ЗЕМНОЙ И НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Слово, сказанное в Троицком Соборе г. Подольска Московской области

«Светися, cветиcя, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия».

(Из канона в день Святой Пасхи).

Есть у нас, дорогие мои, в церковном году особый праздник, совершаемый 13 сентября во славу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

В этот день мы призываемся Церковью перенестись своей душой в Иерусалим, но не в годы земной жизни Господа Иисуса Христа, как во все великие двунадесятые праздники, а в тот благословенный день 335 года, когда в Иерусалиме торжественно совершалось освящение храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином и равноапостольной матерью его Еленой на месте Живоносного-Гроба Господня и святой Голгофы.

Так как Св. Церковь в этот день в своих песнопениях прославляет Воскресшего Господа, в какой бы день недели ни случился этот праздник, то самый праздник простой русский народ назвал «словущим», то есть «так называемым» Воскресеньем в отличие от дней воскресных.

Это событие стало праздником на все времена и для всех православных народов. Еще бы! Для православного христианина нет на земле места священнее Палестины и ее сердца — Иерусалима. Святая земля! Это — благословенная небом и землей страна. Иерусалим! Это — город, увидевший последние дни и часы земного подвига Богочеловека. Это — земля, которая приняла в себя капли пота, стекавшего с лица Христова по пути на Голгофу, и капли бесценной Крови, излившейся из истерзанного Тела нашего Сладчайшего Спасителя. Иерусалим — это хранитель величайшей святыни христианского мира: здесь покоится то ложе, в котором тридневно возлежало Божественное Тело Христа Бога нашего. Здесь же, под сводами освященного в 335 году храма Воскресения Христова, возвышается Голгофа, на которой, вися на кресте, испустил Свой последний вздох Искупитель мира.

Кто из православных людей всего мира, любящих Господа своего, не носил в сердце мечты побывать на Святой Земле, облобызать своими грешными устами ее святыни, сложить у их подножия лучшие, чистые порывы своей души, своей веры, своей любви к Сладчайшему Спасителю и облить святые места слезами своего умиления и благоговения? А кому Господь дал это счастье прикоснуться к «Земле Господней» (Пс. 84, 2), тот всю жизнь носил эти священные переживания в сердце, считал радостью делиться ими с теми, кто не мог побывать в Палестине, и их уносил с собою в ту жизнь, где истинный раб Божий лицом к лицу увидит Господа своего.

Как только вступает паломник на землю священной страны, его сразу обнимает благоговейный трепет: ведь это — земля, исхоженная стопами Господа нашего Иисуса Христа! Эти огромные камни, холмы, скалы видели Господа, когда Он проходил мимо них. Это безоблачное летом палестинское небо было простерто над Богочеловеком и горячее южное солнце ласкало Его своими лучами. Вот по этим дорогам, соединяющим Иерусалим с Иерихоном, Иерусалим с Назаретом, — дорогам с их крутыми поворотами, ходил окруженный учениками и народом Христос. Здесь колосились те поля, идя мимо которых, Спаситель учил Своих апостолов, срывавших колосья, тому, что не человек создан для субботы, а суббота для человека (Мрк. 2, 23—28). Вот колодец Иаковль, у которого сидел Божественный Учитель на пути через Самарию и беседовал с женщиной самарянкой о «воде живой».

В окрестностях Иерусалима на высоком месте стоит белокаменный Вифлеем с местом рождения Спасителя мира, покрытым сейчас под сводами храма серебряной звездой. О нем пророчествовал Михей за 700 лет до Рождества Христова: «И ты, Вифлеем, мал ли ты между тысячами Иудинами? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).

Невдалеке от священного города — Вифания с гробницей воскрешенного Господом Лазаря; на пути к Иордану — евангельский Иерихон, Сорокадневная гора — место подвигов, поста и молитвы, подъятых на Себя Господом. На восток от Иерусалима несет свои мутные быстрые воды Иордан — свидетель явления миру Пресвятой Троицы. Его берега слышали огненную проповедь Иоанна Крестителя, звавшего людей к покаянию; его воды омывали «решающегося Господа нашего Иисуса Христа. Какой сладкой была в устах нас, паломников, Иорданская вода, когда мы вкушали ее!

На вершине Елеонской горы, вблизи Иерусалима, мы целовали «стопочку» — отпечатлевшийся на камне, как гласит древнейшее предани, след от ноги Вознесшегося Господа. На склоне этой горы, в так называемой Малой Галилее, наш благоговейный взор останавливался на месте явления ученикам Вескресшего Господа, когда Он вкушал из их рук рыбу и хлеб. Неподалеку и место, где ангел явился Божией Матери с вестью о Ее близком Успении.

Гефсиманский сад, место предсмертной Христовой молитвы до кровавого лота, еще имеет в себе несколько огромных старых маслин, с трудом стоящих на своих пробороздивших землю корнях. На окраине Гефсиманского сада — пещера с гробом Божией Матери, из которого Ее тело было вознесено на небо, а при входе в пещеру, по сторонам, — гробницы праведного Иосифа Обручника, праведных родителей Пресвятой Девы Иоакима и Анны.

Даже теперь, когда вспоминаются эти посещенные нами три года назад места, нельзя удержать свое сердце от трепетания!

Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа встает перед глазами православного путешественника по Палестинской земле, и трудно в словах отобразить те чувства, какие заполняют душу до верха и, как из переполненного сосуда, изливаются наружу в слезах, молитвенных восклицаниях и покаянных вздохах!

Вот паломник в Иерусалиме. Мы восходим на гору Сион в древней части города. Здесь, в одной из горниц не сохранившейся до нашего времени, Спаситель прощался с учениками накануне Своих страданий и совершал первую Евхаристию Своими Пречистыми руками. Апостол Иоанн Богослов здесь возлежал на персях Христовых, и Иуда, в которого вошел сатана, с сверкающими злобой глазами выходил с Тайной Вечери на свое черное дело.

Другая возвышенность Иерусалима — Мориа. Здесь останки древнейшего Иерусалимского храма, «Стена плача», и мечеть, построенная на месте того храма, где праведный старец Симеон дрожащими руками держал сорокадневного Богомладенца, где двенадцатилетний отрок Иисус беседовал с иудейскими учителями и фарисеями и откуда Христос изгонял торжников, превративших дом молитвы в уличный базар.

Мы входим в дом праведных Иоакима и Анны, откуда трехлетнюю малютку Марию родители вводили в храм Иерусалимский. Мы с благоговением смотрим на Овчую Купель, у которой Спаситель исцелил тридцативосьми-летнего расслабленного.

Можно ли перечислить все бесценные для христианского сердца святые места священного города!

Мы идем по тем улицам, какие носят имя «скорбного пути». Этим путем Агнец Божий восходил на Голгофу. Дорога начинается с остатков Претория — места беззаконного судилища Христова. Мы видим каменную скамью с отверстиями для ног и рук осужденного на смерть; сидя на ней, преступник ожидал казни. Может быть на той скамье, около которой мы остановились, восседал Божественный Страдалец перед Своей искупительной смертью?

Дальше — место падения Спасителя под тяжестью креста; место, где Вероника подала полотенце Господу, обливавшемуся потом в Своем шествии на Голгофу.

Венец духовной красоты Иерусалима — это, конечно, святыни того храма Воскресения Христова, освящение которого совершалось в 335-м году. Проносились над миром века за веками, поколения сменялись поколениями, а это сердце христианского мира продолжает биться своей неумирающей жизнью. Живоносный Гроб Господень, у которого лежит камень, отваленный ангелом от двери гроба при Воскресении Христовом, и Голгофская гора, сохраняющая место водружения на ней креста с Распятым на нем и расщелину в своей скале, — покрытые сводами этого храма, — это место нашего вечного спасения, место победы Господа над смертью и начала нашей новой жизни во Христе Боге нашем!

Хочется восклицать словами псалмопевца Давида: «Хвали, Иерусалиме, Господа! Хвали, Сион, Бога твоего!» (Пс. 147, 1).

Лишь немногим из православных христиан выпадает в их земной жизни радость видеть и лобызать эти драгоценные сокровища христианского мира. Большинство из нас только душой, мыслями, сердцем могут побывать там и только издали воздохнуть ко Господу, созерцая эти святыни только духовными очами.

Хочется напомнить вам в утешение, мои дорогие, что, кроме земного Иерусалима, есть Иерусалим Небесный, названный в слове Божием «Новым Иерусалимом», вход в который открыт для каждого из нас. Так Священное Писание называет Царство Небесное, куда всех нас по окончании земного пути зовет Божественный Хозяин неба и земли.

В священной книге «Откровение» св. апостол Иоанн Богослов описывает открывшееся перед ним чудное видение: с небес сходит «Новый Иерусалим»; это будет в последний день этого мира, когда Божественный и Праведный Судия скажет стоящим одесную Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Какими восхищенными глазами взирал апостол Иоанн Богослов на этот Иерусалим! Какими восторженными красками он описывал его красоту! Вот что он говорит. Небесный Иерусалим «приготовлен как невеста, украшенная для мужа своего». Сам Бог «будет обитать» с людьми в этом нерукотворенном городе (Откр. 21, 1—3). Насельники этого города «не будут ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр. 7, 16). «И отрет Бог всякую слезу с очей их». Там не будет «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло»; «и смерти не будет уже» (Откр. 21, 4). Этот небесный город «имеет славу Божию» (Откр. 21, 11). «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их». «Спасенные народы будут ходить во свете Его». «И будут царствовать во веки веков» (Откр. 21, 24; 22, 5).

Двери в Небесный Иерусалим открыты для каждого из нас. Взошедший на небо Господь Иисус Христос ждет у врат Своего Небесного города всех нас. И вот что нужно для того, чтобы войти в этот Небесный Иерусалим: «Не войдет в него ничто нечистое... а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27). Надо вписать в книгу вечной жизни свое имя, вписать его своей верой и своею жизнью со Христом и по Христовым заповедям. Надо очищать свое сердце от житейской и греховной грязи, чтобы оно было способным «узреть Бога», согласно обещанию Спасителя. Нужно приготовить в дни земной жизни для своей бессмертной души «брачную одежду» из дел нашего милосердия, прощения, неосуждения, безгневия — того, что составит вечное и бесценное «сокровище на небесах» (Лук. 12, 33).

Будем идти, мои дорогие, неуклонно вперед по пути ко Христу для соединения с Ним навеки! Не дадим греху возобладать над нами и лишить нас входа в Небесный Иерусалим! И Господь, освятивший земной Иерусалим Своею Смертью и Воскресением, да даст нам радость, при одной мысли о которой замирает наше сердце, поклониться Ему уже не в Иерусалиме Палестины, а в Иерусалиме на новой земле и под новым небом.

Митрополит Николай

Система Orphus