«МИР МИРОВИ ТВОЕМУ ДАРУЙ»

В своем послании от 7 ноября 1947 г. Святейший Патриарх Алексий писал: «Да будет она [наша Родина. Н. X.] и впредь стражем и глашатаем благословенного мира для всех народов». А Предстоятели и Представители Православных автокефальных Церквей в своем обращении к христианам всего мира (от 17 июля 1948 г.) сказали так: «Никто не станет оспаривать, что империалисты, большие и мелкие, террористы, диктаторы и человеконенавистники всех видов взяли на себя сатанинскую роль подстрекателей и подготовителей нового сумасшедшего человеческого самоистребления». И опасения Предстоятелей Православных Церквей и убежденность Патриарха Алексия в великом назначении нашей Родины, — все это имеет бесспорные основания.

Разве не видно всем, что сейчас, когда наша Страна, успешно залечивая раны минувшей войны, стремится к одному только миру между всеми народами, желает уничтожения всех причин, порождающих ненависть и злобу между людьми, — сейчас, в этот именно момент, мы слышим истерические вопли о необходимости новых военных союзов, о создании мощных стратегических баз, о новых войнах и новых переделах мира. Разве то, что мы видим в Греции, Китае, Индонезии, Палестине не война? Разве «доктрина Трумэна», пресловутый «план Маршалла» — это не есть беззастенчивое наступление на демократию, наступление на суверенитет народов и на подчинение их жадным заправилам Уолл-Стрита?

Разве последние выступления Черчилля у себя дома и англо-американского блока на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН не показывают всему миру опасности атомной дипломатии?

Отсюда опасения всех простых людей, всех христиан не по имени только — вполне понятны. Но Ватикан всю эту человеконенавистническую политику силы, доллара, нажима на демократические и прогрессивные идеи, все гнусные антисоветские выступления объявляет согласной с политикой «святого престола». Положим, для Ватикана здесь нет ничего удивительного и нового, ибо «доблестью непогрешимого наместника Бога на земле, папы Пия XII, является в глазах его почитателей... участие в разжигании братоубийственных войн, в борьбу с демократией и защита фашизма» [1].

Папе мы не удивляемся.

Но некоторым Представителям Православной Церкви, ориентирующимся на дешевую и избитую пропаганду о коммунистической опасности не следовало бы раздирать «хитон Христов» и (вольно или же невольно) объективно лить воду на мельницу фашиствующих долларо-поклонников.

Сейчас для всех должно быть предельно ясно, что «мир разделился на два лагеря» [2]: на лагерь империалистов англо-американского блока, замышляющих о войне против СССР, и стран новой демократии, желающих подчинить своему капиталу Европу и Азию, и на лагерь непрерывно растущих демократических сил, сплачивающих все передовое человечество и возглавляемых Советским Союзом.

СССР ярко демонстрирует свое желание мира. Возьмем хотя бы последнее постановление Правительства СССР «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов, для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР».

О чем оно говорит? Да только о том, что наша Страна, планируя такие грандиознейшие работы, думает исключительно о мире. И лучшей зарубежной печатью этот акт расценивается как «создающий атмосферу надежды и мира». Этот акт и им доказывает, что СССР «видит спасение человечества в победе над природой на благо человечества, а не в ужасах атомной бойни» («Известия» от 28 октября 1948 г., стр. 3).

Да, мы знаем, что «глаголы вечной жизни» у Христа, но и по Христу в нормальной человеческой жизни не должно быть места господству, рабству, эксплоатации; жизнь людей должна основываться на законах любви и служения больших меньшим [3]. Слова Спасителя: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 25—26) — говорят сами за себя. Ведь и со Своей проповедью Господь, главным образом, обращался к труждающимся и обремененным (Мф. 11, 28) и к людям труда, простыми неученым (1 Кор. 1, 26—29). Христос показал, что эти простые люди не только не хуже книжников, фарисеев и знатных «мира сего», но. часто и лучше их (Мф. 20, 16 и др.).

И значит, вполне закономерно, если христиане и с гражданской и с религиозной точки зрения будут защищать дело мира. Процесс развития человеческой жизни и человеческого общества зависит от самого человека и от самого общества (Мф. 7, 12). Христос дает руководящую линию поведения (Мф, 10, 28; Иоан. 4, 7—11) в направлении к абсолютной общечеловеческой цели (Мф. 5, 48), одним из важнейших звеньев которой и является мир между народами. Всех же «миротворцев» — типа Черчилля, Даллеса и др. еще апостол Иоанн давно назвал «лжецами» (1 Иоан. 4, 20), ибо их какая-то зоологическая ненависть к большинству трудящихся людей резко проявляется и в делах и в словах. Ведь они уже дошли до того, что не стесняются заявлять перед миром о своих разбойничьих и захватнических планах. И это понятно, ибо «политика нынешних руководителей США и Англии есть политика агрессии, политика развязывания новой войны» (Сталин — «Правда» от 29 октября 1948 г.).

«Но все эти преступные попытки поджигателей новой войны должны кончиться позорным провалом» (Сталин). «Тьма не должна объять свет», если, конечно, «сыны света» будут активно противодействовать черным замыслам поджигателей войны, если мы будем едины в том, чтобы не быть «орудиями темной силы» [4].

[1] "Ж. М. П." "Специальный номер" 1948 г., стр, 24.

[2] Ср. Мф. 18, 1—4: Лук. 20, 25—27; Иоан. 13, 4—15 и др.

[3] "Ж. М. П." Специальный номер 1948 г., стр. 12.

[4] "Ж. М. П." Спец. номер 1948 г., стр. 32.

Система Orphus