ВАТИКАН И ЕГО ПОЛИТИКА [1]

I

Русская всенощная, одна из самых прекрасных православных служб, завершается торжественным песнопением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»...

Это песнопение, полное высокого и вдохновенного лиризма, напоминает, прежде всего, о мире всего мира. Понятное и близкое каждой человеческой душе, оно с особенной силой звучит в наши дни, насквозь пронизанные еще неостывшими воспоминаниями о страданиях и горестях войны.

Война, суровое испытание для нашего советского государства, закончилась великой и блестящей победой. Победа над могущественным врагом была достигнута в результате гениального политического и военного руководства, возглавляемого И. В. Сталиным, нерасторжимого сплочения народа вокруг своего правительства и массового героизма на фронте и в тылу.

Социалистическое государство наглядно показало и доказало, что оно превосходит своих капиталистических противников как в идейно-моральном, так и в технически боевом отношении.

Советский Союз нанес сокрушающие и решающие удары по фашистской Германии. Бои, которые вели его военные союзники (кампании в Северной Африке, на Аппенинах, «второй фронт» на западе), не выходили по существу, из пределов «местного значения». В частности, «второй фронт» имел, по преимуществу, политические, а не военные задачи: США и Англия видели и понимали, что Советский Союз мог собственными силами освободить Европу от гитлеровских войск.

Советский Союз с оружием в руках боролся за прочный, длительный, демократический мир. В послевоенные годы он неутомимо продолжает свою принципиальную и благородную борьбу за мир между народами средствами дипломатии. В этой борьбе он находит горячую поддержку со стороны союзных с ним независимых и самостоятельных стран народной демократии, со стороны всех «простых» людей земного шара.

Мир - это самые сокровенные мечты и чувства трудового человечества.

Лагерь мировой реакции во главе с США ожесточенно противодействует установлению прочного мира на демократической основе. Миллиардеры с Уолл-Стрита, мечтающие о всесветном господстве доллара, колонизаторы, чеканящие золото и бриллианты из человеческой крови, военные разведчики и провокаторы,— все они в первую очередь несут ответственность перед человечеством, историей и культурой за пропаганду и подготовку новой войны. Политики и дипломаты, отражающие волю капиталистической «элиты» (избранной верхушки), изощряются в любых средствах и способах, чтобы отравить атмосферу международного сотрудничества. Хризантемы и камелии на их фраках явно устарели. Они должны быть заменены миниатюрными моделями атомной бомбы или реактивного самолета.

Земной шар опоясывается военно-стратегическими американскими и британскими базами, отстоящими иногда за тысячи километров от заокеанской республики и островного королевства. «План Маршалла» политически и экономически закрепощает Европу: она становится рынком для принудительного сбыта американских товаров, а ее собственное производство, как и ее внутренняя политика, берутся под жесткий контроль Уолл-Стрита: «маршаллизированные» страны теряют фактически свой суверенитет. Создание т. н. западно-германского государства таит прямую опасность возрождения немецкого империализма. На территории древней Эллады культивируется режим средневекового застенка. Всячески оберегается ястребиное гнездо Франко, — конечно, не как зоологический экспонат, а как возможный военный плацдарм.

Находящиеся в руках капиталистов газеты и журналы, кино и радио, «изящная» литература и живопись безудержно рекламируют «американский образ жизни», ежедневно твердят о неизбежности войны.

В ожесточенной идеологической войне, которую ведут США и контролируемые ими страны, используются и реакционные религиозные течения, группы и «школы».

Существует, например, международная евангелическая «религиозная» организация, с центром в Оксфорде (Англия), называемая по имени ее основателя, «бухманизмом» (или «движением морального перевооружения»). В основе бухманизма лежит «всенародное» покаяние в грехах — публичная исповедь того или иного члена на открытом собрании. Однако собрания бухманистов носят не столько религиозный, сколько политико-пропагандистский характер. На них проповедуются расизм, ненависть к прогрессивным идеям и демократическому движению, и всячески восхваляется «свободное предпринимательство» (т. е. капиталистический строй) США.

Бухманисты, именующие себя «христианскими революционерами мира», устраивают международные походы, съезды, митинги и т. д. Кадры их состоят не только из представителей привилегированных классов, но, в известной мере, и из представителей мещанской и мелкобуржуазной прослойки.

Организации бухманистов используются американскими бизнесменами в качестве идеологического обрамления к своим деловым планам в Европе. Так, администратор по осуществлению «плана Маршалла»— Гофман, в своем телеграфном приветствии одной из «ассамблей» бухманистов, писал: «вы даете миру план Маршалла в области идеологии».

Кроме того, организации бухманистов выполняют нередко и роль международных шпионских центров.

Американская «национальная ассоциация промышленников» не скупится в средствах на содержание организаций бухманизма. Бухман, организатор движения, сумел проникнуть в наиболее «высокие» сферы европейских государств. В кругах своих высокопоставленных поклонников и поклонниц, обладающих не только чековыми книжками, но и титулами князей и принцев, Бухман, — чудовищно и кощунственно! — считается «новым Христом».

Все это только лишний раз доказывает, что для капитализма нужна и ценна лишь такая религия, которая пропагандирует, укрепляет и освящает его господствующую государственную роль.

В этих же целях капитализм, наряду с бухманизмом, широко поддерживает и т. н. экуменическое движение протестантских церквей, имеющее в виду создать как бы единую Вселенскую Церковь.

Самым же испытанным и верным слугой капитализма является Ватикан.

II

Ватикан в территориальном отношении, представляет миниатюрное, карликовое «государство» с населением в 1050 человек. В это число входят 300 охранников-гвардейцев в картинных костюмах, в сапогах со шпорами и в нарядных шапках, украшенных пушистыми султанами.

Но это государство-карлик обладает огромным материальным и духовным могуществом.

Несметные богатства Ватикана состоят из земельной собственности - только пятнадцать представителей высшей ватиканской иерархии владеют 500 тыс. гектаров земли! — банков и промышленных предприятий, денежных фондов, драгоценностей и т. п.

Ватикан контролирует целые отрасли итальянской экономики, целую сеть кредитных учреждений.

По данным итальянского писателя Сальвимини, только ценности, находящиеся в непосредственном распоряжении папского престола, составляют до 750 миллионов фунтов стерлингов. В эту сумму не включается знаменитая пинакотека (картинная галлерея Ватикана), колоссальная стоимость которой, вообще, не поддается определению.

Духовное могущество Ватикана достаточно характеризуется тем фактом, что на земном шаре, по данным 1939 г., насчитывается около 300 миллионов католиков (200 — в Европе, остальные в Америке, Канаде и т. д.). Если их представить собранными воедино, папская тиара унизанная драгоценностями, засияла бы над одной из самых огромных европейских стран! Опору Ватикана составляет более чем полумиллионная армия священников и монахов, большинство которых находится постоянно среди мирян.

Ватикан как в своей практической деятельности, так и в религиозном учении целиком и полностью поддерживает и прославляет капиталистический строй, — строй социального неравенства, господства ничтожного меньшинства над подавляющим большинством. Пий XI в одной из своих энциклик решительно отстаивал право частной собственности, как «дар Бога», осуждая одновременно «эгоизм рабочих», требующих, чтобы плоды их труда принадлежали им. Этот принцип полностью повторяется и в серии энциклик нынешнего папы Пия XII. «Естественный порядок, исходящий от Бога, требует также частной собственности» (из энциклики от 1 июня 1941 г.).

В соответствии с этим, Ватикан, логически, увековечивает незыблемость существования социальных классов в человеческом обществе. «Капитал не может существовать без труда, а труд — без капитала», утверждал папа Лев XIII. Пий XI, исходя из формулы незыблемости классов, разработал целую систему между классовых взаимоотношении, основанную на «промышленном мире». Призывая рабочих «отказаться от ненависти или зависти», Пий XI ссылается на пример... Христа («кто, будучи Богом, захотел быть плотником среди людей и быть известным, как сын плотника»). Святое имя Христа в папских энцикликах упоминается вообще в недопустимых политически-демагогических целях.

В энциклике Пия XI «Quadragessimo anno» «мир в промышленности» получил теоретические обоснования, как т. н. корпоративный строи, т. е. как объединение рабочих и хозяев в сословных обществах (корпорациях). «Забастовки запрещены, если же спорящие стороны не могут притти к соглашению, тогда вмешиваются власти»... Недоброй памяти «корпоративное государство» Муссолини, разгромленное в результате войны, было, таким образом, изобретено теоретиками Ватикана.

Ватикан имеет, далее, и свое учение о государстве. Оно было изложено в энциклике Льва XIII от 20 июня 1888 г. Сущность его сводится к освящению господства эксплоататорских классов, к приданию помещичьему и буржуазному государству мистического характера, отражающего «вечность законов природы и Бога».

Все это не исключает, разумеется, того, что в известных случаях, — в тех же демагогических целях, — в папских энцикликах встречаются

заявления и о «любви к рабочим», и «сочувствие» к демократическим движениям.

Так, Пий XI проповедывал «депролетаризацию пролетариата» (улучшение материального положения), но тут же оговаривался: рабочие не должны требовать слишком многого», так как это подрывает мощь производства.

Папский легат в США Чиконьяни писал в 1943 г. (в предисловии к книге Гвидо Гонелли о ватиканской программе мира), что «покровительство демократии составляет миссию церкви».

Это утверждение блестяще опровергается, прежде всего, историей католической церкви — от костров инквизиции до наших дней.

Подлинная демократия может существовать только в подлинно социалистическом государстве, каким является СССР. В государствах «третьей силы», — так именуют себя лже-социалистические партии, служащие опорой буржуазии, — «демократия» выражается лишь... в розовом флажке над черным дворцом капитализма.

Борьба с подлинной демократией — одна из коренных и основных задач и целей Ватикана.

Римский престол еще в 1864 г. включил в свой знаменитый «силлабус» (перечень «современных заблуждений») социализм и коммунизм.

Энциклика Льва XIII «Rerum novarum» (1891 г.) представляет горячую и страстную программу, направленную против социализма. В качестве своего главного союзника в борьбе против социализма папа назвал тогдашнего германского императора Вильгельма II, сравнив его с Карлом Великим.

Ватикан, как особенно гибкое и тонкое антидемократическое оружие, широко используется правительствами капиталистических стран. Министр труда США (еще в 1929 г.) неслучайно охарактеризовал католическую церковь как «алмазную плотину против коммунизма».

Данная характеристика была вполне заслуженна и оправдана словом и делом Ватикана.

III

Ватикан, со дня рождения советского государства, относился и относится к нему с нескрываемой враждой и ненавистью. Кроме непрерывных угроз и проклятий в отношении нашей страны, Ватикан практиковал и более действенные формы борьбы — вроде засылки разведчиков и диверсантов (известный процесс Цепляка, Буткевича и других, происходивший в Москве в марте 1923 г.).

Напомним некоторые факты активных выступлений Ватикана против советского государства.

23 января 1918 г. Ватикан, через свою печать, призывал к интервенции в новую Россию.

Ватикан последовательно поддерживал всех руководителей и организаторов «белого движения» на советской территории.

5 августа 1920 г., когда советские войска приближались к столице тогдашней буржуазно-шовинистической Польши, папа Бенедикт XV выступил с заявлением о том, что наступление Красной Армии несет «смертельную угрозу Европе».

Ватикан всячески пытался использовать голод в Поволжье (1921 г.) для своих антисоветских целей, прикрывая эти цели лицемерными словами о «помощи».

В 1922 г., во время Генуэзской конференции, папа Пий XI вручил ее участникам меморандум, добиваясь, конечно, со ссылками на «свободу совести», исключительных прав для своих агентов, которых он предполагал направить, под видом миссионеров, в Советскую Россию.

Антисоветская деятельность Ватикана особенно обострилась и усилилась в 1929—1930 гг., т. е. в годы «великого перелома», когда с успехом завершалась первая сталинская пятилетка и страна переходила на просторные пути социалистической реконструкции.

2 февраля 1930 г. папа Пий XI открыто проповедывал, обращаясь к капиталистическому миру, «крестовый поход» против СССР.

Ватикан, с неуклонной последовательностью, поддерживал и все империалистические планы раздробления Советской России, вынашивавшиеся в период 1919—1921 гг. (сношения с Петлюрой, меньшевистской Грузией и т. д.).

Антисоветская политика Ватикана не затихала и во время второй мировой войны, хотя она и велась в прикрытой и завуалированной форме (проекты создания «европейской федерации», как «плотины» против «угрозы с востока»).

После войны антисоветское оружие Ватикана вновь было отточено до «боевого блеска» и пущено в ход.

Папа Пий XII весьма сочувственно относится, например, к «западному блоку», направленному против СССР. По инициативе Ватикана возникают и обсуждаются, в тех же антисоветских целях, планы создания «карманного государства» в составе Австрии, Баварии и Венгрии. Выдвигается также предложение о созыве Вселенского Собора для осуждения коммунизма.

С тем же ожесточением выступает Ватикан и против стран народной демократии (организация заговоров, заброска диверсантов и т. п.).

Вместе с тем история Ватикана демонстрирует трогательное единение его верховного руководства со всеми, наиболее темными и реакционными государственными силами.

Путешествие в глубокое прошлое Ватикана было бы путешествием в страну мрака и зла, подобную первым кругам «Божественной комедии» Данте.

Отметим лишь несколько фактов, касающихся последних десятилетий.

Ватикан, с начала до конца, поддерживал Муссолини и все его внешние авантюры, начиная с захвата Абиссинии в 1935 г.

4 ноября 1922 г., т. е. вслед за «походом на Рим», итальянское духовенство служило молебны по случаю прихода фашизма к власти.

Виднейшие представители Ватикана не раз называли Муссолини «человеком, явно покровительствуемым Богом» (речь папского легата Мерри дель Виль 31 октября 1926 г. на семисотлетнем юбилее св. Франциска Ассизского).

Ватикан одновременно находился и в фактическом союзе с Гитлером, конкордат с которым был заключен в июне 1933 г.

Отдельные трения во взаимоотношениях между Ватиканом, Муссолини и Гитлером не меняют дела: они носили не принципиальный, а исключительно частный характер.

Ватикан поддерживал тесные отношения и с японским империализмом.

В ноябре 1919 г. Ватикан учредил в Японии свое легатство. По указанию Пия XI, 28 мая 1935 г. католикам Манчьжурии, а 26 мая 1936 г. — католикам Японии было разрешено участвовать в церемониях почитания императора, предков и павших в бою. Таким образом, католицизм включил в себя шитоистские церемонии — культ предков и обожествление императорской «особы». Очевидно, святость канонов, если дело касается политики, теряет свою неприкосновенность для Ватикана.

Ватикан одобрил захват Японией Манчьжурии. В марте 1942 г. между Японией и Ватиканом были установлены дипломатические отношения.

Во время второй мировой войны Ватикан систематически оказывал поддержку Муссолини и Гитлеру — чуть ли не до их поражения.

Папа Пий XII, в энциклике от 20 октября 1939 г., подчеркивал, между прочим, что война вызвана, возможно, «борьбой интересов за справедливое распределение богатств, которыми Бог одарил людей».

Это утверждение было прямой перекличкой с декларацией Гитлера о «справедливом перераспределении благ» и установлении «нового порядка».

В Рождественском послании 1942 г. Пий XII ни словом не обмолвился о тех чудовищных злодеяниях, которые творили гитлеровские полчища на территории СССР. Папа говорил лишь о нерушимости семейного очага, об уважении к личности и т. д. и тут же, в пламенных выражениях, осуждал «марксистский социализм».

Такое осуждение имело целью внести раскол в лагерь союзников, т. е. дополняло геббельсовскую пропаганду, которая, обращаясь к реакции США и Англии, неустанно твердила, что их. союз с СССР усиливает позиции коммунизма.

Начиная с 1943 г., т. е. с того времени, когда поражение стран «оси» обозначалось, как реальность, Пий XII неоднократно пытался добиться компромиссного мира для Италии и Германии. Он провозглашал «милосердие и справедливость» к главным фашистским преступникам, залившим временно оккупированные территории огнем и кровью, окутавшим их стальной паутиной концлагерей с адскими печами и механизированными душегубками.

Выступая перед кардиналами 2 июля 1944 г., Пий XII самым решительным образом требовал «разумного мира», прямо высказываясь против союзнических условий о безоговорочной капитуляции держав «оси».

Помощь, оказываемая Ватиканом Гитлеру, была, конечно, неслучайной: теперешний папа Пий XII, в прошлом Евгений Пачелли, был папским нунцием в Германии с 1917 по 1930 г., поддерживая самые тесные связи с руководителями империалистической Германии.

Совершенно безоговорочной помощью и поддержкой со стороны Ватикана пользовалось и лже-французское «правительство» Петэна — Лаваля, состоявшее в большинстве из правоверных католиков.

Всячески оберегает, поддерживает и пествует Ватикан и ген. Франко — каудильо (главу) фашистской Испании.

В октябре 1934 г. Евгений Пачелли, тогда статс-секретарь (министр иностранных дел) Ватикана, приезжал в республиканскую Испанию для организации и сплочения сил клерикальной реакции.

В период франкистского мятежа (1936 г.) многие и многие католические священники боролись в рядах мятежников или занимались шпионажем, являясь вдохновителями террора против бойцов народного фронта.

Католическая церковь торжественно освящала и благословляла мрачные франкистские знамена.

16 апреля 1939 г. Пий XII, обращаясь к Испании с посланием по радио, горячо поздравлял мятежников с победой, называя их «христианскими героями».

В январе 1941 г. папа дал указания собрать сведения о фашистах, убитых в гражданской войне, для их будущей канонизации.

Папа и в настоящее время не перестает именовать Франко своим любимым духовным сыном, а Испанию, живой осколок средневековья, «оплотом католической веры».

Те же «отеческие» чувства питает папа и к французскому ген. де-Голлю, гримирующемуся под Наполеона.

Ватикан тем самым наглядно раскрывает свое социально-религиозное существо.

IV

После войны, в связи с перемещением политических сил в мире, Ватикан целиком и полностью переориентировался на США.

Прочные связи Ватикана с США были предусмотрительно завязан еще в 1936 г. Папский министр иностранных дел, все тот же Е. Пачелли, которому нельзя отказать ни в неутомимости ни в дальновидности, лично посетил тогда заокеанскую республику (и, понятно, некоторых из ее влиятельнейших представителен).

В данное время США - самый мощный покровитель Ватикана. 80% всех доходов Ватикана поступает именно из США (и Канады ).

В США издается 367 католических газет и журналов с одновременным тиражом в 10 миллионов экземпляров, имеется свыше l5 тысяч католических церквей, почти 39 тысяч католических священников, 23 архиепископа, 101 епископ и свыше 6 тысяч иезуитов (пятая часть ордена).

В США действуют многочисленные католические организации, съезды которых проходят неизменно под лозунгом «борьбы с коммунизмом»

Ватикан поддерживает и пропагандирует все внешнеполитические мероприятия США, прежде всего — «доктрину Трумэна» и «план Маршалла». «План Маршалла, — писал гл. редактор ватиканской газеты гр. делла Торре, — как и все подобные планы, сияет присущей им внутренней правдой». Что же касается доктрины Трумэна, то папская курия даже направила своих представителей в Грецию и Турцию для содействия в ее практическом проведении.

Непосредственная связь между Ватиканом и США осуществляется через Майрона Тэйлора — личного представителя Трумэна при папском дворе. Тэйлор — один из магнатов американского стального треста и член Экономического совета при президенте США. Среди его ближайших друзей числится небезызвестный кардинал Спеллман, тесно связанный с банком Моргана.

Как сообщают хорошо информированные источники, — в том числе крупнейшие газеты и агенства США, - между США и Ватиканом имеется секретное политическое соглашение.

США по этому соглашению обещают оказывать через государственный департамент (министерство иностранных дел) помощь католическому духовенству во всем мире. Ватикан, в свою очередь, должен проводить систематическую кампанию против стран народной демократии и СССР, поддерживая «силы христианской цивилизации».

Наличие такого соглашения (официально никогда не опровергавшегося Ватиканом) подтверждается многочисленными примерами из ватиканской практики за последнее время.

В период выборов в итальянский парламент (апрель 1948 г.) Ватикан занимал наступательно-воинственную позицию на стороне «христианско-демократической партии» — преданного оруженосца США. Пий XII в своих предвыборных выступлениях призывал голосовать именно за эту партию, вуалируя, по обычаю, политическую суть выступлений религиозными формулировками. Пропаганда Ватикана, руководствуясь этими указаниями, грозила избирателям католикам, в случае голосования за кандидатов народно-демократического фронта, запрещением освящать их дома на Пасхе, отлучением от Церкви и прочими карами.

Тогда же (апрель 1948 г.) Пий XII обратился к немецким епископам с посланием, в котором говорилось, что мир должен «простить и забыть» военные преступления гитлеровской Германии.

В Риме была отслужена заупокойная месса по словацкому премьеру - изменнику Тисо.

Наконец, летом 1948 г. в Риме состоялось тайное совещание четырнадцати кардиналов Европы и Америки. На совещании было оглашено папское послание, призывающее католическую церковь перейти, — через католические партии, — в наступление на коммунизм, социализм, народную демократию. «Католическая церковь, — указывалось в послании, — не может стоять в стороне от политической и идейной борьбы, которая разделила мир на два лагеря».

Совещание приняло постановление об издании специального послания папы, имеющего целью представить положение католической церкви в Восточной Европе в самых удручающих тонах, дабы вызвать антисоветские и антикоммунистические настроения у католиков всех стран.

V

Особенно широко использует ватиканская пропаганда кино, которое, после одной из папских энциклик, в Ватикане называют «избранным Богом искусством, почти племянником Божьим».

Ватикан даже организовал международный католический киноцентр, который на своем съезде в Брюсселе принял решение: ввести в течение 1948 г. в действие 11 тысяч новых кинокартин, главным образом узкопленочных.

Только в Италии шесть кинофирм выпускают исключительно католические картины.

В числе готовящихся к выпуску кинофильмов имеется «боевик» об основателе иезуитского ордена Игнатии Лойоле. Назначение фильма далеко не религиозное: он должен реабилитировать вековую политику ордена, а, тем самым, и Ватикана. В основе политики иезуитского ордена лежит, как известно, краткая и точная формула: «цель оправдывает средства». Преступные и отвратительные «средства» иезуитов, демонстрирующиеся на экране, направлены, по словам организаторов фильма, «к вящей славе Бога»!

В другой «боевой» картине (о Христофоре Колумбе) всячески идеализируются и прославляются зверства конквистадоров, бесстрастно истреблявших миллионы мирных индейцев, что, — подчеркивается в фильме,— тоже является... богоугодным делом.

Современные «конквистадоры», теоретики и практики «расизма», могут быть вполне довольны этим ватиканским фильмом.

США, щедро финансирующие Ватикан, помогают ему и в идеологическом отношении: за последние годы «столица кино» — Голливуд — значительно увеличила выпуск фильмов религиозно-католического содержания.

Связь Ватикана с Голливудом осуществляется в значительной степени через того же кардинала Спеллмана, который является не только крупным финансистом и опытным и искушенным разведчиком, но и сценаристом. Недавно на экранах США демонстрировался пропагандистский фильм о Ватикане с дикторским текстом Спеллмана.

Католические фильмы Голливуда удовлетворяют, однако, не всех католиков: Голливуд, в погоне за кассовым успехом, слишком «модернизирует» религиозные темы и сюжеты. Орган католического киноцентра («Ривасто дель Чансматограф») жалуется, например, на то, что в фильмах «Мой путь» и «Колокола св. Марии» центральное место занимает любовная интрига, а в фильме о Франциске Ассизском святой предстает перед зрителями... в майке.

Официальный же орган Ватикана («Оссерваторе Романо») признает эти же самые фильмы «подлинно католическими».

Ватикан, как мы уже видели, очень легко поступается религиозными канонами и принципами, когда дело касается политики или финансовых связей.

Таковые некоторые, — только некоторые, — факты политической практики папского престола. Они убедительно подтверждают, что Ватикан — это один из главных нарушителей мира.

Ватикан хранит в своих мраморных стенах чудесную сокровищницу живописного искусства, выражающего бессмертный человеческий гений В своих же «подземельях» Ватикан, наряду с призраками прошлых преступлений, скрывает кровавые и страшные чудовища новой войны.

Блестящие и пышные католические мистерии с их органом «Ave Maria» и «Dies irae» говорят, конечно, о Боге, о Голубом Небесном Граде, возвышая и умиляя души верующих католиков. Политика же Ватикана направлена своим отравленным острием прежде всего против интересов и стремлений миллионов простых верующих людей.

Отсюда совершенно ясно, что масса рядовых католиков не может нести ответственность за антинародную политику ватиканского руководства и высшей церковной иерархии. Поскольку эта политика выражает идеи и задачи капиталистической реакции, она чужда и враждебна людям труда, независимо от их вероисповедания.

Католические массы не единосущны и не единодушны. Многие и многие католики трудящиеся находятся на совершенно равноправных началах в рядах прогрессивного демократического фронта. Вместе с тем многие все еще верят в «непогрешимость» каждого слова и каждого действия, исходящего от верховного руководства Ватикана. В конце-концов и они поймут, что демократия несет им не только гражданскую свободу, но и подлинную свободу веры.

VI

Конституция советского государства предоставляет всем гражданам полную свободу совести. Церковь в Советской Стране отделена от государства. Она передана в руки верующих. В положенный час на колокольнях гудит старинный, музыкальный русский звон, раскрываются церковные двери и совершаются наши прекрасные службы, полностью сохранившие вековую, преемственную каноничность. Великолепное убранство храмов, в частности московских, их чистота и блеск наглядно отражают ту трогательную заботливость, которой окружают верующие свой Дом Молитвы, свой сокровенный духовный Отчий Дом.

Отделенная от государства, Русская Православная Церковь живет своей внутренней религиозной жизнью, заботами о духовном совершенствовании своей паствы.

В то же время Церковь не может, конечно, отделить себя от общенародной жизни, от ее интересов и запросов. Патриотизм, одна из благородных и тоже вековых традиций Русской Церкви, соединяет ее с народом крепкой и тесной связью. Церковь с глубочайшим уважением и горячей признательностью относится к Советскому Правительству, выражающему волю народа, неустанно заботящемуся о его благе.

Наша страна, в результате Великой Октябрьской социалистической революции, стала страной победоносного труда и ослепительной воинской славы. Ни одна страна в мире не могла бы выдержать ураганного натиска нацистской Германии, закованной в железо и металл. Советская Страна выдержала — и победила: ее могущество выковано из того драгоценного материала, равного которому нет в мире. Это — монолитное единство народа, руководимого и вдохновляемого своим правительством.

Русская Православная Церковь с первого дня Великой Отечественной войны принимала самое горячее участие в обороне Родины. Она благословляла воинов на ратные подвиги, страстно молилась о победе, непрерывно производила среди прихожан денежные сборы на нужды войны, утешала горе матерей и жен, с грустью и гордостью поминала имена героев, павших в борьбе за родимую землю.

Патриотические проповеди и призывы Православной Церкви навсегда войдут в историю Великой Отечественной войны.

Танковая колонна «Дмитрий Донской», созданная на средства верующих, навсегда останется памятью о патриотическом подвиге Русской Церкви.

В послевоенные годы Церковь, с той же благодарной теплотой, приветствует политику Советского Правительства, направленную к установлению прочного и длительного мира между народами. Она вкладывает всю силу своей веры в слова древней молитвы, благостно и нежно звучащей в тихий вечерний час:

— «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»...

Церковь одновременно благословляет самоотверженный и героический труд советских людей, непрерывно укрепляющих мощь и славу нашей великой Родины.

Н. Плесецкий

[1] Ряд фактических данных почерпнут автором из книги М. М. Шейнмана, Ватикан между двумя мировыми войнами (Академия Наук, 1948), из статей:

Н. Сергеевой, «Бухманизм на вооружении международной реакции» и А. Га¬лина, «Ватиканские апостолы империализма» («Новое время» № 30—31, 1948), а также из отдельных сообщений «Правды» и «Литературной газеты».

Система Orphus