МОСКОВСКИЕ ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ В 1947/1948 УЧЕБНОМ ГОДУ

14 июня с. г. закончился учебный год в Московской Духовной Семинарии и Духовной Академии. Окончание учебных занятий и экзаменов совпало с четырехлетием со дня открытия духовных школ и потому этот день для Семинарии и Академии был днем сугубого торжества. Празднование началось торжественным богослужением в академическом храме. Божественную Литургию и благодарственное молебствие после Литургии совершал Святейший Патриарх Алексий в сослужении Преосвященного ректора Академии и Семинарии архиепископа Гермогена, о. протопресвитера Н. Ф. Колчицкого и академического духовенства. За Божественной Литургией был рукоположен в сан диакона только что окончивший курс Духовной Семинарии первый студент выпуска текущего года Б. С. Писарев, получивший затем назначение вторым священником в церкви Св. Николая в Кузнецах в г. Москве.

После Литургии в большой аудитории Лопухинского корпуса состоялся торжественный выпускной акт. Акт открылся пением молитвы и защитой диссертации на степень магистра богословия архимандритом Вениамином (Миловым). Секретарем Совета Академии, доцентом А. В. Ведерниковым, были сообщены краткие биографические сведения о диспутанте. В 1920 г. он получил степень кандидата богословия за работу на тему «Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение». Пять книг творений преподобного были им предварительно переведены с греческого языка на русский и затем весь заключающийся в творениях преподобного Григория Синаита материал из области христианской догматики, этики и аскетики был им систематизирован и представлен в виде логически стройного мировоззрения. В июне 1946 г. архимандрит Вениамин определен был в братство Троице-Сергиевой Лавры и осенью того же года начал преподавание патрологии в Московской Духовной. Академии и вскоре представил в Совет Академии свою диссертацию на соискание степени магистра богословия, написанную на тему «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». Официальными оппонентами при защите диссертации по постановлению Совета Академии, выступали доценты Н. П. Доктусов и священник о. А. Ветелев.

Перед защитой диссертации архимандрит Вениамин произнес речь, в которой отметил, что в основу своего труда после данных Библии он положил суждения о Божественной любви св. отцев и учителей и великих подвижников Греко-восточной Православной Церкви, так как православно-христианский опыт благодатной любви чрезвычайно ценен, как свободный от всяких крайностей и извращений и опирающийся на истинное догматическое веросознание и бесспорную мораль. Содержанием работы и является раскрытие этого опыта переживания Божественной любви в святоотеческой и церковно-учительской литературе.

Первообраз любви навеки дан людям Триединой любовию Бога, которая открывается человеческому разумению как ревнование о чистоте разумных тварей, как неизреченное смирение и как милование людей, смягчение сердец их и воспламенение их чувствами ответной любви, в которой также можно различать три основных признака — чистоту, смирение и милосердие. Эта триада свойств любви, — говорит далее автор, — выдерживает проверку психологическую и нравственную и через них в любви совмещаются и координируются частные добродетельные разновидности и подразделения, так что весь закон христианской морали в конце концов подлинно, по Апостолу, заключается в одном слове «люби». А любовь выступает как венец, глава и душа всех добродетелей, существенно простая и вместе триединая и многокачественная по всеобъемлемости сторон и своих признаков. К любви, по утверждению автора, сводятся и все основные понятия христианского богословия. Переживание христианами благодати Божией, как приподнятого и просветленного состояния любви, — говорит он, — то же, что открытие и развитие в их существе Царства Божия. Содержанием понятия «вечная жизнь» также является благодатная любовь. Начало вечного блаженства, воспринимаемого в условиях земного бытия, содержится в самих переживаниях любви. Бесконечно возрастает она по мере способности любить за гробом, где наступит евангельский брак душ со Христом и любовь, дышащая Единым Господом. Вместе с тем благодать любви есть причина тягчайшей загробной антиномии. Души умерших в состоянии утраты любви, по представлении в тот мир, пред ликом очевидности любви Божией непременно воспламенятся ее желанием. Но нажитые страсти повлекут их с непреодолимой инерцией от Бога под свое владычество. Подавление страстями тяготения любить Бога и ближних вызовет самораздирание и исступление неудовлетворенной любви. Такова психология вечной муки. Далее автор показывает значение любви в акте спасения верою, в христианском мученичестве, в молитве, делах милосердия, в посте и что светом любви пронизана вся система христианской догмы и морали. В заключение, указав, что избранная им тема касается необъятной и серьезной области богословского ведения, диспутант просил оппонентов высказать свои замечания по поводу его выводов.

По окончании прений произведено было тайное голосование, в результате которого архимандрит Вениамин почти единогласно был признан достойным степени магистра богословия, с чем он и был поздравлен здесь же Святейшим Патриархом, вручившим новому магистру установленный для магистров священного сана знак.

Вторая часть акта была посвящена выпуску окончивших Семинарию. Секретарем Совета доложены были краткие сведения о составе курса при его начале обучения в Семинарии и при окончании, причем оказалось, что за время прохождения семинарского курса из первоначального состава отсеялось по разным причинам несколько человек, так что к выпускным экзаменам в составе курса оказалось 22 человека.

После этого окончившие были поздравлены с окончанием курса Святейшим Патриархом, причем каждый из них вместе с благословением Святейшего Патриарха получил из его рук Библию на русском языке с соответствующей надписью в руководство во всей дальнейшей жизни и деятельности. С кратким приветствием к окончившим обратился также присутствовавший на акте член Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Т. Уткин.

Затем лучший студент выпускного класса, о. Б. Писарев от лица всех окончивших обратился к Совету Семинарии и всем присутствующим с речью, в которой говорил:

«В жизни как отдельного человека, так и целого общества людей бывают такие знаменательные незабываемые дни, которые сохраняются в памяти до конца жизни. В нашей жизни сегодня именно такой знаменательный день, о котором мы можем сказать словами пророка Давида: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Сегодня, воспитавшая нас духовная школа открывает свои двери, выпуская нас в жизнь для делания на ниве Господней.

Наши дорогие наставники были для нас не просто преподавателями, сообщавшими нам знание богословских наук, нет — они со всей теплотой любящего христианского сердца, с отеческой заботливостью воспитывали и возращали в нас те высокие христианские чувства, которые должен иметь каждый христианин и в первую очередь пастырь Церкви Христовой. Здесь была не наука для науки, а наука для христианской жизни, для живой пастырской деятельности. Спасибо вам, наши дорогие наставники; нет, мало сказать, наставники — наши любящие во Христе духовные отцы; спасибо тебе, наша Духовная Семинария, воспитавшая нас, духовная мать.

Мы счастливы выразить чувства сыновней благодарности нашему Великому Господину и Святейшему Отцу Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, под мудрым руководством которого растет и крепнет наша духовная школа, наш дивный духовный Фавор. Мы сердечно благодарим наше Советское Правительство за то исключительное внимание и благосклонность, которые мы видим с его стороны к молодой духовной школе. Мы приложим все силы к тому, чтобы быть достойными пастырями Русской Православной Церкви, достойными делателями на ниве Христовой. Имея перед собой пример наших великих соотечественников — святых, в земле Российской просиявших, великих патриотов своей Родины, достойнейших граждан небесного и земного отечества — св. Александра Невского, Святителя Алексия, преподобного Сергия, Святейшего Патриарха Гермогена, мы будем воспитывать в нашей пастве чувства беспредельной любви и преданности нашей великой матери — Родине.

Вспомнив пройденный путь и видя на себе милость Господа, благодеющего нам, мы в заключение скажем словами великого вселенского учителя и святителя — св. Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все».

По окончании акта высоким гостям, преподавателям и окончившим воспитанникам была предложена трапеза, во время которой произнесен был ряд задушевных и содержательных речей, обращенных к выпускникам со стороны преподавателей Семинарии.

Ко дню выпускного акта подведены были и общие результаты учебного года Семинарии и Академии, которые выразились в следующих данных. Из 50-ти воспитанников 1-го класса, допущенных к экзаменам, удостоены перевода во 2-й класс — 37 человек, назначены переэкзаменовки семи воспитанникам и шесть человек отчислены из состава воспитанников. Из 20-ти воспитанников 3-го класса переведены в четвертый класс шестнадцать человек, назначены переэкзаменовки трем воспитанникам и оставлен на повторительный курс в том же классе один воспитанник.

Учебный 1947/1948 г. начался 1 октября в составе 188 человек, которые распределялись по классам следующим образом: 1-й класс Семинарии (два отделения) — 57 человек, 2-й класс ( тоже два отделения) — 60 человек, 3-й класс — 23 человека и 4-й класс — 23 человека. Итого в Семинарии — 164 воспитанника. В Академии 1-й курс — 12 студентов, 2-й курс — 7 студентов и 3-й курс — 5 студентов, а всего в Академии 24 студента. В течение года из состава учащихся по разным причинам выбыли 16 человек, так что к началу экзаменов всего числилось в Семинарии 146 человек и в Академии 24 человека.

По Академии результаты годичных испытаний выразились в следующих цифрах: с 1-го курса переведены на 2-й — 10 человек, отчислен из состава курса 1 человек и 1 перечислен в состав вольнослушателей с правом сдавать экзамены и зачеты по мере освоения академического курса (что предоставлено ему в связи с исполнением им послушания по академическому храму), со 2-го курса переведены на 3-й — 7 студентов, с 3-го курса переведены на 4-й — 5 студентов.

В состав учащих в начале минувшего учебного года входили: семь профессоров, в числе которых четыре лица были в священном сане, шесть доцентов, из них двое в священном сане и пять преподавателей, в числе которых также были два в священном сане. В течение года из состава учащих выбыл один и прибыли двое — профессор и доцент. Таким образом к концу учебного года общее число учащих составляли 19 человек.

Учебно-воспитательная сторона жизни Духовной Семинарии и Духовной Академии находилась под руководством Совета Академии, в состав которого входили все наставники. Совет Академии и Семинарии имел в продолжение года 13 заседаний, в которых обсуждались разные вопросы учебно-воспитательного характера, в частности: о составе учащихся 1947/1948 г., о распределении их по классам, назначении тем для письменных работ, о прикреплении к каждому классу Семинарии и курсу Академии классных руководителей из числа наставников, об организации их работы с воспитанниками, об успехах и поведении учащихся за первое полугодие учебного года и назначение им в связи с этим стипендий, об организации весенней зачетно-экзаменационной сессии, о переводе духовно-учебных заведений из г. Москвы в Троице-Сергиеву Лавру и отсрочке в связи с этим учебных занятий.

Кроме того несколько заседаний Совета посвящено было заслушанию отзывов об ученых трудах наставников Академии, а именно, отзывов доцентов Доктусова Н. П. и священника о. Александра Ветелева о сочинении доцента Академии по кафедре патрологии, архимандрита Вениамина (Милова) под заглавием «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», представленной автором на соискание степени магистра богословия, также отзыв доцента Доктусова, Н. П. о сочинении преподавателя Семинарии священника о. К. И. Карчевского на тему: «Миросозерцание крестьянина Посошкова Ивана Тихоновича», представленном автором на соискание степени кандидата богословия. Оба автора удостоены искомых степеней.

Хозяйственная жизнь духовных школ находилась под руководством Правления Академии и Семинарии, которое в минувшем году имело 14 заседаний для рассмотрения разных хозяйственно-экономических вопросов, как-то: о заготовке продуктов для общежития воспитанников, об организации их питания, о заготовке топлива, об ежемесячных сметах на содержание Семинарии и Академии, о текущем ремонте зданий, а также о ремонте и приспособлении помещений в Троице-Сергиевской Лавре, переданных Патриархии для нужд духовно-учебных заведений.

Наиболее важными событиями в жизни Духовной Семинарии и Академии в минувшем году, достойными быть отмеченными особо, были следующие.

31 октября, с благословения Святейшего Патриарха Алексия, школа в полном составе учащих и учащихся совершила паломничество к мощам Святителя Алексия, почивающим в Богоявленском Патриаршем соборе. В этот день академическим духовенством в соборе была совершена Божественная Литургия, а после нее молебен с акафистом перед мощами Святителя.

6 ноября в 7 час. вечера в большой аудитории Лопухинского корпуса состоялось торжественное собрание учащих и учащихся, посвященное ХХХ-летию Октября. С большим вниманием заслушано было учащимися вступительное слово о. инспектора протоиерея С. В. Савинского и доклад доцента Н. П. Доктусова, по окончании которого хором воспитанников, под руководством преподавателя И. Н. Аксенова исполнено было несколько патриотических песен.

17 ноября в академическом храме Божественную Литургию совершал Высокопреосвященный Илия, Митрополит Ливанский, в сослужении с академическим духовенством. В конце Литургии инспектор Академии и Семинарии протоиерей С. В. Савинский обратился к Высокопроесвященному с приветственным словом, в котором выразил радость Академии и Семинарии по случаю молитвенного общения учащих и учащихся с представителем древней Антиохийской Церкви, благодаря высокого и редкого гостя за посещение возраждающейся духовной школы и просил молитв Владыки о процветании духовного просвещения в Русской Православной Церкви. На память о посещении и служении в академическом храме Митрополиту поднесена была икона Казанской Божией Матери. В ответной речи Митрополит Илия выразил свою радость по случаю посещения России и особенно отметил, что его радует возрождение духовной школы, которой он преподает благословение древней Восточной Церкви, и в знак этого благословения Митрополитом перадана была академическому храму частица мощей св. апостола и евангелиста Матфея.

14 ноября вступил в исполнение своих обязанностей ректора Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии епископ Казанский Гермоген, назначенный на эту должность Священным Синодом по предложению Святейшего Патриарха Алексия. Должность ректора Академии и Семинарии оставалась незамещенной после смерти протоиерея о. Н. Чепурина, т. е. в течение 9 месяцев, и назначение ректора было большим событием в жизни Академии и Семинарии.

12 декабря Преосвященный ректор сообщил Совету Академии и Семинарии о том, что Московская Духовная Академия получила в свое распоряжение ректорский корпус в Троице-Сергиевой Лавре, что переданное здание им осмотрено и принято, что о состоянии принятого здания о. ректором доложено было Святейшему Патриарху и Священному Синоду и что Святейший Патриарх поручил ему — Преосвященному ректору организовать и возглавить специальную ремонтную комиссию, чтобы к началу следующего учебного года можно было перевести туда обе духовные школы. «Это дело, — сказал о. ректор, — потребует и от всех нас немалых забот и трудов, но сознание того, что мы можем воспитывать будущих пастырей Церкви в священных пределах Троице-Сергиевой Лавры несомненно укрепит наши силы и облегчит достижение вожделенной цели, — жить и работать в благодатной близости от Преподобного Сергия».

Из событий второго полугодия надлежит отметить следующее.

27 января в академическом храме, после вечернего богослужения, настоятелем Николо-Кузнецкого г. Москвы храма, протоиереем А. П. Смирновым, была проведена лекция о главных моментах евангельской истории. Живая, простая и доступная пониманию речь известного московского проповедника, обогащенная художественным исполнением церковных песнопений, невольно останавливающих внимание слушателей на тех или иных событиях евангельской истории на более продолжительное время, способствовала тому, что лекция была выслушана с глубоким вниманием и оставила неизгладимый след в сердцах многочисленных слушателей. Обширный академический храм был полон. Учащиеся Духовной Семинарии и Академии, наставники и профессора, многочисленные богомольцы ушли из храма, выражая искреннюю благодарность лектору за предложенную им глубоко содержательную и художественно оформленную лекцию.

По установившемуся порядку богослужения в академическом храме накануне воскресных и праздничных дней, и в самые эти дни, обычно совершает Преосвященный ректор Академии и Семинарии в сослужении академического духовенства. Но бывали случаи, когда, с благословения Святейшего Патриарха, служение академического духовенства возглавлялось Преосвященными других епархий, по разным случаям посещающими Москву.

Московские Духовные школы — Академию и Семинарию посетила гостившая в Москве делегация Румынской Православной Церкви, возглавляемая епископом Орадневским Николаем. Делегация посетила Академический храм, аудитории и классы, в которых обычным, порядком шли учебные занятия, по окончании которых члены делегации были приглашены Преосвященным ректором Академии в профессорскую комнату, где церковной делегации представлены были профессора и преподаватели Академии и Семинарии.

В воскресенье, 18 апреля в 8 час. вечера в большой аудитории Лопухинского корпуса состоялась лекция кандидата богословия Ленинградской Духовной Академии Л. Н. Парийского о церковном пении. Кроме учащих и учащихся Академии и Семинарии на лекции присутствовали многие настоятели московских храмов, регенты церковных хоров и много любителей и ценителей церковного пения. Обстоятельная и глубокосодержательная лекция Л. Н. Парийского, по временам иллюстрируемая стройным пением семинарского хора, прослушана была с большим вниманием и неослабевающим интересом. Лекцию почтил своим присутствием Святейший Патриарх Алексий, заключивший ее своим словом. В соответствии с общим содержанием лекции Святейший Патриарх отметил важность вопроса о правильной постановке церковного пения в православных храмах, указав, что церковное пение должно вполне отвечать своему высокому значению, и что лучшим выражением высоких религиозных настроений являются старинные церковные роспевы, ныне почти забытые. Вместо небесной музыки, какая слышалась в древних строгих и величественных роспевах, теперь мы слышим мирское пение, совершенно несоответствующее той цели, которую оно должно преследовать. Поэтому нужно сделать все возможное для того, чтобы изгнать мирской дух из нашего церковного пения и обратиться к древним прекрасным образцам его.

Речь Святейшего Патриарха и обстоятельный доклад лектора вызвали оживленный обмен мнений и, несомненно, многим глубоко запали в души. Доброе семя брошено и надо надеяться, что оно даст соответствующие плоды во время свое.

11 мая в Академии и Семинарии начались экзамены. В течение экзаменационного периода Академия и Семинария несколько раз удостоилась видеть в стенах своих высоких посетителей. Так, Высокопреосвященный Григорий, Митрополит Ленинградский и Новгородский, присутствовал на экзамене по нравственному богословию в 4-м выпускном классе Семинарии. Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, посетил Семинарию и присуствовал на экзамене по литургике во 2-м классе Семинарии. Святейший Патриарх Алексий присутствовал на экзамене по Священному Писанию Ветхого Завета на 1-м и 2-м курсах Академии.

Таковы наиболее знаменательные моменты учебной жизни Московских духовных школ в минувшем 1947/1948 учебном году.

Проф.—прот. С. В. Савинский

Система Orphus