ОРГАНИЗОВАННОСТЬ И ДИСЦИПЛИНА, КАК ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

В первой главе книги Бытия, в которой повествуется о днях творения, не раз упоминается о том, что Господь, созидая вселенную по плану Святого Божественного Промышления, последовательно созерцал отдельные части сотворенного мира, как бы для того, чтобы убедиться в их красоте и совершенстве. «И увидел Бог, что это хорошо». Такая констанция повторяется пять раз (Быт. I, 10, 12, 18, 21, 25). После шестого дня, когда был сотворен человек и завершено все мироздание,— подводится итог всему, и констатация приобретает особую силу и значение. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31).

До сотворения мира «земля была безводна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. I, 2). Иначе говоря, имел место неорганизованный хаос. Сотворение мира — это замена хаоса организованным бытием, притом бытием общественным, поскольку в него входили человек (мужчина, женщина) и животные.

Таким образом то, что мы называем на нашем человеческом языке организованностью, находит свой прообраз и свое изначальное происхождение в библейском факте сотворения мира. В этом есть большая поучительная сторона. Сам Господь указывает нам, что каждое наше дело, за которое мы беремся, или которое нам вверено, не может быть успешным, если оно будет вестись хаотически, а не организованно. И, с другой стороны, организованность требует от нас не только проведения работы по плану (первый признак организованности), но и периодической проверки выполнения отдельных частей плана (по примеру Самого Господа, время от времени созерцавшего и одобрявшего отдельные части творения).

Сразу же за организованным созданием мира Господь установил определенные условия для жизни первого человека — Адама — в раю. Ему разрешено было есть плоды от всех деревьев, но запрещено прикасаться к дереву познания добра и зла (Быт. II, 16—17). Мы бы сказали на современном языке, что была введена дисциплина.

Организованность и дисциплина — вот те основные факты и понятия, которые, как видим, ярко выступают на заре человеческого бытия.

Известно, что Адам нарушил заповедь Божию. Нарушила ее и жена его Ева. Адам, пытаясь оправдаться, сказал Господу: «Жена, которую Ты мне дал, она мне дала от дерева, и я ел», а Ева, стремясь к такому же самооправданию, сказала: «Змей обольстил меня и я ела» (Быт. Ill, 12—13). Но отговорки не помогли. Господь сурово наказал Адама и Еву за нарушение дисциплины. Он изгнал их из рая, и заставил Адама трудиться в поте лица его, а Еву — в болезнях рождать детей (Быт. III, 16—19).

Известно также, что прежде чем сотворить мир видимый, Господь сотворил мир невидимый, т. е. ангелов. Один из ангелов — Денница — наиболее близкий к Богу, возгордился, перестал слушаться Вседержителя и захотел сам стать равным Богу. За это Господь низвергнул его в бездну, проклял и наименовал диаволом. Вместе с ним низвергнуты были и некоторые соблазненные им ангелы. И на этом примере мы также видим, как сурова была карающая десница Божия, на первых порах существования сотворенного мира, в отношении нарушителей установленных Богом правопорядка и дисциплины.

Св. отцы Вселенских и поместных Соборов, несомненно, имели в виду эти библейские примеры и в какой-то мере руководствовались ими, когда равным образом выносили свои суровые постановления в отношении священнослужителей и мирян, повинных в нарушении догматических, канонических, нравственных и бытовых устоев (извержение из сана, отлучение от Церкви, разные дисциплинарные взыскания). Регламентируя жизнь Христианской Церкви, они мудро и взыскательно подходили к разрешению отдельных вопросов, стараясь не о том, чтобы проявить особую милость и снисхождение к нарушителям закона, но о том, чтобы очищать Церковь от чуждых ей наслоений и решительно пресекать всякую попытку к нарушению церковной дисциплины. Такая практика подкреплялась и евангельским примером Самого Спасителя (изгнание торгующих из храма), а также наставлением Апостола: «измите злаго от вас самех» (I Кор., V, 13).

Итак, в Церкви не может быть хаоса, не может быть самочиния и своеволия, но все должно основываться на канонах и на послушании младших старшим. В этом и состоит церковная дисциплина. Архиереи безоговорочно подчиняются Патриарху, священнослужители также безоговорочно подчиняются своему епархиальному архиерею, а миряне — духовнику, настоятелю прихода. Если бы это было не так, то мы имели бы дело не с Церковью, а с простым сборищем людей, преследующих свои личные, подчас своекорыстные интересы. В Церкви же все должно быть «благообразно и по чину» (I Кор. XIV, 40).

Возвращаемся к примерам Ветхого Завета. Вождем еврейского народа Господь избрал Моисея. Такую честь Моисей заслужил тем, что горячо любил свой народ. Через Моисея Господь даровал евреям синайское законодательство. Евреи и дали обет во всем слушаться Моисея, как посредника Божия. И так, действительно, продолжалось известное время. Но затем наступил момент, когда евреи, странствуя по пустыне, усумнились в обетованиях Божиих и устрашились хананеян, полагая, что хананеяне победят их, а дети евреев погибнут в пустыне. В виду этого евреи хотели убить Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева, а потом вернуться обратно в Египет, из которого были выведены. Но Господь не допустил этого. «За то, что вы не поверили Мне и побоялись вступить в землю Ханаанскую, теперь ни один из вас не увидит ее... Вы будет сорок лет странствовать по пустыне, и все там умрете. А детей ваших, за которых вы боялись, я введу в землю обетованную» (Числ., XIV).

Как часто домыслы человеческие, рассчитанные до тонкости, обоснованные всякими вескими на первый взгляд аргументами и соображениями, посрамляют людей, подобно древним евреям, а воля Божия пребывает во век!... Для нас важно в данном случае отметить, что евреи в пустыне оказали непослушание Богу, пытались предпринять какие-то собственные действия, вплоть до убийства своего вождя Моисея, то есть грубо и кощунственно нарушили установленную священную дисциплину, и за это были весьма сурово наказаны. Так, Господь, еще со времен Ветхого Завета, многообразными примерами, приучает нас, чад Христианской Церкви, к послушанию и к хранению церковной дисциплины.

Но есть в Ветхом Завете и пример исключительного, необыкновенного послушания Богу, пример соблюдения Божественной дисциплины вне зависимости от всяких человеческих настроений и соображений. Это — жертвоприношение Авраама, о чем подробно рассказывается в 22 главе Бытия. Господь, желая испытать веру Авраама и степень его послушания, повелел ему принести Себе в жертву единственного сына его Иса'ака. Беспрекословно подчинился Авраам повелению Божию и готов был занести нож над Исааком, но Ангел Господень удержал руку его. Исаак был отпущен, а в жертву принесен запутавшийся в кустах ягненок. Такого бездумного послушания, такого безукоризненного хранения церковной дисциплины требует Господь и от Своих последователей в Новом Завете. В первую очередь это относится к священнослужителям, затем — к мирянам.

Величавый и яркий пример такого же бездумного, святого послушания являет нам, на пороге Нового Завета, Пресвятая Дева Мария. Услышав благовестие Архангела Гавриила о рождении от Нее Спасителя мира и сделав краткое замечание о том, что она не знает мужа, на что Архангел ответил ей о рождении Спасителя силою Св. Духа, Пречистая Дева не испугалась, не расстроилась, не стала противоречить, но поразительно спокойно и углубленно-радостно сказала: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. I, 38). Безграничное смирение, необыкновенная чистота душевная и святость, превосходящая ангельскую, помогли Ей оказаться послушной велению свыше, несмотря на всю его неожиданность и непредусмотренность. Несомненна зависимость послушания от смирения. На многочисленных примерах мы видим и убеждаемся и теперь, что люди гордые и самомнительные склонны к раздорам и непослушанию, а люди смиренные, богобоязненные считают послушание естественным и здоровым началом церковной жизни. Но Бог гордым противится, смиренным же дает благодать.

Совершенство смирения и послушания явил в Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос. «Он, будучи, образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп. II, 6—8). Если Господь так смирил Себя из послушания воле Отца Своего Небесного, то что же могут сказать в свое оправдание гордецы и себялюбцы, не желающие подчиняться воле своих духовных наставников или своего духовного начальства?

Во время сорокадневного пребывания в пустыне Господь Иисус Христос, по человеческой природе Своей неоднократно и многоразлично был искушаем диаволом, который пытался отвлечь Его от предназначенной Ему великой миссии и понудить Его снизиться до обыкновенных земных интересов и потребностей. Но Господь мудро и богооткровенно отвечал искусителю, отвергнув все его прельщения. И посрамленный диавол отошел от Христа (Мф. IV, 1—11; Лк. IV, 1—13). Это—великий пример борьбы с искушениями, с соблазнами, в том числе и с соблазном непослушании. Сам, изначально нарушив послушание Богу, диавол всюду ищет возможность посеять смуту и самообольщение, усилить личный эгоизм («будете, яко боги») и, в конечном счете, послушание заменить своеволием. Величайшей бдительностью должны обладать пастыри и миряне, чтобы не сойти с пути благодатного послушания на путь противления и самочиния, внушаемый врагом рода человеческого.

Спаситель был в повиновении у Пречистой Матери Своей и у нареченного отца Своего Иосифа (Лк. II, 51). Во время суда сам Иисус Христос оказывал повиновение Анне, Каиафе и Пилату, несмотря на то, что это был суд неправедный (Мтф. XXVI, 57 —XXVII, 32; Марк. XIV, Лк. XXII; Ио. XVIII, и др.). Св. апостолы организовали в разных частях земли Церковь Божию на началах, завещанных Спасителем, и требовали от пастырей и всех христиан беспрекословного послушания их указаниям, содержащимся в Посланиях Апостольских. Можно сказать, что эти указания были категоричны и бескомпромисны, несмотря на проникающий их дух христианской любви и отеческого попечения. В этом нетрудно убедиться из ознакомления с посланиями величайшего апостола языков — св. Апостола Павла, написавшего наибольшее количество посланий.

Армия любого государства не может существовать без дисциплины. Без дисциплины армия развалится. Так и духовная армия верующих сильна своею дисциплиною. Если этого духовного цемента у верующих не будет, они расколятся на партии, на сектантские объединения, на различные квази-религиозные группировки. То же самое относится и к епископату, и к пастырству. Среди тех и других должна быть образцовая дисцйплина. Благодаря ей Святейший Патриарх с одной стороны, и епархиальные архиереи с другой, беспрепятственно осуществляют стоящие перед Русской Церковью высокие религиозные и патриотические задачи.

А. Ф.

Система Orphus