке настоящего нужно быть спокойнее и объективнее. С другой стороны, нельзя бездействовать, нельзя отступать перед теневыми сторонами настоящего и перед препятствиями, тормозящими нормальное развитие жизни. Трудиться и бороться с препятствиями для человека также естественно, как для крота — рыться в земле. Нельзя сомневаться в успехе своего дела, своих усилий, направленных к благой цели, как нельзя отчаиваться в хорошей погоде, пока видна хоть часть синего неба. Святые апостолы и первохристианские мученики, при помощи вседействующей благодати Божией, победили языческий мир и утвердили Церковь Христову потому, что не жалели ничего, даже своей жизни, для того дела, в которое беззаветно верили. Вера и сильная воля побеждает и в других областях жизни.
Разумеется, не все в мире гладко. Кое-где за границей до сих пор отравляют общественное сознание своей пропагандой знатные и незнатные поджигатели войны. Считая себя христианами и выставляя себя защитниками христианской цивилизации, они мечтают об атомной войне, о разрушении и уничтожении русских городов, о безжалостном истреблении русского населения. Они хотят, чтобы новая война была еще более ужасной, чем та, какая закончилась в 1945 г. И это христиане!... Тяжело и печально! Но наш народ далек от того, чтобы предаваться унынию.
Где-то, когда-то, в дни моей юности, я прочел в одном журнале стихотворение. Оно было посвящено теме жизни и счастья. Не помню автора и всего стихотворения. Но заключительные строки запечатлелись в моей памяти!
«О, верь, нам жизнь для счастия дана,
Сумей найти его в ее потоке бурном,
И в дни, когда земля в печаль погружена,
Не забывай о блеске звезд лазурном...».
Где же эти светлые звезды? Они — в нас самих, в нашей непоколебимой уверенности, что общественные силы, стоящие за мир, окажутся повсюду сильнее сил, разжигающих военный психоз. Поэтому наше «настоящее» не терпит никакого урона от словесного бряцания оружием в некоторых странах капиталистического мира. И мы знаем кроме того, что при всяких условиях мы сумеем постоять за себя. Это знают у нас и взрослые, и дети.
Недавно в Москве, в Бауманском детском доме культуры, состоялась конференция школьников района. Учащиеся выступали с различными докладами. Был прочитан, между прочим, доклад: «Воспитание советского патриотизма», вызвавший оживленные прения. Вот что сказал в прениях один из участников конференции: «Советский народ знал, что он борется за свое счастье, за свое будущее, за свободу, за независимость. Только такой народ мог с песней итти на смерть и смеяться на виселице над врагом». Другой участник конференции сказал: «Для советского человека «общее» значит «мое», — «мое» значит «общее». Вот в чем основа непобедимости нашей страны».
Когда произошло Ашхабадское землетрясение, станции переливания крови получили указание немедленно направить в Ашхабад все запасы крови. Об этом узнала наша молодежь в Москве и других городах. На донорские пункты стали являться рабочие, студенты, юноши, девушки. «Мы слышали, что для спасения жизни ашхабадских товарищей, пострадавших от землетрясения, нужна кровь... возьмите нашу» — горячо просили они.
Таковы настроения нашей молодежи. Они говорят о многом. Таково же настроение и всего нашего многомиллионного народа. Поэтому гордым и надменным поджигателям войны, именующим себя христианами, не мешает почаще приводить себе на память мудрые слова Библии: «Погибели предшествует гордость и падению — надменность» (Притч. Сол., XVI, 18).
Давно сказал талантливый поэт нашей эпохи В. Маяковский то, что мы можем повторить и теперь:
«Республика —
многим бельмо в глазу,
и многим
охота сломать ее.
Нас
штык
от врагов
защищает в грозу,
а в мирный день —
дипломатия».
И надо отметить, что наша дипломатия—талантливая и целеустремленная: она всегда четко формулирует свои неизменно мирные предложения и настойчиво и выдержанно их защищает. Не все русские предложения встречают поддержку среди дипломатов других стран. Но зато весь мир становится свидетелем усилий, направляемых русской дипломатией к сохранению мирного существования народов на основе равенства и обеспечения прав трудящихся. Характерно и достойно внимания, что почти всякое мирное заявление русской дипломатии вызывает совершенно противоположный, воинственный отклик в лагере сторонников капиталистической системы. Невольно вспоминаются слова псалмопевца: «Я мирен, но только заговорю, они — к войне» (Псал. 119, 7).
Неустойчивость международного положения, конечно, несколько нарушает наше безоблачное настоящее, но от этого не ослабевает наш ревностный труд на пользу Церкви и Родины, как и не ослабевает наша вера в светлое будущее всего человечества.
Бодро и спокойно встречают в нашей стране верующие люди новый год. Они чувствуют себя членами Церкви Христовой и истинными патриотами. С радостью и духовным удовлетворением отдают они свои силы на служение родному нашему народу. Горячо любя Родину, они сердечно молятся о ее благоденствии и, под водительством Святейшего Патриарха, совершенствуют свою религиозную жизнь.
Архиепископ Фотий