РЕЧЬ, произнесенная перед началом 1948/1949 учебного года в Московской Духовной Академии ректором архиепископом Казанским Гермогеном у раки с честными мощами Преподобного Сергия Радонежского, находящейся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

(15/Х—1948 г.).

Дорогие мои сотрудники на ниве духовного просвещения и вверенные моему попечению возлюбленные питомцы Московской Академии и Семинарии!

В этот торжественный молитвенный час наши души объемлет огонь священного восторга.

По милости Божией, и благодаря неутомимым трудам и заботам Святейшего отца нашего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, мы с вами удостоились величайшего счастья начинать этот учебный год в стенах прежней Московской Духовной Академии, под сенью лаврских святынь и под особым покровительством Преподобного Сергия, игумена Радонежского и чудотворца всея Руси! Велико счастье, велика честь, но, дорогие, велика и та ответственность, какая возлагается на нас!

По воле Промысла Божия и воле мудрейшего Кормчего Русской Православной Церкви Патриарха Алексия, мы с вами поставлены у самых истоков русской православной богословской мысли.

По молитвам Преподобного отца нашего Сергия она цвела и развивалась здесь на протяжении 134 лет, питая словесным млеком миллионы верующих русских сердец и обогащая разум русского пастырства высшим христианским ведением.

Когда мысленно представляешь себе ту грандиозную работу, какую совершила Московская Духовная Академия в прежнее время, то невольно, со страхом и трепетом задаешь себе вопрос: а сможем ли мы со своими слабыми силами сделать хотя что-либо полезное для нашей Русской Православной Церкви и вообще для развития православной богословской мысли?

Общеизвестно положение, что успех каждого дела в значительной мере зависит прежде всего от знания цели, задач и методов предлежащего делания. Поэтому, естественно, и нам с вами необходимо прежде всего осознать характер современной христианской богословской мысли, ее методов и целей действования, а тогда уже мы сможем наметить пути и способы собственной работы на пользу православной богословской мысли.

Итак, что же представляет из себя история христианской мысли в первой половине двадцатого столетия?

Рождение нового социалистического строя в России, две прошедшие войны, подготовка США 3-ей войны, отразились и на истории

христианской богословской мысли. Она переживает сейчас глубочайший кризис. И сейчас еще трудно сказать, чем он завершится. Ясно одно, что в истории богословской мысли первой половины нашего столетия наступила переходная эпоха. По нашему мнению, она характеризуется тремя главными направлениями или особенностями.

Первая особенность характеризуется пробуждением у народов религиозного чувства, усиленным исканием религиозных путей для успокоения мятущихся душ, оздоровления человеческих отношений и переустройства общественной жизни.

Вторая особенность состоит в развитии экуменического движения, или, так называемого, практического христианства.

Третьей особенностью переходной эпохи богословской мысли, имею щей особенный интерес для нас, является модернизация вселенского православия, доселе в чистоте и неповрежденности охраняемого Восточной Церковью.

Какое же из этих трех направлений будет особенно созвучно русским православным духовным школам?

Чтобы дать правильный ответ на поставленный вопрос, нам необходимо сейчас же, хотя в самых общих чертах, коснуться этих направлений и установить их наличие в действительности, и дальше — их смысл и значение.

Оживление религиозного чувства, религиозных исканий среди народных масс — составляет неоспоримый факт. На протяжении первой половины XX века как у нас, так и в особенности за границей, происходили многочисленные религиозные съезды, конференции, поместные соборы, на которых разбирались догматические, канонические, богослужебно-обрядовые и др. вопросы церковной практики. Оживленный интерес при обсуждении этих вопросов, порой попытки претворить в жизнь те или иные решения религиозных съездов, говорят о действительном религиозном воодушевлении верующих масс.

Этот пробудившийся интерес к религии является особенно близким нашим духовным школам, ибо на базе этого движения они вызваны к жизни. Ясно, задача их деятельности должна прежде всего выразиться в том, чтобы наступившее полноводие религиозного чувства у русского народа ввести в догматико-каноническое русло Православной Церкви. Характер этой задачи определяет и наши дальнейшие отношения к остальным двум особенностям современной нам переходной эпохи богословской мысли, и прежде всего к экуменическому движению, в его практической формации.

Вы знаете, что в Амстердаме, в августе 1948 г. происходил экуменический съезд.

Отчеты о работе Ассамблеи Экуменического совета в Амстердаме уже опубликованы в печати.

Сейчас во многих странах организуются отчетные собрания о проделанной работе.

Так, очень большое заседание состоялось в зале оратории в Париже, 7 октября с/г., под председательством пастора Марка Бегнера, одного из представителей Экуменического совета, избранного в Амстердаме. Все выступавшие делегаты употребляли одно и то же слово: «чудо», для выражения этого единства съезда, той семейной атмосферы, какая царила среди собравшихся из разных стран в Амстердаме.

В Дублине (Ирландия) были организованы два собрания первого октября с/г. под председательством английского Архиепископа Ирландия. Епископ С. Нейль, генеральный секретарь Экуменического совета, обра тился к духовенству, обрисовав основные линии, выявившиеся в Амстердаме, и указал на ту ответственность, которую Ассамблея вверяла Церквам.

В воскресенье, 24 октября, протестантская федерация Франции организует встречу в Страсбурге, на которой выступит г. Виссерт Хуфт, генеральный секретарь Экуменического совета.

Наконец, в Женеве 4 ноября предполагается манифестация в зале Реформации. Г. Виссерт Хуфт будет держать слово. Будет показан впервые фильм Ассамблеи, и все услышат круг тех речей, какие были произнесены в Амстердаме.

С таким упоением рассказывают об экуменическом движении не посредственные участники Амстердамской Ассамблеи, председатели и ее генеральные секретари.

Однако, даже среди протестантов находятся противники экуменического движения.

В трехмесячном журнале «Иреникон» за 1948 г., на стр. 320—326, в рубрике: «Среди разных христиан» мы находим такое сообщение: «Только что образовалось «Общество защиты протестантов от опасности». Дирекция и администрация от Франции: г. пастор В. X. Гиттон, 177, ул. Шарко, Курбевуа, Сена. Администрация от Швейцарии: г. Фред. Бруннер, 11, ул. Ж еде Л’Арк, Женева».

Предполагается защита реформации, которую протестантские руководители приносят в жертву экуменизму. «Мы, — говорят члены этого Общества, — рассматриваем «Экуменическое движение» как в высшей степени опасное направление с точки зрения духовной, так и по самой природе своей, ставящее под угрозу самое существование евангельского мирового протестантизма. Таким образом, если даже в протестантской среде начинают отрицательно относиться к экуменизму, в его практической реформации, за его нигилистическое отношение к догматической стороне христианства, то тем более, нам, православным, не по дороге с экуменизмом.

Если до Амстердама мы могли считать современное практическое христианство логическим завершением крайнего протестантизма с его отрицанием Богочеловеческой личности Христа, семи таинств, Присно девства Девы Марии, культа святых и т. д., то после августовской Ассамблеи экуменическое движение обнаружило себя настоящей политической партией, сторонницей поджигателей 3-й кровавой войны, прикрывающейся христианской фразеологией. Правда, в речах, воззваниях Ассамблеи нередко призывается имя Господа Иисуса Христа Спасителя, но ведь это же — лицемерие, так как протестанты, составлявшие большинство Ассамблеи, не исповедуют в полном объеме Никео-Цареградского Символа веры. Свое политическое лицо Ассамблея выразила программой, отражавшей самые острые злободневные политические проблемы. Достаточно сказать, что в работах Конгресса принимал самое активное участие в качестве делегата от пресвитерианской церкви США — Джон Даллес, вдохновитель внешней политики США, один из авторов «Западного блока» и «Жесткой политики» против СССР. От Конгресса христианских церквей Даллес хотел получить постановление, осуждающее коммунизм и, конечно, таковое было дано. Ввиду того, что экуменизм по существу является политическим движением под маркой христианства, он не может быть приемлем нашими богословскими школами.

Остается третья особенность — модернизация вселенского православия. В чем заключается сущность этой модернизации?

Кратко говоря, модернизация вселенского православия выражается в утрате некоторыми главами Восточных Православных Церквей догматико-кафолических оснований в своей внешней деятельности. Прежде всего, это уклонение от догматико-кафолических норм выражается в том, что почти все главы восточных автокефальных Церквей так или иначе увязаны с экуменическим движением. Мы уже знаем, что в этом

движении от вселенского Православия остались одни только богословские термины, но с явно еретическим содержанием. Несмотря на кардинальное расхождение по основным христианским догматам восточные иерархи принимают самое живейшее участие в развитии этого крайнего протестантского движения. Например, у протестантов уже женщины начинают исполнять обязанности пастора. В журнале «Иреникон», в отделе религиозной хроники мы находим такое сообщение: «29 апреля в лютеранской Церкви Дании произошло важное событие. Д-р Ольгард, епископ Фунена, назначил 3 женщин на пасторские должности, из которых одна, м-ль Андерсон, будет отправлять свою должность на острове Фальстера, где еще живучи традиции евангелиста и теолога Грундвича. Посвящавший этих женщин в пасторы напомнил в своей речи, что во время Воскресения Христа, ангел явился святым женщинам и даровал им миссию проповеди». «Поэтому,—говорил епископ, — нужно вспомнить об этом и разрешить женщинам выполнять эту заповедь не только в семье, в школе, но и в общинах последователей Иисуса Христа».

В марте 1948 г. д-р Рейнгольд фон-Тадден из Каира сообщил, что он свое пребывание в Египте использовал для совещания с главами Восточных Церквей по поводу подготовки к Амстердамской конференции.

Ричард Пакье в своей статье: «От конфессионалистской теологии к теологии Экуменической» пишет: «Вот уже 8 лет, как в полдень пасхального Воскресенья в Вестминстерском аббатстве происходит интернациональное и интерконфессиональное богослужение. В этом году (1948) по приглашению Вестминстерского декана, многочисленные делегации церквей: англиканской, Православной, реформатской и лютеранской, Европы и заморских Церквей, приняли в нем участие. Вся Церковь в целом и каждый из ее членов должны не только стремиться к своему собственному спасению, но и продолжать дело Христа, заключающееся в спасении мира от зла, невежества, мерзости, страдания и греха».

Не трудно заметить, что под этим пышным набором слов заключается мысль о равноценности всех христианских вероисповедных систем. Конечно, эта мысль явно еретическая, и она не может быть принята истинно вселенским Православием. Примиренческое отношение к экуменизму возможно только для модернизованного в духе протестантизма вселенского Православия.

Таким образом, для нас ясно, что наши богословские школы могут принимать за норму своей деятельности только Вселенское Православие, зафиксированное в определениях семи Вселенских Соборов и в символических книгах Восточной Церкви.

Богословы католические и, особенно, протестантские упрекают восточное богословие в застое, косности. Князь Владимир, — говорят они, — при крещении Руси купил «жемчужину, прикрытую византийской пылью».

Однако, история Руси и Русской Православной Церкви неопровержимо свидетельствует, что некогда князь Владимир, уподобясь купцу, «ищущему драгоценного бисера», купил чудотворную, животворную жемчужину, излучаюшую из себя и до ныне лучи Божественного учения Господа нашего Иисуса Христа. Вот уже на протяжении 1000 лет мы видим, как свет Христов озаряет и соединяет во единое могучее государство многочисленные славянские племена, рассеянные по великой Европейской равнине. Как из таинственного камня-сердолика проистекают радиоактивные эманации, так точно и из драгоценной жемчужины, купленной в свое время мудрейшим «купцом», князем Владимиром, излучается великая и непобедимая вера русского народа. По лесам и

горам, среди топей и болот она вызвала к жизни удивительные и многочисленные скиты, монастыри и бесчисленные храмы, школы.

Как небо освещается мерцанием светил небесных, так точно и небо Русской Православной Церкви сияет сонмом дивных угодников Божиих. И как велики, обильны и многообразны среди них дивные благодатные дары Святаго Духа! Есть среди них и мученики, и отшельники, и столпники, и Христа ради юродивые. Есть среди них и летописцы, и списатели церковных книг, и дивные устроители монашеских обителей, такие, как например, Антоний и Феодосий Печерские. Есть среди них и витязи, как Борис и Глеб, есть и государственные мужи, как Владимир и княгиня Ольга, есть великие столпы и светила Российской Церкви, как Митрополит Алексий, Петр, Иона, Филипп и Ермоген. Есть такие молитвенники, как Иоанн Кронштадтский. Есть такие подвижники, которые постом и молитвой поднялись на вершину человеческого духа и сподобились дара прозорливости и чудотворения, как например, Преподобный Серафим Саровский и Преподобный Сергий, игумен Радонежский.

Дорогие мои сотрудники и возлюбленные питомцы!

Не чувствуете ли вы, как великий дух Преподобного Сергия реет сейчас над нами? Не слышите ли вы, как из его раки слышится некий тонкий глас, призывающий нас осознать, что мы сейчас находимся в твердыне Русской Православной Церкви, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре? Не возникает ли в вашем сознании представление о ее былом величии и значении не только для Церкви, но и для всего Российского государства? Ведь, здесь, в Лавре, в свое время князь Димитрий Донской вдохновлялся самим Преподобным Сергием на Куликовскую брань с поработителями Русской земли.

В начале XVII века, во время польской интервенции, отсюда неслись пламенные призывы Авраамия Палицына ко всем русским людям — собираться под стяг Минина и Пожарского для свержения поляков, засевших в Москве. В тот момент Троице-Сергиева Лавра была не только идеологическим центром русского патриотизма, но и фактически вела вооруженную борьбу с войсками Сапеги. И сейчас, в напряженные годы для нашего Отечества, мы как бы слышим глас великого патриота Русской земли, Преподобного Сергия, призывающего нас к сбережению православной веры, ибо она является чудесным источником для вдохновения русских верующих людей на служение нашей дорогой Родине по образу Преподобного Сергия Радонежского. Да поможет же в этом нашим богословским школам Святая Троица и Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея Руси Чудотворец!

Архиепископ Гермоген

Система Orphus