Из Волынской епархии

АКТ ПО СЛУЧАЮ ОКОНЧАНИЯ УЧЕБНОГО ГОДА В СЕМИНАРИИ

Волынская Духовная Семинария открыта 1 ноября 1945 г. в г. Луцке. В настоящее время в Семинарии функционируют четыре класса.

1 июня 1948 г. состоялось семинарское торжество по случаю окончания учебного года и первого выпуска Семинарии. На это торжество прибыл Преосвященный Варлаам, епископ Волынский и Ровенский. После богослужения в Луцком кафедральном соборе в зале Семинарии состоялся торжественный акт, на котором Ректором Семинарии протоиереем Тучемским был сделан доклад на тему: «Духовное просвещение на Руси»; инспектором Семинарии протоиереем В. Осташевским был зачитан годовой отчет об успехах и поведении учащихся, а затем семинарским хором было исполнено несколько вокальных номеров. В заключение акта о. Ректор обратился к выпускникам Семинарии с напутственным словом и пожеланием им плодотворной работы на пользу Православной Церкви и Родины, после чего Владыкой Варлаамом были розданы им служебники, как благословение архипастыря на предстоящий путь.

Протоиерей Б. Юркевич

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЕ БРАТСТВО В г. ЛУЦКЕ НА ВОЛЫНИ, КАК МНОГОЦЕННЫЙ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК

(К истории Православия в Западной Руси)

В 1949 г. исполняется 330 лет со времени основания и организации Крестовоздвиженского братства в г. Луцке на Волыни, а также более 50 лет со времени сооружения ревностью Святителей православной Москвы в г. Луцке каменной часовни с Иверской иконой Божией Матери.

Основанию Луцкого Крестовоздвиженского братства предшествовало крайне тяжелое состояние Православия в 16 и 17 столетии как на Волыни, так и вообще на югозападных окраинах православной Руси. Около 1336 г., со смертью последнего православного Волыне-Галицкого князя Юрия Львовича, православная Волынь и юго-западные области древней Руси потеряли свою политическую независимость и оказались под польско-католическим воздействием. Это воздействие особенно усилилось со времени династического соединения Литвы с Польшей в 1569 г. С этого времени православная Волынь и все юго-западные области древней Руси становятся объектом денационализации русско-православного населения и ассимиляции с пришлой польско-католической народностью.

В этих же целях на соборе в 1596 г. в г. Бресте русско-православному населению навязывается церковная уния, как переходная ступень из Православия в римо-католичество.

Государственная власть Польши, после вышеупомянутых событий, усилила политический и религиозный гнет на православное население Волыни и юго-западных областей Руси.

Что же спасло православное население на окраинах русской земли от окончательной денационализации? Что сохранило его веру, самосознание и связь со всем единоверным славяно-русским народом.

В эти роковые годы XVI и XVII столетия, грозившие смертельной опасностью нашему украино-русскому народу, пришли на помощь его нравственная сила, его Православная Церковь с ее организациями: братствами, школами, книгопечатнями и т. д.

В защиту своей веры и народности выступили сильные личности, во главе которых, как удостоверено историей, стал верный сын Православной Церкви князь Константин Константинович Острожский — чрезвычайно важным делом которого было построение в г. Остроге Преображенского храма, организация при храме братства и создание школы, впоследствии преобразованной в Славяно-русскую Академию. Эта школа воспитала видных православных деятелей, каковы например были: Герасим Смотрицкий — апологет Православия, схимонах Иов Княжининский — организатор монастырей на Юго-западе Руси, Демьян Наливайко — известный проповедник и духовник К. Острожского, Петр Сагайдачный — известный своими победами над турками и т. д.

Особо значительным делом князя К. Острожского было такое устройство при Острожской Академии типографии, где печатались богослужебные книги для православных церквей и монастырей, послания Константинопольского Патриарха Иеремии, поучения и апологетические труды пресвитера Острожского храма Василия, и была напечатана, известная в истории Церкви, Острожская Библия.

Князь К. Острожский все свои духовные дарования и материальные средства всецело отдал на благоустроение Православной Церкви, на устройство новых храмов и организацию при них братств, школ, типографий и т. д.

В начале XVII столетия в г. Луцке, вследствие руководственных указаний из православного центра Волыни — Острога, возникает Крестовоздвиженское братство, которое было утверждено соответствующей грамотой Константинопольского Патриарха Кирилла.

В состав Луцкого Крестовоздвиженского братства входили православные люди обоего пола, независимо от социального и общественного положения. Члены Братства при вступлении давали клятвенное обещание пред Евангелием непоколебимо стоять на страже своей православной веры и прав своего народа. Луцкое братство имело свое знамя и печать с изображением креста, попирающего турецкий полумесяц. Когда политические условия на Волыни и вообще на юго-западе Руси изменились и когда православное население подверглось религиозному гнету, тогда члены Луцкого Крестовоздвиженского братства возвысили свой голос в защиту прав своего народа, его веры и традиций.

Особенной ревностью в это трудное время отличались такие члены Луцкого братства, как-то: Андрей Гулевич, Даниил Братковский, Корецкий, Воютинский и др.

Но самое сильное впечатление производили пламенные речи члена Луцкого Крестовоздвиженского братства Лаврентия Древинского, который в законодательном собрании Польского сейма в 1620 г. сказал так: «Нам говорят защищать нашу республику от внешних врагов, но нас люто терзает внутренний враг — это злощастная уния; она лишила нас высшего блага — мира и спокойствия: наши храмы закрыты, священники изгнаны, дети умирают без крещения, мертвых не погребают, но выбрасывают везде, как падаль; верность своему вероисповеданию сопряжена с лишением гражданских прав; закон нас не ограждает, а потому мы можем воскликнуть: «суди нас Бог» (Липр. Л. П., стр. 16).

Такие и подобные пламенные речи передавались по всем местечкам, селам и хуторам и зажигали народные массы ревностью в защиту своей веры и народности. Так возникали сперва народные волнения, потом восстания с 1590 по 1638 г., а затем и войны. Так полилась кровь православных воинов под водительством известного гетмана Богдана Хмельницкого с 1648 по 1651 г. Здесь на Волыни, у местечка Берестечки, на поле битвы и на костях православных воинов в 1908—1909 гг. построен монастырь с храмом-памятником под названием «Казацкие могилы». Все эти восстания и войны с 1590 по 1654 г. развалили некогда могущественный организм Польши «от моря до моря», и по второму разделу 1793 г. Волынь с другими юго-западными областями Руси вошла в состав единоверной Руси.

После вышеупомянутых исторических событий Крестовоздвиженское братство, сослужившее в свое время свою историческую миссию, в начале XVIII ст. прекратило свое существование и только в 1871 г. с усилением римо-католической пропаганды на юго-западе России, братство в Луцке опять возобновилось и свое внимание направило на восстановление церковно-исторических памятников, старинных храмов и на укрепление своей веры и своего славяно-русского самосознания.

Этому святому делу здесь, на рубежах нашего Отечества, пришла на помощь единоверная Москва, которая соорудила часовню с Иверской иконой Божией Матери, этой благодатной Вратарницей, у порогов нашей Священной Родины.

В последнюю Отечественную войну с «культурными» немцами, попиравшими также нашу народность и веру, в г. Луцке, среди разрушенных зданий, мусора и кусков кирпича, осталась невредимой Братская часовня с Иверской иконой Богоматери, которая являлась нашей надеждой в упорной борьбе с озлобленными немцами.

Протоиерей Г. Юркевич

Система Orphus