"И некоторые фарисеи из народа сказали Ему: — Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: "Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк. 19, 39—40).
У английского писателя Уэллса есть фантастический роман «Борьба миров»; фабула его несложна, но производит жуткое впечатление: на территории Англии падает несколько снарядов с Марса, из которых выходят чудовища—марсияне и производят страшное опустошение — все горит, разрушается, все живое умирает, оставшиеся единицы обращаются в паническое бегство, вся страна представляет собою сплошной кошмар.
Лицо, от имени которого ведется повествование, в одном из разрушенных домов встречается со священником, которого он наделяет множеством отрицательных черт: жадность, эгоизм, малодушие, совершенное нежелание считаться с другими, пренебрежение ими — одно «я» — эгоцентризм. Несколько дней они живут вместе, тяготяся друг другом, стараясь скрыть друг от друга последние остатки недоеденной пищи, наблюдая все ужасы, ожидая неизбежного конца — мучительной смерти.
Надежд, перспектив никаких... И вот священник обращается к Господу — «Прав Ты, Господи, и справедливо поражаешь нас. На мне проклятие Твое, на мне и подобных мне. Мы согрешили перед Тобою, мы были недостойными своего звания. Кругом горе, нищета; бедных топтали в грязь, а я стоял и смотрел. Я проповедывал терпение — жалкий безумец! Вместо того, чтобы восстать и громить нечестивых, хотя бы мне за это пришлось поплатиться жизнью и призывать утеснителей к раскаянию, — я молчал. Я слишком долго молчал... Пора мне свидетельствовать о Господе! Горе нечестивому городу! Горе, горе, горе! Трепещите земные! Прозвучала труба! Говорить надо! Глаголом жечь сердца людей. Я должен свидетельствовать о Господе! Я слишком долго молчал».
Это произведение и эти слова неоднократно приходили мне на память при чтении в газетах о выступлениях некоторых церковников — «Таймс», «За рубежом». Да, думалось, — «время говорить».
В последнее время, особенно после происходившей в Нью-Йорке сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с выступлением Вышинского, Мануильского, с разоблачением всех сановных плутократов «поджигателей войны», особенно открытой стала «борьба миров», двух мировоззрений.
Мы — русские церковники счастливы, радуемся, что именно наш народ, уже раз спасший мир от ужасов фашизма, устами своих представителей снова предостерегает мир от возможности повторения подобных кровавых гекатомб, стремится объединить все прогрессивное, демократическое человечество.
Каждое слово наших представителей долетало к нам из-за океана, как набат, как призыв... И многие, многие отозвались. Все, что есть лучшего, честного среди зарубежных церковников, все, кто видит, куда идет мир, могли сказать с героем повести Уэллса: «Я слишком долго молчал! Говорить надо! Глаголом жечь сердца людей!» Вот перед нами целый ворох газетных вырезок... 7 ноября 1947 г. выступает настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон по случаю 30-й годовщины Октябрьской революции, его речь передавалась по австралийскому радио: — «Россия не хочет воевать, она желает иметь дружественное отношение с Западом... Россия хорошо сознает, как заявил мне сам Сталин, трудности, связанные с мировым решением проблем мирного времени. Россия желает, чтобы были найдены мирные решения, и они могут быть найдены. Россия сделала большой позитивный вклад, и мы приветствуем ее за это сегодня» («Амурская правда» 12/ХI—47 г.).
Несколько ранее этот же Джонсон захотел выступить в Калифорнии — «Владельцы единственного имеющегося в Лос-Анжелосе зала потребовали права подвергнуть цензуре его речь. Владельцы зала также потребовали, чтобы был внесен залог в две тысячи долларов, как гарантия того, что Джонсон не отклонится от одобренного текста» («Известия» 29/Х—1947 г.).
Вот она страна «прославленных» свобод, вот те, которые считают, что у них церковь свободна, что у них полнейшая гражданская свобода! И после этого они еще имеют наглость говорить о рабском подчинении церкви у нас! Да, верно — «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3).
Вот еще сообщение: «12 видных американских священнослужителей различных вероисповеданий выступили с совместным протестом против военной пропаганды и публичных заявлений, вызывающих у народа чувство беспокойства и даже побуждающих думать о войне» («Правда» 6/XI—47 г.).
Да, голос совести заставляет их говорить, они не могут молчать...
Еще... 11/XI в Лондоне выступает Архиепископ Йоркский д-р Кирилл Гарбет, который в прошлом месяце посетил Чехословакию, Болгарию и Югославию. Он заявил: «Я вернулся из поездки по Европе убежденный в том, что мы, в Англии, не должны откликаться на призывы, с которыми по временам обращаются к нам с другой стороны Атлантического океана, призывая занять позицию против России и против коммунизма».
По мнению всех тех, с кем приходилось беседовать д-ру Гарбетту, будь то коммунисты или не коммунисты, основная надежда для них заключается в союзе с Россией. С другой стороны, они заинтересованы в тесной дружбе с Англией и другими странами на Западе («Амурская правда» 16/ХI—1947 г.).
Это голос объективного наблюдателя, своим христианским сердцем, широким умом понимающего смысл происходящих событий, это голос ответственного лица, знающего, что к его авторитетному мнению прислушиваются миллионы не только верующих людей; это голос внутреннего убеждения, голос совести, это потребность сказать то, чем полна душа: «мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. Ап. 4, 20).
Вот тоже не лишенное интереса сообщение!
«15/ХI—1947 г. в Лондоне Общество англо-советской дружбы и Британский Совет борьбы за демократическую Германию организовали митинг, на котором председательствовал священник Стэнли Эванс (председатель Общества англо-советской дружбы), где он заявил, что «величайшим политическим бедствием послевоенного периода является то, что Запад не смотрит на вопрос о репарациях в Германии глазами Минска, Киева и разоренных районов Белоруссии и России. Каждый, кто видел эти разрушения, поймет точку зрения Советского Союза, который утверждает, что было бы несправедливо и неразумно восстанавливать Германию, не заставивши заплатить репарации за то, что она разрушила» («Известия» 17/XII—1947 г.).
Это опять-таки голос человека-священника, общественного деятеля большого масштаба, слушающего веления своей совести, идущего «во имя прекрасного против течения».
Еще свидетельство: в Нью-Йорке 15/XI—1947 г. Национальный Совет американско-советской дружбы устроил банкет, на котором присутствовали наши представители на Генеральной Ассамблее тт. Вышинский, Мануильский, Киселев, наш консул в США Ломакин, а председательствовал известный астроном профессор Гарвардского университета Шепли... В числе выступавших был священник и публицист Фритчман, который заявил, что между СССР и США нет неразрешимых проблем, призывал к укреплению американско-советской дружбы («Известия» 17/XI—1947 г.).
По словам «Известий» 9/XII—1947 г. на происходящем Всегерманском конгрессе единства в числе делегатов, борющихся за единую демократическую Германию — епископ Тюрингинский Митценхойм, член Христианско-демократического союза из Баварии профессор Бругш.
Вот еще — румынская газета «Универсул» публикует послание митрополита Юстиниана к румынскому духовенству, в котором подчеркивается значение преобразования Румынского королевства в Народную республику и указывается, что Церковь должна бороться за укрепление ее: «Я призываю румынское духовенство к беззаветному труду, — говорит Юстиниан, — в целях создания нового человека, борющегося за мир, братство трудящихся» («Известия» 4/I—1948 г.).
Орган христианско-демократического союза «Фран-Фурктернейс пресс» предостерегает, что «антикоммунизм уже был один раз использован для вручения сумасшедшим и преступникам политической власти в Европе» («Новое время» 1948 г., № 2).
А вот коротенькая заметка — «14 ноября прибыл из Бейрута в Москву для встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Митрополит Ливанский Илия в сопровождении Василия, архимандрита. Антиохийского Патриарха» («Известия» 15/XI—1947 г.).
Что это? Обычный визит? Акт церковной дипломатии? Желание опереться на более сильного?
Нет, это хлубокопродуманный ответственный шаг, чреватый многими последствиями, шаг человека, который семь раз отмерил, прежде чем один раз отрезать, шаг человека, который сознательно делает выбор — с кем ему итти.
Это особенно станет ясно, если вдумаешься в сообщение, что «Ливанское правительство запретило деятельность Общества друзей Советского Союза, что полиция в Бейруте устроила налет на помещение общества» («Новое время» 1948 г., № 3).
При такой ситуации поездка Митрополита Илии в Москву — уже подвиг — «во имя прекрасного против течения».
Такие примеры далеко не единичны: «10/I с. г. в Москву прибыла церковная делегация Албанской Православной Церкви в составе архимандрита Пашко Водица, протоиерея Дмитра Коконеш и священника Лазаря Поповича» («Известия» 11/I—48 г.).
Что их влечет сюда? Какая сила притягивает? Чего они ищут? К чему стремятся? — Богатая опытом столетий, умудренная славными традициями прошлого, горящая пламенем любви Иоанна, крепостью Петра, мудростью апостола языков Павла, Церковь Православная Российская, ведомая по морю житейскому мудрым кормчим — Святейшим Патриархом Алексием, взявшим руль из рук Приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия, является тем немеркнущим светочем Христовым, к которому тянется оттуда, из-за рубежа, все христиански мыслящее, передовое, истинно-демократическое.
Разве наша Церковь может быть иной? Разве ее кормчий мог взять иной курс?
Разве не к каждому из нас относятся слова апостола Павла: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»! (1 Тим. 4—12).
Разве все приведенные свидетельства не говорят, что сердца многих-церковников там, на Западе, бьются в унисон с нами? Что они также полны желания в этой «борьбе миров» стать на стороне борющихся за идеалы всечеловеческого братства, всего прогрессивного, светлого, полны стремления прекратить те ужасы, которые человечество переживало в этой всемирной бойне и всячески поддерживать ту позицию, которая выдвигается нашими государственными деятелями, борющимися за мир во всем мире?
И много таких свидетельств... Их не перечтешь...
«И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о.... и других..., которые верою побеждали царства, творили правду..., заграждали уста львов, угашали силу огня..., укреплялись от немощи..., прогоняли полки чужих...» (Евр. 11, 32—34).
Имена их Ты, Господи, веси...
Не могу отказать себе в большом удовольствии привести еще одну вырезку из газет; правда, автор ее — не церковный или общественный деятель, это вовсе незаметный человек — это верующая женщина мать, у которой два сына воевали на войне, и которая сама делала все, чтобы способствовать ее успешному окончанию. Обращаясь к Вышинскому она пишет: «Я благодарю Вас за Вашу храбрую речь против поджигателей войны. Вы сказали правду, и Бог благословит Вас. Я никогда не была в Вашей стране, но всякий, у кого есть глаза, мог бы составить свое мнение во время ужасов войны. Так сделала и я. С тех нор я люблю Вас, русских» («Правда» 31/Х—47 г.).
Ей вторит Бруклинская домохозяйка Б. Е.: «Я считаю, что Советская делегация в ООН проводит смелую и замечательную работу на пользу свободолюбивых народов всего мира. Руководство Вашей Страны делает самое ясное, честное предложение, направленное на установление мира во всем мире. Американские фашисты стремятся к господству, но время работает против них, а будущее на стороне народных сил» (Ibidem).
Это ГОЛОС не политического деятеля, не человека, стоящего у кормила правления, не человека уподобляющегося флюгеру, а человека рядового, обывателя, всем своим простым, чистым сердцем понявшего, где ложь и где правда, человека устремляющего свои взоры туда, где осуществляются мечтания выдающихся людей всех веков, где утопия претворяется в действительность, где идеи облекаются в плоть...
Невольно приходят на память пророческие слова великого писателя-христианина Н. В. Гоголя... «Почуются иные, еще доселе небранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, приидет муж одаренный божескими доблестями, или чудная русская девушка, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мертвыми покажутся перед ними все добродетельные люди всех других племен, как мертва книга пред живым словом! Подымутся русские движения... и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов...
Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ!... Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства» («Мертвые души»).
Вот оно пророческое прозрение в великое назначение земли Русской...
Вот оно — «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (в духовном понимании) и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24, 17).
Чаяния человечества, борьба света и тьмы, добра и зла, востока и запада, закончится победой всего светлого, чистого, прекрасного, «Мир устанет от мук, захлебнется в крови и поднимет к любви, беззаветной любви очи полные скорбной мольбой» (Надсон).
Протоиерей Анатолий Левицкий.