ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

Слово, СКАЗАННОЕ В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17, 3).

Жизнь вечная!... Кому из нас, мои дорогие, не близки эти два слова? Кто из нас не думает о вечной жизни, как о том счастье, какое открыто нам нашей верой? Кто не хочет стать достойным наследником этого счастья?

Вопрос о вечной жизни, расстилающейся перед каждым из нас после немногих десятилетий жизни земной, волнует верующего человека в любом его возрасте. У входа в сознательную и самостоятельную жизнь нельзя не думать о том, как нужно жить, как строить внутреннюю, духовную жизнь, чтобы земная жизнь не оказалась бесплодной для этой нескончаемой вечности. В зените жизни мыслью о посмертном бытии верующий человек проверяет правильность своего жизненного пути в эту вечность. Старость стоит у самого порога рождения в жизнь вечную и уже смотрит в нее духовными очами.

Если еще евангельский юноша со своим вопросом: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мрк. 10, 17) искал ответа у Господа Иисуса Христа, то тем более мы, дети Православной Церкви Христовой, «рожденные от воды и Духа» (Иоан. 3,5), в ответе на этот вопрос должны иметь для себя руководство по пути к той жизни, в которой сосредоточен весь смысл нашей земной жизни, ее трудов, ее стремлений и порывов.

И вот, Господь наш Иисус Христос в приведенных словах говорит нам о том, что ведет к вечной жизни. Эти слова Он произнес в Своей молитве Богу Отцу накануне Своих страданий.

О, как торжественны, как величественны эти слова, и какой утоляющей нашу духовную жажду струей живой воды льются они в сердце каждого из нас, мои дорогие!

Жизнь вечная — в том, чтобы знать Единого Истинного Бога и Господа Иисуса Христа, веровать в Него, поклоняться Ему, служить Ему, иметь Его в своем сердце, как величайшее, бесценное сокровище, как источник неисчерпаемой, всеобъемлющей радости и вдохновения в жизни!

Как надо веровать? Слово Божие открывает нам истины нашей веры. Дух Святый через богоносных отцов первого и второго вселенских соборов собрал эти истины во едино в нашем символе веры и научил людей на все времена, как надо веровать в Господа Бога, как знать Единого Истинного Бога!

Мы веруем в Него, как Бога Творца мира видимого и невидимого. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1, 3), —говорит св. евангелист Иоанн Богослов. Бог — Великий Создатель, Художник и Строитель этого мира. Он — Творец человека. Он не только Творец, но и Отец видимого и невидимого мира.

Он — Бог Промыслитель, в руке Которого судьбы народов и царств (2 Пар. 20, 6), Которым «направляются шаги человека» (Притчи 20, 24), без воли Которого «и волос с головы не пропадет» (Лук. 21, 18).

Посланный Богом Отцом Господь Иисус Христос —наш Спаситель, разрешивший Своим искупительным крестным подвигом узы осуждения, висевшего над человечеством, и принесший Себя в кровавую жертву за грехи всего челоловечества.

Мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа, как нашего Нелицеприятного Судию в последний день этого мира на Страшном Его суде.

Он — наш Сладчайший Иисус, в объятиях Которого верные рабы Божии будут наслаждаться вечной радостью в Небесном Иерусалиме, на «новой земле» и под «новым небом» (Откр. 21, 1).

Но знать Единого Истинного Бога — это не значит только веровать а Него.

Мы хорошо должны знать, мои дорогие, апостольские слова: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).

Ведь и любое знание в области жизни человека будет мертвым, если не будет иметь практического применения, не будет проверено и укреплено опытом. Тем более вера, охватывающая все стороны жизни человеческого духа, руководящая сердцем человека, не может быть только знанием истин, открытых нам в Слове Божием. Она должна быть воплощенной в жизнь каждого христианина. И на вопрос юноши: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — Спаситель ответил: «соблюди заповеди».

По делам нашим, по жизни нашей познается действенность и сила нашей веры. Знает Истинного Бога и верует в Него истинной верой тот, кто имеет сердце любящее, сострадательное, смиренное, кроткое, чистое, преданное воле Божией, кто боится греха и вечной смерти, кто алчет и жаждет своего вечного спасения.

В заповедях блаженства Господом Иисусом Христом указаны нам ступени духовного восхождения к Царству Небесному. В многочисленных Своих заветах Господь говорит нам о том, какими путями выявляется вера в жизни христианина: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук. 6, 36). «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7 1). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21, 19).

Знать Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа значит — подражать Божественным свойствам Спасителя: Его чистоте, Его любви, смирению, терпению. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

И это «хождение в законе Господнем» (Пс. 118, 1), эта жизнь по заповедям Христовым углубляет в нас и веру и соделывает нас родными Господу. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного тот Мне брат и сестра и матерь» — говорит Спаситель (Мф. 12, 50)! «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» —учит нас св. апостол Иоанн Богослов (1 Иоан. 4, 16).

Итак, мои дорогие, «знать» Истинного Бога — значит веровать в Него и жить по вере? Да, но не только.

Можем ли мы без помощи Божией не только что-нибудь доброе сделать, но и помыслить о добром? «Без Меня, — говорит Спаситель, — не можете делать ничего» (Иоан. 15, 5). Надо жить со Христом в тесном единении, чтобы иметь эту помощь Божию!

Господь наш Иисус Христос в прощальной Своей беседе с учениками начертал нам образ Своих взаимоотношений с теми, кто за Ним идет, как Его дитя. Он сравнил Себя с виноградной лозой, нас — с ветвями. Он сказал: «Я есмь Лоза, а вы — ветви». «Как ветвь не может принести плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Иоан. 15, 4—5).

И не только вера и добродетельная жизнь нас связывают так с Господом, как ветвь связана с лозой, но и наша жизнь во Христе и со Христом в сердце: ветвь питается теми соками, какие текут в нее из ствола.

Для того Господь и основал Свою Церковь и оставил в ней залог Своего всегдашнего пребывания в ней — Св. Духа, чтобы мы, питаясь благодатию Св. Духа в таинствах Церкви, жили с Господом в самом тесном общении, сливаясь с Ним во едино! Святейшим из таинств, величайшим средством этого сопребывания нашего с Господом, с Божественной Лозой, является св. Причащение. Через его посредство мы душой и телом соединяемся со своим Господом и Отцом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Иоан. 6, 56).

Носите всегда в сердце, мои дорогие, эти слова Христовы о том. что Он — Лоза, а мы должны быть ветвями этой Лозы! Только тогда ветвь жива и плодоносит, когда живет одной жизнью со стволом! Сломанная или оборванная ветка засыхает.

В таинствах и благословениях Св. Православной Церкви преподается нам эта благодатная сила Св. Духа, связующая нас с Божественной Лозой, укрепляющая нашу веру, возбуждающая нас к добрым делам и делающая нас твердыми на пути исполнения заповедей Христовых.

И чтобы поить свою бессмертную душу струями этой благодати, надо принадлежать к Св. Православной Церкви, надо иметь ее своей духовной матерью! Только она одна — хранительница и раздаятельница этого Божественного сокровища! Только ей вручил Основатель Церкви Господь Иисус Христос это духовное богатство неисчерпаемое, чтобы она и раздавала его людям, ищущим вечного спасения и жаждущим «знать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа».

Дорогие мои! Веруйте тою верою, какой мы научены Словом Божиим и нашей Св. Церковью! Живите по вере, «покажите веру из дел своих» (Иак. 2, 18)! Для укрепления веры и доброй христианской жизни, для возрастания духовного, для питания своей души, — открывайте свое сердце навстречу токам Божественной благодати, преподаваемой нам в Св. Церкви! Крепко держитесь за ризу Матери-Св. Церкви, будьте живыми детьми Православной Церкви!

Это и значит «знать Истинного Бога». Это — путь к жизни вечной, в которую вошли наши предки, в которую войдет каждый из нас!

Будем же верными детьми Своего Небесного Отца, и врата жизни вечной, жизни в вечном блаженном общении с Богом, — откроются перед нами.

Митрополит Николай

Система Orphus