(Некролог)
Тяжелая печаль постигла всю Православную Церковь. Страшное злодеяние прервало жизнь верного слуги Христовой Церкви, доброго сына нашего народа, протопресвитера о. Гавриила Костельника.
Протопресвитер о. Гавриил Костельник родился в 1886 г. в старой украинской колонии в той части бывшей Южной Мадьярщины, которая отошла после первой мировой войны к Югославии, в с. Русский Керестур. Начальное образование получил в народной школе в родном селе. После мадьярской начальной школы окончил хорватскую гимназию в Загребе и там начал свое начальное богословское образование в Загребском университете. Строго католический дух преподавания побудил молодого богослова уехать во Львов, куда вело его сердце, полное любви к родному краю. Здесь он продолжал свое богословское образование и закончил его в местной духовной семинарии. Потом изучал философию во Фрейбургском университете (Швейцария), где за два с половиной года приобрел ученую степень доктора философии.
В 1913 г. он был рукоположен во священника и с этого времени 35 лет беспрерывно прослужил во Львове как пастырь. Преподавал в гимназиях, до 1930 г. был профессором Богословской академии.
Творческие таланты его были велики, интересы его были всесторонни, трудоспособность его удивляла всех. Еще на школьной скамье, в пятом классе гимназии, он начал писать стихи, а на 18 году жизни уже издал книжку стихов, написанную на родном бачванско-русском диалекте. Писал он и по-хорватски, писал на латинском языке, а больше всего, конечно, на родном украинском языке. Кажется, не было такой области науки и человеческого знания, которая не привлекала бы его пытливый разум. Он пишет грамматику бачванско-русского языка для своих земляков и своими произведениями вызывает к жизни новую литературу на этом диалекте. Полный творческой энергии, он пробует свои силы в поэзии, составляя произведения, глубокие по содержанию, согретые нежным чувством любви к Богу и человеку.
Однако, самое большое внимание уделял о. Костельник научной разработке вопросов богословия, философии и нашей церковной истории. Неутомимыми исканиями проницательного своего разума он стремился познать истину Божию и волю в жизни нашей Церкви и народа. Высокое образование и глубокое исследование самих источников христианской науки, внутренняя потребность служения истине привели о. Костельника к критической оценке латинства и его искажений христианской веры, обряда и церковной истории.
О. Костельник смело и решительно боролся против введения целибата, или безбрачия духовенства, когда Рим хотел этим путем ускорить латинизацию унии в Галичине. Исследование творений святых отцов и учителей Церкви, изучение церковной истории наглядно показало о. Костельнику, что свет и истина не в Риме, а в Восточной Православной Церкви. Это убеждение ученого исследователя все яснее и яснее проявлялось в его трудах. Уже тогда Ватикан обратил на него свое злое внимание и в 1930 г., в результате постоянных домогательств Рима, о. Костельник был лишен профессорской кафедры в Богословской академии, у него было отнято издание журнала, он был уволен из Преображенской церкви и назначен на работу под непосредственным надзором епархиального руководства.
Уже тогда о. Костельник прозорливо предвидел конец унии на наших землях. Он безбоязненно обращал внимание всего нашего духовенства и народа на то, что «в унии должно быть что-то изломанное, что-то вывихнутое, неестественное, что нивеллирует, обращает в ничто ее творческие силы, как это делает, например, рак в организме». Он доказывал неизбежность гибели унии, потому что она повсюду принудительно прививалась народу только для того, чтобы распространять среди униатов заимствованные у латинян презрение и ненависть к Восточной Церкви и ее народу, искаженные взгляды на историю и жизненные ценности своего собственного народа, воспитывать в нем отступничество от национальности и церковности предков.
После 1930 г. о. Костельник написал много различных трудов о Риме и его неправде, о неизбежном конце унии, о вечной истине Православия веры наших отцов. Во времена польско-шляхетского господства он не мог печатать этих своих произведений, однако он писал их, чтоб нам быть готовыми, когда придет наш час.
Этот час пришел. Ценой великих жертв и подвигов братских народов, объединенных в великом Союзе Советских Республик, особенно же благодаря братской помощи русского народа, был разбит лютый враг всех свободолюбивых народов, стремившийся истребить все славянские народы и прежде всего наш украинский народ. Праведный суд Божий развеял все замыслы немецко-фашистских извергов. Наша победа в Великой Отечественной войне осуществила самые дорогие надежды многих поколений украинского народа: все украинские земли объединились в едином Украинском советском государстве.
Когда произошло государственное объединение всех украинских земель, тогда настало время и для восстановления нашего духовного, церковно-религиозного единства с родным православным украинским и братским русским народом. Должна была прекратить свое существование на наших землях уния, как последний остаток нашего позора и бесславия, унижения и неволи, насилием и изменой внесенная в народ наш для того, чтоб разъединить и обессилить его, поселить в нем раздор и несогласие.
Этому великому делу нашего духовного воссоединения, возвращения нашего народа в родной дом, в материнское лоно Православной Церкви, к православной вере наших отцов о. протопресвитер Гавриил Костельник отдал все свои великие способности и таланты, неутомимый труд и самую жизнь. В 1945 г. он стал во главе инициативной группы по воссоединению Греко-католической Церкви Галичины с Русской Православной Церковью. Неутомимым своим трудом он объединил для святого дела воссоединения духовенство всех наших западно-украинских епархий и подготовил созыв памятного в веках в нашей церковной истории Львовского Церковного Собора 8—10 марта 1946 г. Собор отменил Брестскую унию 1596 г. и единодушно провозгласил воссоединение Греко-католической Церкви Галичины с Русской Православной Церковью.
Подготовив и осуществив наше воссоединение с Православной Церковью, о. протопресвитер Гавриил Костельник продолжал вести напряженную работу для того, чтобы утвердить и распространить великое дело нашего церковного единства с родным православным народом. Он служит, проповедует, деятельно помогает в издании церковного журнала, где печатает целый ряд своих статей, проповедей и глубоких толкований богослужебных праздничных канонов. В своих статьях, написанных преимущественно еще в прошлые годы, о. Костельник всесторонне выяснял историческую неправду папства, разоблачал его зло, рассказывал новую историю унии в различных странах, ярко изображая то зло, которое Ватикан причинил всем народам через унию. Никто не знал так глубоко папства, его сути, его психологии, никто с такой силой не разоблачал его неправду и зло, никто так искусно не опровергал лживых доказательств латинских лицемеров, как это делал покойный о. Протопресвитер.
Его имя навеки записано в истории нашей Церкви и народа. Великие заслуги его почитает не только наша Православная Церковь, их высоко ценит вся Вселенская Святая Православная Церковь. Еще летом этого года Главы и Представители Православных Церквей всего мира, на праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, с восторгом слушали доклад о. Протопресвитера об агрессии Ватикана против христианского мира.
К великому сожалению, это была последняя большая услуга о. Протопресвитера для Православной Церкви. Папский Ватикан не мог снести той колоссальной потери, которую он потерпел вследствие нашего воссоединения с Православной Церковью, осуществленного трудами о. Протопресвитера Костельника. Ватикан, который начал преследовать смелого искателя истины еще в 1930 г., теперь искал средств положить конец его святому подвигу, которым о. Протопресвитер служил родному народу. Папский Ватикан всегда был в союзе со всеми врагами Православной Церкви и нашего народа. Среди немецко-украинских националистов, этих врагов единства, мира и силы нашего народа, нашли убийцу, который поднял каинову руку на о. Протопресвитера Гавриила Костельника, верного сына украинского народа, великого деятеля нашей Церкви.
20 сентября этого года о. Протопресвитер, как обычно, отслужил Литургию и, как только отступил от Святого Престола, был убит почти на пороге Божьего дома.
Добрый пастырь положил свою душу за овец (Иоан. 10, 11), которых он тщательно охранял от врагов... Зло постражда добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3)... Церковь и народ понесли великую утрату. Погиб выдающийся церковный деятель, ученый, богослов, философ, поэт, писатель, честный и прекрасный человек, все свои великие таланты целиком посвятивший делу духовного единства родного народа.
Неужели даже эта смерть не просветит разум тех, которые до сих пор еще ослеплены внушенным им уважением к папизму, которые поныне еще ждут спасения от Ватикана? Неужели эта мученическая кровь не смоет слепоты с глаз тех, кто до сих пор еще не видит, где враги братского единства, мира и согласия в нашем народе?
По примеру покойного о. Протопресвитера будем укреплять и распространять наше глубокое единство с Православной Церковью. Это единство наше возрастет и будет жить среди нас вовеки, ибо оно от Бога, оно осуществляет заветы бессмертной Божией правды.
Да дарует Господ венец мученический почившему о. Протопресвитеру и со святыми да упокоит его душу.
Вечная память ему!
Архиепископ Макарий