ПАТРИАРШЕЕ СЛУЖЕНИЕ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

Торжественные богослужения в праздник Успения Пресвятой Богородицы и на другой день в честь Нерукотворенного Образа Христа Святейший Патриарх Алексий совершал в Троице-Сергиевой Лавре Совместная молитва с Первостоятелем и Главой Русской Церкви дала глубокое духовное удовлетворение присутствовавшим на торжествах.

Накануне Успения в 3 ч. дня, после малой вечерни, Святейший соборне с братией Лавры совершил молебен Божией Матери, с чтением Ей акафиста и в 6 ч. вечера всенощное бдение в Успенском соборе.

Пред началом всенощной братия Лавры в монашеских мантиях встретила своего Настоятеля у патриарших покоев и с ним при пении хора проследовала в собор. Умилительную особенность Успенской всенощной составил вынос Патриархом на Полиелее украшенной живыми цветами плащаницы Богоматери из алтаря на средину храма. Здесь плащаница была возложена на приготовленный постамент для поклонения верующих. Ввиду народного скопления Успенский собор всю ночь под праздник Успения не закрывался, и ночные часы народ проводил в несмолкаемом пении молитв во славу Божией Матери.

В 4 часа утра первая ранняя Литургия началась в Успенском соборе, а за нею вторая ранняя Литургия в Троицком соборе, где почивают мощи Преподобного Сергия. Пред поздней Литургией в без четверти десять часов утра лаврская братия во главе с Наместником архимандритом Иоанном, как и накануне, встретила Его Святейшестве у патриарших покоев. Отсюда Святейший при колокольном звоне в предшествии духовенства направился в Успенский собор. Медленно двигалась процессия к храму, среди народной массы. Впереди величественного шествия высился предносимый большой Патриарший крест и возженный примикирий. Мощное хоровое пение тропаря Успения Богоматери волнами расплывалось по всей территории Лавры. Богомольцы, не вмещаясь в храме, подобно отроившимся роям большого пчельника наполняли в эти минуты внутренние площадки обители, созерцая духовную процессию.

Патриаршая поздняя Литургия в Успенском соборе протекала при горячем молитвенном воодушевлении верующих. По окончании ее и краткого молебна Пресвятой Богородице Патриарх во главе братии направился в лаврскую трапезную и здесь разделил со всеми монастырскую трапезу. На следующий день, в воскресенье, Патриарх позднюю Литургию совершил в Троицком соборе. Ему сослужили архиепископ Дмитровский Виталий и епископ Можайский Макарий. За Литургией желали молиться многие верующие потому, что во время ее была совершена епископская хиротония: поставлялся во епископа Хабаровского и Владивостокского архимандрит Гавриил, служивший до того в Китайской Духовной миссии. Тайнодействие этой епископской хиротонии было исполнено духовного умиления. При вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Святейший произнес приблизительно следующую отечески-прочувствованную речь:

«Преосвященный Епископ Гавриил! Благодатию Святаго Духа, ты приобщен сегодня к Собору Епископов Христовой Церкви, священноначальствующих и наставляющих в Церкви. Но здесь, в эти минуты, ты кратковременно еще стоишь, как священноначальствуемый и наставляемый. И без напоминания моего ты разумеешь, что совершилось над тобою ныне в таинстве хиротонии. Но по Апостольскому завету, и знаемое напомнить «нам убо неленостно, тебе же твердо» (Филипп. 3, 1). Среди пения Трисвятой песни и славословия Пресвятой Троицы совершилось таинство освящения твоего. Да будет сне тебе знамением того, что Святительская благодать воссиявает от славы Пресвятыя Троицы, и самое назначение дара Епископской благодати направлено к прославлению Пресвятой Троицы.

Ты сам высказал нам, что Преподобный Сергий был в твоей жизни твоим путеводителем. А ныне он промыслительно привел тебя в свою обитель и под свой отеческий кров. Приятие тобою благодати Епископства в Троицком храме есть в истории Лавры явление беспримерное и единичное. И вообще в Троице-Сергиевой Лавре архиерейских хиротоний не производилось, исключая одного случая, имевшего место во дни блаженной памяти Митрополита Филарета, и то в Успенском соборе.

Будь же достоин явленной к тебе милости Божией и свято совершай свое служение, к которому ты призван; возвещай слово истины со смирением и мудростью и будь истинным пастырем для пастырей и словесных овец, вверенных твоему водительству. В наши дни особенно труден Епископский подвиг. Тебе, как первопастырю словесного стада, предстоит заблуждших овец приводить в ограду Церкви, немощных укреплять, унывающих утешать и всех привлекать к покаянию и спасению. И ты облечен силой свыше на твое делание в Церкви. Иди же на место назначенного тебе служения, питай пасомых твоих здравым учением истины и жизни христианской. Болящих овец врачуй благодатью и побуждением к исправлению, поддержи немощного, скорбящего, слабодушного. Если Христос для стяжания Церкви пожертвовал за нее кровию Своею, нам ли тяжко будет в служении Его Церкви принести Ему в жертву все наши способности и силы?

Прими ныне и знак твоего достоинства — архипастырский жезл. Да напоминает он тебе жезл Ааронов процветший, и твой долг украшаться в Церкви цветом душеполезного слова и плодом освящающего всех действования. А теперь от полноты благодати преподай твое первое архиерейское благословение этим людям Божиим, собравшимся здесь и верующим в силу опочившей на тебе силы Святаго Духа».

По окончании богослужения Его Святейшество со всеми епископами разделил общую монашескую трапезу. После обеда пред молитвой Наместник Лавры архимандрит Иоанн одушевленно зачитал приветственный адрес Патриарху от лица лаврских иноков.

Святейший, выслушав приветствие, благодарил братию за память и тепло пожелал всем монахам их духовного процветания благодатию и добродетелями в соответствии внешнему благоустройству Лавры. Вечером в воскресенье, то-есть 29/VIII, всенощную и чин погребения Божией Матери в Успенском соборе Лавры совершал новопоставленный епископ Хабаровский и Владивостокский Гавриил в присутствии Святейшего Патриарха.

30 августа Патриарх, отслушав в Троицком соборе позднюю Литургию и после нее молебен Преп. Сергию Радонежскому, благословил присутствовавших и при радостном колокольном звоне отбыл в Москву.

Архимандрит Вениамин

Система Orphus