ЛЮБОВЬ И ПРАВДА

Слово, сказанное в Ильинской церкви, что в Черкизове, г. Москвы

„Бог есть любовь” (I Иоан. 4, 8)

„Правда Господня пребывает во век" (Пс. 110, 3).

На стене одного из храмов маленького древнего монастыря в Иерусалиме мы видели священную картину Страшного Суда. На этой картине Божественный Судия — Господь Иисус Христос — изображен дважды, как это бывает на наших древне-русских иконах Тайной Вечери, на которых в одном изображении Спаситель подает св. Хлеб группе учеников, а в другом — св. Чашу остальным апостолам. На иерусалимской иконе Страшного Суда Господь Иисус Христос взирает направо на тех, к кому обращен Его голос: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Его божественное Лицо сияет лаской и любовью, обе руки простерты вперед, как бы с желанием обнять тех, кто стоит перед Ним. Изливается Божия любовь. Другая фигура Спасителя обращена к тем, кто стоит налево и слышит грозный приговор. Лик Христов строгий, губы сомкнуты, глаза не излучают сияния. Совершается правосудие Божие.

О, как часто, мои дорогие, утешая себя в муках обличения совести, в наших бедах и скорбях мы напоминаем себе о бесконечной любви Божией к нам и забываем напоминать себе о том, что Бог есть не только Бог любви, но и Бог правды.

Бог есть любовь. Таким явил Себя Бог в воплотившемся на земле Сыне Божием — Господе нашем Иисусе Христе.

Веками, тысячелетиями накапливался грех в человеке со времени грехопадения первых людей. Ко дню рождения на земле Спасителя неисчислимы были грехи человеческие. А сколько их было впереди?!

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16). Вот что свело любовь Божию на землю. Земной подвиг Господа Иисуса Христа — это подвиг любви. Спаситель учил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15, 13). И Сам Он превзошел эту высшую ступень любви: Он умирал не за друзей, а за врагов, потому что каждый грех — вражда против Бога (Иак. 4,4). Господь показал нам в Своем подвиге не постижимые умом и сердцем человека вершины любви.

Но в этой же крестной смерти Господа Иисуса Христа открылась не только любовь Божия, но и закон правды Божией. Преступление человека должно было быть искупленным, и только Сын Божий, взяв на себя грехи всего мира, мог стать выкупом за эти грехи перед лицом Правосудия Божия. В этой искупительной жертве Богочеловека «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84, 11).

Господь Спаситель, принесший Себя в жертву во имя любви к людям, оставил нам Свою проповедь любви. Каким божественным огнем горят, каким небесным сиянием искрятся слова Христовы о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Иоан.. 13, 34). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37—39). «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Мир, погрязший во взаимной злобе людей между собой, в их грехах и пороках, был поражен величием этой проповеди и отозвался на призыв Христов тысячами христианских мучеников, подвижников и просто рабов Божиих, посвящавших свою жизнь Господу и остававшихся верными Ему до смерти.

Живя среди людей, проповедуя любовь, Господь Иисус Христос в Своем собственном лице открыл Себя миру как носитель этой божественной любви. Вот Он, окруженный детьми, ласкает их, кладет на детские головки Свои божественные руки. .Таким мы видим Его на священных евангельских страницах, таким мы привыкли от дней детства видеть Его изображенным на священных картинах. Он сидит, у ног Его плачет блудница, слезами поливает Его ноги и отирает их волосами. Божественная любовь прощает ее. К нему приводят женщину, взятую в прелюбодеянии, с тем, чтобы Он наказал ее согласно закону Моисееву. Как Сердцеведец, Он знает, что совершается в сердце этой женщины, предлагает окружающим Его фарисеям бросить в нее камень, если они сами не имеют греха; и, когда они, смущенные, расходятся, Он с миром отпускает эту женщину. Он склоняется к расслабленному, тридцать восемь лет лежащему около Овчей Купели. Он жалеет его и, движимый милосердием, совершает исцеление. Он хочет утешить бедную Наинскую вдову, которая хоронит своего единственного сына, Он сострадает ей и проливает в ее сердце утешение. Проходя дорогой, Он останавливается против прокаженных, которые издали кричат Ему, прося об исцелении. И здесь Он совершает подвиг любви. Вот Он стоит около гроба Своего друга Лазаря и, видя слезы близких и знаемых умершего, Сам не может удержаться от слез. Он всегда и везде идет навстречу горю, слезам, несчастью человека. В ореоле неиссякаемой любви и сострадания стоит Он перед нашим духовным взором на страницах Евангелия, и наше верующее сердце зовет Его Сладчайшим Иисусом. На конце Своего земного подвига после тяжких страданий, невинный и безгрешный, Он висит на кресте. Его божественное тело источает искупительную кровь, а Его сердце — божественную любовь. Он утешает плачущую у подножия креста Матерь. Он молится за Своих распинателей, которые, по Его слову, «не ведают, что творят». Он с любовью смотрит на кающегося разбойника, умоляющего о прощении, и дает ему то, чего он просит, из неисчерпаемого источника Своей любви.

Таков наш Бог, в Которого мы веруем и Который есть любовь!

Мы знаем, дорогие, что Бог наш — не только Бог любви, но и Бог правды. Мы видим проявления этой правды в дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Спаситель с гневом обличает книжников, мытарей и фарисеев в их беззакониях. Он изгоняет бичом из храма торгующих в нем и оскверняющих этой торговлей «Дом молитвы». Но Он же и принимает тех же мытарей кающихся в семью Своих детей. Он бичует грех с целью спасти человека: ведь для того Он и пришел на землю, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11). И в сердце Иуды в минуту предательства Он стучится с той же целью: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48).

Правда Божия растворяется в любви Христовой. «Милостив Господь и праведен» (Пс. 114, 5).

Таков Христос Спаситель и по Своем Вознесении. По любви к людям Он основал Свою Церковь на земле, чтобы она раздавала им Божию любовь в благодати Св. Духа, кающимся — божественное прощение; взыскивала и спасала погибающие в грехах человеческие души.

Мы, сыны и дочери Православной Церкви Христовой, а через нее — дети Небесного Отца, купаемся в этом море божественной любви во все дни, пока живем. Уже с дней младенчества Господь принимает нас через святое крещение в Свою семью, питает нас духовной пищей, дает нам в спутники земной жизни ангела-хранителя. И в течение всей своей земной жизни мы идем в храм Божий, к подножию креста Христова, со своими грехами и скорбями, чтобы получать здесь утешение от божественной любви. Сколько бы раз мы ни падали во грехах, столько раз прощает нас Господь, когда мы плачем о своих падениях. Все мы хорошо знаем благодатную силу и правду слов св. Псалмопевца: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 8).

И в нашей земной жизни мы видим, как любовь Божия сочетается с правдой Божией. Над нами не только простирается покров любви Божией, но и совершается суд правды Божией: Господь посылает нам за наши грехи болезни, вразумляет нас несчастиями. Пока мы живем, этот суд правды Божией изливается из недр той же божественной любви. «Господь кого любит, того наказывает» (Евр. 12, 6),—говорит слово Божие. Самые испытания и скорби Господь посылает по любви Своей к нам. Господь наказывает, но Он и прощает при нашем к Нему обращении, отнимает от нас скорби или дает силы их переносить.

Вот человек умирает. Он поступает под действие суда правды Божией, получая предопределение или к блаженству, или к мукам. Но и здесь, пока не наступил последний день этого мира, бессмертный дух наш будет согреваться любовью Божией. Господь дает молитвам Церкви, бескровной жертве и милостыням силу облегчать посмертную участь умирающих с верою. И в загробном мире правда Божия покрывается любовью Того, Кто есть любовь!

Наступит день, когда Господь Бог явит Себя во свете только Своей правды. Ждет ли человек этого дня или не ждет, думает ли об этом или нет, хочет ли он его наступления или нет,— этот день придет. Слово Божие говорит нам о том, как во славе Своей второй раз явится на земле Господь Иисус Христос, явится для того, чтобы быть Праведным Судией, судить живых и мертвых. В этот день Он откроет всему человечеству только лицо Своей вечной правды. «Господь будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9, 9),— пророчески восклицает св. Псалмопевец. И св. апостол Павел учит нас: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово: чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).

И после Божественного приговора, когда с небес будет сходить «Новый Иерусалим», и будут открываться врата его для верных детей Божиих, одесную Бога будет сиять одна любовь, в лучах которой будут блаженствовать все истинные рабы Господа своего, «Егоже Царствию не будет конца». А там, где будет царить вечный мрак и где вечная скорбь будет наследием нераскаянных грешников, ошуюю Божественного Судии, будет Царство одной правды Божией, по закону которой чуждая Богу, порочная душа вкусит горький плод своей земной жизни. «Правда Господня пребывает во век» (Пс. 110, 3). Эти истины запечатлела кисть художника на стене Иерусалимского храма.

Ах, дорогие мои, будем страшиться, пока мы живем, злоупотреблять любовью Божией! Да не будет среди нас ни одного грешника, который оставался бы нераскаянным! Своею жизнью, согласной с евангельскими заповедями, будем достойны неисчерпаемой любви Божией. Будем готовиться к отчету на последнем Суде Божием и будем просить Божественную любовь, чтобы она потерпела еще нас на земле с нашими грехами и беззакониями, чтобы она помогла нам познать всю сладость слить навеки свою душу со Сладчайшим нашим Спасителем в лоне Его Божественной любви!

Митрополит Николай

Система Orphus