ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛЕГАЦИИ, ПРИБЫВШИЕ НА ПРАЗДНОВАНИЕ 500-летия АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕЕ

Все свободное свое от заседаний и совещаний время высокие гости Московской Патриархии посвящали знакомству с Москвой и ее достопримечательностями. Так, например, они совершили поездки по Москве на автомашинах, познакомились с московским метро и ездили по каналу Москва-Волга.

13 июля гости посетили выдающуюся достопримечательность Москвы — Третьяковскую галлерею. Осмотр галлереи гости начали с зала древнерусской иконописи. Экскурсовод показал сначала знаменитую икону «Святой Троицы» Андрея Рублева, пояснив ту идею, которую художник хотел изобразить. Затем гости долго любовались иконой Владимирской Богоматери. Им был показан также знаменитый Рублевский триптих и ряд других ценнейших древнерусских икон. Экспонаты этих зал произвели на гостей сильное впечатление, что и нужно было ожидать. Особенно долго и внимательно рассматривал «Троицу» Рублева Его Святейшество Патриарх Грузии Каллистрат. Затем все гости пошли в залы живописи 18 и 19 века.

Тут им были показаны картины таких корифеев русской живописи, как Аргунов, Левицкий, Кипренский, Боровиковский. Особенно им понравились портреты Левицкого и его портрет Урсулы Мнишек. Это изумительное его произведение, где он с выдающимся мастерством дал изображение молодого женского лица. На этом портрете зритель не видит ни красок, ни полотна, он видит лицо живого человека. Чувствуется движение крови, теплота жизни, на щеках виден природный румянец, просвечивающий сквозь слой наложенных румян, согласно требованиям придворной моды той эпохи. Изумительно передан атлас, из которого сшито платье графини Мнишек, кружева. Все это вызвало чувство восторга пред мастерством художника. И поэтому вполне естественно, что гости задержались около этого портрета. Из этих зал они перешли непосредственно в залу, посвященную творчеству величайшего художника первой половины 19-го века Александра Ивановича Иванова. Картина его «Явление Христа народу» надолго овладела вниманием гостей. Хорошие световые условия позволяли видеть картину во всем ее великолепии. Гости внимательно и долго рассматривали картину издали, затем вблизи любовались мастерством художника и деталями картины (например, лежащей на земле одеждой малахитового цвета). Особенно неотразимое впечатление на них произвел Иоанн Креститель с его огненным и вдохновенным взором. После осмотра картины в этом же зале происходила киносъемка, где все гости были засняты на фоне Ивановской картины.

После картины Иванова гости прошли в залу Брюллова, Перова.

Из более поздних передвижников внимание гостей привлекли картины Прянишникова.

«Привал арестантов» Якоби поразил гостей, как и всех зрителей своей жуткой правдой. Дождливое небо, беспорядочная толпа арестантов и телега на первом плане с лежащим на ней мертвецом, которому конвойный офицер раскрывает левый глаз не то из любопытства, не то, чтобы убедиться в действительности смерти арестанта — от всего этого веет ужасом. Гости внимательно рассмотрели картины: Журавлева «Поминки у купца», Корзухина «В монастырской гостинице» и Савицкого «Встреча иконы».

Картины Крамского: «Христос в пустыне» и «Неутешное горе» надолго остановили гостей. Трагизм в той и другой ошеломляет всех. Ге со своими необычайными трактовками Нового Завета удивил гостей. Они внимательно рассматривали его отдельные картины: «Что есть истина»?, «Петр и Иоанн», «Голгофа». Если все эти картины вызвали удивление, то его же картина «Выход Христа после Тайной вечери в Гефсиманский сад» очаровала гостей. На этой сравнительно небольшой картинке Ге изобразил тот момент, когда после Тайной вечери Христос с учениками вышел на крыльцо дома, чтобы итти в Гефсиманский сад. Христос изображен в молитвенной позе, вокруг Него стоят Его апостолы, пораженные всеми событиями последних дней.

Как и нужно было ожидать, на гостей сильное впечатление произвел краса и гордость русского искусства Иван Иванович Шишкин. Его картины отличаются тем, что к ним не нужно никаких пояснений, все ясно, все определенно и вместе с тем в каждом мазке его, в каждом штрихе чувствуется то, что люди называют великим искусством. Его «Рожь», «В лесу графини Мордвиновой», его «Утро в сосновом бору», «Лесные дали» и т. д. понятны и близки всем. Они понятны сельскому школьнику, они не менее понятны и горожанину. Ими восхищается всякий, кто видит их, если они не утратили чувства прекрасного. Поэтому вполне естественно, что картины Шишкина на гостей произвели такое же впечатление, как-будто они все очутились на лоне нашей прекрасной русской природы. Патриарх Грузинский Каллистрат долго стоял перед «Рожью» и любовался этим полем золотой ржи, залитым ярким полуденным солнцем с растущими среди ржи красавицами соснами (особенно чудесно хороша правая гигантская сосна).

Приблизительно такое же впечатление на гостей произвели картины И. И. Левитана. Его «Над вечным покоем», от которой веет какой-то Бетховенской симфонией, его «Вечерний звон» с дивным освещением осеннего пейзажа лучами заходящего солнца, «У омута», «Вечер. Золотой плес» — способны утишить любую тревогу души.

Картина В. Д. Поленова «Среди учителей» — одна из тех картин, около которых стояли гости.

Очень долго гости осматривали Репинский и Суриковский залы, причем Суриков поразил их более Репина.

Затем гостям были показаны залы советской живописи. Они долго смотрели картины Нанбандяна, Хмелько, А. М. Герасимова. Но особенно им понравился портрет скульптора Коненкова работы П. Д. Корина. Осмотром советской живописи окончился осмотр гостями Третьяковской галлереи.

« »июля вторая группа гостей более многочисленная посетила Третьяковскую галлерею, которая на них произвела такое же впечатление, как и на первую группу.

С. А.

Система Orphus