СТРАДАНИЯ

Слово, сказанное в Воскресенской церкви на Филипповском переулке г. Москвы

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды» (I Kop. 16, 13).

Два дня подряд мы чествуем память святых апостолов, устроителей Христовой Церкви на земле: 29 июня — Первоверховных апостолов Петра и Павла и на другой день — всех двенадцати апостолов, включая и Матфия, избранного по жребию вместо предателя Иуды Искариотского.

«Апостол» — с греческого — значит посланник. Апостолы — это те избранники и ученики Христовы, каких Господь Иисус Христос послал «В мир весь» проповедывать Евангелие всему человечеству. Мы знаем, какой пламенной была проповедь апостольская! Под ее воздействием, ею плененные и покоренные, люди тысячами приходили к ногам Того, о Ком апостолы проповедывали: Распятого и Воскресшего в третий день по писанию. Мы знаем и какой бесстрашной была эта апостольская проповедь. Апостолы знали, на что шли: на гонения, издевательства, пытки и кровавую смерть.

В праздник святых апостолов Петра и Павла в апостольском чтении за Божественной Литургией мы слышим повествование апостола Павла о том, сколько истязаний, побоев и всяких других страданий пришлось ему претерпеть на пути своего апостольского подвига. Такие же труды и испытания понес и Первоверховный апостол Петр. Крест этих гонений оба апостола несли до самой своей мученической кончины, вспоминаемой Церковью 29 июня. Оба они пострадали за Того, Кого пламенно и бесстрашно, всем сердцем, до конца своих дней проповедывали язычникам и иудеям.

История Святой Церкви знает, что и прочие апостолы, прославляемые на другой день, претерпели такие же злоключения и пытки и оканчивали свой подвиг мученической смертью. Апостол Андрей Первозванный был распят на кресте с распростертыми руками и ногами; апостол Иаков Зеведеев мученически пострадал через отсечение головы; у апостола Варфоломея после тяжких пыток была содрана вся кожа и отсечена голова; апостол Симон Зилот был прибит к кресту; апостол Фома был пронзен копьем. Из всех двенадцати апостолов один Иоанн Богослов отошел ко Господу в глубокой старости с миром, но и он на своем апостольском пути был подвержен мукам: его бросали в котел с кипящим маслом и томили в темничном заключении. Так, после духовных и телесных страданий, умирали за Господа святые апостолы Христовы.

И вот что говорит от лица апостолов Первоверховный апостол Павел: «Мы хвалимся и скорбями» (Римл. 5, 3). И еще: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 10). Страданиям можно радоваться! Страданиями можно хвалиться!

И тот же апостол Павел, всю свою апостольскую жизнь проведший в страданиях и в мучениях отошедший к Господу, от лица этих посланников Христовых завещает каждому из нас: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды» (1 Кор. 16, 13).

Это, мои дорогие, ведь не простой призыв доброго и любящего сердца, которое знает, сколько страданий приходится переживать людям на земле. Это голос того, кто сам перенес тяжкие испытания и кто умел препобедить их силою своего духа, не упав этим духом ни на одно мгновение в самые тяжкие минуты жизни. Как нам, мои дорогие, дороги эти святые слова, исходящие из уст и сердец страдальцев?

Жизнь каждого из нас омывается слезами и наполнена многими и разнообразными бедствиями. Нет возможности исчислить все виды тех страданий, какими Господу Промыслителю нашему угодно посещать каждого из нас на его земном пути. Болезни, обиды, оскорбления, голод, нищета, потеря близких людей — это только начало бесконечного списка видов скорбей человеческих.

Еще св. Григорий Богослов говорил, что слез, пролитых глазами человеческими, больше, чем капель в морях и океанах земли. А с тех пор как сказал св. Григорий Богослов эти слова, прошло уже почти шестнадцать веков. И сколько еще слез и страданий видела за эти века земля!

Апостол Павел утешает нас, и для нас бесценно дороги эти слова утешения. Святой апостол указывает нам в своих словах на то, что является для каждого страдальца источником утешения, на то, где найти для себя этот источник, чтобы он напоял наши страждущие сердца и осушал наши очи, истекающие слезами. «Стойте в вере», — говорит апостол Павел. Вера — это неиссякаемый источник ободрения, укрепления и успокоения плачущих и страдающих человеческих сердец, та вера, которая вдохновляла святых апостолов и давала им силы противостоять всем испытаниям, посланным, им Господом на их апостольском пути. Вера вдохновляла апостолов и в последние минуты их земной жизни, когда одни из них склоняли голову на плаху, другие умирали мученической смертью на кресте. Они отдавали свои души за Христа, осиянные светом этой веры и согретые ее теплом.

Вера говорит каждому страдающему сердцу, что нет ни одной слезы, проливаемой нашими очами, нет ни одного страдания, переносимого нами, о котором не знал бы Всевидящий и Всезнающий наш Небесный Отец. Вера указывает нам, что без воли Божией ничего не совершается в жизни человека. «От Господа, — как говорит слово Божие, — направляются шаги человека» (Притч. 20, 24). Вера проповедует нам, что наш Сладчайший Спаситель всегда близок сердцу человека, и особенно близок к тому, кто в своей скорби призывает Его благословенное имя, как Он Сам сказал еще через ветхозаветного Своего пророка: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя» (Пс. 49, 15).

Еще тогда, когда люди не знали святых евангельских слов о Промысле Божием, без воли которого и волос не падает с головы человека, в далекие ветхозаветные времена, когда люди жили только верой в грядущего Спасителя человечества, — уже были примеры величайшего терпения в страданиях, терпения, которое питалось верой в Любвеобильного и Всемогущего Бога. Все мы знаем об Иове, жившем на земле задолго до Рождества Христова, о том Иове, которого Св. Церковь назвала многострадальным. Этот богатый и славный, счастливый в земном смысле этого слова человек, попущением Божиим, лишился, и богатства и славы. Вот он обнаженный смиренно сидит на окраине селения и очищает раны своего тела, пораженного проказой. В сердце и на устах его нет ни одного слова ропота на Господа Бога. Его жена ходит из дома в дом, чтобы тяжелой работой снискать себе пропитание и питать больного мужа. Она теряет покой духа, и ропот наполняет ее сердце. Однажды она приходит к своему мужу и говорит: «Что ты долго и сильно страдаешь? Лучше умереть, чем жить и мучиться так, как ты. Итак: похули Бога и умри». Иов кротко сказал ей в ответ: «Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иова 2, 9—10). Вот какую веру обнаружил этот страдалец и вот в чем источник утешения и силы духа у праведного и многострадального Иова. Он остался верен Господу до конца. И Господь наградил за его веру, за его терпение, за его преданность, послав ему опять здоровье и всякие земные блага.

В одной древне-христианской книге, называемой «Луг духовный» рассказывается о том, как один египетский старец пришел из пустыни в город Александрию и зашел в храм помолиться. В храме он увидел женщину в темном платье, которая стояла у Распятия Христа и горько плакала. Старец подумал:

— Наверное она вдова, люди ее обижают и она очень несчастна. Подойду к ней потом и утешу ее как могу.

По окончании богослужения он подошел к этой женщине и участливо и ласково спросил о причине ее слез. Изумился пустынник ответу этой женщины. Она ему сказала:

— Нет, старец, все у меня благополучно: и я, и мой сын здоровы и все у меня благополучно. Но так как я сама забываю своего Господа, то и Господь, видно, забыл меня, и вот уже сколько лет не посылает мне никакой скорби, никакого страдания, и я молюсь Господу чтобы Он напомнил мне о Себе.

Старец сказал:

— Я много лет прожил в пустыне, видел веру многих приходящих ко мне, но я поражен такой верой этой женщины. Люди, любящие своего Господа и боящиеся Его, добавил он, и скорби принимают как проявление милости Божией к себе, и когда долго скорби не видят, — плачут о том, что Господь их забывает.

Почти в то же время, веком позже, в Египетской пустыне спасался один праведник по имения Вениамин. К нему приводили больных, и он горячо молился о них, прося для них у Господа исцеления. Но и сам Вениамин заболел. Отекли его ноги и руки, и ему стало тесно в малой комнате. Пришлось перенести его в другую комнату. Лечь он уже не мог; отекший, он мог только сидеть и с трудом дышал. И когда, глядя на его тяжелые мучения, стали плакать женщины, он сказал:

— Зачем вы плачете? Я радуюсь, что Господь послал мне болезнь. Когда человек здоров, он мало думает о смерти, и не думая о ней, забывает к ней и готовиться. А когда Господь послал мне такую болезнь, я знаю, что приближаюсь к смерти и думаю о ней день и ночь.

Так умели принимать страдания истинные Божии рабы.

Вера — благодатный источник утешения для каждого плачущего и страдающего сердца. Св. апостол Павел говорит скорбящим христианам: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собой поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.

12, 3). Он зовет всех нас: воззрите своим духом, очами своей веры на Того, Кто, будучи чистым и безгрешным, претерпел такие тягчайшие муки, был избит до крови, окровавленный был прибит ко кресту и умирал на этом кресте. С терпением перенося наши собственные страдания, мы этим как бы делаемся соучастниками тех страданий, какие Спаситель претерпел ради нас и ради нашего спасения.

Может быть у тебя в сердце, страдающий и плачущий брат мой, нет никакого или почти никакого доброго дела, может быть ты еще ничего или почти ничего не сделал для спасения своей души, для приготовления ее к вечной жизни. Вот Господь и посылает тебе скорби и страдания для того, чтобы ты, с терпением перенося их во имя любви к Господу, хотя бы эту добродетель — терпение и преданность воле Божией — взял с собою в путь к вечному и нетленному Небесному Царству. Ведь страшно итти туда с слабой верой, немощным духом и совсем обнаженными от добрых дел.

И еще какой святой плод страданий? Кто сам умеет переносить страдания, тот становится сострадательным и милостивым к другим страдальцам, тот спешит отереть слезы своего брата, проявляя свою любовь, дел которой потребует от нас Праведный Судия на Своем Страшном Суде.

Так «стойте же в вере», — говорит св. апостол Павел. Если будете стоять в вере, будете твердыми и мужественными во всех испытаниях, какими посещает нас Господь.

Есть много таких страданий у человека, смысл которых не может объяснить себе человеческий разум. Но вера дает сердцу каждого из нас понять, почему Господь посылает их нам: чтобы душа, претерпевая эти страдания, очищалась от своих грехов подобно очищению золота огнем; чтобы она освобождалась через эти страдания от той грязи, какая годами и даже десятилетиями нашей жизни наслояется на белоснежной одежде нашей души, в которой каждый из нас вышел из купели крещения и которую каждый из нас устами своих восприемников обещался хранить до конца своих дней не разорванной греховными нечистотами.

Вера помогает нам понять, что Господь посылает нам страдания для искупления грехов, и вера скажет, что лучше здесь претерпеть за грехи и оставить здесь на земле грехи, искупленные страданиями, чем взять их с собою туда, куда надо нам придти чистыми, потому что там — Царство света и вечной радости. Вот только всегда, в утешение наше, нужно помнить, что нет ни одного страдания, ни одной слезы, проливаемой страдальцем, о которой не знал бы наш Господь Спаситель. В Нем — наша радость, наше спасение и твердая, незыблемая опора го всех жизненных испытаниях.

Пусть сердце наше в минуты скорби и испытаний умеет горячо молиться. Молитва укрепит веру, молитва низведет на нас неиссякаемую Божественную любовь, молитва даст нам силы духа. Каждому, кто требует Божественной помощи и ищет ее у Господа, Господь простирает Свою руку, отирает ею слезы страдальца и говорит верующему сердцу то же, что Он сказал плачущему начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй» (Мрк. 5, 36), или то, что Он сказал апостолам во время бури на Галилейском море: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27).

Напоминайте себе, мои дорогие, те Божественные слова, какими Господь утешал еще через Своего пророка верующих иудеев: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15).

Бог Всемогущий и Любвеобильный никогда не может не услышать крика Своего страдающего чада. Только стойте в вере, будьте мужественны и тверды, как завещает нам апостол Павел. Он сам перенес страдания за имя Христово и имеет дерзновение вместе с прочими святыми апостолами молиться и за нас, чтобы Господь через них, Своих ревностных учеников и мучеников за имя Христово, подкреплял и нас грешных в наших испытаниях.

Митрополит Николай

Система Orphus