ТЕЛЕГРАММЫ ПОЛУЧЕННЫЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВОМ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЕМ ПО ПОВОДУ ТОРЖЕСТВ 500-летия АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Из АЛЕКСАНДРИИ. 7/VII 1948 г.

Выражаем нашу великую радость по поводу предстоящих в Москве юбилейных торжеств в ознаменование 500-летия того великого момента, когда Святая Православная Русская Церковь стала автокефальной (о чем в свое время было сообщено современникам Мелетием Пигас, Патриархом Александрийским) и вступила как равноправный член в сотрудничество с четырьмя древнейшими Патриархатами Востока. Мы молим нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа благословить Русскую Церковь.

Христофор, Папа и Патриарх Александрии и всей Африки

Из СИБИУ. 8/VII 1948 г.

От имени Православной Румынской митрополии в Трансильвании и нашего, по случаю 500-летней годовщины автокефалии Великой Православной Церкви России, просим Ваше Святейшество соблаговолить принять наши горячие приветствия и пожелания благоденствия Вашему высокочтимому Святейшеству, духовенству и православному народу, духовно Вами ведомому.

Николай, Митрополит Трансильвании

Из САН-ФРАНЦИСКО. 7/VII 1948 г.

Приветствую Съезд, молюсь о ниспослании благодати Божией на Ваше Святейшество и всех приехавших на празднество.

Антоний, Епископ Сан-Францискский

Из БЕЛГРАДА. 23/VI 1948 г.

Земно кланяюсь Вашему Святейшеству, с благодарностью приветствую в Вашем лице дорогую мне Русскую Церковь с торжеством пятисотлетия автокефалии.

Епископ Владимир

Из НЬЮ-ЙОРКА. 8/VII 1948 г.

Примите, Святейший Отец, ко дню славного юбилея Матери-Церкви, чувства сыновней верности и преданности от повсеместной молящейся в нынешний день паствы американской.

Архиепископ Адам с паствой

Из БЕЛГРАДА. 14/VII 1948 г.

Нашей великой сестринской Славянской Церкви шлем сердечные приветствия в связи с пятисотлетней годовщиной ее автокефалии и заслуг ее для братского русского народа. Бог благословит.

Марко Калогьера Епископ Хорватский Старокатолической Церкви

Из ПАРИЖА. 6/VII 1948 г.

Крайне сожалею, что, вследствие хирургической операции, мое здоровье не позволяет мне воспользоваться великой честью — лично принести Вам мои приветствия по поводу юбилея автокефалии Русской Православной Церкви.

Архиепископ Ардаватский — делегат Армянского Католикоса

Из НЬЮ-ЙОРКА. 13/VII 1948 г.

В качестве главенствующего епископа Епископальной Церкви в Америке я имею удовольствие поздравить Ваше Святейшество и Русскую Церковь с пятисотлетней годовщиной ее автокефалии.

Генри Шерилл

Из НЬЮ-ЙОРКА. 7/VII 1948 г.

Приветствуем Ваше Святейшество с величайшим торжеством нашей Святой Православной Кафолической Матери-Церкви и сыновне благожелаем аксиос право править Вашему Святейшеству.

Покорные сыны протоиерей Савва Ковальчук — Иоанна Святителя, Арнольд — Пенсильвания, священник Феодор Ковальчук — Николаевский собор. Нью-Йорк

Из АЛЕКСАНДРИИ. 6/VII 1948 г.

Благоволите принять искренние приветствия ко дню великого праздника Вашей Патриархии.

Архимандрит Алексий Дехтерев и прихожане

Из БРЮССЕЛЯ. 17/VII 1948 г.

Духовенство и паства Германии и Бельгии сыновне приветствует Ангела — Собор Святителей Матери-Церкви Русской, повергая к стопам Вашего Святейшества благоговейную любовь, верность до смерти. Просим благословения.

Архиепископ Александр

Из БУДАПЕШТА. 8/VII 1948 г.

В день празднования пятисотлетия автокефалии Святой Православной Церкви на Руси в православных приходах Венгрии совершается торжественная служба. Возносим моления ко Господу о процветании Великой Русской Православной Церкви, и да сохранит Господь Ваше Святейшество на многая лета и даст силу и успех в работе на укрепление и процветание Православия. От имени Венгерских Православных приходов.

Протоиерей д-р Иоанн Варью

Из ПРАГИ. 13/VII 1948 г.

По случаю храмового праздника Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла сонмом православного духовенства, возглавляемым архимандритом Иннокентием в сослужении Высокопреосвященного Иосифа, Митрополита Варненского, была совершена торжественная Литургия при большом стечении народа православного и инославного. На молебне было провозглашено многолетие Вашему Святейшеству, Правительству и стране нашей, молили Господа об успешном разрешении всех проблем, поставленных Святым Православием перед Святительским Совещанием, возглавляемым Вашим Святейшеством. От имени участников сего духовного торжества, сыновне преданного духовенства и прихожан приветствую Вас, Ваше Святейшество.

Настоятель Карловацкого храма протоиерей Алексий Витовицкий

Из ЛОНДОНА. 10/VII 1948 г.

Причт, Приходский Совет, прихожане Православной Русской Церкви в Лондоне приветствуют Ваше Святейшество с пятисотлетием автокефалии Матери-Церкви и горячо молятся, да дарует ей Господь мир, благоденствие на многие годы, да умножается в нас вера православная, до горит ярко дух христианского терпения и любви, и да не погибнет надежда наша на Бога в скорбях и обстояниях.

Просим Ваших молитв, благословения.

Протоиерей Владимир Феокритов

Из БУХАРЕСТА. 14/VII 1948 г.

Русская Церковь в Бухаресте шлет почтительнейшие приветствия по случаю пятисотлетия автокефалии Русской Православной Церкви с искренними пожеланиями Вашему Святейшеству возглавлять ее многие счастливые лета.

Протоиерей Статов

ПРИВЕТСТВИЕ ОТ ГРЕЧЕСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

Блаженнейший Патриарх всея Руси!

Автокефальная Православная Церковь Греции, с радостью воспринявшая братское во Христе приглашение Вашего Блаженства, соблаговолила возложить на меня, смиренного, быть ее представителем в торжественно празднуемом славном юбилее благоприятно пройденного пятисотлетнего пути Православной Русской Церкви, во главе которой достойно стоит Ваше Богохранимое Блаженство.

Этот юбилей исполнившегося по благоволению и благодати Господа пятисотлетия со времени провозглашения автокефалии Святой, Богом хранимой, Церкви Русской является, бесспорно, чрезвычайно важной и достопримечательнейшей датой в богатой делами веры и славными событиями истории Русской Церкви.

Действительно, в сравнительно короткий период времени братская Русская Православная Церковь верно и богоугодно служила Господу, точно и неуклонно, в тесном во Христе союзе с другими единоверными Церквами, сохранила чистоту веры и христианского учения, несмотря на всякие воздействия возникших ересей, ложных толкований и прочих аномалий. Учебными заведениями, Академиями и всей своей духовной деятельностью она развивала богословскую науку, сохранив неизменность богослужений и церковного порядка управления, явив себя, поистине, для Православия, по Писанию, «радостью и венцом похвалы и ликования из рода в род».

Присутствие же на этом сегодняшнем празднестве представителей Восточных Православных Греческих Церквей является доказательством существующих уже со средины десятого столетия, когда было принято христианство русскими, тесных, неразрывных уз между греческим и русским Православием в единении веры и церковной деятельности.

Греческая Церковь, радуясь во Господе этому единению, усердно молится Господу Богу, да укрепит Он все Православные Церкви в неизменном сохранении «единства духа в союзе мира», дабы всегда наша Православная Церковь явила в мире «едино тело и един Дух», так как незыблемое ее основание, по Апостолу, есть «един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и через всех и во всех нас».

Сам Господь и Спаситель наш, щедро «обогатил словом и ведением эту возлюбленную Церковь, дабы она не оскудевала в каких-либо дарах благодати». «Итак, братья и Отцы во Господе, радуйтесь, утешайтесь, будьте в единомыслии, храните мир, и Бог любви и мира будет с вами», чтобы через вас «Бог был прославлен всеми языками и восхвален всеми народами».

ХРИСОСТОМОС, Митрополит Филиппийский и Неапольский

12 июля 1948 г.

ПРИВЕТСТВИЕ ОТ ЭКЗАРХАТА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ В АМЕРИКЕ

Ваше Святейшество, Великий Господин и Отец наш!

Неисповедимым Промыслом Божиим избран был русский народ на служение вере Христовой, для хранения ее чистоты и для защиты и проповеди ее.

С первых дней истории Богоносного народа нашего видим мы на то указание перста Божия: начиная с древнейших времен, несмотря на упорную борьбу со лжеучениями и ересями, восемь веков сохраняла Святая Церковь свое единство.

Но вот настал день первого раскола, когда Восточные иерархи впервые осудили и отлучили от Церкви епископа Римского, папу Николая 1. Не случайно этот 862-й год истории считается годом рождения Государства Российского.

В те самые дни, когда солнце затмилось на Западе, — взор Господень осветил на далеком Севере новую обитель для святой веры, — уготовив великую миссию ее будущим сынам.

История знает много случаев борьбы, когда христианский мир побеждая или завоевывая новые страны, приносил побежденным христианское просвещение. Но много ли знает мир случаев в истории, где народ завоевал бы себе христианскую веру? Победив Византийских царей Константина и Василия, русский народ потребовал себе самую дорогую на свете «контрибуцию» — драгоценнейший камень Православия и привел к себе на Родину из Царьграда священнослужителей и проповедников, крестивших Святую Русь.

В постоянной борьбе против ереси Запада и язычества Востока крепла Русская Церковь, а с нею нераздельно боролся, рос и укреплялся русский народ. И если Церковь берегла и охраняла Русскую национальную идею и дух народного патриотизма, воодушевляя русских людей в трудные часы испытаний, то народ в свою очередь обогащал ее сонмом святых отцов (а часто и мучеников за веру), в лице своих Святителей, благоверных князей, преподобных иноков, Христа ради юродивых и других святых угодников. Последние же пять веков самостоятельного служения Русской Церкви неразрывно связаны с несением ею великого подвига заступничества за святую веру.

Самое событие установления Российской автокефалии явилось восприятием этого долга защиты Православия. Как объяснял великий князь Василий Васильевич в своем письме императору Византийскому, и поставлен был Митрополит Иона Русским Собором «по великой нужде, а не гордости или дерзости». С тех пор стояла и стоит Русская Церковь на страже Православия и протягивает братскую руку помощи всем Вселенским Православным Церквам.

Ныне Русская Православная Церковь празднует день пятисотлетия своей автокефалии. Мы же, проживающие в Америке православные люди, окруженные единоверцами, поддавшимися соблазну раскола и стремления к церковному обособлению, видим спасение свое и хранение чистоты веры лишь в большем единении с Матерью-Церковью. Вот почему в этот знаменательный день торжества нашей Церкви сочли мы уместным в утешение и укрепление свое, а также и в поучение слабеющим в вере соотечественникам нашим в далекой Америке напомнить, какой путь прошла Русская Церковь прежде чем удостоиться права на самовозглавление.

В этот день пятивековой ее независимости мы хотим вспомнить предшествовавшие события — почти пять веков ее строительства, ее испытаний в жизни и упражнений в вере. Мы хотим вспомнить и поклониться Собору Русских Святых, начиная от Равноапостольных Ольги и Владимира и кончая Св. Ионой, взявшим на себя бремя независимой церковной власти.

Мы хотели бы облететь все монастыри, которые построил за эти 460 лет Русский народ, — эти источники и крепости Православия, эти святые очаги, взрастившие и воспитавшие народный русский дух. Мы хотели бы перечислить те тысячи храмов, которыми покрыло за эти годы Русскую землю народное усердие. Нам хотелось бы показать заморскому миру то богатство намоленного Киевского, Новгородского и Суздальского церковного искусства, которое бережет в себе душу и слезы и радости нашего народа.

Там в далеких странах мы радуемся на малую песчинку, вывезенной и сохраненной науки веры, а потому ныне, удостоившись посетить родные нам святые места и видя себя в соборном единении с представителями всех верных чад Святой Русской Церкви, мы — православные люди Алеутской и Северо-Американской епархии — прежде всего хотим, воздав славу, почтить святую память строителей нашей Церкви и поклониться праху наших праотцев.

Вместе с тем, в сей торжественный и исторический день, мы просим Вас, Ваше Святейшество, и всю Русскую Православную Церковь, принять наше сыновнее приветствие.

Мы твердо верим, что одарит нас Господь на грядущие годы нерушимым миром, соединив в любви и согласии народы обоих стран: как возлюбленной Матери-Родины нашей, так и страны, в коей волею Божией указано нам жить и подвизаться на благо святой веры.

Мы возносим наши горячие молитвы о драгоценном здравии Вашего Святейшества и о дальнейшем процветании родной вам Святой Русской Церкви, во славу Вселенского Православия на многая лета! Подписи:

Архиепископ Макарий,

Архиепископ Адам,

Епископ Антоний Сан-Францискский,

Протоиерей Иосиф Дзвончик,

Иерей Феодор С. Ковальчук,

Александр Путятин,

Протодиакон Иннокентий Семов.

Далее следуют 480 подписей.

ПИСЬМО ИЗ ПЕКИНА ОТ АРХИЕПИСКОПА ВИКТОРА

Ваше Святейшество, Милостивейший Архипастырь и Отец!

Воодушевляемые церковными идеалами наших предков и объединенные мудрым водительством Вашего Святейшества, мы из далекого Китая поздравляем Вас и в Вашем лице всю Русскую Православную Церковь с торжественным юбилеем пятисотлетия ее самостоятельного существования.

Тысяча четыреста сорок восьмой год является знаменательным в истории Русской Церкви. В этом году «по приговору Великого Собора из епископов, архимандритов, игуменов и всего священства» и по утверждении великого князя Василия Темного был поставлен первый Митрополит из Русских — Русской автокефальной Церкви — Святитель Иона. Этот исторический кардинальный важности акт был реакцией православного русского сознания на Флорентийскую унию. Нужно только представить себе тот момент, когда Митрополит Русской Церкви из греков, Исидор, самовольно подписавший унию, возвратился в Москву, как папский кардинал и легат, прочитал с амвона Успенского собора акт измены вере и распорядился поминать на Литургии папу! Еще по дороге в Москву, он, Исидор, хвалился, что русский народ по невежеству не осмелится ослушаться его, а князь молод и не опытен.

Акт измены Исидора вере произвел на русских православных людей необычайное впечатление: по свидетельству летописи, на русских епископов напал трехдневный столбняк молчания. Первым опомнился князь, он назвал Исидора еретиком и заключил его в монастырь.

Русская церковная душа как бы пробудилась. Было решено отделиться от Византии и самостоятельно поставить своего русского Митрополита. Все поняли, какой важности миссия выпала на долю еще не окрепшей государственно Руси. Эта преданность народной души Православию определила собой ход русской истории на много веков вперед. Она поддержала самостоятельность Северо-Восточной Руси в 1612 году, она произвела соединение Великой и Малой Руси, она связала Русь с единоверными балканскими народами. Эта верность древнему благочестию способствовала выработке основных свойств русской психологии. Русская душа в своей глубокой основе воспитана Православием. Православие ей дало умное смирение, терпимость, широту, щедрость, соборность, братолюбие и сострадательность. Русская душа перенесла много драм и потрясений, но не утратила себя. Войдя в 1448 году на высоту вселенской ответственности за судьбы Православия, она подверглась тяжким испытаниям. Но из всех соблазнов и искушений она выходила возрастающей и процветающей, более сильной и вооруженной для дальнейшей исторической борьбы за свое высокое вселенское святое миссиянское призвание.

В этот славный и знаменательный день пятисотлетнего юбилея автокефалии Русской Православной Церкви мы православные люди, проживающие в Китае, шлем свои чувства любви и преданности и просим принять наши пожелания благостояния и дальнейшего утверждения и тесного единения со всем православным миром во славу Божию, во спасение людей, на пользу нашего Великого Отечества и всего славянства.

Прошу Вашего Святейшества святых молитв и святительского благословения.

Вашего Святейшества, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайший послушник.

Архиепископ Виктор

День Святаго Духа.

Бейгуань. Пекин. Китай. 1948 г.

ПИСЬМО-ПРИВЕТСТВИЕ ОТ СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КИТАЕ

Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец!

Совет Российской Духовной Миссии в Китае сыновне поздравляет Вас и в Вашем лице Русскую Православную Церковь и возглавляемый Вами Священный Собор Православной Церкви с пятисотлетием самостоятельного управления Русской Православной Церкви.

Окормляемая сначала около пятисот лет Патриархами Константинопольскими, Русская Православная Церковь, Промыслом Божиим укрепленная, возросла до такого состояния, что за пятьсот лет своей самостоятельности сохранила в чистоте и неповрежденности драгоценные истины веры Христовой и сосредоточила в себе всю полноту святого Православия.

Особенно действие милости Божией к Русской Православной Церкви проявляется в наши дни, когда святительским попечением почившего Патриарха нашего Сергия и под мудрым водительством и окормлением Вашего Святейшества Церковь Православная в Советском Союзе стала не только самостоятельной, но и, согласно определению Великой Сталинской Конституции, обрела полную духовную свободу.

Во всем этом видна руководящая Десница Божия, направляющая жизнь нашей Церкви к единению всего мирового Православия в союзе любви и мира, в братскую дружную семью — Единую Святую Церковь Православную.

Молитвами Пресвятыя Богородицы и Святителей Российских да поможет Господь Бог Вашему Святейшеству создать и укрепить истинное содружество всех Православных Поместных Церквей для мира всего мира и для спасения душ истинно верующих и сохранит Вас на многая лета!

Вашего Святейшества нижайшие послушники:

Заступающий место Председателя Совета Миссии Протопресвитер Михаил Рогожин

Члены Совета Миссии: Протоиерей Алексей Филимонов, Евгений Насонов

и. д. секретаря Совета Иоаким Крупенин

8 июля 1948 года.

г. Шанхай.

ПРИВЕТСТВИЕ ОТ РУССКИХ ПРИХОДОВ В ЮГОСЛАВИИ

Ваше Святейшество, Святейший Владыко!

В связи с 500-летием автокефалии нашей Церкви, мы, русские люди, в Югославии живущие, вместе с приветствием выражаем Вашему Святейшеству те мысли я чувства, которые возникают в душе нашей при воспоминании исторического события, положенного в основу нынешнего торжества.

«Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее... ты... сохранил слово Мое и не отрекся имени Моего... и Я сохраню тебя от годины искушения» (Откр. III, 8, 10).

Празднование церковно-исторического события имеет своей целью возобновление в сознании верующих его содержания и пробуждение тех чувств, которыми сопровождалось это событие при своем возникновении.

С этой точки зрения празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви уясняет нам смысл и значение этого факта в истории нашей Церкви и побуждает еще раз пережить те возвышенные чувства, которыми воодушевлялись наши предки в тот исторический момент.

Выяснение содержания этого события находится в зависимости от тех условий, в которых происходило приобщение русского народа к свету Христовой истины.

Господь судит народы и управляет племенами на земле (Пс. 66, 5) и «никто не может приити ко Мне, — говорит Спаситель, — если не привлечет его Отец... и если то не дано будет от Отца Моего» (Иоан. 6, 44, 65). Таким образом, призвание русского народа к свету Христову было по воле Божией. Оно произошло за несколько десятков лет до того момента, когда западные народы, увлекаемые папством, нарушили единство Церкви и вышли из ее состава, постепенно уклоняясь в ересь. Вот эту пустоту, образовавшуюся в круге церковного единства, Господь и благоволил заполнить русским народом, «ибо Он, говорит Премудрый, вразумляет заблуждающихся, чтобы они отступили от зла и уверовали в Него» (Премудр. Сол. 12, 2), чтобы и наша Русская земля была достойным населием чад Божиих. Господь неверность одних заменяет верностью других и измену отпавших восполняет преданностью вошедших. На знамени, которое вручил при крещении русскому народу Господь, были начертаны слова: — верность истине Христовой и содержание ее в благочестии и правде.

С этим знаменем и вышел русский народ на путь христианской жизни. Он воспринял крещение от Византии, и это тоже было не без воли Господней. После победы над всеми еретиками и торжества православия прошло полтораста лет. Церковь Византийская вышла из этой победы обновленной и окрепшей в своем догматическом веровании к устойчивой в своем правовом положении; в это время она находилась на верху своего величия и славы.

И вот, Русская Церковь, — ее младшая Дщерь, шестидесятая в составе ее митрополий, по милости Божией, делается в этот момент счастливой участницей всего вселенского церковного наследия. Она сразу воспринимает всю церковную организацию, выработанную опытом целого тысячелетия, обогащенную творениями святых отцов и — правовыми нормами церковных канонов.

Благодаря этому, хотя и новокрещенная, но не младенчествующая, она входит в жизнь русского народа как крепкая животворная сила с духовным авторитетом и готовым ответом на все вопросы жизни.

Прежде всего, она единым христианским учением, культом и бытом

через праздники и обычаи объединяет разные славянские племена и этим способствует созданию единого мировоззрения и русского национального самосознания.

Укрепляя чувство национального единства, она тем самым усиливает дух сопротивления, когда русским племенам грозит опасность.

Своей религиозной обособленностью Русская Церковь спасает и себя и свою самобытность от враждебного Запада и мусульманского Востока. Святой Феодосий Печерский в своем поучении пишет, что «русский человек рожден в вере чистой и правоверной и что с людьми всякой другой веры ему ни прилучатися, ни брататися, ни поклонитися и норова их гнушатися...»

Полное обособление в вере, быте и нравах спасло русский народ от ассимиляции с тюркскими племенами за время двухвекового их нашествия. Русские православные люди всегда стремились к устроению жизни по-своему, считая, что не русский тот, кто не православный. И это они говорили не по горделивому сознанию своего превосходства над другими, а памятуя ту клятву на верность истине Христовой, которую вместе с князем Владимиром они давали при крещении, повторяя слова «Символа веры».

Своей религиозной обособленностью Русская Церковь спасает и себя ского человека и сделала его христианином, она видоизменила взаимоотношения членов семьи и создала новую христианскую семью и, наконец, своим учением, дисциплиной и иерархией положила начало созданию нового христианского общества, куда вошли самые разнообразные по своему происхождению и положению группы людей.

В этой созидательной работе Церковь имела свою внутреннюю автономию, свое хозяйство и суды, и действовала примерами высокого морального авторитета, своей проповедью, а иногда и применением церковного прещения.

Представители высшей иерархии принимали участие в государственном управлении, примиряли враждующих князей и печаловали за опальных.

Всем этим Церковь способствовала формированию государственности и укреплению власти, подводя под них религиозную основу и авторитет Слова Божия.

Она призывала пасомых к служению не своим интересам, а Церкви, народу и государству и внушала мысль, что тот, кто религиозен, благочестив и христианин, может быть и исправным гражданином. «Имейте страх Божий в сердце своем и творите милостыню неоскудно — это есть начаток всякому добру», — говорил Владимир Мономах в наставлении своим преемникам.

Своим церковно-славянским богослужением Церковь способствовала развитию народного языка, а многочисленная церковная литература была источником, просвещающим народные массы, и способствовала развитию народной литературы.

Церковное зодчество и живопись влияли на развитие национального искусства, а церковная дисциплина и каноны формировали государственное право и общественную мораль.

Многочисленные монастыри давали живые примеры этой высокой морали в жизни их насельников — благочестивых иноков, схимников и затворников.

Так осуществляла свою преобразовательную миссию Русская Церковь в первое полутысячелетие, находясь в иерархической зависимости от Матери-Церкви — Константинопольской Патриархии. Оттуда она получала возглавлявших Церковь Митрополитов и управляющих ею иерархов.

Если и поставлялись иногда на эти посты кандидаты из русских людей, то их было ограниченное количество и выделялись они своим исключительным образованием и даровитостью, как например, Митрополиты Иларион, Климент Смолятич, Петр, Алексий и другие...

Эта иерархическая зависимость от Константинополя, продолжавшаяся почти полутысячелетие, хотя и отличалась своим стеснительным характером, но переносилась молодой Русской Церковью все-таки терпеливо, так как не мешала ей в сохранении верности заветам Христа.

Но вот наступил XV век. Мать-Церковь Византийская временно омрачилась искушением флорентийского униатства и послала Митрополита Исидора насадить эту ересь и в нашей стране. Появилась грозная опасность для ее дочери — молодой Русской Церкви изменить своему призванию и чистоте православной веры.

И вот, в стремлении к сохранению себя от этого искушения, Русская Церковь прерывает свою иерархическую зависимость от Константинопольского Патриарха, и в 1448 году собором русских иерархов возводится на митрополичий престол — русский Святитель Иона.

Это и есть та знаменательная дата, которая послужила основанием нынешнего торжества. Как видим, желание иметь своего главу и своих русских епископов вызывалось не строптивым характером дочери, удаляющейся от своей Матери, а временным уклонением последней в сторону ереси.

Русская Церковь крепко хранила верность своему призванию и стала теперь на путь самостоятельного осуществления вверенной ей Богом истины.

За эту верность Господь возводит ее на высшую ступень славы и венчает ее патриаршим служением.

Украшенная и возвеличенная, она простирает свою христианскую миссию во все пределы своей обширной страны и спасает ее в годины смутных треволнений.

Наступают XVIII и XIX вв. Церковь лишается царями патриаршего венца и своей внутренней автономии, но истине не изменяет и, терпеливо перенося навязанные ей ограничения, продолжает свою просветительную миссию как в среде своего народа, так и на далеком Востоке за пределами своего государства.

За ее терпение и чистоту Господь возвращает ей патриарший венец, ив 1917 г. опять восстанавливается патриаршее служение. На этот высокий престол возводится собором Патриарх Тихон, а через некоторый промежуток — незабвенный Патриарх Сергий, преемником которого является ныне здравствующий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Озираясь на прошедшее пятисотлетие самостоятельности Русской Церкви, мы видим, что она счастливо препобедила все искушения на пути своего служения и сохранила в чистоте православную истину и Божественную правду.

В настоящее время, по милости Божией, она пользуется свободой и независимостью и все свои благодатные силы направляет, помимо внутренней миссии, на собрание воедино рассеянных чад своих. Она хочет, чтобы и они были не пришельцами и не чужими, но согражданами святых и присными Богу... составляющими одно Христово Тело и старающимися сохранить единство духа в союзе мира (Ефес. 4, 3).

Таким образом, нынешнее торжество есть торжество верности Русской Церкви истине Христовой; торжество осуществления этой истины в подвиге благочестивой жизни всех Святых в земле Русской просиявших; торжество материнской любви к рассеянным чадам своим и, наконец, проявление братского чувства и благопопечения о тех церквах, которые находятся еще вне общения с нами.

В полном сознании величия сего события, мы, православные русские люди в Югославии, сердечно приветствуем Ваше Святейшество и весь сонм иерархов Русской Церкви с настоящим великим торжеством.

Мы желаем всем Вам здоровья, силы и благодатной помощи в управлении церковным кораблем под знаменем верности истине Христовой и святости жизни. Молитвенным предстательством Святых в земле Русской просиявших и под Вашим благодатным руководством пусть крепнет Святая Русь на Родине нашей — в стране культурного прогресса, социальной правды и религиозной свободы — во славу Божию и спасение людей.

«Будь верен до смерти, — говорит Господь,— идам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

Благочинный Русских приходов в Югославии

Протоиерей Иоанн Сокаль

Следует 390 подписей

ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ СОЮЗОВ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ФРАНЦИИ

Его Блаженству Патриарху Алексию.

По случаю 500-летия, которое празднует сейчас Православная Церковь Московского Патриархата, я приношу Вашему Блаженству выражение моих чувств общения о Господе нашем Иисусе Христе, вознося Богу хвалу за Его щедрые милости и моля Его защитить и управить Вашу Церковь и продлить ниспосланную на Вас Свою благодать, и осенить ею всех Ваших пастырей.

Ваше Блаженство, простите мне ту вольность, которую я беру на себя, обращаясь к Вам с настоящим посланием, но я храню светлые воспоминания от приема, оказанного мне в Патриархии, когда в июле 1946 г. я был во главе делегации французской молодежи, посетившей Советский Союз. Я был счастлив встретить там не только друзей, но и братьев во Христе, о которых мне часто потом приходилось говорить как во Франции, так и в Швейцарии и в Бельгии, и я не хочу упустить этой представившейся мне возможности, чтобы не выразить Вам моей признательности и симпатии и не поведать о том живом интересе, который проявляют к Русской Церкви многие из моих слушателей и друзей, а также, чтобы заверить Вас о своих за Вас молитвах.

Я прошу Ваше Блаженство соблаговолить принять уверение в моих чувствах единения о Господе нашем Иисусе Христе, да сохранит и да благословит Он нас.

Жан Жусселен

Париж,

26 июня 1948 г.

ПИСЬМО ИЗ ПАРИЖА ОТ ПРОТОИЕРЕЯ ЛЬВА ЛИПЕРОВСКОГО

Ваше Святейшество Всемилостивейший и дорогой наш Первосвятитель и Отец.

Клир, прихожане и богомольцы храма Успения Пресвятыя Богородицы при Русском кладбище и храма Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа, приносят Вам сердечные поздравления с великим днем пятисотлетия автокефалии Матери нашей — Русской Православной Церкви, и молят Всевышнего о благоденствии, мире и процветании ее под Вашим мудрым водительством.

Да ниспошлет Господь Вам и всем с Вами трудящимся на ниве Христовой, на просторах дорогой Родины нашей, преуспевание и да сохранит Вас на многие лета.

Испрашивая Ваших Первосвятительских молитв и благословения, остаемся

Преданные и любящие Вас Протоиерей Лев Липеровский

Далее следуют 10 подписей.

ПИСЬМО ДЕЛЕГАЦИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ (ВСЕЛЕНСКОЙ)ПАТРИАРХИИ

Блаженнейший! Делегация Вселенской Патриархии, прибывшая в Москву для участия в праздновании 500-летия провозглашения автокефалии Русской Православной Церкви, прежде чем покинуть Русскую землю, считает своим долгом выразить глубокую благодарность за гостеприимство, с такой готовностью оказанное нам Властью Гражданской и Церковной.

Особенно мы благодарим назначенных Вами руководителей: Ленинградского Митрополита Григория, переводчика Игумена Павла, Протодиакона Василия, Епископа Рязанского Филарета, Епископа Нектария, Протоиерея Александра Скворцова и Протоиерея Вонифатия Соколова.

Еще раз благодарим Ваше Священное Блаженство и просим Вам у Бога здоровья, крепости и всякого блага.

Митрополит Фиатирский Герман Митрополит Родосский Тимофей Протопресвитер К. Маройтакис

письмо ДЕЛЕГАЦИИ ГРЕЧЕСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

Блаженнейшему Патриарху Московскому и всея Руси Господину Алексию

Мы, нижеподписавшиеся, делегаты Священного Синода Греческой Церкви, намереваясь завтра с Божией помощью выехать из Москвы, считаем своим священным долгом высказать нашу глубочайшую благодарность Вашему Блаженству за отеческое гостеприимство, которым мы пользовались у Вас и у гражданских и церковных Властей.

Особенно мы благодарим назначенных Вами руководителей: Епископа Тираспольского г. Нектария и Епископа Рязанского г. Филарета, Протоиерея Александра Скворцова, Протоиерея Вонифатия Соколова, секретаря Иностранного отдела С. И. Филиппова, Протоиерея г. Андрея, и Игумена г. Павла, и особенно Протодиакона г. Василия.

Выражая снова нашу благодарность, мы лобзаем Вашу десницу и возносим к Богу усердные о Вас молитвы.

Представители Синода Греческой Церкви:

Филиппский и Неапольский Хрисостом Архимандрит Дамаскинос Хадзопуло

ТЕЛЕГРАММЫ ПОЛУЧЕННЫЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВОМ ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ СОВЕЩАНИЯ в 1948 г.

БУХАРЕСТ, РУМЫНИЯ.

Покидая гостеприимную территорию Советского Союза, в котором приобщились изобилием братской любви как духовенства, так и русского народа, от имени делегации Румынской Православной Церкви, от имени Румынского православного народа, как и от моего личного, шлем Вашему Святейшеству и всем сотрудникам наши чувства глубокой признательности и благодарности за внимание и любовь, которыми были окружены во все время нашего пребывания. Дружба и сотрудничество наших Церквей, укрепившиеся на Совещании Представителей Православных автокефальных Церквей в Москве будет способствовать углублению дружественных связей наших народов, являющихся защитниками мира всего мира по вечному завету Иисуса Христа.

С братской любовью во Христе Патриарх ЮСТИНИАН

СОФИЯ, БОЛГАРИЯ.

Возвратившись на родину, я и члены возглавлявшейся мною делегации спешим выразить Вашему Святейшеству глубочайшую благодарность за оказанный нам радушный прием во время пребывания нашего в Вашей великой стране. Дни юбилейного торжества и всеправославного Совещания оставили неизгладимые впечатления в нашей памяти.

Экзарх СТЕФАН

ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ.

Искренняя благодарность Вашему Святейшеству за Ваш чудесный прием и трогательную благожелательность.

Митрополит СЕРАФИМ и Игумен ДИОНИСИЙ

ПРАГА, ЧЕХОСЛАВАКИЯ.

Делегация благополучно возвратилась в Прагу. Сердечно благодарим Ваше Святейшество и сотрудников Патриархии за радушный прием, гостеприимство и заботы.

Митрополит ЕЛЕВФЕРИВ

НЬЮ-ЙОРК, АМЕРИКА.

Прибыли благополучно. Благодарим за сердечный прием в Москве.

Архиепископ МАКАРИЙ

ВЕНА, АВСТРИЯ.

Возвратившись благополучно, приносим Вашему Святейшеству благодарность за ласку и широкое гостеприимство. Привет и благодарность Георгию Григорьевичу от имени Венской делегации.

Архиепископ СЕРГИЙ

ГААГА, ГОЛЛАНДИЯ.

Прибыли благополучно, благодарим за все.

Архимандрит ДИОНИСИЙ и секретарь

БЕЛГРАД, ЮГОСЛАВИЯ.

Благополучно возвратились, сердечно благодарим за милостивое гостеприимство.

Сокаль, Неклюдов

Система Orphus