ВЕЛИКОЕ ПАДЕНИЕ

19 июля закончились юбилейные торжества 500-летия Русской автокефальной Церкви.

Высокие и почетные гости Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия заслушали ряд докладов о Ватикане и его отношении к Православной Восточной Церкви и вынесли резолюцию, которую без преувеличения можно назвать исторической. Собравшиеся иерархи с глубоким христианским прискорбием отметили тот печальнейший факт, что «забвение Ватиканом традиций Вселенского Православия завело корабль Римско-католической Церкви в несродственную для Христовой Церкви стихию антихристианского папизма» (Резолюция по вопросу «Ватикан и Православная Церковь»).

В этой резолюции подведен итог многовековой нехристианской деятельности Ватикана, приведшей его в тупик. Собравшиеся иерархи с отеческой заботливостью предупреждают весь христианский мир и всех истинно верующих католиков, в какую пучину их ведет современное папство. Этот исторический документ заканчивается обращением к Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он просветил светом Своего Божественного учения католическую иерархию и помог бы осознать ту пучину греховного падения, в которую низвели они Западную Церковь, как своими новоявленными учениями о главенстве и непогрешимости папы, так и использовании Церкви в интересах политической борьбы.

Если мы проследим за политикой Ватикана, проводимой им за последние 20—25 лет, то убедимся в ужасном греховном падении папства.

Незадолго до окончания великой мировой войны произошло событие в истории человечества, имеющее первостепенное значение. Это — Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Событие это столь велико по своему значению для человечества, что можно думать, что история всего мира пойдет по другим направлениям.

Миллионы людей увидели в Октябрьской Революции зарю новой прекрасной жизни на земле. Враги же свободы и блага народов встретили это событие со скрежетом зубовным. Монархи и капиталисты поняли, что их системам подходит конец и решили бороться за свою власть и свои состояния. Молодая страна Советов, чуть не с первых дней своего существования была поставлена в необходимость бороться не только с внутренними врагами, но и с внешними. Многочисленные войска интервентов пытались задушить Советскую Республику и расправиться с ней так, чтобы «другим не повадно было». Тем более, что во многих странах начали слышаться «революционного грома раскаты».

Так в 1918—1920 гг. Италия была весьма революционизирована. Тем не менее, 28 октября 1922 г. власть была там захвачена фашистами. Многие монархи и правители перед лицом надвигающегося на них натиска Революции решили забыть свои старые незаконченные счеты и, соединившись вместе, дать отпор победоносно наступающему социализму. Одним из таких лиц, монархов, был Римский папа. Ватикан понял ситуацию и решил бороться. Но бороться одному невыгодно, да и к тому же он, папа, еще продолжал быть «узником Ватикана». Если бы на его врага — итальянское правительство, надвигалась bellica tempestas (военная непогода) со стороны Англии, Франции и т. д., Ватикан может быть злорадствовал бы, но когда он увидел надвигавшуюся tempestas revolutionis («буря революции»), то не на шутку перепугался и решил помочь своему врагу (совсем почти «по-христиански»). История фашистского переворота в Италии показывает, что Ватикан оказал эффективную помощь новому строю Италии.

Если 28 октября 1922 г. фашисты захватили власть, то уже 10 января 1923 г. статс-секретарь Ватикана кардинал Гаспари имел встречу с лидером фашистов — Муссолини.

Что же было предметом беседы кардинала и вождя итальянских фашистов?

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо иметь в виду следующий факт. Римский банк является по существу банком Ватикана. Вследствие ряда причин, «от Ватикана независящих», этот банк находился накануне банкротства. Нужно было его спасать. Ватикану нужна была помощь со стороны враждебного ему Итальянского правительства. А положение последнего было тоже не из устойчивых. Так вот, соглашение о взаимной помощи и было темой этой беседы. Соглашение было достигнуто. Муссолини спас от краха папский банк; это спасение стоило итальянскому народу 1.500.000.000 лир.

Что же получил Муссолини за это? Отпущение своих фашистских грехов? Индульгенцию? Ни то, ни другое. Он получил от Гаспари заверение о помощи, которую ему окажет Ватикан со стороны партии «Пополяри», так как влияние последнего на эту партию было велико. И действительно, в 1924 г., когда фашистами был убит социалистический деятель Маттеота, положение Муссолини пошатнулось и Ватикан, по просьбе «дуче» нажал на «Пополяри» и предписал ей тактику, давшую возможность Муссолини разгромить оппозицию.

После этого Ватикан и фашистский Квиринал убедились воочию в той пользе и выгоде, которые дает им «мирное сожительство». Начались переговоры, в результате которых появился Латеранский договор в 1929 г.

По этому договору Ватикан получил официальное признание и подтверждение светской власти папы. Кроме того, новому монарху были возвращены ряд дворцов и др. зданий. Некоторые помещения получили право экстерриториальности. За отнятые в 1870 г. у папы земли, ему была выдана денежная компенсация в размере 1.750.000.000 лир. Кроме таких материальных выгод, Ватикан выговорил себе права: во-первых, обязательное преподавание Закона Божия во всех итальянских школах и, во-вторых, передачу воспитания юношества католическому духовенству.

Муссолини же получил обещание помощи и поддержки со стороны папы, как внутри Италии, так и за пределами ее.

Когда в 1935 г. Италия напала на маленькую Абиссинию, то папа Пий XI субсидировал итальянское правительство деньгами на военные нужды. Когда же Италия «победоносно» закончила эту войну, папа поздравил Муссолини с победой.

В капиталистической Европе в это время было три «кандидата» па мировое господство: во-первых, — Гитлер, во-вторых, — Муссолини и, в-третьих, — Римский папа. Вполне естественно, что каждый из них в остальных двух претендентах на мировое господство видел своих врагов. «Великой» Германии мешала не менее «великая» Италия, Ватикан и т. д. Тем не менее они должны были дружить между собой, хотя бы до поры до времени. Однако, они жили между собой очень недружно, когда их интересы сталкивались. Папа довольно часто терпел нападки от фашистов, и ему довольно долго приходилось терпеливо сносить обиды. Одно из первых столкновений папы с Муссолини произошло из-за вопроса о воспитании юношества. На основании Латеранского договора воспитание юношества должно было находиться в руках католического духовенства. Однако, Муссолини сознал свою ошибку и решил ее исправить. Вследствие этого началось стеснение ряда католических организаций, как например, «Ацциона Католика».

В папском официозе «Osservatore Romano» появился ряд статей полемического характера против фашистского правительства Италии, затронувшего одну из важнейших сторон Ватикана — его пропагандистскую деятельность. Этого папа не мог стерпеть. В резких словах по адресу Муссолини со стороны папы недостатка не было. В газете папы были, например, такие фразы: «Ацционе Католика это и есть католическая церковь. Католическая церковь — это папа, а кто посягает на папу, тот умрет». Тогда Муссолини решил договориться с папой, и в конце концов они поладили.

Второй крупный конфликт был у них по следующему поводу: в 1938 г. Муссолини, по приказу Гитлера, ввел в Италии расистское законодательство, направленное против евреев и абиссинцев. Ватикан же выступил против новых законов.

Что же заставило папу выступить против?

Конечно, не человеколюбие было тому причиной. Суть обстоятельства заключалась в том, что папство стремилось к универсализму; разделение рас на низшие и высшие затрудняло пропаганду Ватикана между многочисленными народами и племенами земного шара. Вот истинная причина очередного конфликта папы с Муссолини.

Несмотря на все стычки, папа, забыв теорию папской власти Григория VII, заискивал пред высшими представителями светской власти в Италии. Доказательством этому могут служить слова Пия XI в его выступлении 24 декабря 1938 г.: — «Мы во всеуслышание заявляем, что после Бога наша признательность относится к весьма высокопоставленным у нас лицам. Мы имеем в виду благороднейшего монарха Виктора Эммануила и его несравненного министра (Муссолини), и мы далеки от мысли вступать с ними в разногласия».

В другом месте Пий XI говорит следующее: — «Мы храним и сохраним на многие годы, как память, так и благодарность за то, что было сделано в Италии на пользу религии, хотя не меньшая, а возможно большая выгода из этого была извлечена партией и режимом».

По отзывам Ватикана, Муссолини был «человек, ниспосланный Провидением». Эти слова папы и его энциклика ясно обрисовывают взаимоотношения Ватикана и Квиринала.

Труднее налаживались хорошие отношения у папы с фашистской Германией. Заключив Латеранский договор с Муссолини, папа решил подружиться с Гитлером, желая тем самым закрепить, а потом и расширить свои позиции в Германии. Папа знал, что здесь ему предстоит дело значительно сложнее, чем в Италии, но зато и цель здесь была для него более выгодной. Поэтому Ватикан решил пойти на ряд уступок в будущем. Папа и Гитлер заключили конкордат, почти в то время, когда в Германии был особенно сильный террор против католиков. Разрыв казался неизбежным, но папа проявлял все время стремление к умиротворению.

В Рождественском послании 1933 г. нет ни одного слова об антикатолических мероприятиях гитлеровского правительства. Под диктовку Ватикана, католические немецкие епископы в 1936 г. выпустили пастырское послание, в котором откровенно писали:

«Мы, католики, несмотря на проявленное нам недоверие, готовы отдать государству то, что ему полагается и поддержать фюрера в отпоре большевизму и др. его задачах».

Но, несмотря на такие верноподданнические чувства, фюрер не отступал от своей политической линии по отношению к Ватикану, а Ватикан, в свою очередь, терпеливо молчал и уступал.

1938-й год. Гитлер захватил Австрию, эту старшую дочь-христианку Ватикана. Страна искони веков католическая, и роль католического духовенства в ней громадна. Захват ее Германией не мог сулить ничего хорошего австрийскому духовенству. Было бы вполне логично и последовательно, если бы папа выразил свой протест. Но на деле оказалось иное: венский архиепископ, кардинал Иницер, открыто стал агитировать за то, чтобы народ голосовал за Гитлера во время «народного плебесцита».

Папская газета «Оссерваторе Романо» поместила довольно резкую статью против захвата Австрии (нужно же было успокоить общественное мнение!). Иницеру же попало за... слишком открытую и демонстративную его позицию в австрийском вопросе. И на этом все протесты Ватикана закончились.

В 1939 г. папа Пий XI скончался. На папский престол был избран статс-секретарь Ватикана кардинал Пачелли, под именем папы Пия XII.

Среди дипломатов бывший статс-секретарь, а ныне Пий XII, считался крупным дипломатом. До своего царствования он успешно выполнял ряд сложных дипломатических дел. Как статс-секретарь он руководил внутренней и внешней политикой. Будучи в Берлине в качестве папского нунция, он лично знал Гитлера и многих его соратников. Надеясь на свои личные знакомства, Пий XII думал усилить свое влияние на Германию. Но Гитлер проявил к Пию XII такую же неуступчивость, какую он проявлял в свое время и к Пию XI. Ватикану стала угрожать опасность — утратить Германию, а если гитлеризм стал бы распространяться по другим державам, то папе грозила бы опасность потерять и их. Фашизм в это время встал крепко на дорогу войны, которая впоследствии стала для него дорогой к смерти.

Что миру готовится новая бойня Ватикан не только чувствовал, но, можно сказать, знал точно. Папе хотелось направить надвигавшуюся вторую Великую войну на Восток. И вот, Ватикан занимает определенную активную антисоветскую позицию. Папа начинает усиленно заниматься «умиротворением», но «умиротворение» это имеет однобокий характер. Так, например, он усиленно «мирит» Германию и Италию с Великобританией и Францией. В 1938 г. папа усердно защищает темное мюнхенское дело и мюнхенцев и поддерживает их попытки к устремлению на Восток, т. е. на СССР. В мае 1939 г. папа дает директивы своим представителям содействовать созыву, под руководством Ватикана, конференции из пяти держав: Великобритании, Франции, Италии, Германии и Польши. Одновременно с этим Ватикан развернул широкую кампанию за новый крестовый поход Европейских держав великих и малых на Советский Союз.

Начавшиеся в апреле—мае 1939 г. англо-франко-советские переговоры о «фронте мира» сильно обескуражили и встревожили Ватикан, что подтверждает газета «Дейли Геральд» от 5 июня, где говорится: — «Ватикан озабочен англо-франко-советскими переговорами, поскольку его политика направлена на создание антисоветского блока». Но тревога «святейшего престола» скоро исчезла, так как папа увидел, что у Деладье, представителя Франции, и Чемберлена, представителя Великобритании, нет особенного стремления к созданию «фронта мира». Это спокойствие было недолгим. 1 сентября 1939 г. началась германо-польская война, явившаяся началом второй Великой Мировой войны. Папе война между Германией и Польшей не была желательна. Он хотел видеть Германию, устремившейся на СССР, и никак не на Польшу. Его мечтой был крестовой поход на СССР. Пий XII пытался ликвидировать эту начавшуюся неприятную для него войну. Дальнейшее развитие событий, т. е. устремление Гитлера на Запад Европы, а не на Восток, было совсем уже не по душе Пию XII.

Все события того времени больше и больше тревожили Римского папу. Единственно отрадным для Ватикана историческим фактом была Советско-финская война.

Нападки и выступления Ватикана против СССР в этот период сделались исключительно резкими и вызывающими. Папа объявил миру, что «СССР напал на Финляндию», и для большей демонстрации перевел значительную сумму денег в адрес своего представителя в Финляндии, викария епископа Робэна, «для распределения между нуждающимися финскими католиками», каковых в Финляндии вовсе не имеется.

Судьба еще раз улыбнулась папе в 1939 г. СССР вышел из Лиги Наций и папский официоз «Оссерваторе Романо» разразился приветственно-злорадными комментариями.

Дальнейшая политика Ватикана становится все более сложной и запутанной. Как кандидат на мировое господство папа, конечно, не желал победы ни Гитлеру, ни Муссолини, так как он хорошо знал, что их победа не даст ничего хорошего католичеству. Так, например, есть предположение, что во время приема папой Тэйлора, личного представителя Рузвельта, разговор касался того, что должно быть оказано давление со стороны США на Италию в смысле удержания ее от вступления в войну, а в марте 1940 г. тот же Пий XII принимает Риббентропа. Повидимому, речь шла о возможности различных комбинаций насчет мира.

В 1940 г., в мае месяце, Ватикан вместе с США, Великобританией и Францией делает последнюю попытку удержать Муссолини от вступления в мировую войну. Но ничего не вышло из этого, не помогло даже специальное послание Пия XII к Муссолини.

В 1941 г. началась вторая Великая Мировая война, причем нужно отметить одно, на первый взгляд, загадочное деяние Ватикана. Когда произошло вторжение германо-итальянских войск в Советский Союз, Муссолини обратился к папе с просьбой, чтобы тот одобрил фашистский лозунг «крестовый поход против коммунизма», но Пий XII отказался сделать это. Казалось бы, что такой антисоветски настроенный человек, как папа, должен был обеими руками ухватиться за это предложение, но он вдруг отказывается от этого.

Однако, «загадочного» и таинственного здесь ничего нет. Прежде всего, папа не желал победы Гитлеру, боясь его мировой гегемонии, а с другой стороны, вступить в открытый союз с таким типом, как фюрер, Ватикан считал неудобным. Тайный союз — это еще допустимо, но открытое присоединение — это уже компрометация, да и кто может сказать наверно: чья будет победа? А Ватикан очень осторожен. Вот чем и был вызван этот отказ. Но не желая победы фашизму, Ватикан не желал и его гибели.

В начале войны папа громогласно объявил о своем нейтралитете. Множество соображений было у «святого отца» при этой акции. Прежде всего, по Латеранскому договору папа должен соблюдать нейтралитет в случае войны Италии.

Кроме этого, папа не хотел итти на разрыв с Америкой, где живет четвертая часть всех католиков. Но все же его святейшеству, папе Пию XII, нужно было доказать, на чьей стороне симпатии апостольского престола. Прямо сказать: Ватикан нейтрален — неудобно. А сказать, все-таки нужно, и папа сказал.

В июне 1941 г. итальянские газеты сообщили об отправке на восточный фронт итальянского экспедиционного корпуса, и 29 июня 1941 г. папа произносит речь «О божественной миссии итальянского народа». Все устроилось, как нельзя лучше! И нейтралитет соблюден, и симпатии Ватикана выявлены! В дальнейшем, папский «нейтралитет» продолжал быть таким же однобоким.

В 1942 г. статс-секретарь Ватикана радостно сообщает, что «курия отмечает с удовлетворением: изменения во Франции [фашизм. Примеч. автора], большую стабильность правительства в Испании и Португалии; католическую ориентацию Словакии и Хорватии, прекрасные отношения с фашистской Италией и с Венгрией. Ватикан был счастлив видеть входящим в его бронзовые двери господина Харода, как посланника Японского императора».

Вот какие события доставили радость его святейшеству папе Пию XII и его «апостольскому двору».

И эту святительскую радость не омрачили ни Майданек, ни Освенцим, ибо о них папа и его двор... не знали, так как папы обладают свойством: имея глаза — не видеть, имея уши — не слышать..., когда это им выгодно и нужно.

В 1943 г. дела Гитлера и Муссолини шли плохо. Ватикан во всем осведомленный, конечно, знал об этом и тут-то выдвигается теория компромиссного мира, который должен был, по мнению Пия XII спасти фашизм и его вождей от гибели.

В феврале 1943 г., по обоюдному согласию папы и Муссолини, послом Итальянского правительства при Ватикане назначается бывший министр иностранных дел Чиано. Миссия этого посла заключалась в достижении, при помощи Ватикана, выхода Италии из войны. Но из этих планов ничего не вышло. Гитлер и Муссолини, посеявшие в свое время «ветер», должны были теперь пожать бурю.

Германо-итальянский фашизм был разбит. В настроении папы произошла большая перемена. Папа вспомнил тут, что он не только «личность с правами монарха, но и римский первосвященник, викарий Христа на земле», преемник апостола Петра и т. д., и под этой маркой «викария» он решил выступить.

Как образец таких выступлений Пия XII, возьмем его Рождественские послания народам мира от 24 декабря 1945 г. Правда, для отвода глаз он вначале обрушивается на тоталитарный строй, но здесь Пий XII опоздал: тоталитарные державы Германия и Италия были разбиты. Когда нужно было осудить своим авторитетным словом лиц, покрывших землю потоками крови, Ватикан был глух и нем. Он не слышал, не видел, а поэтому и не говорил ничего. И в том же послании папа уже откровенно говорит о снисходительном обращении с пленными фашистами и военными преступниками.

В сердце папы вызывает печаль то обстоятельство, что военнопленные должны заниматься физическим трудом и им «не гуманно отказывают в обращении, которое им полагается, как побежденным». Далее Пий XII выражает пожелание и надежду «о скором возвращении к своим довоенным обязанностям» и политических пленных, которые в это время сидели уже на скамье подсудимых в Нюренберге. А как с ними надо обращаться, папа уже сказал в Рождественском послании 1943 г., в котором он выступил против мира «жестоко установленного шпагой» и рекомендовал «не платить за несправедливость несправедливостью или не совершать быть может еще большей несправедливости».

Папа пытался внушить державам победительницам ошибочность

постановки вопросов:

об ответственности за войну;

о требовании репараций;

о наказании фашистских главарей.

В своих речах он уже неоднократно взывал к милости и сожалению. (Когда пылали огни в печах концентрационных лагерей, папа молчал; он не видел этих огней!).

Но война все-таки закончилась победой демократических держав над германо-итальянским фашизмом. Дело Гитлера и Муссолини уже в прошлом. Виновники войны должны были ожидать себе сурового, но справедливого возмездия. Проповеди папы о любви и т. д. не достигли желаемых результатов. Что же делает тогда Ватикан?

Обратимся к газетам. В «Известиях Верховного Совета СССР от 25/XII 1945 г. имеется заметка такого рода:

«Немцы и японцы — гости Ватикана».

Лондон, 23 декабря (ТАСС). Ссылаясь на миланское радио, агентство Рейтер передает, что члены бывшего германского посольства при Ватикане остаются в Ватикане в качестве «почетных гостей, лишившихся дипломатического статута с тех пор, как перестало существовать германское правительство. Официальные лица из состава закрытого японского посольства также находятся при Ватикане в качестве гостей, сохраняя свой дипломатический статут».

В газете «Правда» от 24 декабря 1945 г.

«Почетные гости» Ватикана.

Лондон, 23 декабря (ТАСС). Ссылаясь на миланское радио, агентство Рейтер передает, что члены бывшего германского посольства при Ватикане остаются в Ватикане в качестве «почетных гостей, лишившихся дипломатического статута, с тех пор, как перестало существовать германское правительство. Официальные лица из состава закрытого японского посольства также находятся при Ватикане в качестве гостей, сохраняя свой дипломатический статут.

В газете «Известия» от 30 декабря 1945 г.

«В Риме укрываются видные словенские военные преступники»

Белград, 27 декабря (ТАСС). Люблянская газета «Младина» пишет, что Рим стал убежищем для словенских реакционных клерикалов — сторонников Михайловича. В Риме нашли себе приют бывший министр Михо Крек, промышленник Авсенек, доктор Ахчин, доктор Жедот, бывший четнический коментант Словении майор Новак и другие предатели и военные преступники. Деятельность этой группы реакционеров направлена против интересов федеральной Словении. Газета отмечает, что деятельность словенских реакционеров находит поддержку Ватикана.

В той же газете от 19 сентября 1946 г.:

«Ватикан покровительствует военным преступникам».

Рим, 18 сентября (ТАСС). Газета «Ром дейли америкен» сообщает, что чехословацкие военные преступники Кароль, Сидор, бывший «словацкий посол» при Ватикане и его подручный Мило Урбэн до сих пор пользуются гостеприимством Ватикана и готовятся к отъезду в США. Некто Капала, американец, словацкого происхождения, также бывший сотрудник «словацкой миссии» при Ватикане, уже находится в США, где добывает визу на въезд для Сидора и Урбэна.

В Ватикане, по сведениям газеты, скрывается также ряд венгерских фашистов, бывших членов «дипломатического корпуса стран оси».

Газета «Правда» от 4 февраля 1946 г., № 10142.

«Крупный фашистский промышленник Донегани скрывается в Ватикане».

Рим, 2 февраля (ТАСС). Газета «Милано-Сера» сообщает, что бывший председатель химического треста Монтекатини, крупный фашистский промышленник Гундо Лонегани, бежавший при невыясненных обстоятельствах из миланской тюрьмы, скрывается теперь в Ватикане. Газета пишет, что Домегани заплатил 10.000.000 лир за право убежища в Ватикане и тратит ежедневно 50.000 лир на свое содержание».

Газета «Известия» от 22 декабря 1945 г.

«Фашист Карло Сфорца скрывался в монастыре».

Рим, 21 декабря (ТАСС). Сообщения об аресте бывшего члена, существовавшего при режиме Муссолини, так называемого «Большого фашистского совета» и последнего секретаря фашистской партии, накануне капитуляции Италии, Карло Сфорца, распространявшиеся рядом итальянских источников, не подтвердились.

По сведениям миланской печати, Сфорца скрывался в одежде монаха в том самом иезуитском монастыре в Галларрате (провинция Варезе), где на днях полиция арестовала известного промышленника фашистского сенатора Гастоне Гарбалья, также скрывавшегося под видом монаха. Во время ареста Гарбалья полиция заинтересовалась другим «монахом», выдававшим себя за «отца Джузепе Маджио из Падуи». Попытки полиции арестовать вызвавшего подозрения «отца Маджио» встретили отпор со стороны настоятеля монастыря и церковных властей Милана, которые заявили, будто Маджио действительно является монахом. Однако на основании справок, найденных полицией в Падуе, выяснилось, что под именем «отца Маджио» скрывается разыскиваемый полицией Карло Сфорца. Когда полицейские вернулись в Галларрате, Сфорца Карло бежал из монастыря. По сведениям печати, попытка ареста Сфорца связана с мероприятиями по ликвидации крупной подпольной фашистской организации в Северной Италии.

«Арест сообщников Сфорца».

Рим, 21 декабря (ТАСС). Агентство АНСА сообщает, что настоятель иезуитского монастыря в Галларрате (провинция в Варезе) Пьетро Коста арестован полицией и доставлен в Милан для показаний по вопросу об его участии в побеге бывшего секретаря фашистской партии Карло Сфорца, скрывавшегося в этом монастыре в одежде монаха. Вместе с настоятелем арестованы его помощник и ряд монахов — иезуитов.

Нам кажется, что приведенных материалов вполне достаточно, чтобы определить род занятий Ватикана перед концом войны и вскоре после войны. Наконец, все нужные и ценные для Ватикана люди размещены по разным безопасным для них местам. Некоторые из них даже в монашеских рясах «спасаются» в ватиканских обителях.

Чем же Ватикан начинает заниматься после войны? Какая у него кампания на очереди? Посмотрим опять газету «Известия» от 27 марта 1946 г.

«Раскрытие фашистского заговора в Словакии».

Прага, 26 марта (ТАСС). Министерство внутренних дел Чехословакии опубликовало сообщение о раскрытии в Словакии антигосударственного заговора.

Еще до окончания разгрома Германии, говорится в сообщении, словацкие фашистские круги предпринимали попытку создать диверсионные группы, аналогичные гитлеровским отрядам «Вервольф».

Раскрытая подпольная диверсионная группа была создана в г. Топольчаны бывшим функционером штаба фашистской глинковыской молодежной организации Халмовским, который вместе с бежавшим из тюрьмы Антонином Ешинантем организовал нелегальный генеральный секретариат Словацкой фашистской глинковской партии.

Сообщение министерства внутренних дел далее говорит, что эта подпольная организация имела связи с Ватиканом, где ныне действуют бывший представитель Тисо при Ватикане Сидор и бывший министр иностранных дел марионеточного словацкого правительства Дурчанский. Заговорщики нелегально издавали газету «Словак».

В подрывной деятельности этой подпольной организации принимали участие некоторые католические священники. Деятельность заговорщиков была направлена против Чехословацкого государства, его самостоятельности, против государственного единства и демократического строя.

Организация ставила также пред собой задачу подрыва дружественных отношений между Чехословакией и СССР. Инспиратором этой антигосударственной деятельности, заявляет Министерство внутренних дел, является профессор Димислав Колакович, Иезуитский священник, который прибыл на территорию Чехословакии еще в 1943 г. В декабре прошлого года Колакович, будучи агентом иностранной разведки, встречался с определенными лицами в Риме. Затем он вернулся в Прагу и стал создавать там подпольные группы. В министерстве внутренней торговли его агентами были Вацлав Башко и Франтишек Сзабо. Активным агентом Колаковича был также редактор журнала католической партии «Обзоры» Богдан Худоба.

Газета «Право Лиду» сообщает, что в связи с раскрытием заговорщического центра в Словакии арестовано около ста человек. Все они будут преданы суду на основании декрета президента Республики об охране государства».

Газета «Московский Большевик» от 22 марта 1947 г., № 69.

«Французская демократическая печать о происках реакции во Франции».

Париж, 21 марта (ТАСС). Как уже сообщалось, в последнее время во Франции были раскрыты профашистские шпионские организации. Газета «Се суар» пишет, что нити преступлений фашистских организаций тянутся в Ватикан. Официальная организация «Папская комиссия помощи беженцам» в действительности спасает гитлеровских пособников. «Папская комиссия» связана с андерсовской армией.

Из этих сообщений можно опять ясно определить характер деятельности Ватикана. Такая «деятельность», обыкновенно, на языке закона называется подрывной.

Заметим теперь, что эта подрывная деятельность не является основной целью Ватикана, а, если можно так выразиться, первой стадией каких-то более грандиозных планов. Планы эти уже выявились из слов и дел Ватикана: борьба с демократией, с социализмом, с коммунизмом и максимальное расширение своего влияния на земле — вот планы Ватикана. Многочисленные выступления папы Пия XII и ряда ближайших его советников кардиналов не оставляют никаких сомнений в правильности определения новых планов ватиканской курии. Одно из последних деяний папы Пия XII было «массовое» возведение в сан кардинала 32 человек. Священная кардинальская коллегия сейчас укомплектована до 70 человек, до предельного количества. Новые кардиналы по своей национальности распределяются так: 1 венгерец, 1 армянин, 1 австралиец, 4 американца, 3 француза, 3 немца, 4 итальянца, 1 канадец, 6 южно-американцев, 1 китаец, 3 испанца, 1 поляк, 1 португалец, 1 англичанин, 1 голландец, всего 32 человека.

По традиции Ватикана каждый папа, назначая новых своих кардиналов, оставляет некоторое количество мест своему преемнику — новому папе, для того, чтобы и тот мог сделать кардиналами угодных ему лиц. Острота момента заставила Пия XII нарушить эту традицию.

Учитывая ватиканскую дисциплину и централизованность его действий, можно с уверенностью сказать, что слова и дела членов отдельных кардиналов можно отождествлять со словами и делами всего Ватикана.

Чем же заняты кардиналы?

Американский кардинал Спельман, по приезде в Нью-Йорк, начал обширную антисоветскую кампанию. Он знает, что просто опорочивать Советский Союз невозможно, для этого нужны факты, но фактов у господина кардинала нет. А раз их нет, то нужно их выдумать. И вот, из небытия вытаскиваются на Божий свет «голодающие прибалты, ссылаемые Советскими властями в Сибирь». Господин кардинал за одно уж скорбит и о венгерских и румынских крестьянах «древне-германского происхождения», которые тоже куда то ссылаются. Куда? — Точно даже сам кардинал Спельман не знает.

Если монсиньору Спельман поручено опекать и оплакивать «голодающих прибалтов» и венгерских и румынских крестьян «древне-германского происхождения», то английскому кардиналу Гриффину поручено нечто другое, а именно: выступления против Советского Союза; выступления против правительства демократической Польши; защита и реабилитация генерала Франко и его режима; оказание помощи фашистам Андерса и Бур-Комаровского.

Польский новый кардинал, граф Сапега, является вдохновителем и опорой выходящего в Кракове «Тыгодник Повшехны», выступающий против демократизации Польши и защищающий польскую реакцию.

Венгерский кардинал Мидсенти (немец, в прошлом фашист) является ярым защитником интересов помещиков и капиталистов в Венгрии.

Немецкий кардинал Фринге, духовный вождь новых германских правых группировок. Ему принадлежит фраза, высказывающая всю его антидемократическую сущность: «Враг находится слева».

Один из новых кардиналов Испании (назначенный «примасом») в своем пастырском послании горячо призывает паству поддержать фашистский режим генерала Франко.

Вот «деяния» новых князей католической Церкви. Программу свою они намечали не сами, она была им продиктована свыше, самим римским папой Пием XII, «викарием Бога на земле».

Подводя итог этим кардинальским программам, можно сказать кратко, что все их пункты сводятся к двум основным положениям.

Призыв к борьбе с демократическими народами и в первую очередь с Советским Союзом, главным центром истинного демократизма.

К защите фашистского режима Франко и всех противников демократизации народов.

Показательно в этом «кардинальском» деле и то, что в сан кардинала возводится некто Агеджанян, армянин по национальности.

Одновременно назначается в США 4 кардинала и 6 кардиналов в Южную Америку.

Непонятного тут ничего нет. Это значит, что Ватикан проявляет особое внимание к ближнему Востоку, предшествующее наступлению, и готовится к походу «на Северную и Южную Америку».

Надо думать, что результат всей этой деятельности «апостольского престола» будет для него плачевный. Если папа Пий XI проговорился, сказав, что «скандалом XIX века была потеря Церковью рабочего класса», то Пию XII, в результате всего придется к утерянному рабочему классу прибавить крестьян, служащих, людей науки и искусства и вообще всех тех, кто увидел зарю свободной жизни человечества и стремится к ней, оставляя позади себя папство со всеми его деяниями против свободы и прогресса человечества.

Вот где бездна греховного падения папства.

Вся многовековая история его дает нам яркую и в то же время жуткую картину этого падения Ватикана.

Фашизация Ватикана — факт совершившийся, ставший достоянием истории, и ватиканские дела последних дней с исчерпывающей ясностью выявляют это печальное обстоятельство. Папство, забыв слова Божественного Учителя: — «Царство Мое не от мира сего» — решило создать царство от мира сего, и вот результат этого.

Выход из этого тупика современное папство может найти в том же святом Евангелии, в притче о блудном сыне, воскликнув вместе с этим блудным сыном: «Отче, согреших на небо и пред Тобою. И уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» (Лука, 15, 18—19) и принести Всеблагому Богу искреннее покаяние во всех своих грехах и заблуждениях, чтобы, в конце концов, услышать радостный глас Божий: — «Яко сын Мой сей мертв бе и оживе; и изгибл бе и обретеся» (Лука, XV, 24).

А. Сергий

Система Orphus