НА КАНАЛЕ ИМЕНИ МОСКВЫ

14 июля 1948 г. Летний солнечный день. С утра в небе громоздятся многочисленные облачка, но они маленькие, пушистые — погода обещает быть хорошей. Иногда такое тонкое облачко набежит на солнце, просветлеет под его яркими лучами и тотчас же помчится дальше, гонимое легким ветерком.

Десятый час. Небольшой, но уютный пароход «Доронин» уже стоит на причале, готовый к приему высоких гостей, съехавшихся с разных концов мира в столицу Советского Союза на славный юбилей Русской Православной Церкви. Один за другим к пристани подкатывают нарядные советские автомобили. По короткому трапу прибывающие входят на корабль и располагаются на его удобной верхней палубе.

Химкинский речной вокзал, как и все сооружения канала — детища второй довоенной пятилетки, — красив и добротен. Сам канал, широкий и величественный в этом месте, очень похож на русскую красавицу — Волгу. Советские люди — строители новой жизни — преобразили природу и по вдохновенному Сталинскому замыслу превратили Москву в порт пяти морей.

10 час. 15 мин. утра. На пароход вступает Святейший Алексий — Патриарх Московский и всея Руси. Он одет необыкновенно просто. Темное летнее пальто поверх белого подрясника, изящная бархатная скуфья, прикрывающая его пышные волосы. Только небольшой, нашитый на ней алмазный крестик обличает высокий сан этого скромного человека с умным и благородным лицом. Святейший приветливо здоровается с Главами автокефальных Православных Церквей и всеми путниками.

Тотчас же мерное постукивание машины начинает слегка сотрясать корабль. Раздается гудок, и пароход медленно отправляется в путь.

На корме можно наблюдать трогательную группу. Святейший любезно беседует с Митрополитом Германосом, прибывшим на торжества от имени Вселенского Патриарха. Рядом с ними — добрейшее лицо вполне бодрого еще, несмотря на свои 82 года, почтенного старца — Грузинского Патриарха Каллистрата.

Сразу заметна среди других мощная фигура Сербского Патриарха Гавриила — человека, прославившегося далеко за пределами своей родины непримиримой борьбой с гитлеровскими оккупантами, несколько лет терзавшими маленький, но героический народ. Особой формой клобуков, напоминающей схиму, резко выделяются почетные гости Святейшего — Католикос всех армян Георг VI и Нахичеванский, епископ Карапет. Их смуглые, красивые лица свидетельствуют о том, что они — уроженцы гористой и солнечной республики Закавказья.

Тонкое лицо Румынского Патриарха Юстиниана, обрамленное великолепной черной как смоль бородой, напоминает своей чеканностью ассирийский барельеф.

Равномерно работает машина, и компактный пароход усердно поглощает километр за километром. Ветерок поднял легкую зыбь на воде. Своим движением судно рождает небольшие волны, которые под лучами солнца переливаются всеми цветами радуги. За кормой они расходятся веером и мягко плещутся о камни, укрепляющие берег канала на всем его протяжении. Жемчужные всплески словно силятся догнать корабль, но ослабев, замирают вдали.

Порой живописные перелески подступают к самому берегу. Деревья и кусты стоят как очарованные, залюбовавшись своим отражением в воде.

Иногда берега канала подходят очень близко один к другому, так что судам приходится особенно осторожно двигаться по узкому фарватеру. Вдруг через какие-нибудь сотни метров они решительно расступаются в стороны, и тогда взору открывается во всей своей красе громадная гладь водохранилища.

Красные бакены тихо покачиваются на волнах. Сейчас как раз «Доронин» плывет по Клязьминскому водохранилищу. Настойчивость и гигантский труд советских людей совершенно изменили характер местности: обширная низина, по которой некогда прихотливо извивалась маленькая речка Клязьма, скрылась глубоко под водой. Некоторые большие деревни оказались как бы разрезанными пополам, и теперь прежние односельчане живут на разных берегах громаднейшего озера.

Участники поездки с большой любознательностью обозревают окрестности.

Навстречу нам попадается солидный волжский теплоход «Горьковская Коммуна». Это — пловучий санаторий. В такой прекрасный день отдыхающие заполнили оба яруса палуб, слышен смех и веселые голоса. Рядом с «Коммуной» наш «Доронин» кажется совсем малюткой.

Учинское водохранилище. Своими размерами оно напоминает волжские просторы. Вправо от корабля, на большое расстояние тянется старая березовая роща, куда москвичи с удовольствием приезжают провести свой выходной день.

Вот слева на горизонте показались шпиль колокольни и купола сельской церкви. По мере движения парохода она медленно вырастает из-за окружающей их зелени. Наконец храм появляется перед нами весь — невысокое и изящное строение, украшающее ландшафт.

Пятьдесят километров остаются позади. Мы — у Икшинского водохранилища. Среди водного пространства — небольшие островки, поросшие желтыми и лиловыми цветами, заросли камыша.

Святейший перешел в носовую часть корабля и беседует с Преосвященным Борисом. На самом переднем диване — Патриархи Каллистрат и Юстиниан. Большие застекленные окна защищают от ветра и оставляют все доступным для наблюдения. Приносят фотоснимки, сделанные во время Совещания Представителей Церквей и церковных служб. Фотографы изрядно потрудились, и гости высоко оценивают их художественную работу.

Минуя заградительные ворота, пароход приближается к шлюзу. Этот участок канала защищен холмами, и здесь поверхность воды совершенно спокойна.

Вот и конечный пункт следования — шлюз № 6 «Икша». Здесь нас дожидается теплоход «Леваневский». «Доронин» входит в шлюз и становится на привязь. Точно город в сказочной опере, позади нас быстро вырастает из воды стальная преграда. Задние ворота шлюза бывают обычно закрытыми, и таким образом мы оказываемся в исполинском замкнутом коридоре. Уровень воды в шлюзе начинает заметно понижаться. Обнажаются потемневшие от сырости части бетонных стен. Если приметить какой-нибудь камешек гравия на стене, то опускание парохода делается особенно наглядным. Спуск воды на 8 метров длится минут двадцать. Теперь мы находимся на уровне следующего сектора канала. Медленно и торжественно раскрываются ворота. «Доронин» выходит в пространство между 5-м и 6-м шлюзами, быстро и искусно разворачивается и возвращается в шлюз.

Мощные помпы снова нагнетают колоссальный объем воды всего лишь за 10—12 минут (!). Современная техника шлюзования, созданная и освоенная народом первого в мире Социалистического государства, производит на всех присутствующих неизгладимое впечатление.

В третьем часу дня «Доронин» трогается обратно. Солнце еще щедрее чем утром посылает тепло на землю. Пухлые кучевые облака необычайно рельефны на ослепительной синеве неба.

Гостям предложен завтрак в нижнем комфортабельном салоне. На обратном пути все с прежним вниманием любуются открывающимися видами. Можно ли когда-нибудь насытить взор великолепными картинами Божьего мира?! Очертания лесов, дальние деревни на пригорках, разноцветные прямоугольники полей. Вот выстроилась группа молодых березок; издали их стройные стволы кажутся похожими на тонкие восковые свечи.

Не хочется отрывать глаз от самой воды. Каждую секунду на гребне передней волны, берущей начало от корабельного винта, вспыхивают мириады жемчужин — мельчайших пузырьков воздуха. В следующий миг они сверкают на поверхности серебристой россыпью и затем исчезают бесследно. А на смену им появляются тысячи других, снова пропадают, и долго потом еще колышатся встревоженные движением колес зеленоватые струи.

Путешествие близится к концу. На одной скорости с нами идет приземистый катер «Коккинаки», переполненный гуляющей молодежью. Крошечный буксир «Желябов», встретившийся нам еще на пути в Икшу, настойчиво тянет семь барж, груженых лесоматериалами.

Показалось запомнившееся место — мысок, поросший соснами. Замелькали сгорбленные спины подъемных кранов: скоро Химки.

Все необычайно довольны приятной прогулкой. И Святейший, и Патриарх Каллистрат, и епископ Карапет — ни одного усталого или соскучившегося лица.

Поездка была организована Московской Патриархией. Помимо Глав Церквей в ней принимали участие многие из Преосвященных — Митрополит Иоанн, архиепископ Виталий, епископы: Флавиан, Никон, Сергий, Борис, протопресвитер Н. Колчицкий, московские протоиереи: Ф. Казанский, П. Цветков, А. Скворцов и др.

Необходимо отметить в заключение, что капитан, команда и обслуживающий персонал парохода работали четко, безупречно и проявили по отношению к пассажирам исключительную предупредительность.

Ровно в пять часов дня «Доронин» благополучно прибыл в Химки-порт. Несомненно, что столь приятное путешествие по каналу имени Москвы надолго сохранится в памяти всех его участников.

Г. А.

Система Orphus